«Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль в романе «Преступление и наказание». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского

Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»»: история создания, жанр, особенности композиции

Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе

Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль в романе

Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского


УРОК 89
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
«ДВОЙНИКИ» РАСКОЛЬНИКОВА — ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ,
ИХ РОЛЬ В РОМАНЕ

Цель:

определить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова; развивать навыки анализа сцен романа, показать их связь с проблематикой произведения; совершенствовать умения и навыки интерпретировать художественное произведение; формировать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека.

Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, схема, опорный конспект.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание романа; определяют значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова, сопоставляют их с главным героем (ведут диалог); дают аргументированные развёрнутые ответы на вопрос: «Каковы зарождение и развитие теории Раскольникова и причины её крушения?»; выполняют исследовательскую работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание 2–3 творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в парах)

• Опираясь на опорную схему (размещена на доске, см. приложение), дать аргументированный развёрнутый ответ на вопрос: каковы зарождение и развитие теории Раскольникова и причины её крушения?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и всё время находить в нём что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитием сюжета и задаёмся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича.

Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта, на первый взгляд непонятная, оказывается впоследствии довольно простой. Достоевский хочет показать нам теорию Раскольникова не только на его примере, ибо Раскольников, увы, не оригинален в своих идеях наполеонизма.

В романе есть и другие персонажи, которые по-своему воплотили теория «права имеющих» в жизнь. Это и есть так называемые психологические двойники Раскольникова. В центре романа — Родион Раскольников и его теория о вседозволенности избранных. И все события и персонажи призваны отразить пагубную сущность этой теории, возродить зерно человечности в душе героя.

Главной целью своего произведения Ф. М. Достоевский ставил именно демонстрацию и доказательство несостоятельности, ложности теории Раскольникова. Автор стремился привести своего героя к осознанию собственного заблуждения. Этой цели служит и вся система образов произведения. Каждое лицо, разговор, встреча здесь играют важную роль в душевной эволюции героя.

Очень важное значение в этом смысле приобретают образы «двойников» Раскольникова — Свидригайлова и Лужина.

ІV. Работа над темой урока

1. Исследовательская работа по выявлению значения образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова

(в парах, с раздаточным материалом и опорой на текст романа (по вариантам)

1-й вариант.
Пётр Петрович Лужин


• Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём?

• Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним (ч. 2, гл. 5)?

• Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?

• Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?

• Зачем Лужину брать в жёны бесприданницу?

• Почему появление в романе Лужина затянуто, хотя вначале мы много узнаём о нём?

• Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

• Почему в романе показана вначале Алёна Ивановна, а потом Лужин?

• Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?

• Почему Лужин боится полиции?

• Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

• Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» — связана с теорией Раскольникова?

2-й вариант.
Аркадий Иванович Свидригайлов


• Что вы знаете о жизни Свидригайлова до приезда его в Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нём и рассказы самого Свидригайлова.

• Какие чувства этот человек вызывает у вас?

• Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни?

• Какое мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после прочтения письма матери?

• Каким увидел Свидригайлова Раскольников впервые? Какие детали внешности Свидригайлова особенно запоминаются ему?

• Какой звуковой фон использует Достоевский, описывая эту встречу?

• Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым?

• Какие поступки Свидригайлова особенно ясно показывают, что это сложный человек, в душе которого есть задатки добра и холодного зла?

• Почему Раскольникова заинтересовал Свидригайлов? Какие чувства этот человек вызывает у Раскольникова?

• Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а Раскольников не признаёт такого пути?

2. Презентация результатов работы по выявлению значения образов
Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова


3. Постановка и решение проблемной ситуации

• В чём же заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?
(Сопоставляя эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живут по теории Раскольникова. Он же, общаясь с сильными мира сего, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к сильным мира сего, ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставление возвышает Раскольникова. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает её бесчеловечность.)

• Подготовьте ответ на вопрос: «Есть ли у Раскольникова ещё двойники?» Докажите свою точку зрения.

4. Составление опорной схемы «Двойники Раскольникова»
(запись на доске и в тетрадях)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Кто является двойниками Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии Раскольникова?

• Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?

• Что общего и различного у героя с Лужиным?

• Е. Буянова так говорит об отличии Раскольникова от Свидригайлова:
«Свидригайлов в “Преступлении и наказании” тоже равнодушен, скучает и только лишь тёпл… В этом и состоит его главное отличие от Раскольникова, ибо последний то холоден, то горяч, но никогда не тёпл. И его, по словам, Порфирия Петровича, «жизнь вынесет». Раскольникова Бог сберёг, поэтому он преодолел в себе свидригайловскую гордость и праздность».

• Как вы понимаете слова тёпл, холоден, горяч?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, сегодня на уроке мы рассмотрели образы так называемых двойников Раскольникова и попробовали понять, определить их роль в романе.

У Свидригайлова, как и у Раскольникова, тоже есть «своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодей ство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!»

Свидригайлов — сильный человек с сильным характером. И эти его слова ни в коей мере не говорят о том, что он так же, как и Раскольников строит свою жизнь согласно теориям. Он не задумывается над тем, «тварь ли он дрожащая или право имеет». Нет, он просто всю свою жизнь считает, что имеет право.

Он не выводит постулаты, как поступать хорошо, а как плохо. Жизнь Свидригайлова — это видоизменённая теория Раскольникова, ставшая реальностью. Автор хочет нам показать, что стало бы, если бы планам Раскольникова суждено было сбыться. Свидригайлов не проверяет себя, и если он и виновен в смерти других людей, то предпочитает думать, что так и должно было быть. Ничем не прикрытый, всепоглощающий цинизм — вот итог всех наполеоновских теорий, когда жизнь человеческая оценивается в медный грош.

Однако Свидригайлов не так порочен и глуп, как кажется на первый взгляд. Он понимает, что в жизни всё должно быть уравновешено, и поэтому вслед за злом он делает добро, чтобы сильно не отягощать свою совесть. Оттого и преследуют Свидригайлова мистические сны и привидения. И как Раскольников преступил через жизнь, через кровь старухи-процентщицы, так и Свидригайлов преступает через кровь, только через свою собственную. Смерть, самоубийство Свидригайлова — это отказ. Отказ от собственных наполеоновских теорий, отказ от того факта, что одна личность может распоряжаться жизнью и смертью других людей, но также смерть эта — ещё одна жертва, принесённая на алтарь теории всевластия, но жертва во имя искупления грехов.

Вместе с первым упоминанием в начале романа о Свидригайлове мы также слышим имя некоего Лужина Петра Петровича. Это тоже двойник Раскольникова — слишком сильно похожи их способы достижения цели.

Но цель у них разная. У Раскольникова — доказать свою причастность к сильным людям, повелевающим миром, у Лужина — воспользоваться преимуществами этих людей без каких-либо доказательств. Лужин тоже зеркало, но зеркало грязное и заплесневевшее. Он — крайнее проявление теории Раскольникова.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать эпизоды романа, связанные с Соней (ч. 4, гл. IV; ч. 5, гл. IV; ч. 1, гл. II).

2. Подумать над вопросом: в чём «правда» Сони? Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.

Следующие уроки: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Опорный конспект



(вернуться к уроку)
 
 
Соня Мармеладова и Раскольников.
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Источник: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман в 6 частях с эпилогом. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2017. — 512 с.

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика