Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
Тильзит.
Иллюстрации А. В. Николаева
к роману «Война и мир»

(сайт "К уроку литературы")
 
Портрет князя М.И. Кутузова-Смоленского
работы Р.М.Волкова, 1812-1830 гг.
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 81
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
НРАВСТВЕННО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
ДОБРА И ЗЛА, ЧЕСТИ И БЕСЧЕСТИЯ,
ВЕЛИЧИЯ И НИЗОСТИ ЧЕЛОВЕКА,
ДОЛГА, ДРУЖБЫ, ТОВАРИЩЕСТВА

Цель:

раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л. Н. Толстого; совершенствовать умение обобщать прочитанное; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

Оборудование:
учебник, текст романа, опорный конспект, иллюстрации к роману.

Тип урока: комбинированный; урок-устный журнал с элементами беседы.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся характеризуют героев, выражая собственное отношение к ним; раскрывают сущность нравственной красоты человека в понимании Л. Н. Толстого; комментируют фрагменты текста, содержащие портретные характеристики, внутренние монологи, определяют их роль в раскрытии образов персонажей и художественного замысла Л. Н. Толстого; делают обобщающие выводы об идейном содержании романа и его художественных достоинствах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Что такое роман-эпопея? Каковы особенности этой жанровой разновидности?

• Что такое толстовские «мысль семейная» и «мысль народная»? На чём сходятся эти мысли?

2. «Под сенью дружных муз…»:
работа с репродукциями картин Р. Волкова «Портрет М. И. Кутузова» и Ж. Л. Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар»


• Рассмотрите репродукции картин Р. Волкова «Портрет М. И. Кутузова» и Ж. Л. Давида «Бонапарт на перевале Сен-Бернар».
Какие качества полководца Кутузова подчёркивает Р. Волков?

• Сопоставьте портреты Кутузова и Наполеона. Какое сходство и какие различия в подходе художников к изображению своих героев вы можете назвать? Аргументируйте свою точку зрения.

Р. М. Волков.
Портрет фельдмаршала М. И. Кутузова. Версия.
Жак Луи Давид.
Бонапарт на перевале Сен-Бернар. 1801

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать «энциклопедией человека и жизни». Писатель показал на страницах книги всё, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих «любимых» героев прекрасной душой и смог показать это с огромной силой и убедительностью…

«Есть две стороны жизни в каждом человеке: жизнь личная, которая тем более свободна, чем отвлечённее её интересы, и жизнь стихийная, роевая, где человек неизбежно использует предписанные ему законы»,— считал Л. Н. Толстой.

«Война и мир» — это итог нравственных и философских исканий Толстого, его стремлений найти правду и смысл жизни. Каждое произведение Толстого — это он сам: «Весь я — в моих писаниях».

IV. Работа над темой урока



1. Лекция учителя (с элементами аналитической беседы)
(Учащиеся составляют тезисы, участвуют в беседе.)

— Два пути есть в жизни — путь погони за внешними благами (богатство, чины, власть, возможность жить, развлекаясь и ничего не делая, ничего не давая жизни) и путь поиска ценностей духовных — стремление внести в жизнь что-то хорошее, доброе, быть нужным, полезным. На обеих дорогах — свои трудности, горести и свои радости. Истинная и ложная красота человека заключена в оценке исторических событий, характеров людей.

Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями, образами героев произведения. Характеризуя действующих лиц, оценивая их поступки, он сравнивает Наташу Ростову и Элен Безухову, княжну Марью и Жюли Карагину, Николая Ростова и Бориса Друбецкого и др.

• Каковы радости главных, любимых героев Толстого, недоступны князю Василию, Анатолю, Элен, Бергу, завсегдатаям салона Шерер?

• Чем похожи семейные ситуации Бориса Друбецкого и Фёдора Долохова? Каковы характеры этих двух персонажей?

• Каким образом каждый из них выходит из «ситуации кризиса»?

С первых же страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев обнаруживается и затаённая суть этих людей, и авторское отношение к ним. Многое в их будущей судьбе нам ещё неизвестно, многое даже окажется непредвиденным. Но контраст фальшивого, показного и человечески подлинного возникает с самого начала. Знакомя нас с блистательным салоном Анны Павловны Шерер, Толстой противопоставляет растлённую жизнь петербургской аристократии естественной жизни людей, близких народу. Это и Наташа Ростова, и её брат Николай, и Пьер, и княжна Марья.

• Почему сам Толстой считал центральным узлом эпопеи, в котором сходятся все её сюжетные линии, эпизоды увлечения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным и её раскаяния в этом своём увлечении?

Жизнь, настоящая жизнь состоит в искании истины, а истина — в единении людей. Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. К осознанию этого любимых героев Толстого приблизила война 1812 г. Она перевернула все их представления о жизни, она была великим испытанием для всей нации.

Название эпопеи многозначно: «Война и мир» — два состояния общественной жизни — тесно связаны между собой. В мирное время человек формируется, частично раскрывается; а в военное время, время великого испытания, окончательно определяется его суть. Истинный герой Толстого гармоничен. Автор «Войны и мира» верил в то, что нравственное усовершенствование человека — единственный путь к справедливости и правде. Сам мыслитель делает лучших своих героев не только глубоко чувствующими, но и мыслящими людьми.

Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости.

• В чём же, по мнению Толстого, человек может найти утешение?

Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны.

Психологический рисунок статичных предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз появляются перед читателем, вызывая раздражение: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен.

В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей внешности подчёркнуто всё негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх,— герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.

Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Важным для раскрытия психологии героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье.

• Какие ценности Толстой считает незыблемой и вечной мерой измерения хорошего и дурного, отвергающей всякие претензии великой личности на неизмеримость её дел и поступков?

Итак, герои Толстого, в конце концов, утрачивают свои иллюзии: князь Андрей понимает, как ничтожна слава, ничтожно счастье одного, построенное на несчастье многих, Николай Ростов не находит мира там, где его искал, у Пьера Безухова раскрываются глаза на окружающее общество. Утрата иллюзий потрясла внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начал искать выход, формировать своё жизнеощущение, жизнепонимание.

2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»

• Обсудите в группах и дайте аргументированные ответы на вопросы.

1-я группа.
В 60-е гг. XIX в. в русской литературе герой из дворянской среды изображался преимущественно как «лишний» человек, как личность, неспособная на активное действие в жизни общества. Центральные герои романа «Война и мир» — Пьер Безухов и Андрей Болконский — дворяне. Можно ли их считать «лишними» людьми? Почему Толстой изобразил героя из дворянской среды ищущим своё место в жизни?

2-я группа.
Л. Н. Толстой долго работал над началом романа «Война и мир» и остановился только на 15-м варианте. Он стремился, чтобы уже в самом начале повествования проявились, заявили о себе главные темы произведения. Докажите, что писатель решил эту задачу.

3-я группа.
Объясните, как вы понимаете главный принцип поэтики Л. Н. Толстого: «диалектика души». Обоснуйте свой ответ примерами из прочитанных вами произведений писателя, в которых этот принцип проявился с наибольшей силой.



3. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• Какие принципы порядочности, чести важны для автора «Войны и мира» при оценке им человека? Можно ли сказать, что эти принципы являются той разграничительной линией, по отношению к которой все персонажи его эпопеи строго располагаются по ту либо по эту сторону, то есть чётко делятся на положительных и отрицательных? Если да, назовите положительных и отрицательных героев эпопеи. Если нет, приведите примеры так называемых промежуточных персонажей.

4. «В творческой лаборатории режиссёра»:
работа с иллюстрациями-кадрами из фильма С. Бондарчука «Война и мир»
(размещены на доске или в виде раздаточного материала)


Наташа Ростова (актриса Людмила Савельева)


Князь Болконский (Вячеслав Тихонов)
и Наполеон Бонапарт (Владислав Стржельчик)


• Совпадает ли ваше представление о героях с тем, которое предложил зрителям режиссёр?

• Если бы режиссёром фильма были вы, каких актёров предложили бы на роли Пьера, князя Андрея, Наташи? Аргументируйте свою точку зрения.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Что в романе-эпопее Л. Н. Толстого особенно волнует нас, читателей XXI в.?

• Какие традиции Л. Н. Толстого как автора «Войны и мира» вы считаете самыми жизнеспособными и плодотворными?

• В каких произведениях современных писателей вы больше всего ощущаете воздействие Л. Н. Толстого и в чём именно?

2. Заключительное слово учителя

— По Л. Н. Толстому, нарушение вечных общечеловеческих законов нравственности как в жизни отдельного человека, так и в жизни народов — наказывается. Умирает в полном одиночестве Элен; с потерей ноги кончена жизнь Анатоля Курагина, так как духовной, внутренней жизни он не знает; терпит поражение Наполеон.

А человечество в целом? Разве по правде, по совести оно живёт? Разве не устраивает войн из-за корысти, из-за честолюбия? Расплата — все ужасы войны. В том числе — гибель лучших людей, таких, как князь Андрей и Петя Ростов.

Проблемы, поднятые Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам М. Горького,— «документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX в. личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…»

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся)
а) Составить устное сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой романа» или «Что я открыл для себя в романе…».
б) Составить краткие тезисы концепции мировосприятия одного из героев романа.

2. Опережающее задание (3 учащихся)
Выучить наизусть отрывки из романа «Князь Андрей в весеннем лесу…»; «Описание елей в лесу» (т. 2, ч. 3, гл. 1); «Описание дуба» (т. 2, ч. 3, гл. 3).

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика