ГИА. Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Николай Михайлович Карамзин
(1766 – 1826)
Каким предстаёт повествователь
в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
        Начиная повествование о судьбе героини с описания Москвы и признания в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, автор обозначает своё присутствие в повести. Читатель после такого вступления должен понимать, что любая оценка в тексте – это личное мнение автора-повествователя. До Карамзина одновременное присутствие автора и его героя в едином повествовательном пространстве не было знакомо русской литературе. Само заглавие повести «Бедная Лиза» основано на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя. Тот постоянно повторяет, что, к сожалению, не властен изменить ход событий: «Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»
       Повествователь является современником своих героев. В конце повести читатели узнают, что он знаком с Эрастом, который и рассказал ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, он глубоко переживает горе людей. Повествователь – человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики. Он любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами.
       Повествователь, являясь характерной деталью сентиментальной литературы, в то же время не является в повести Карамзина условной фигурой. Он сопереживает героям. Рассказчик не имеет возможности предостеречь героев от проступков, так как он услышал от Эраста историю спустя 30 лет. Тем не менее он вставляет свои укоризненные замечания, которые могли бы остановить героев: "Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где – твоя невинность?"
       Желание рассказчика помочь героям передается и читателю. Таким образом, сентиментальная повесть Карамзина учит своего читателя «чувствительности».
        Повествователь является носителем нравственности и образцом для подражания в повести, он горячо сочувствует героям и прощает их человеческие слабости. В сознании читателя сентиментальный рассказчик соединяется с реальным автором.
 

Открытый Банк заданий. ОГЭ. 9 класс. Литература
(По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
Задания 1.1.1–1.2.2  и  2.1–2.4
Часть 2 содержит четыре темы сочинений,
требующие развёрнутого письменного рассуждения. Предлагается выбрать только одну из предложенных тем и написать сочинение объёмом на менее 200 слов, аргументируя свои рассуждения и ссылаясь на текст художественного произведения (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
1. Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?
2. Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?
3. Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?
4. Каково отношение автора повести к Эрасту? (По повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»)
5. Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?
6. Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

Задания 1.1.1–1.2.2
Всего в части 1 три задания.
На первые два задания (1.1.1, 1.1.2 или 1.2.1, 1.2.2) предлагается дать ответ в примерном объёме 3–5 предложений с опорой на текст.
Указание на объём ответов в части 1 условно, оценка ответа зависит от его содержательности.
Как эпитеты, использованные в приведенном фрагменте, помогают передать авторскую позицию?
Что могла чувствовать Лиза во время диалога матери и Эраста?
Почему Лиза, прощаясь с Эрастом, «прощалась с душою своею»?
Какую роль в приведенном фрагменте играет пейзаж?
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»
       Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слез удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин ее должен ехать на войну. Он принудил ее взять у него несколько денег, сказав: "Я не хочу, чтобы Лиза в мое отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне". Старушка осыпала его благословениями. "Дай Господи, – говорила она, – чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя еще раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдет себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!" Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту.
       Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв ее в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: "Прости, Лиза!.." Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура* пребывала в молчании.
       Лиза рыдала – Эраст плакал – оставил ее – она упала – стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся – далее – далее – и, наконец, скрылся – воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
*Природа.

*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика