Главная |
|
Зарубежная литература |
|
|
Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР.
— М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)
Уроки литературы в 10 классе[1] |
|
Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского
Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»»: история создания, жанр, особенности композиции
Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе
Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова
Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль в романе
Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского
УРОК 90
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА
СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ.
ПОЛИФОНИЗМ РОМАНА ДОСТОЕВСКОГО
Цель:
показать, в чём писатель видит источник обновления жизни, как решает вопрос: «Что делать, чтобы изменить существующий миропорядок?»; рассмотреть сцены, в которых
звучит протест писателя против бесчеловечности общества; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: «Как происходит открытие христианских ценностей
Раскольниковым через любовь к Соне?».
Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся раскрывают символическое значение образа Сони Мармеладовой; делают выводы о гуманизме автора,
утверждающего искупительную силу человеческого страдания; отмечают наличие в романе полифонизма — многоголосия героев, выражающих личную «правду» о жизни.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Для чего Ф. М. Достоевскому понадобилось сталкивать своего героя с другими персонажами?
• Кто из персонажей играет наиболее важную роль в опровержении идей Раскольникова?
|
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды,
обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира.
Убеждённый, что ни в каком устройстве общества невозможно избежать зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования
общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.
Родион Раскольников и Соня Мармеладова — два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную
часть произведения. Соня Мармеладова — нравственный идеал Достоевского.
Она несёт с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой
правду Достоевского. Согласно П. С. Соловьёву (русскому поэту, философу, публицисту), среди населяющих мир живых существ есть единый
центр Божественного замысла о мире. Этот центр есть Душа мира, София. Она же — тело Христово. Во вселенском понимании тело Христово есть Церковь.
Она же, как женственная индивидуальная личность, есть Пресвятая Дева Мария. София есть душа и совесть человечества. Все поступки Сони Мармеладовой соотнесены
с этим учением… Давайте ещё раз перечитаем страницы романа и убедимся в справедливости этого утверждения…
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая беседа
• Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделайте вывод о причине бедственного положения Мармеладовых (ч. 1, гл. II).
• О жизни Сони Мармеладовой мы узнаём вместе с Раскольниковым. Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне (ч. 4, гл. IV).
• Какую роль в этой сцене играет Библия? Обратите внимание на цифры: Соня отдаёт Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье — последние
30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Достоевского?
• Какие аргументы «необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?
• По каким принципам живёт Соня? Во имя чего она «переступила»?
• С какой целью приходит Раскольников к Соне второй раз? (ч. 5, гл. IV) Почему именно ей признаётся в убийстве? Может ли его понять Соня?
• Можно ли считать, что Соня тоже «переступила» черту общественной морали? Раскольников говорит ей: «Ты тоже переступила, загубила жизнь свою».
• В чём качественное отличие Сони от Раскольникова?
• Какими примерами из текста можно подтвердить, что Соня — олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения? (ч. I, гл. II; ч. III,
гл. 4; ч. IV, гл. IV; ч. V, гл. IV; ч. VI, гл. V, VIII; эпилог, гл. II)
• Почему каторжане любят Соню?
• По убеждению Достоевского, Соня выражает народные идеалы добра и справедливости.
• Стали ли убеждения Сони убеждениями Раскольникова?
• В эпилоге романа Достоевский говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь».
• Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
2. Творческая работа (в парах) с текстом романа
• Письменно составьте цитатный портрет Сони, подчеркнув её беззащитность, хрупкость и большую нравственную силу.
3. Коллективная работа сопоставительного характера над составлением таблицы
(Запись на доске и в тетрадях.)
Две правды в романе «Преступление и наказание» |
Соня |
Раскольников |
Кроткая, добрая |
Гордый нрав, оскорблённое, униженное самолюбие |
Спасая других, берёт на себя тяжести греха |
Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление |
В духовном плане — мученица |
В духовном плане — преступник, хотя берёт на себя грех всего человечества.
Спаситель? Наполеон? |
Рассказ о её поступке в кабаке в самой разнузданной обстановке |
Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой,— это оправдание его предчувствий
|
Живёт, исходя из требований жизни, вне теорий |
Теория рассчитана безукоризненно, но человек
не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — тупик. Теория не может учесть все превратности жизни |
Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие |
Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик |
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает
человека человеком, а душа |
В нём правда ложна. Попасть в рай ценой чужой крови нельзя
|
У неё есть смысл жизни: любовь, вера |
У него нет смысла жизни: убийство — это бунт
для себя, индивидуалистический бунт |
Вывод. Героев спасёт вера, сострадание; им помогает сила души и характера. Каждый
из героев приходит к осознанию ценности человеческой жизни |
|
4. Постановка и решение проблемной ситуации (работа в группах)
1-я группа.
Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони.
• Как отвечает Достоевский на вопрос: как уничтожить на земле зло?
2-я группа.
В чём прав и в чём неправ Достоевский, противопоставляя «правде» Раскольникова «правду» Сонечки Мармеладовой?
3-я группа.
Обратившись к эпилогу, проследите, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь к Соне.
4-я группа.
Какое значение придавал своим словам Раскольников, говоря:
«Вечная Сонечка! пока мир стоит!»? Меняется ли смысл этих слов на протяжении всего романа?
|
5. Обобщающее слово учителя
— Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они как два противоположных полюса, не могущие существовать
друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони — идея смирения.
Но каково содержание и бунта, и смирения — тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время. Герои романа остаются
верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его
близость.
Автор романа, путём нравственных исканий и размышлений, пришёл к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир,
переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история,
история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе
совершенно неведомою действительностью».
Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше
страдание, чем насилие — страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки
широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности.
В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа
человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. «Умники и умницы» (работа в парах)
• На страницах романа многие слова обретают символическое значение, например: Наполеон — символ неограниченной власти; аршин пространства — символ одиночества,
кровь — символ преступления. Продолжите список таких слов-символов.
2. Выполнение интерактивного упражнения «Закончи фразу…»
(работа в группах)
У ч и т е л ь.
Достоевский-психолог… Важным средством внутреннего самораскрытия героев в романе являются диалоги и монологи. Но не менее важна их
форма, поскольку монологи у Достоевского имеют форму спора героя с самим собой. Он одновременно высказывает противоположные точки зрения на происходящее.
Монологи в романе диалогичны, и в этом проявляется полифонизм (разные точки зрения на один факт), а диалоги можно охарактеризовать как монологические, так как
они представляют спор героя с самим собой, а не с собеседником.
В записной книжке Достоевский отметил: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».
Комментарий.
Группы получают карточки с текстом отрывков из романа. В них пропущены слова, наиболее выразительно передающие психологическое
состояние персонажей произведения. Учащиеся должны восполнить пропуски.
1-я группа.
Соня быстро на него посмотрела. После первого страстного и (1) сочувствия к несчастному опять странная
идея убийства поразила её… Она (2) глядела на него. Ей ничего ещё не было известно, ни зачем, ни как, ни для чего это было. Теперь все эти вопросы разом
вспыхнули в её сознании. И опять она не поверила: «Он, он убийца! Да разве можно?»
«Да что это! Да где это я стою! — проговорила она, в глубоком (3), как будто ещё не придя в себя,— да как вы, вы, такой… могли на это решиться? Да что это!»
«Ну, да, чтоб ограбить. Перестань, Соня»,— как-то устало и даже с (4) ответил он. Соня стояла как бы (5), но вдруг вскричала: «Ты был голоден! Ты… чтобы
матери помочь? Да?»
Ключ. 1) Мучительно; 2) с изумлением; 3) недоумении; 4) досадой; 5) ошеломлённая.
2-я группа.
Она не выдержала и вдруг (1) заплакала. В мрачной тоске смотрел он на неё. Прошло пять минут. «А ведь ты права, Соня,— (2) проговорил
он наконец. Он вдруг переменился; выделанно-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг (3).— Это я про Лужина и промысел для
себя говорил… Я это прощения просил, Соня… Он склонил голову и закрыл руками лицо. И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой (4) к Соне
прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он
вдруг поднял голову и пристально поглядел на неё; но он встретил на себе беспокойный и до муки (5) взгляд её, тут была и любовь…
Ключ. 1) Горько; 2) тихо; 3) ослабел; 4) ненависти; 5) заботливый.
3-я группа.
Раскольников вышел в решительном смущении. Смущение это всё более и более увеличивалось… И, наконец, уже на улице, он воскликнул:
«О боже! Как это всё отвратительно! И неужели, неужели я… нет, это вздор, это нелепость! — прибавил он решительно… — Главное: грязно, пакостно, гадко,
гадко!»
Но он не мог выразить ни словами, ни восклицаниями своего (1). Чувство бесконечного (2), начинавшее давить и (3) его сердце ещё в то время, как только
шёл к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от (4) своей. Он шёл по тротуару, как (5), не замечая прохожих
и сталкиваясь с ними, и опомнился уже в следующей улице.
Ключ. 1) Волнения; 2) отвращения; 3) мутить; 4) тоски; 5) пьяный.
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-рассуждение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на одну из предложенных тем:
«Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон»? («Противоречивость характера Раскольникова»);
«Мои любимые страницы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”»;
«Роль образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии характера Раскольникова»;
«Женские характеры в романе “Преступление и наказание”».
Опорная лексика
Особенный писатель, трагический художник; …никто так, как он, не постиг
трагических противоречий мира; величие духа и нравственная стойкость человека; своеобразие творчества; христианская концепция, православное мировоззрение; психологическая напряжённость повествования; изображение человека
в трагических обстоятельствах; внутренний монолог как приём; кричащие контрасты; объёмность художественных деталей.
2. Прочитать повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник».
3. Опережающее задание
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. С. Лескова.
Следующие уроки: Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя
и духовная биография Ивана Флягина >>>
|
|
1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|