Державин Г. Р. Жизнь и творчество. "Властителям и судиям", "Памятник". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина. 1795 г. ГТГ.
 
В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина. 1811 г. Всероссийский музей А.С.Пушкина.
 
Державин в Тамбове. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги "Державин"
 
Биография Г. Р. Державина
 
Портреты Г. Р. Державина
 
Державин Г. Р. «Фелица»
 
Державин Г. Р. «Властителям и судиям»
 
Державин Г. Р. «Памятник»
 
Державин Г. Р. «Признание»
 
Статья учебника «Гавриил Романович Державин»
 
Стихотворения Г. Р. Державина «Река времён в своём стремленьи...», «Признание» (урок литературы в 7 классе)
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН
(1743 – 1816)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 8. Г. Р. Державин: жизнь и творчество. "Властителям и судиям"

Урок 9. Г. Р. Державин. "Памятник"


УРОК 8
Г. Р. ДЕРЖАВИН: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО (ОБЗОР)
«ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ»

Основное содержание урока


Жизнь и творчество Г. Р. Державина. Идеи Просвещения и гуманизма в лирике Г. Р. Державина. Тема несправедливости сильных мира сего. Высокий слог и ораторские, декламационные интонации. Ода в актёрском исполнении

Основные виды деятельности.

Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение оды. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев и словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устный или письменный ответ на вопрос.

I. Жизнь и творчество Г. Р. Державина.
Идеи Просвещения и гуманизма в его лирике

Актуализация имеющихся знаний о Г. Р. Державине:


— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие факты биографии Державина вы считаете самыми важными?

— Какие его произведения вы уже изучали? Каковы их главные мысли?

— Соотнесите цитаты из произведений Державина с их названиями:

ТАБЛИЦА
Цитата
Произведение
1. Ум и сердце человечье Были гением моим
2. А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы
«На птичку» (3)
3. Пищит бедняжка вместо свисту;
А ей твердят: «Пой, птичка, пой!»


II. Конспектирование лекции учителя с включением сообщений учащихся:

— Г. Р. Державин на военной службе.

— Державин — государственный деятель.

— Первые литературные опыты Державина: «На рождение на Севере порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского», «Ключ».

— Державин-баснописец: «Лисица и Зайцы», «Струя и Дом», «Медведь и Рысь», «Голуби», «Гуси».

Примерный план лекции:

1. Детство и годы учения Державина.

2. Державин на военной службе (сообщение учащегося).

3. Начало литературной деятельности Державина (сообщение учащегося).

4. Державин — государственный деятель (сообщение учащегося).

5. «Фелица» — гимн императрице Екатерине II. Черты оды и сатиры в произведениях «Фелица», «На счастие», «Вельможа» (фрагменты).

6. Уроки Державина покровителям-самодержцам: «Признание» (см. текст ниже).

7. Державин-баснописец (сообщение учащегося).

8. Многообразие картин русской жизни и природы: «Русские девушки». Жизнь в Званке: «Евгению. Жизнь Званская».

9. Мысли о скоротечности бытия и неумолимом забвении: «Река времён в своём стремленьи…».

10. Последние годы жизни поэта. Соединение бытового и бытийного в поэзии Державина.

Формулирование вопросов к лекции учителя:

— Какие трудности испытал Державин в детстве и юности?

— Как началась его литературная деятельность?

— Чем отличались стихи Державина от предшествующей поэзии?

— Какие правила похвальной оды он нарушает в «Фелице»?

— Какие посты занимал Державин на государственной службе? Почему его придворная карьера не была успешной?

— Что нового появилось в поэзии Державина в последние годы?

— Как проявились в его творчестве идеи Просвещения и гуманизма?

— Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

III. «Властителям и судиям».
Тема несправедливости сильных мира сего.

Стихотворение в актёрском исполнении


— Какие проблемы поднимает Г. Р. Державин в стихотворениях «На счастие», «Вельможа», «Признание»?

Прослушивание сатиры «Властителям и судиям» в актёрском исполнении.

Вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:
земных богов, во сонме, доколе, рек, без обороны, покрыты мздою очеса, мнил, страстны, карай лукавых.

— Почему поэт противопоставляет «Всевышнего Бога» «земным богам»?

— Что осуждает поэт в своей сатире? Против каких пороков он выступает? В чём видит долг «властителей и судий»?

— Определите в стихотворении смысловые части и озаглавьте их

(строфы 1—3: наставления Всевышнего Бога земным богам;
строфа 4: осуждение властителей за взяточничество, злодейства и неправду;
строфы 5—6: монолог лирического я о скоротечности жизни и смертности «земных богов»;
строфа 7: призыв к Божественной справедливости и осуждению царей).

— Каков авторский пафос стихотворения?

— Прочитайте фрагмент Псалма 81:
«Бог стал в сонме богов; среди богов произнёс суд. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым? Давайте суд бедному и сироте; угнетённому и нищему оказывайте справедливость» (см. полностью текст ниже).

Докажите, что стихотворение Державина является переложением Псалма 81.

— Докажите, что в стихотворении звучит мысль о гражданском долге перед Отечеством, об исполнении законов всеми членами общества.

Высокий слог и ораторские, декламационные интонации
Аналитическая беседа:


— Найдите в тексте стихотворения слова и выражения высокого стиля. Какова их роль?

— *Укажите функции риторических обращений, восклицаний.

— Почему для поэта важны ораторские, декламационные интонации.

— *Выпишите из стихотворения наставления властителям и судиям и прокомментируйте в них смысловую роль глагольных форм.

IV. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы
«Властители и рабы в стихотворении Г. Р. Державина „Властителям и судиям“» (см. стихотворение ниже):

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Властители и рабы в стихотворении Г. Р. Державина „Властителям и судиям“»
«Властители и судии»
«Рабы»
Земные боги, щадить неправедных и злых, лица сильных, не внемлют, видят — и не знают, покрыты мздою очеса, злодействы, неправда, боги властны, страстны, смертны, падёте, умрёте, лукавые
Без помощи, без обороны, сироты и вдовы, беды, невинные, несчастливые, бессильные, бедные, оковы, последний раб, правые, моление

— Какую роль играет в тексте антитеза?

Что в нём противопоставлено?

— Какие особенности русского классицизма проявились в этой сатире?

Итоговые вопросы:

В чём заслуги Г. Р. Державина перед русской культурой?

В чём нравственный смысл и новаторский характер сатиры «Властителям и судиям»?

Домашнее задание

Подготовить тезисы статьи учебника «Гавриил Романович Державин»
и выучить наизусть сатиру «Властителям и судиям».

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение «Тема поэта и поэзии в одах Г. Р. Державина „Видение мурзы“, „Соловей“ и „Лебедь“».

Ответить на вопрос: «Почему в оде „Бог“ Державин прославляет человека?»

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Читательская конференция «В творческой лаборатории Державина» (с использованием заданий из одноимённого раздела учебника и материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»).



УРОК 9
Г. Р. ДЕРЖАВИН.
«ПАМЯТНИК»

Основное содержание урока.


Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина. Стихотворение «Памятник» в актёрском исполнении. Мысль о бессмертии поэта. Оценка Державиным собственного поэтического новаторства. «Забавный русский слог» Державина и его особенности.

Основные виды деятельности.

Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выводы о специфике художественного мира, проблематики и тематики стихов Г. Р. Державина.

I. Ода как жанр лирической поэзии
Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина

Вступительная беседа:


1. В каких произведениях Г. Р. Державин обращается к теме поэта и поэзии?

2. Как эта тема отразилась в стихотворениях «Признание», «На птичку», «Река времён в своём стремленьи…»? Подтвердите свои мысли цитатами.

Сообщения учащихся:

«Тема поэта и поэзии в стихотворениях Державина
„Видение мурзы“,
„Соловей“,
„Лебедь“».

Запись цитат из этих стихотворений на тему поэта и поэзии.

II. Стихотворение «Памятник» в актёрском исполнении
Мысль о бессмертии поэта.
Оценка собственного поэтического новаторства

Прослушивание стихотворения «Памятник» в актёрском исполнении.
(Слушать стихотворение в исполнении А. Кутепова (0:54):

Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Прокомментируйте слова и выражения: тлен, по смерти станет жить, доколь славянов род вселенна будет чтить, от Белых вод до Чёрных, Рифей, в народах неисчётных, в забавном русском слоге, добродетели Фелицы, беседовать о Боге, истину царям с улыбкой говорить, чело своё зарёй бессмертия венчай.

— Какова тема этого стихотворения?

— Прокомментируйте развёрнутую метафору в первой строфе.

— Какая часть человека может жить «по смерти»?

— Докажите, что в стихотворении судьба одного человека соединяется с судьбой целого народа.

— В чём поэт видит свою заслугу перед Отечеством? Как он оценивает своё поэтическое новаторство? В чём видит залог своего бессмертия?

— Выпишите слова высокого стиля и объясните их смысловую роль.

— Объясните смысл последней строфы и её функцию в стихотворении.

— *Каково поэтическое пространство текста и его смысловая роль?

— *Прокомментируйте переклички «Памятника» с одами «Фелица», «Бог», «Властителям и судиям».

— *Почему Державин следует традициям оды Горация «К Мельпомене»?

III. Практическая работа.
Составление плана ответа на вопрос: «В чём видит свои поэтические заслуги лирический герой „Памятника“ Г. Р. Державина?»

Примерный вариант плана:


1. Тема поэта и поэзии в лирике Державина.

2. Обращение Державина к античным образцам.

3. Метафорический образ «чудесного, вечного» памятника.

4. Высокая оценка поэтом своего вклада в русскую литературу.

5. Переклички «Памятника» с одами Державина «Фелица», «Бог», «Властителям и судиям» и одой Горация «К Мельпомене».

6. Смысл обращения к музе в финале стихотворения.
Согласно легенде, первое слово, произнесённое ребёнком Державиным, было слово «Бог!», которое он сказал, увидев на небе чудесную комету с шестью хвостами. Она была открыта 9 декабря 1743 года голландским астрономом Клинкенбергом и независимо 13 декабря швейцарским астрономом де Шезо. Русские учёные наблюдали эту комету в феврале—марте 1744 года, когда Державину было всего 7—8 месяцев.
Но одна из его лучших од о человеке называется «Бог». Слушать оду в исполнении Н. Бурляева (07:16).

IV. Сообщение учащегося
«Почему в оде „Бог“ Г. Р. Державин прославляет человека?».

Обобщающая беседа:


В чём необычность изображения Бога в оде Г. Р. Державина?

Почему Державин обнажает двойственность человеческой природы: тело и дух?
(Тело человека смертно, а дух бессмертен.)

В чём видит поэт истинное предназначение человека?
(В бессмертии духа, которое даровано человеку Богом.)

Какие идеи современной ему науки поэт воплощает в оде?
(Поэт верит в современные ему научные открытия о множественности миров и видит Бога в бесконечности пространства, вечности времени, постоянном движении материи.)

В каких отношениях у Державина находятся Бог и человек?

(Поэт уверен в Божественном происхождении человека, хотя осознаёт свою ничтожность перед Богом. При этом человек не считается равным Богу, но становится способным понять Божественный мир и своё место в нём.)

Вопросы 1 и 3 из раздела учебника «В творческой лаборатории Г. Р. Державина».

V. «Забавный русский слог» Г. Р. Державина и его особенности

Анализ отрывка из школьного сочинения


В чём «дерзость» Г. Р. Державина?
В отступлении от знаменитых «правил» классицизма. Правила эти требовали, чтобы поэт «вещал», провозглашал в виде вечных истин те абстрактные добродетели, которые «положены» императорскому сану и выражались общим для од слогом. Державин же создал «забавный русский слог», помогавший ему раскрывать во всём, о чём бы он ни писал, свою личность. Шутка выявляла индивидуальный склад ума, манеру понимать вещи и взгляд на мир, свойственный именно данному поэту, его личное отношение к Екатерине II — человеку с характерными для него привычками, делами, заботами. Высокая простота лексического ряда, ямб как нельзя лучше воплощают спокойный, уверенный, далёкий от мирской суеты ход размышлений.

Вопросы для обсуждения:

— В чём плюсы рассуждений автора сочинения?

— Смог ли он раскрыть, что такое «забавный русский слог»?

— Подкрепляются ли рассуждения примерами из стихотворений?

— Охарактеризован ли взгляд поэта на мир?

— Что такое «высокая простота лексического ряда»?

— Почему ход размышлений автора «как нельзя лучше» воплощает ямб?

— Сделайте вывод о недостатках сочинения и усовершенствуйте его.

Обобщающая беседа:

В чём новаторский характер од Г. Р. Державина?

В чём новаторство языка од и стихотворений Державина — «забавного русского слога»?

Ответы на вопросы викторин № 2 и 3 из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Итоговые вопросы:

Каковы особенности художественного мира, проблематики и тематики произведений Г. Р. Державина?

В чём видит свои поэтические заслуги лирический герой «Памятника»?

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Памятник» наизусть.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или выполнить «Творческое задание» учебника (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения о Горации и истории переводов оды «К Мельпомене» с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. http://17v-euro-lit. niv.ru/17v-euro-lit/pustovit-istoriya-kultury/goracij-melpomene.htm, http://www.klgd.ru/city/his-tory/pregol/pr4_2.php?print=Y).

Подготовить выразительное чтение стихотворений Горация Горация «К Мельпомене» (перевод С. Шервинского), М. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…», А. Фета «К Мельпомене», В. Брюсова «Памятник», В. Ходасевича «Памятник», И. Бродского «Памятник» и «Я памятник себе воздвиг иной…», Р. Гамзатова «Памятник», В. Высоцкого «Памятник», М. Щербакова «Воздвиг я памятник» и др. (по выбору учителя).

Следующий урок: Квинт Гораций Флакк. "К Мельпомене" >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



«ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ»
Г. Р. Державин
[2]

Восстал Всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме[3] их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса[4]:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет[5] небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

1780 (?), 1787

Источник: Г. Р. Державин. Сочинения. – М.: Правда, 1985.

(вернуться к уроку)


«ПРИЗНАНИЕ»
Г. Р. Державин
[7]

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я — Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, —
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, —
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, —
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, —
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

1807

Источник: Г.Р. Державин. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1957. С. 342—343.
(вернуться к уроку)


БИОГРАФИЯ
Г. Р. Державина

(1711 – 1765)

Гавриил Романович Державин родился в Казанской губернии в небогатой дворянской семье. В начале своей жизни он узнал и горе, и нужду. Первоначальное скудное образование получил дома, затем обучался в казанской гимназии, которую, однако, не закончил. В 1762 году он прибыл в Преображенский полк в Петербург и долго служил солдатом. Лишь через десять лет его произвели в прапорщики. К тому времени он на своем опыте изучил военные и гражданские порядки, что позволило ему сохранить трезвость ума и здравый смысл.

В 1773 году Державин выступил в печати. В том же году был прикомандирован к секретной следственной комиссии и в течение 1774 года служил в войсках, действовавших против Пугачева. Там он продолжал писать стихи. Спустя два года из написанных стихотворений составился сборник. Выход его остался незамеченным, хотя наиболее чуткие читатели, как, например, младший современник Державина И. И. Дмитриев, находили в стихах молодого поэта «благородную смелость, строгие правила и резкость в выражениях». Серьезная поэтическая работа началась в Петербурге, когда в 1777 году Державин был переведен туда на статскую службу. Вскоре он женился.

Первые произведения («На рождение в Севере порфирородного отрока», «На смерть князя Мещерского», «Ключ»), принесшие Державину поэтическую известность, появились в 1779 году. Поэт полагал, что «велелепие и пышность» оды «несвойственны» его таланту. Следуя этому убеждению, он перенес античных богов в суровую русскую зиму и обошелся с ними запросто. Борея, например, он назвал «лихим стариком». Славя рождение великого князя Александра, будущего императора Александра I, он решился наставлять его:

Будь страстей своих владетель,
Будь на троне человек!

В эти годы Державин входит в дружеский литературный кружок. Там собирались писатели Н. А. Львов, В. В. Капнист, баснописец И. И. Хемницер.

«Фелица»
(«Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам своим в Санкт-Петербурге. Передана с арабского языка»)
(1782).
Екатерина II обратила внимание на Державина, когда он опубликовал оду в журнале «Собеседник любителей русского слова» (1783).

Державин опоэтизировал Екатерину II, создав ее живой облик и отдав должное ее человеческим качествам — энергии, деловитости, умению прощать слабости и промахи, простоте, справедливости. Императрице противопоставлен иронический двойник автора — ленивый и любящий роскошь мурза. Одновременно Державин задел и екатерининских вельмож, занимавших влиятельные посты в государстве. Как похвала Екатерине, так и нравоописательные картины, изображавшие сановников и мурзу, были выражены в непринужденном разговорном тоне, с живым, неподдельным юмором. В оду вошли будни, реальный быт, обстановка и распорядок державинского дома. Все это решительно противоречило традиционным жанровым и стилевым признакам похвальной оды. Впоследствии Гоголь как заслугу Державина отметил «необыкновенное соединение самых высоких слов с самыми низкими и простыми». Один из поэтов — современников Державина также поставил ему в заслугу простоту стиля:

Наш слух оглох от громких лирных тонов...
Признаться, видно, что из моды
Уж вывелись парящи оды.
Ты простотой сумел себя средь нас вознесть!

Екатерина II оценила адресованную ей оду, и перед Державиным открылись двери дворца. Он был назначен правителем Олонецкой, а потом Тамбовской губерний. Приближенный затем ко двору, поэт не вписался в его атмосферу, и конфликты с императрицей и с ее фаворитами следовали один за другим. Екатерина II в конце концов сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Впоследствии так же поступили Павел I, призвавший Державина на службу и вскоре отказавшийся от его услуг, и Александр I, сделавший Державина министром юстиции и через год освободивший поэта от этих обязанностей. Придворная карьера Державина каждый раз оканчивалась ссорой между гордым, прямым, честным, крутого нрава поэтом и покровителями-самодержцами.

На поэтическом поприще Державин добился несравнено больших успехов. Смелое скрещение бытового просторечия и высоких речений, которое было удачно опробовано им в «Фелице», теперь проникло в его оды «На счастие», «Вельможа» и др. Поэту удалось сплавить высокий, одический жанр и стиль с сатирическим.

Богатая жизненная школа дала Державину возможность увидеть настоящий мир — великолепную, многоцветную и многозвучную природу в ее движении и изменениях, красоту простых людей, привлекательность крестьянских девушек («Pyccкиe девушки»), незабываемые простые и тихие радости семейного бытия («Евгению. Жизнь Званскаи»). Но Державин ценил и пиршества знати с их богатством и красочностью, обилием блюд и разнообразными утехами, которые у него непременно связываются с мыслью о скоротечности бытия и неумолимом забвении. В этом чувствуется жизнелюбивый человек XVIII столетия, принадлежащий к богатой, блестящей и пышной культуре, который скорбит о ее уходе с риторической сцены.

Вместе с тем в своей жизни Державин повидал не только роскошные обеды богачей и вельмож. Ему были знакомы тяжелые условия народного труда и быта, упоение помещиков своей властью, лихоимство чиновничества и судей, бесстыдное воровство сановников.

Державин стремился укрепить самодержавие и выступал против тех, кто нарушал и презирал законы монархии.

«Властителям и судиям» (1787)
В сатире «Властителям и судиям» поэт предал позору продажность «властителей», сильных мира сего, открывших дорогу «злодейству и неправде». Он, слыша молитвы и жалобы угнетенных и обиженных, грозил нечестивцам страшной карой:

Воскресни, Боже! Боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых
И будь един царем земли!

После выхода в отставку Державин посвятил себя литературным трудам. Несколько месяцев ежегодно он проводил в своем имении Званка Новгородской губернии. Помимо занятий поэзией, Державин обратился к драматургии и сочинил несколько оперных либретто и трагедий. В его новом доме в XIX веке заседало литературное общество «Беседа любителей русского слова». Итог творческой деятельности Державина был подведен выходом в 1808—1816 годах собрания его сочинений, которое стало крупным культурным событием страны.

В последние годы творчества Державин оказался не чужд новым веяниям в литературе: у него проскальзывают и сентиментальные ноты, и романтические мотивы. Поэт чувствовал, что настало время для проникновения личного начала в литературу, в частности в поэзию, и пошел навстречу новым художественным исканиям. В его поэзии частный, бытовой мир начал соединяться с космическим и вселенским. В единстве их обнаружилась тесная и неожиданная связь, примиряющая противоречия бытия. Практический выход из этих противоречий виделся Державину в мудрой «умеренности», в прославлении «золотой середины», в единстве радостей сельской жизни с ее прозаическими и поэтическими сторонами. К этому призывал Державина его любимый античный поэт Гораций (о его творчестве см. на с. 309—314 второй части учебника). К его знаменитому сочинению и обратился Державин, раздумывая о сделанном в поэзии. Он, как и Гораций, как впоследствии Пушкин, создал себе своими поэтическими трудами «нерукотворный памятник».

«Памятник» (1795)
В оде «Памятник» Державин поставил себе в заслугу то, «что первый... дерзнул в забав иом русском слоге/О добродетелях Фелицы возгласить,/ В сердечной простоте беседовать о Боге/И истину царям с улыбкой говорить». Державин назвал здесь самые громкие свои произведения — оду «Бог», оду-сатиру «Фелица», с которой началась его слава, сатирические произведения и лирические сцены сельской жизни. Высокое в его поэзии встало рядом с низким, и поэзия вдруг оживилась, обрела невиданную дотоле выразительность, искренность и простоту.

Державин преобразовал русскую поэзию и открыл перед ней новые дороги. Его стихи не могут оставить равнодушными и сегодняшнего читателя, потому что в них горит поэтический огонь, благодаря которому они доставляют истинное художественное наслаждение.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Г. Р. Державина


Многие выдающиеся русские писатели и литературоведы высоко ценили талант и литературное наследие Г. Р. Державина. Прислушайтесь к отдельным высказываниям.

«Некоторые оды Державина, несмотря на неровность слога и неправильность языка, исполнены порывами истинного гения...»

«Державин, со временем переведенный, изумит Европу, а мы из гордости народной не скажем всего, что мы знаем об нем...»
А. Пушкин

«Поэтическое «парение», достигающее у Державина такого подъема и взмаха, как, может быть, ни у кого из прочих русских поэтов, служит ему верным залогом грядущего бессмертия — не только мистического, но и исторического.
... Бессмертный и домовитый, Державин — один из величайших поэтов русских».
В. Ходасевич. «Державин»

«Вот уж подлинно глыба грубой руды с яркими блестками чистого, самородного золота... И таковы-то все анакреонтические стихотворения Державина: они больше, нежели все прочие, служат ручательством его громадного таланта...»
В. Белинский

Интересны наблюдения исследователей в книге «Творчество Г. Р. Державина» (Материалы конференции.— Тамбов, 1993). Подумаем и мы над рассуждениями литературоведов...

1. «В оде «Бог» вдохновение поднимает поэта, возвышает до божественного проникновения... Бог — это все: миры, Вселенная, бесконечное пространство и время. Человек перед Богом — это одна точка, а вся земная твердь капля, «в море опущенна». И поэт ничто перед Богом, но Тот снабдил его вдохновенной возможностью знать жизнь и парить в небесах, и он уже «не ничто»! Поэта поднимает талант, вдохновение его обожествляет, над слабыми смертными возвышает его «слово»...»
Прочитайте оду «Бог». Подумайте над высказыванием исследователя. Согласны ли Вы с ним?

2. Известно, что Державин-баснописец использовал пословицы в своих произведениях «Лисица и Зайцы», «Струя и Дом», «Медведь и Рысь», «Голуби», «Гуси» и др.
Как можно объяснить строку: ...чтоб стен не разби вить своим безумно лбом («Медведь и Рысь»)?

Он также использовал отдельные элементы народных афоризмов:
...напрасно роем ров бессильным мы. соседям («Лисица и Зайцы»), ...помедлить бы Гусям хвалиться,/ Поколь весна не возвратится («Гуси»).
Встречали ли Вы пословицы в других произведениях Державина? Приведите примеры.

3. Исследователи утверждают, что «...образы из мира природы для Державина — отправная точка его философских размышлений о Боге, человеке, жизни и смерти, о смысле существования». Могли бы Вы подтвердить эту мысль на примере прочитанных самостоятельно произведений Державина?

4. Любопытны суждения литературоведов о роли света и цвета в поэзии Державина:
«Державин — «цветовой» поэт»; «Интенсивность света и цветовая гамма значительно преобладают над звукописью его стиха...»; число использованных автором цветообозначений к определенному объему текста у Державина — 98, в сказках Пушкина — 74, в прозе Гоголя — 85.

«Многие цветообозначения метафоричны (красножелта ряса-листва деревьев осенью; лиловые ковры-туманы...)»; «...Специфика державинской колористики заключается в чрезвычайном богатстве и разнообразии красок, тонов, полутонов, оттенков, цветовых смешений. В ней представлено все многообразие спектра. Так, власы у Державина желты, златы, златоструйчаты, коричные, черны, орехокурчаты, льну подобны, снегоблещущи; глаза (очи) — светлые, голубые, небесные и голубые, сафирны, сафирно-светлые, небесам подобны, черны, черно-пламенные...» и т. д.

Понаблюдайте над использованием Державиным цвета и подготовьте рассуждение на эту тему.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что нового Вы узнали о Державине? Чем заинтересовала Вас личность поэта? Почему Державину пришлось покинуть губернаторство в Олонецкой и Тамбовской губерниях, хотя сделано им было гам немало полезного?

2. Какие произведения Державина Вам известны? Расскажите о них. Прочитайте их, покажите, как проявилось в них новаторство поэта.

3. В чем пафос стихотворений «Властителям и судиям», «Памятник»? Против каких пороков выступает автор?

4. Как Вы понимаете строки?

5. Прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? Подготовьте рассуждение на эту тему, обратив внимание на то, что сам поэт относит к своим заслугам.

6. В чем видит автор долг «властителей и судий»?

...Доколь славянов род вселенна будет чтить.
...В сердечной простоте беседовать о Боге
И истину царям с улыбкой говорить.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА

1. Перечитайте тексты стихотворений Державина. Найдите в них восклицательные предложения (строки), риторические вопросы. Подумайте, что с их помощью достигается. Покажите это при чтении.

2. Выучите наизусть стихотворения «Властителям и судиям», «Памятник», подготовьте выразительное чтение, подчеркнув их пафос.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. Пафос гражданского негодования особенно сильно проявляется в стихотворении Державина «Властителям и судиям», представляющем собою переложение 81-го библейского псалма[6] (Первоначально Державин назвал свое произведение «Ода. Извлечение из псалма 81»).
Поэт успел дважды опубликовать различные редакции этого стихотворения, пока в 1795 году оно не попало на глаза Екатерине II. Разразился страшный скандал. Обличительный пафос «дерзкого» стихотворения Державина был настолько силен (да еще на фоне только что свершившейся французской революции 1789–1793 годов), что поэту предстояло объяснение по поводу этого произведения с секретарем тайной канцелярии «кнутобойцем» С. И. Шешковским. Державин вынужден был написать специальную оправдательную записку, где доказывал, что его стихотворение никак не может быть причислено к «якобинским» (т. е. революционным, вольнодумным), так как «царь Давид (чей псалом переложил поэт во «Властителях и судиях») не был якобинец, следовательно, песни его не могут быть никому противными». (вернуться)

3. Сонм – большая группа, собрание кого-либо (в данном случае – царей). (вернуться)

3. Мзда – взятка; плата, вознаграждение. Очеса (очи) – (устар.) глаза. (вернуться)

5. Зыблет – колеблет. (вернуться)

6. Псалом – религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов (см. псалом 81 ниже) приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.

Псалом 81
Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд:
Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?
Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость;
избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых.
Не знают, не разумеют, во тьме ходят; все основания земли колеблются.
Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы;
но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей.
Восстань, Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

В стихотворении «Властителям и судиям» Державин поднимает одну из важнейших проблем общества – взаимодействие власти и «властителей» и простого народа. Ещё известный царь древности Давид обращался к этому вопросу в 81 псалме, переложением и осмыслением которого и является стихотворение Державина «Властителям и судиям».
Жанр литературного переложения псалмов занимал в эпоху Просвещения одно из ведущих мест в поэзии. Отдавая дань тенденциям, Державин переложил более 26 псалмов, по преданию, сочинённых библейским царём Давидом. Давид – сын пастуха, искусно игравший на арфе. Благодаря смелости и силе, победил богатыря Голиафа и был принят на воинскую службу. Вскоре стал военачальником. Позже был провозглашён царём и правил около 40 лет. Известен как создатель псалмов.
Собрание ста пятидесяти псалмов под названием «Псалтырь» вошло в Библию. Отдельные псалмы становились порой революционными гимнами. Так, например, 81-й с резкими нападками на «земных богов» (злых царей и вельмож) стал в 18 веке антимонархической песней якобинцев. Этот псалом послужил основой и для державинского стихотворения. (вернуться)

7. «Признание» — это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г., ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г. (вернуться)

 
Жилой дом городской усадьбы Г. Р. Державина на набережной р. Фонтанки в Петербурге. Гравюра Менже. 1819 г.
 
Усадьба Г.Р.Державина Званка. Гравюра начала XIX века
 
Музей Г. Р. Державина и русской словесности, СПб. Столовая. На стене напротив – портрет Д. А. Державиной работы художника В. Л. Боровиковского
Дарья Алексеевна Державина (1767–1842), урожденная Дьякова,
была второй женой Г.Р.Державина, воспевшего ее в своих стихах под именем Милены.
См. подробнее о доме на Фонтанке:
Дом Державина на Фонтанке. Ходасевич В.Ф. Фрагмент из книги "Державин".
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика