Е.Мурина. Гравюры Андрея Гончарова
Литература для школьников
 
 Главная
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
 
Гончаров Андрей Дмитриевич
1903 — 1979
Е.Мурина.
Гравюры Андрея Гончарова

 

Выставка произведений Андрея Дмитриевича Гончарова, устроенная в Центральном Доме литераторов, далеко не охватывала всех сторон его художественной деятельности. Но на ней было хорошо показано, пожалуй, самое главное и самое лучшее в творчестве художника – его книжная гравюра. Многочисленные работы Гончарова над иллюстрированием и оформлением книги за последние девять лет, собранные вместе, не только в полной мере позволяли судить о своеобразии пути художника – они говорили о плодотворности тех творческих принципов, которые обусловливают это своеобразие.

Гончаров счастливо сочетает в работе над иллюстрированием книги замечательное мастерство гравера с опытом знатока книжного оформления. Его иллюстрации, заставки и концовки не просто сопровождают текст и не просто украшают книгу (хотя они хорошо осуществляют и эту важную функцию), – они образуют некую единую систему пластических образов, выявляющую стилистическое, историческое и жанровое своеобразие литературного произведения, то есть создают художественный «образ» книги. Таков, например, цикл иллюстраций и заставок к «Фаусту» Гете. Гончаров дал а нем убедительное решение труднейшей задачи иллюстрирования знаменитого творения, слава которого равна разве лишь его сложности. В немногих иллюстрациях художник воплотил узловые идейные и сюжетные моменты трагедии: например, неукротимость гордого стремления человека к познанию истины – в образе Фауста, ученого и мыслителя; поэзию чистоты и гармонического бытия, воспетых Гете в образе Маргариты, – в гравюре, изображающей Маргариту с Фаустом в саду, и т.д. Заставки, каждая из которых, представляет собой истинную драгоценность по изяществу композиции, сопровождая движение гетевской мысли, дают пластически наглядную жизнь многочисленным сюжетным разветвлениям повествования. В цикле последовательность иллюстрируемых моментов подчинена ритму развертывающегося действия.

Стремление Гончарова исходить в работе над иллюстрацией из задачи создания образа книги проявляется и в другом – его гравюры, как правило, демонстрируют умение воссоздать смысл и стиль литературного образа в их единстве. Иллюстрации Гончарова к «Макбету» и «Отелло» полны драматизма и пластической силы. так отвечающих духу трагедий Шекспира; чеканные по форме, изящно-трогательные заставки к «Сонетам и канцонам» Петрарки доносят очарование поэзии итальянского кватроченто; гравюры к избранным произведениям Лопе де Вега живо переносят нас в атмосферу пьес великого драматурга, таких жизненно полнокровных и одновременно остротеатральных иллюстраций, концовки и заставки к эстонскому эпосу «Калевипоэг» целостно сочетают величавость и наивность эпических образов.

Разумеется, сам по себе принцип раскрытия в иллюстрации художественного своеобразия литературного образа не только не нов, но давно стал почти что аксиомой. И все же как часто неповторимые особенности манеры писателя и созданных им образов утрачиваются и нивелируются в иллюстрациях наших художников. Очевидно, дело здесь заключается не просто в исповедовании тех или иных общепринятых принципов, а в характере их практического осуществления. Иллюстрации Гончарова, удачны они или нет, соглашаешься с художником или не соглашаешься, – а такой случай может быть, – дают пример осознанного стремления мастера к художественно-пластическому, а не описательно-иллюстративному раскрытию образов книги, ее духа и стиля.

Источник: Журнал «Искусство», 1956, №2
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика