Какие философские проблемы ставит М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени»? ЕГЭ по литературе
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
 
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список произведений,
необходимых при подготовке
к   ЕГЭ  по литературе

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
Какие философские проблемы ставит М.Ю. Лермонтов
в «Герое нашего времени»?
     Действие романа разворачивается в 30-е годы XIX столетия, в эпоху реакции после поражения декабристов. Это было время, когда в русское сознание стали проникать идеи европейских философов, и мыслящие люди эпохи пытались их исследовать и понять. М.Ю. Лермонтов не стал исключением. Его интересуют не столько события, происходящие с героем, сколько его внутренний мир – мысли, переживания, желания, чувства, т.е. то, как личность оценивает себя и своё место в жизни. Это делает роман не только социальным, но и психологическим.
     В центре романа проблема незаурядной, во многом странной личности. Тем более писателю было интересно объяснить, что движет её поступками, почему они совершаются, как оцениваются героем.
     Итак, философским роман делает обращение писателя к проблеме личности, которая исследуется в психологическом плане. Кто же он, Григорий Александрович Печорин – «герой нашего времени»?
     Прежде всего, необходимо сказать, что Печорин – натура двойственная, противоречивая. В чём это проявляется? Как объясняется?
     В одном из своих внутренних монологов (повесть «Княжна Мери» состоит из дневниковых записей героя) он и сам говорит о «врождённой страсти противоречить». А в разговоре с Мери Печорин не так уж и рисуется, говоря о том, что его «молодость протекла в борьбе с собой и светом», о том, что лучшее, естественное своё человеческое начало он прятал от света. Так он становился «нравственным калекой».
     «Главная ошибка Печорина в том, что он считает одну половину своей души умершей, в то время как обе половины живы и только одна полностью подавляла другую», – напишет Д. Мережковский.
     Доминирующее, циничное начало в Печорине – не вина ли общества, из которого он вышел? Популярная идея Жан Жака Руссо о том, что общество «портит» человека, вступает в полемику с лермонтовской позицией: последний считает, что это не основополагающий фактор становления личности (вспомним жестокость Казбича и Азамата, людей простых, выросших в естественных условиях, за пределами общественных пороков и не развращённых обществом). Да ведь и сам Печорин – «покинутый странник» (канонический образ романтизма), «бешено гоняющийся за жизнью» (В.Г. Белинский).
     И в этой погоне главный спутник его – скука, которая, по сути, и лежит в основе его «жажды» деятельности. Бэла, Мери – его страстные увлечения, несущие за собой только боль и страдания, возможно, могли бы воспламенить его душу, точнее, ту её половину, которая для него уже мертва, но всякий порыв натыкается на «разъедающий анализ»: «…я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной… пустой желудок».
     К чему же анализировать всё в жизни? К чему приводит подобное убеждение? Вспомним Базарова, его огромное эго и эгоизм, в пику которому не смогли стать даже естественные человеческие чувства к любимой женщине. В романе Лермонтова Печорин подходит к индивидуализму, мешавшему найти ответ на главный вопрос – о собственном предназначении.
     Перенесёмся же в главу «Фаталист», которая освещает ещё одну философскую проблему – проблему предопределения судьбы человека. Она является ключевой для понимания авторского замысла и вот почему: Печорина нельзя назвать фаталистом, он даже иронизирует над этим «мусульманским поверьем» о том, что «судьба человека написана на небесах», потому что фатализм отбирает у человека свободу воли. Для Печорина его свободная воля – главное достоинство личности, то, что движет её поступками: «… я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает…», – пишет он в дневнике.
     Печорин пытается понять (и ему это удаётся) людей и их поступки, но понять высшую цель своей жизни, он не может, это выше его понимания. Однако один раз он всё же совершает поступок, не затрагивающий «пустые страсти», а потому настоящий, добрый, делающий его характер героическим – захват пьяного казака. Вот почему, когда его поздравляли с этим героическим поступком, он произносит слова: «…и было с чем». В этом поступке мы видим, с одной стороны, что главное для него – деятельность (идея Фихте: «Жизнь как деятельность, деятельность как борьба»), с другой – мы понимаем, что Печорин приходит к преодолению эгоизма и осознанию того, что цель жизни – в любви к ближнему, в полезной деятельности.
     Правда, читатель уже знает, что к этому моменту Печорина нет в живых. Вот почему глава «Фаталист» так важна в композиции романа: из неё становится понятно, кем мог бы стать Печорин, если бы жил в другое время.
     Итак, философская мысль автора утверждает, что высшая цель жизни человека извлекается из действительности. Так решалась Лермонтовым центральная проблема романа – проблема поиска смысла жизни человеком.

Комментарий:

Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию, демонстрирует знание проблематики романа, формулирует и обосновывает свою точку зрения (3 балла): на инструментальном уровне использует теоретико-литературные понятия (2 балла); однако недостаточно разносторонне (хотя и уместно) привлекает текст произведения (2 балла); сочинение характеризуется композиционной цельностью (3 балла) и грамотностью речевого оформления (3 балла). Работа оценена 13 баллами.

Источник: Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания литературы. Зинин С.А., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., 2013.


Задания 17.1–17.3 (часть 2)
Часть 2 включает в себя 3 задания (17.1–17.3), из которых нужно выбрать только ОДНО и дать на него развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения на литературную тему объёмом не менее 200 слов
(если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Оценка выполнения заданий 17.1–17.3 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов
Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется.
По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.
Открытый Банк заданий. ЕГЭ. 11 класс. Литература
По роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени "
Задания 17.1–17.3 (часть 2)

1. Какие философские проблемы ставит М.Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени»?
2. Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
3. Почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим?


Часть 1 включает в себя два комплекса заданий.
Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9).
Второй комплекс заданий относится к анализу лирического произведения: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (15, 16).
Задания 8 и 9 (часть 1)
Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения.
Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
 
Задания 8 и 9 (часть 1) по фрагменту прозаического произведения
Задание 8.
Чем объясняется неизбежность конфликта Печорина с Грушницким?

Задание 9.
1. В каких произведениях русской литературы изображены герои, вступившие в непримиримый конфликт с обществом, и в чём они могут быть сопоставлены с главным героем романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?
2. В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чём эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?
3. Какие качества характера Печорина раскрываются в сцене дуэли и герои каких произведений русской классики проходят испытание дуэлью?



*ЕГЭ – Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, а также специальные бланки для оформления ответов на задания.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика