ОГЭ. В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Фонвизин Д. И.
 
Портрет Д. И. Фонвизина.
Гравюра из полного собрания сочинений 1893 года (издание А.Ф.Маркса). «Гравировано у Ф.А. Брокгауза въ Лейпциге»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Денис Иванович Фонвизин
(1745—1792)
 
В чём смысл названия
комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
 
       Одна из проблем, затронутых в комедии "Недоросль", – это проблема воспитания.
       С образом Митрофана и связаны размышления писателя о том наследии, которое готовят России Простаковы и Скотинины. До Фонвизина слово «недоросль» не имело осудительного значения. Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.
       Митрофан – недоросль прежде всего потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного. Но он недоросль и в моральном отношении, так как не умеет уважать достоинство других людей. Он груб и нахален со слугами и учителями. Он заискивает перед матерью до тех пор, пока чувствует ее силу. Но стоило ей лишиться власти в доме, как Митрофан резко отталкивает от себя и Простакову. И наконец, Митрофан – недоросль в гражданском смысле, поскольку он не дорос до понимания своих обязанностей перед государством. «Мы видим, – говорит о нем Стародум, – все несчастные следствия дурного воспитания. Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..»
       Автор комедии считает, что проблема воспитания имеет важное государственное значение, так как только в правильном воспитании находится источник спасения от грозящего обществу зла, которое несут в себе Простаковы и Скотинины. Подрастающее дворянство, которое должно стать в будущем опорой своей страны, необходимо воспитывать на основе высоких социальных и моральных ценностей.



Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
(По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Задания 1.1–1.2  и  5.1–5.5
1. В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
2. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?
3. Какие авторские идеалы нашли воплощение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
4. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
5. Каков смысл иносказания Стародума: «по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
6. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
7. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
8. Каковы представления Стародума о службе Отечеству?
9. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
10. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
11. Черты нравственного идеала в образе Софьи. (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)
12. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
13. Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана? (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика