Пушкин А. С. Я памятник себе воздвиг нерукотворный. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 Портреты А. С. Пушкина
 
 Статья учебника "Биография А. С. Пушкина"
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества А. С. Пушкина
 
 Пушкин А.С.
Из стихотворений 1825 – 1827 гг.
 
Пушкин А. С. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
 
Гораций. «К Мельпомене» (перевод С. Шервинского)
 
Державин Г. Р. «Памятник»
 
Фет М. А. «Воздвиг я памятник вечнее меди прочной...: К Мельпомене»
 
Ломоносов М. В. «Я знак бессмертия себе воздвигнул...»
 
 Ходасевич В. Ф. Памятник
 
Брюсов В. Я. «Я памятник создам не на земной твердыне...»
 
Урок по стихотворению Г. Р. Державина "Памятник"
 
 Урок 10. Гораций. «К Мельпомене» (урок литературы в 9 классе)
 
 Статья учебника о стихотворении А. С. Пушкина "Пророк"
 
Вид на Михайловский замок со стороны Фонтанки. Художник Ф.Я.Алексеев, 1810 г.
 
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Уроки по творчеству А. С. Пушкина в 7 классе
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…»

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 28. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

Урок 29. А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов

Урок 30. А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

Урок 31. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта

Урок 32. А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения

Урок 33. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Урок 34. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина. Урок развития речи 3


УРОК 33
А. С. ПУШКИН.
«Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…»

Основное содержание урока

Самооценка творчества в стихотворении. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии. Стихотворение в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос.

I. Самооценка творчества в стихотворении.

Стихотворение в актёрском исполнении

Концерт-миниатюра из стихотворений на тему памятника:
(см. также:  Урок 10. Гораций. «К Мельпомене»)

Горация (в переводе С. А. Шервинского), М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. А. Фета.

— Каким представляет каждый из поэтов свой памятник?

— *В чём сходство и различия их стихотворений?

II. Прослушивание актёрского чтения стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (см. текст ниже):
и ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Выполнение задания из раздела учебника «Развиваем дар слова»
(после стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

— Рассмотрите изображение Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге (см. изображение ниже)
и колонны в городе Александрии.

*Какой из этих памятников назван в стихотворении Александрийским столпом? Каково значение слова столп?

— О каком «нерукотворном памятнике» и «народной тропе» пишет поэт?

— Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Как решается в стихотворении вечная проблема смерти и бессмертия? Подтвердите свои мысли примерами.

— Как в нём отражена проблема противостояния поэта и толпы? Для доказательства своих мыслей прокомментируйте последнюю строфу.

*Найдите в тексте лексику, характерную для религиозных текстов. Как христианский подтекст расширяет светское содержание стихотворения?

— *Какие традиции мировой литературы продолжает пушкинское стихотворение? Сравните его со стихами Ломоносова и Державина.

III. Чтение статьи учебника «„Я памятник себе воздвиг нерукотворный…“ (1836)» (см. текст ниже)

Формулирование вопросов к тексту статьи.

Примерный перечень вопросов, который должен получиться у школьников
:

— Как понять смысл слова нерукотворный в стихотворении А. С. Пушкина?

— Какие слова стихотворения вписывают его в религиозный контекст?

— В чём своеобразие пушкинских метафор?

— Каким смыслом обладает в стихотворении слово свобода?

IV. Вечность темы памятника в русской и мировой поэзии

Практическая работа.
Сопоставление стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» со стихами поэтов XX века:


Группа 1.
Со стихотворениями «Памятник» В. Я. Брюсова (см. текст ниже)
и «Памятник» В. Ф. Ходасевича (см. текст ниже).

Группа 2.
С фрагментами из стихотворения В. В. Маяковского «Юбилейное» (со слов «Ну, пора: / рассвет / лучища выкалил…» до конца стихотворения)
и из поэмы А. А. Ахматовой «Реквием» (со слов «А если когда-нибудь в этой стране…» до конца поэмы).

Группа 3.
Со стихотворениями «Я памятник воздвиг себе иной…» И. А. Бродского (см. текст ниже)
и «Памятник» Р. Г. Гамзатова.

*Группа 4.
С песнями В. С. Высоцкого «Памятник»
и М. К. Щербакова «Воздвиг я памятник…».

План работы групп:

1. Выразительное чтение или прослушивание звукозаписи стихотворения (или песни) XX века на тему памятника.

2. Сообщение об истории создания стихотворения (или песни).

3. Выявление общности и различий произведений XX века на тему памятника и стихотворения А. С. Пушкина.

Итоговый вопрос:

Почему поэтов всех времён привлекала тема памятника?

Домашнее задание

Заполнить девятую графу хронологической таблицы.

Выучить наизусть стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».

Письменно ответить на итоговый вопрос урока или на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Сопоставить стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» с одним из стихотворений предшественников и последователей А. С. Пушкина (по выбору учащихся).

*Сопоставить стихотворение с ранними стихами Пушкина о смерти: «Элегия» («Я видел смерть; она в молчаньи села…»), «Желание», «Моё завещание» («Хочу я завтра умереть…»), «Моя эпитафия» — и стихотворением 1825 года «Андрей Шенье».

Выполнить задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

Групповое задание.

Выполнить коллективный учебный проект.

Проект. Коллективный сборник школьных исследовательских работ «Тема памятника в русской и мировой поэзии».



УРОК 34
ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ
НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ПО ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 3


Основное содержание урока.
Создание текста на литературном материале с использованием своего жизненного и читательского опыта.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

I. Создание текста на литературном материале
с использованием своего жизненного и читательского опыта

Создание письменного ответа на один из проблемных вопросов:


1. Как отразился в лирике Пушкина мотив свободы и служения Родине?

2. Каким изображено любовное чувство в интимной лирике поэта?

3. Почему дар поэта Пушкин считает пророческим?

4. Как отражены в лирике Пушкина философские проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия?

II. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Полный развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов (с использованием цитирования).

Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Письменно ответить на вопрос 7 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

Прочитать поэму А. С. Пушкина «Цыганы».

Индивидуальные задания.

Прочитать и подготовить краткие сообщения о южных поэмах А. С. Пушкина.

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Цыганы». Урок внеклассного чтения 4 >>>

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.



«К МЕЛЬПОМЕНЕ»
Гораций
[2]

Книга 3. Ода XXX

Создал памятник я, бронзы литой прочней,
Царственных пирамид выше поднявшийся.
Ни снедающий дождь, ни Аквилон[3] лихой
Не разрушат его, не сокрушит и ряд

Нескончаемых лет — время бегущее.
Нет, не весь я умру, лучшая часть меня
Избежит похорон. Буду я вновь и вновь
Восхваляем, доколь по Капитолию

Жрец верховный[4] ведет деву безмолвную.
Назван буду везде — там, где неистовый
Авфид[5] ропщет, где Давн[6], скудный водой, царем
Был у грубых селян. Встав из ничтожества,

Первым я приобщил песню Эолии[7]
К италийским стихам. Славой заслуженной,
Мельпомена, гордись и, благосклонная,
Ныне лаврами Дельф мне увенчай главу.
Перевод С. Шервинского

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

(вернуться к уроку)


К МЕЛЬПОМЕНЕ
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной...
А. А. Фет
[8]

* * *
Воздвиг я памятник вечнее меди прочной
И зданий царственных превыше пирамид;
Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный,
Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, весь я не умру, и жизни лучшей долей
Избегну похорон, и славный мой венец
Все будет зеленеть, доколе в Капитолий
С безмолвной девою верховный ходит жрец.[9]

И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый[10]
Стремительно бежит, где средь безводных стран
С престола Давн[11] судил народ трудолюбивый,
Что из ничтожества был славой я избран

За то, что первый я на голос эолийский[12]
Свел песнь Италии. О, Мельпомена, свей
Заслуге гордой в честь сама венец дельфийский
И лавром увенчай руно моих кудрей.
1854

Источник: Фет А. А., «Гораций: Оды в 4-х книгах», СПб., 1856.
(вернуться к уроку)


Я ЗНАК СЕБЕ БЕССМЕРТИЯ ВОЗДВИГНУЛ...
М. В. Ломоносов
[13]

* * *
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

Где быстрыми шумит струями Авфид,[14]
Где Давнус[15] царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатной род препятством не был,

Чтоб внесть в Италию стихи эольски[16]
И перьвому звенеть Алцейской лирой.[17]
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу Дельфийским лавром.[18]
<1747>

Источник: М. В. Ломоносов. Избранные произведения. – Л.: Советский писатель, 1986.
(вернуться к уроку)


Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…
А. С. Пушкин
[19]

* * *
Exegi monumentum
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
        Александрийского столпа.[20]

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
        Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
        Тунгус, и друг степей калмык.[21]

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу[22]
И милость к падшим призывал.[23]

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
        И не оспоривай глупца.br /> 1836
Источник: А. С. Пушкин. Собр. соч. в 10 тт. Т. 2. Стихотворения 1823—1836. 1836
(вернуться к уроку)


О стихотворении А. С. Пушкина
"Я ПАМЯТНИК
СЕБЕ ВОЗДВИГ НЕРУКОТВОРНЫЙ…" (1836)


Каждый поэт всегда задумывается о своем «святом ремесле», о поэзии, об отношениях с обществом и человечеством. Он хочет быть уверен, что жил и писал не напрасно, что его поймут и не предадут забвению, что намять о нем сохранится.

Незадолго до того рокового дня, когда Пушкину нанесли последний удар, он написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный... ».

Ода Пушкина Связана с давними европейскими и русскими традициями (Гораций, Ломоносов, Державин).

Уже в первых строках стихотворения памятнику, построенному рукотворно, противостоит «памятник нерукотворный», созданный духом. Слово «нерукотворный» употребляется в религиозных текстах. Если «Александрийский столп» означает рукотворный памятник земной власти, которая сама себя обожествила, то пушкинский «памятник нерукотворный» — это поэзия. Она создана поэтом, подчиненным только «веленью Божию». Слово «нерукотворный» сразу вводит понятия, освещенные религией: «душа в заветной лире», «прах», «тленье». Рядом с ними оживает римская античная поэтическая традиция с ее темой посмертной славы, поэтического бессмертия («славен», «подлунный мир», «пиит»).

В этом религиозно-светском смысле следует понимать и строфу «И долго буду тем любезен я народу...».

Поэт выполняет миссию поэта-христианина, потому что он призывает «милость к падшим», т. е. просит помиловать, даровать прощение оступившимся, совершившим ошибку. Все другие выражения: «любезен я народу», «чувства добрые», «восславил я свободу» — тоже несут в себе расширенное, светское и христианское содержание.

Стих «К нему не зарастет народная тропа...» обычно понимали так, будто народ потянется толпами к памятнику. Но памятник-то «нерукотворный»! Стало быть, нет и обычной тропы к нему, а есть тропа особенная, духовная. Пушкин метафорически, образно сказал о том, что вечная память народа состоит в усвоении сотворенного поэтического слова, в котором живет «душа в заветной лире». Следовательно, и «чувства добрые», пробуждаемые лирой, и восславленная в стихах «свобода» тоже непосредственно связаны как с социальной, так и с христианской этикой.

Слово «свобода» вообще обладает в стихотворении особым смыслом. В первой строфе Пушкин назвал памятник не только «нерукотворным», но и «непокорным» («Вознесся выше он главою непокорной...»), а в последней он обратился к своей музе: «будь послушна». Нет ли здесь противоречия? Оказывается, нет. Если вспомнить, что именно монархическая земная власть пыталась вопреки учению Христа обожествить себя, то придем к выводу, что она-то и есть лжерелигия, попирающая подлинную свободу. В этом смысле быть послушной «веленью Божию» означает для музы быть непокорной и свободной. Отсюда ясно, что те же черты переданы и нерукотворному памятнику поэзии и поэту. Но, исполняя «веленье Божие», поэт свободен от служения земной «пользе». Так власть лишается ореола святости, а поэзия обретает достоинство причастности к Божественному священнодействию.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему поэт уверен, что воздвиг памятник, к которому «не зарастет народная тропа»?

2. Сопоставьте произведение Горация на эту же тему «к Мельпомене» со стихотворением Пушкина. В чем их сходство и в чем различие?

3. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», подчеркнув свойства поэзии, которые несут поэту бессмертие.

4. Обратите внимание на слова и словосочетания, подумайте, выражение каких мыслей и чувств они усиливают в стихотворении: нерукотворный, народная тропа, главою непокорной, душа в заветной лире, Руси великой, гордый внук славян, жестокий век, милость к падшим призывал, веленью Божию.

5. Чье высказывание о Пушкине из тех, которые встречались в книгах о нем, в учебниках, наиболее полно и верно характеризует личность поэта?

6. Подготовьте доклад, эссе, очерк, высказывание (на выбор) о жизни и творчестве поэта, например: «Мой Пушкин*, «Судьба поэта*, «Пушкин в Михайловском», «Пушкин в Болдине* и др. Разумеется, для этого надо ознакомиться с книгами о Пушкине писателей и литературоведов.

7. Расскажите о стихотворении или стихотворениях Пушкина, посвященных поэту или поэзии. В чем их пафос?
Какие авторы писали на тему «Памятник»?
Откуда у поэта уверенность, что он долго будет «любезен народу*? К чему призывает он свою музу?
Сравните стихотворение Пушкина и «Памятник» Державина. В чем Вы видите сходство и различие осмысления этой темы у двух поэтов? Прокомментируйте каждую строку в стихотворениях.

8. Что хочет сказать поэт стихотворением «Анчар»? Проанализируйте его.

9. В стихотворениях А. С. Пушкина много строчек (шутливых, серьезных), посвященных творчеству и стилю других писателей. Назовите некоторые из этих строчек. Как Вы понимаете стихотворения «К портрету Жуковского*, «К портрету Вяземского*? Что подчеркивает поэт в «портретах»?

10. Какие чувства переполняют поэта и сообщаются читателю (горечь, ревность, тревога, восторг и т. д.), когда он вспоминает об адресатах своей любви («Сожженное письмо», «Признание», «Ты и вы», «Мадонна», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»)?

Как Вы понимаете строки?

        Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

...И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.

11. Что всегда было предметом поэзии Пушкина и чем «берет в плен лирика поэта»? Как Вы понимаете фразу: «Жизнь в лирике Пушкина увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного»?<

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


ПАМЯТНИК
Я памятник создам не на земной твердыне...
В. Я. Брюсов


* * *
Я памятник создам не на земной твердыне,
Ни ветер, ни вражда его не сокрушат,
А годы долгие покроют дымкой синей
И от толпы заворожат.

Он будет из лучей, он будет из созвучий,
Для мира — призрачен, как образы во сне,
Далек, как марево, как пейзаж летучий
На недоступной вышине.

Но будут приходить к нему на поклоненье
Могучие умы и светлые сердца
И черпать близ него блаженное забвенье,
Желанный отдых для бойца.

Приветливей смотри на будущее, муза!
Замолкни, клевета с партийною враждой
И будет торжество свободного союза,
Что заключили мы с тобой.
<13 февраля 1894 г.>

Источник: «Литературное наследство», М., 1937, т. 27—28, с. 490.
(вернуться к уроку)


ПАМЯТНИК
(Во мне конец, во мне начало…
В. Ф. Ходасевич
[24]

Во мне конец, во мне начало.
Мной совершённое так мало!
Но всё ж я прочное звено:
Мне это счастие дано.

В России новой, но великой,
Поставят идол мой двуликий
На перекрестке двух дорог,
Где время, ветер и песок...
[28 января 1928, Париж]

Источник: Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Согласие, 1996. Т. 1.
(вернуться к уроку)


Я ПАМЯТНИК
ВОЗДВИГ СЕБЕ ИНОЙ...
И. А. Бродский
[25]

Я памятник воздвиг себе иной!

К постыдному столетию - спиной.
К любви своей потерянной - лицом.
И грудь - велосипедным колесом.
А ягодицы - к морю полуправд.

Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.

Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-

в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
1962

Источник: Иосиф Бродский. Назидание. СП "СМАРТ", 1990.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с.
Методическое пособие соответствует ФГОС основного общего образования и рабочей программе по литературе под редакцией В. Я. Коровиной для основной школы (2014). Разработки уроков помогут учителю-словеснику комплексно реализовать потенциал УМК: учебника, дидактических материалов практикума «Читаем, думаем, спорим...», фонохрестоматии.
В пособии представлены уроки изучения литературных произведений, внеклассного чтения и развития речи, предложены формы текущего и итогового контроля, ориентированные на своевременную подготовку к ГИА и ЕГЭ по литературе. С учётом ФГОС для каждого урока определено основное содержание, указаны виды учебной деятельности учащихся, сформулированы личностные, метапредметные и предметные результаты, даны проверенные ссылки на интернет-источники. (вернуться)

2. Квинт Гораций Флакк — римский поэт, “Августов певец”, как назвал его А. Пушкин.
Ода “К Мельпомене”— декларация поэтического бессмертия, послужившая образцом многим поэтам позднейшего времени (сравните со стихотворением А. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”). Поэтическое завещание Горация — “Наука поэзии” — это размышление о поэтическом мастерстве. Многие идеи этого произведения были заимствованы крупнейшим теоретиком французского классицизма XVIIв. Н. Буало (стихотворный трактат “Наука поэзии” (1674)) и существенно повлияли на развитие европейской поэзии нового времени, в частности сформировали представление о том, что арбитром прекрасного является ум (рассудок): “Учитесь мыслить вы, затем уже писать”. (вернуться)

3. Аквилон — северный ветер, в древнеримской мифологии — бог, олицетворяющий сильный северный ветер. (вернуться)

4. Верховный жрец и старшая весталка (жрица богини Весты) ежегодно совершали на Капитолии молебствие о благе Рима. (вернуться)

5. Авфид — река в Апулии, области Италии. (вернуться)

6. Давн — легендарный царь Апулии, родины Горация. (вернуться)

7. Песня Эолии — ритмы эолийских поэтов Алкея и Сапфо (Эолия — область Греции. (вернуться)

8. Воздвиг я памятник вечнее меди прочной... — написано в 1854 г.
Ода XXX. Гораций, посвящая, в 732 году, три первые книги од Меценату, заключает их, в виде эпилога, этой одой, в которой он еще яснее, чем в II, од. 20, говорит о важности своей заслуги и своем бессмертии. Эта ода имела бесчисленных подражателей, начиная с Проперция и кончая Пушкиным. (вернуться)

9. Доколь будут приноситься жертвы Весте и Юпитеру капитолийскому, следовательно, по понятию римлян, вечно. (вернуться)

10. Берега Ауфида — родина Горация. (вернуться)

11. Давн, первый царь Апулии. Гораций и здесь земляков своих поставил на первом плане. (вернуться)

12. — Гораций гордился тем, что первый начал подражать эолийским певцам. (вернуться)

13. Я знак бессмертия себе воздвигнул... – первое на русском языке переложение тридцатой оды Горация (кн. 3) «К Мельпомене» (Exegi monumentum aere perennius…), написанной в 23 году до н. эры.
Эта ода самая известная из всех од Горация служит эпилогом к трем книгам од, составлявшим отдельный сборник. Четвертая книга од была написана и издана Горацием гораздо позднее. Другие переложения и подражания этой оды делали Г. Р. Державин («Памятник»), К. Н. Батюшков (Подражание Горацию), А. С. Пушкин («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), В. Я. Брюсов (Памятник («Мой памятник стоит, из строф созвучных сложен…»), А. А. Фет («Воздвиг я памятник вечнее меди прочной…»), А. П. Семенов-Тян-Шанский, и др.
Ода написана М. В. Ломоносовым в 1747 г., опубликована в 1748: Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится Риторика, показующая общие правила общего красноречия, то есть Оратории и Поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки трудами Михаила Ломоносова, императорской Академии наук и Исторического собрания члена, химии профессора. Спб., 1748. (вернуться)

14. Авфид — река на родине Горация на юге Италии. (вернуться)

15. Давнус — или Давн, царь Апулии, родины Горация. (вернуться)

16. Стихи эольски — (Эолийские) Гораций имеет в виду, что ему принадлежит заслуга перенесения на италийскую почву греческой лирики, которую он называет «эолийским напевом», потому что главные ее представители Алкей и Сафо (VI век до н. э.) были эолийцами. (вернуться)

16. Алцейской лирой Альцей (Алкей) — древнегреческий лирик VII з. до н. э. Писал на эолийском диалекте. (вернуться)

18. Дельфийским лавром – в Дельфах был главный храм Аполлона, священным деревом которого считался лавр. (вернуться)

19. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» – написано Пушкиным на тему оды Горация «К Мельпомене» (XXX ода книги III), откуда взят и эпиграф. Эту же оду Горация перевел Ломоносов; ей подражал Державин в своем стихотворении «Памятник».
Exegi monumentum – Я воздвиг памятник (лат.). Эпиграф взят из оды Квинта Горация Флакка (65—8 гг. до Рождества Христова) «К Мельпомене». (вернуться)

20. Александрийский столп – Александровская колонна, памятник Александру I в Петербурге на Дворцовой площади; Пушкин «выехал из Петербурга за 5 дней до открытия Александровской колонны, чтоб не присутствовать при церемонии вместе с камер-юнкерами, моими товарищами» (запись в дневнике 28 ноября 1834 г.; см. т. 7). Причина была, конечно, глубже — Пушкин не желал участвовать в прославлении Александра I. (вернуться)

21. И назовет меня всяк сущий в ней язык... – в черновой рукописи 3-й строфы называются еще и другие национальности, живущие в России, которые назовут имя Пушкина: грузинец, киргизец, черкес. (вернуться)

22. Восславил я Свободу... Четвертая строфа читалась первоначально:
И долго буду тем любезен я народу,
Что звуки новые для песен я обрел,
Что вслед Радищеву восславил я Свободу
И милосердие воспел.
Вслед Радищеву — как автору оды «Вольность» и «Путешествия из Петербурга в Москву».
Восславил я Свободу — имеется в виду вольнолюбивая лирика Пушкина. (вернуться)

23. Милость к падшим призывал... – Пушкин говорит о своих «Стансах» («В надежде славы и добра...»), о стихотворении «Друзьям», о «Пире Петра I», может быть о «Герое», — тех стихотворениях, в которых он призывал Николая I вернуть с каторги декабристов. (вернуться)

24. Памятник («Во мне конец, во мне начало…») – стихотворение В. Ходасевича из рздела "Не опубликованное при жизни и неоконченное". Дата создания: 1928, опубл.: 1939. /Стихи/. — Современные записки, 1939, LXIX, NDV.
По интересному замечанию поэта и литературоведа Максима Лаврентьева верным прочтением последней строки должно быть:
«Где время — ветер и песок.», что следует из логики и смысла всего стихотворения:
«Легко заметить, что каждый образ в „Памятнике“ как бы раздвоен: конец и начало, „мной совершённое так мало, но всё ж я прочное звено…“. Особый интерес вызывает вторая строфа. Здесь в первых трёх строчках тоже соблюдается нарочитая раздвоенность: „В России новой, но великой…“, „идол мой двуликий“, „на перекрёстке двух дорог“. А затем следует странное и бессмысленное перечисление: время, ветер и песок. О чём это?
Часто приходится наблюдать у читающей поэзию публики поверхностное отношение к высокому предмету своего любопытствования. Тем более неприятно встречать такое отношение среди людей непосредственно причастных к литературе — у литературоведов, редакторов и издателей. Я не говорю о т. н. современной поэзии, к которой давно уже у большинства из нас выработалось особого рода слабовидение. Но и произведения классиков, в том числе замечательных поэтов Серебряного века, у нас сплошь и рядом издаются кое-как, без попытки вникнуть в суть публикуемого текста, а значит и без подлинного интереса к нему.
То, что нам известно об истории с публикацией стихотворения Ходасевича, даёт основание предположить, что дошедший до „Современных записок“ текст „Памятника“ никогда не вычитывался автором, как это, напротив, обыкновенно бывает с материалам, предназначаемыми непосредственно к печати. Возможно, что знаки препинания были расставлены поэтом в рукописи лишь приблизительно, вчерне. В таком случае перед нами — случайная ошибка Ходасевича, закреплённая затем в пунктуации, неосмотрительно принятой издателями. Несуразица заключается в бессмысленном перечислении „красивостей“ — времени, ветра и песка. Едва ли поэт-мастер, каким мы представляем себе Ходасевича, стихотворец, во главу угла ставивший чёткость формулировок и лапидарность стиля („И каждый стих гоня сквозь прозу,/ Вывихивая каждую строку…“), мог допустить у себя такую избитость.
Более вероятным представляется иное прочтение последней строки, с соответствующей смыслу пунктуационной правкой. Задумаемся: поэт говорит, что по двум дорогам, на перекрёстке которых будет стоять его воображаемый двуликий идол, по-разному потечёт время. С одной стороны, годы полетят быстро, как ветер, а с другой, поползут медленно, как песок.
Тогда смысл кульминационных строк становится совершенно ясен. Вл. Орлов «Перепутья» Из истории русской поэзии начала XX века. М. «Художеств. литература», 1976, с. 144-156. (вернуться)

25. «Я памятник воздвиг себе иной…» – стихотворение И. А. Бродского (1940-1996) – аллюзия на произведение А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный».
Тема стихотворения – отношение к «постыдному столетию» и собственной жизни. Автор показывает, как обстоятельства жизни, в том числе и диктуемые общественным строем, могут опустошать рассудок и разрушать человека. Кроме того, этим стихотворением И. Бродский доказывает насколько важно оставаться самим собой при любых обстоятельствах.
См. на сайте "К уроку литературы" страницу "Бродский И.А. Основные даты жизни и творчества". (вернуться)

 
 
 
Александрийский маяк. Гравюра архитектора Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха.
Из книги: Entwurf einer historischen Architektur, 1721.
Маяк, поставленный у входа в порт Александрии,
с античных времён соперничал в славе с пирамидами Долины Царей. Обладая дерзкой для своего времени конструкцией, он, по ряду свидетельств, был выше пирамиды Хеопса.

Александри́йский столп — образ, использованный Александром Пушкиным в стихотворении «Памятник» 1836 г.:
« Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.»
В пушкиноведении до настоящего времени нет единого мнения о прототипе этого символа. Отождествление «Александрийского столпа» с Александровской колонной в Санкт-Петербурге, являющееся фактом культуры и, по-видимому, восходящее ко времени не позднее первой публикации «Памятника» (1841 г.), с конца 30-х гг. XX века подвергается научной критике как несостоятельное. В то же время ряд современных исследователей отстаивает правомерность этой традиции, приводя аргументы (также, в свою очередь, оспариваемые) в пользу признания за этим прочтением соответствия авторскому замыслу.
(вернуться к уроку)
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика