Возникшие в глубокой древности произведения устного народного творчества и в настоящее время сопровождают нас в повседневной жизни. Народные песни, сказки, загадки, пословицы знают дети и взрослые. Но не все ясно представляют себе, как создается и живет устнопоэтическое творчество народа, насколько велика его ценность, какова его история.
Фольклор возник в глубокой древности, когда человечество еще не имело письменности. Труд двигал вперед человеческую мысль, труд вызвал к жизни первые песни и сказки.
Люди издавна заметили, что песни облегчают работу, вносят в нее четкий ритм, с ней легче грести, грузить, валить деревья.
Не умея правильно объяснить явления природы, первобытный человек верил в то, что его окружают добрые и злые духи. Он старался умилостивить их, воздействовать на них заклинаниями и обрядовыми песнями, исполняемыми во время пахоты, свадьбы, похорон.
Теперь, когда человек победил природу, старинные обрядовые песни утеряли свое первоначальное значение и сохраняются в народе как лирические или игровые.
Героические песни рассказывали о подвигах воинов. Позднее певцы соединяли несколько песен в одну на основе какого-нибудь сюжета. Так возникли знаменитые поэмы Гомера, так в средневековье сложили немецкую «Песнь о Нибелунгах», французскую «Песнь о Роланде», русские былины и исторические песни, калмыцкий «Джангар», киргизский «Манас» и многие другие. В сказаниях и песнях нашли отражение и борьба с природой, и предания о том, как человек научился добывать огонь, строить жилища, возделывать землю.
Мы не знаем имен далеких творцов, сложивших много веков назад занимательные сказки, поэтические песни, занятные загадки, мудрые пословицы. Но с полным основанием можем сказать, что автор фольклора – гениальный, вечно живой и вечно молодой поэт – народ.
Живя в веках, фольклорные произведения обогащались чертами нового мировоззрения, иного быта. И в наше время продолжают жить обновленные древние сказки. А наряду с ними возникают новые песни, рассказы и т. п.
Фольклор народов мира – своеобразный исторический документ. Он раскрывает философию народа, его твердую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Недаром герои русских сказок Иванушка-дурачок или Емеля, так же как персонажи народного театра – наш Петрушка или итальянский Пульчинелле, – одерживают победу над всеми своими недругами и даже над смертью. Извечные идеи фольклора общи для творчества всех народов, однако каждый народ выражает их в национальных формах, складывавшихся веками, обусловленных особенностями истории и быта.
Велико художественное, эстетическое значение фольклора. Богатство образов, разнообразие изобразительных средств, лаконизм и выразительность языка – отличительные качества народного творчества. Этим оно и привлекает внимание писателей, художников, композиторов.
Немецкий поэт Гёте на основе легенд создал своего бессмертного «Фауста», датский сказочник Андерсен рассказал детям и взрослым немало чудесных сказок. Постоянно обращались к фольклору русские писатели – А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. М. Горький, В. В. Маяковский и многие другие.
В течение веков фольклор жил только в устной передаче. В Европе его стали собирать и записывать около 300 лет назад, а изучать лишь в конце XVIII в. За последние полтораста лет опубликованы такие замечательные книги, как сборник немецких сказок братьев Гримм, сборник русских народных сказок А. Н. Афанасьева, бесчисленные издания песен разных народов, собрания загадок и пословиц, среди них – знаменитый сборник русских пословиц Владимира Даля. В наши дни издательства выпускают отдельными книгами сборники сказок, пословиц, поговорок и загадок многих народов мира.