Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 82
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ
И ИХ СВЯЗЬ С ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА

Цель:

продолжить работу по развитию навыков аналитического чтения; совершенствовать; совершенствовать навыки и умения анализировать эпизоды художественного произведения, обобщать прочитанное; воспитывать духовно богатую личность; раскрыть всемирное значение творчества Л. Н. Толстого.

Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, раздаточный материал, репродукция картины И. Левитана «Дуб».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание романа; анализируют эпизоды романа, определяют их роль в раскрытии образов персонажей и художественного замысла Л. Н. Толстого; делают обобщающие выводы об идейном содержании романа и его художественных достоинствах; отмечают значение романа Л. Н. Толстого для развития русской и мировой литературы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание устных сочинений (см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Чтение наизусть заранее подготовленными учащимися отрывков из романа «Война и мир»
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых сама по себе много значит. Лунная ночь в Отрадном, первый бал Наташи, охота… Все эпизоды служат общей связи романа, представляют единое целое, но и каждый в отдельности — завершён и по-сво ему интересен. Роль пейзажных описаний в романе очень велика.

По Толстому, сила жизни, сила природы — в вечном развитии. В природе он видит некую норму жизни. Пейзажи в романе помогают осмыслить внутренний мир героев. Курагины, лишённые внутренней душевной жизни, не изображаются в единстве с природой.

В противовес им князь Андрей, Наташа, Пьер понимают и любят природу. Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя, они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему. Каждому из любимых толстовских героев в своё время открывается «высокое бесконечное небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков.

Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир». Природа для автора эпопеи — это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Идеалом писателя был человек «естественный», близкий к природе. Поэтому одной из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. И сегодня на уроке мы убедимся в этом.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

Эпизод — относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени.

Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения.

С одной стороны, он является некоторым законченным целым: автор эпического произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не только в целом произведении. Все композиционные элементы в эпическом произведении стремятся к завершённости и относительной замкнутости. С другой стороны, эпизод — только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями.

Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, раскладывающийся на те же составляющие, что и «классический» порядок частей в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку.

Прежде всего нужно установить «ближайшие» связи эпизода: что ему предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он выполняет.

Исследуя эпизод, надо постоянно ставить перед собой вопросы: какую задачу решает автор, вводя художественные детали в произведение? Как деталь характеризует героев и их отношения? Встречаются ли эти детали в других эпизодах? Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?

Особенно часто встречаются в эпизодах описания интерьера и пейзажа. Это своего рода ключ, при помощи которого писатель помогает через деталь выйти на героя, его характер, авторскую позицию.

Пейзаж — один из содержательных и композиционных элементов художественного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира. Пейзаж может даваться через восприятие персонажа по ходу его передвижения. Описание пейзажа может выполнять ещё более сложную функцию — объяснить характер героя. Именно поэтому внутреннюю жизнь своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой параллелизм — характерная черта художественного метода писателя.

Любит ли Толстой природу? Скорее всего, его чувство сильнее, глубже того, что называют любовью, ибо он любит человека в ней, любит без восторженного трепета, без опьянения, он любит той великой и трезвою любовью, как можно любить «живую колесницу мирозданья», неразделимую с человеком. Во взглядах Л. Н. Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таинственного, призрачного, сумеречно-звёздного, сказочного и чудесного: природа у него — плоть от плоти народа, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью народной». Рассмотрим несколько эпизодов.

2. Аналитическая беседа

• Зачем писатель даёт описание дуба в весеннем лесу?

• Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Какова роль дуба в этой сцене? Какую ещё роль играет эта сцена?

• Перед вами картина И. И. Левитана «Дуб» (см. репродукцию ниже).
Как вы считаете, можно ли её считать иллюстрацией к строкам, которые вы только что услышали?

• В чём, по-вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?

• Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (т. 2, ч. 3, гл. 1–3). Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

• Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их задавленными, мёртвыми, а их зелень грубой?

• Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

• Вспомните другие сцены, где автор также подчёркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?

• Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

• 9 глава 4-й части 4-го тома романа завершается картиной звёздного неба:
«Звёзды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в чёрном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чём-то радостном, но таинственном, перешёптывались между собой…».
Раскройте связь этой картины с содержанием всей 9-й главы. Какая авторская мысль заключена в этой зарисовке звёздного неба?

• В каких других эпизодах романа авторские мысли находят выражение в картинах неба, простирающегося над землёй и людьми?

3. Самостоятельный (письменный) анализ описаний природы (по вариантам)

1-й вариант.
«Описание елей в лесу»
(т. 2, ч. 3, гл. 1).
(Главное — автор видел и ценил в природе, как и в людях, развитие.)

2-й вариант.
«Небо Аустерлица».

(Болконский видит небо, для него это — символ нового, высокого понимания жизни.)

3-й вариант. «Встречи князя Андрея с дубом».
(Природа — это олицетворение высшей мудрости.)

4-й вариант.
Природа перед Бородинским сражением.

(Выводы о приёмах изображения природы.)

4. Презентация результатов письменного анализа эпизодов

5. Мини-дискуссия «Размышления после прочитанного»


• Можно ли считать актуальными слова Л. Н. Толстого в романе «Война и мир»: «…воевать с таким народом, как вы,— преступление». Кому принадлежат эти слова и по какому поводу они сказаны?

• Согласны ли вы со словами Пьера Безухова: «Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…» Просто ли это? Где и по какому поводу сказаны эти слова?

• Для чего Л. Н. Толстой дважды стремится породнить Ростовых и Болконских? Чего у каждой семьи в избытке, а чего не хватает? Будь на то ваша воля, в какой из семей вы предпочли бы родиться, воспитываться и жить — и почему?

• Княжна Марья, и особенно, Наташа разочаровали многих читателей тем, какими они стали в эпилоге романа. Если эти героини разочаровали вас, то чем именно? Если нет, аргументируйте своё мнение.

• Едина ли семья Ростовых? Чем объяснить в ней особое положение Веры и Сони? В какие моменты и почему не согласна с мужем и детьми мать и к чему её приводит Толстой в старости? Каким бы стал Петя, дожив до возраста Николая?

• Монолитно ли семейство Болконских? Всё ли вы принимаете в его устоях? Хотели бы вы иметь такого отца, мужа, брата или сестру?

6. Выразительное чтение учащимися любимых отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

Рекомендации.

По ходу изучения романа учащиеся читали эпизоды, связанные с их любимыми героями. Но теперь любимых эпизодов стало больше, и они стали разнообразнее. Это позволяет учащимся снова пережить волнующие места великого произведения, ощутить его силу.

7. Самостоятельное ознакомление со статьёй учебника
«Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя. Интерес к Толстому в современном мире»

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Высокий нравственный пафос «Войны и мира» волнует писателей ХХ в., свидетелей новых опустошительных войн, в гораздо большей степени, чем современников Л. Н. Толстого. Немецкий писатель Леонард Франк в книге «Человек добр» назвал создателя «Войны и мира» величайшим борцом за те условия человеческого существования, при которых человек действительно может быть добр. В романе Л. Н. Толстого он увидел страстное участие к страданиям, которые война принесла всем людям и, прежде всего, русским людям.

В 1887 г. американец Джон Форест писал Л. Н. Толстому: «Ваши персонажи для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют столь же неотъемлемую часть русской жизни. За последние годы вы, Достоевский и Гоголь населили то пространство, которое раньше было для меня безлюдной пустыней, отмеченной лишь географическими названиям. Приехав теперь в Россию, я стал бы разыскивать Наташу, Соню, Анну, Пьера и Левина с большей уверенностью, что встречусь с ними, чем с русским царём. И если бы мне сказали, что они умерли, я очень огорчился бы и сказал: “Как? Все?”».

Художественные законы, открытые Л. Н. Толстым в «Войне и мире», составляют и поныне непререкаемый образец. Голландский писатель Тойн де Фрис выразился об этом так: «Больше всего захватывает меня всегда роман “Война и мир”. Он неповторим».

В наш век трудно найти человека, на каком бы языке он ни говорил, который не знал бы «Войну и мир». В книге ищут вдохновения художники, композиторы, перевоплощающие её в традиционных (опера С. Прокофьева) и в новых, неизвестных во времена Л. Н. Толстого, формах искусства, подобных кино и телевидению. Помочь читателю глубже, яснее, тоньше понять поэтическое слово, его силу и красоту — в этом главная задача и условие их успеха. Они дают возможность как бы увидеть своими глазами ту действительную жизнь, любовь к которой мечтал пробудить Л. Н. Толстой своей книгой.

В начале XX в. поэт Константин Бальмонт проводил лекции о классиках литературы XIX в. Чтобы показать величие гения Л. Толстого, К. Бальмонт начал свою лекцию о нём в абсолютно тёмном зале. Затем зажёг одну лампу со словами: «Это загорелась звезда Пушкина». Затем включил вторую: «А это звезда Лермонтова». А потом, подойдя к окну, одним махом сдёрнул штору — и в зал хлынул солнечный свет, который заполнил всё пространство: «А вот это Толстой!» Сегодня мы ещё раз соприкоснулись с творчеством гения, величайшим талантом, мощь которого по силам осознать не каждому.

Я надеюсь, что в дальнейшем вы ещё не один раз вернётесь к произведениям Л. Н. Толстого, чтобы открыть в них для себя что-то важное. Спасибо вам за активную работу, за глубокое знание текста, за умение мыслить и рассуждать, за то, что вы полюбили героев Толстого, сопереживали им.

VI. Домашнее задание

Подготовить рабочие материалы к сочинению на одну из тем:
«Война и мир в кавычках и без кавычек»;
«Кутузов и Наполеон как “информация к размышлению”»;
«Любимые страницы романа “Война и мир”»;
«В поисках смысла жизни» («Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского»);
«Человек и природа в романе “Война и мир”;
«Наташа Ростова на пути к счастью».

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
И. И. Левитан. Дуб. 1880.
Государственная Третьяковская галерея

(вернуться к уроку)

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика