«Маленькие люди» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Ф.М.Достоевского.
Худ. Перов В.Г., 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 84-85. Ф. М. Достоевский: жизнь, судьба. Петербург Достоевского

Урок 86. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»»: история создания, жанр, особенности композиции

Урок 87. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе

Урок 88. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова

Урок 89. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов, их роль в романе

Урок 90. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»». Символическое значение образа Сони Мармеладовой. Полифонизм романа Достоевского


УРОК 87
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».
«МАЛЕНЬКИЕ ЛЮДИ» В РОМАНЕ

Цель:

показать развитие темы «маленьких людей» в произведениях русской литературы; раскрыть суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассмотреть жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа — конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.

Оборудование:
учебник, текст романа «Преступление и наказание», раздаточный материал, опорный конспект, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся раскрывают суровую правду жизни в романе «Преступление и наказание»; рассматривают жизненные тупики, в которых оказываются герои романа; осмысляют главный конфликт романа — между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; участвуют в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Какие события в жизни России и самого писателя повлияли на создание романа?

• Как менялся ответ на вопрос, почему Раскольников совершил преступления, по мере работы над романом?

• В чём заключается жанровое своеобразие романа?

• Каково значение цвета и чисел в романе?

• Почему в романе лишь одна глава посвящена преступлению, а остальные пять — наказанию?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Романы Ф. М. Достоевского называют социально-философскими. В столкновении разных идей и убеждений писатель стремится найти ту высшую правду, ту единственную идею, которая может стать общей для всех людей.

В самые тяжёлые для русского народа годы он продолжал искать пути избавления человека от страданий и бед, которые несёт с собой антигуманный строй. Особенно увлекала писателя судьба «маленького человека» в обществе. Над этой темой задумывались А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь. Этой мучительной темой пронизан и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

В романе «Преступление и наказание» создан особый неповторимый мир, внутри которого действуют особые законы, в котором царит особая психологическая среда, особое пространство. Необычность этого мира прежде всего в том, что почти все центральные герои романа — люди, отверженные обществом, «бывшие». Раскольников — бывший студент (так он сам отвечает в полиции на вопрос о том, кто он). Бывшим студентом в основной части произведения является и Разумихин. Бывшим чиновником, «ровно пять суток тому назад» окончательно и безвозвратно сорвавшимся, входит в роман Мармеладов. Его дочь Соня — бывшая барышня. Малыши Катерины Ивановны, которых нищета выгнала просить милостыню на улицу,— бывшие дворянские дети. Свидригайлов появляется в романе как бывший помещик (хотя некогда «хозяин порядочный»). Он бесповоротно расстался со своим ещё недавно благополучным прошлым и рассказывает о нём Раскольникову с каким-то насмешливым удивлением, словно о другой жизни.

Ф. М. Достоевский в своём творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорблённых людей и выразил огромную боль за эти страдания.

Писатель сам был унижен и оскорблён страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман «Преступление и наказание». В нём отражён отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому, как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.


IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Имена и фамилии героев романа тщательно продуманы Ф. М. Достоевским и полны глубокого смысла.

Фамилия главного героя романа свидетельствует о том, что в сознании автора страстная любовь Раскольникова к людям и фанатизм в отстаивании своей идеи ассоциировались с расколом — определённой стороной самосознания русских людей.

Раскол (старообрядство, староверие) — течение, возникшее в середине XVII в. в русской церкви как протест против новшеств патриарха Никона, которые заключались в исправлении церковных книг и некоторых церковных обычаев и обрядов. Раскольников «раскалывает» породившую его мать — землю, «раскалывает родину», а если принять во внимание отчество [Романович] и идейный смысл самого образа, то возможно и прямое толкование: раскол родины Романовых (обращение к записи на доске).
Имена и фамилии героев
романа «Преступление и наказание»
Имя
Его значение в романе
Раскольников
«Раскол» — раздвоение — с одной стороны страстная любовь к людям, с другой — полное безразличие к своим интересам
София
Смиренность, мудрость. Соня Мармеладова — смиренно несёт крест, выпавший на её долю, и верит в победу добра и справедливости
Лебезятников
Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Но автор переводит героя в новую категорию (сцена со сторублёвкой), когда честное сердце Лебезятникова не выдерживает и он вступается за Сонечку и раскрывает замысел Лужина
Авдотья Романовна (сестра Раскольникова)
Прототипом этой героини является Авдотья Яковлевна Панаева, первая любовь писателя
Разумихин
Рассудительный Лужин, ошибаясь, называет героя «Рассудкиным»
Лизавета Ивановна
Значение имени «Елисавета» — почитающая Бога


2. Аналитическая беседа: «Семья Мармеладовых»
(с комментированным чтением эпизодов романа, составлением опорного конспекта и обобщением учителя)

1) Беседа


• Почему Мармеладов рассказывает свою историю жизни Раскольникову?

• Расскажите о семье чиновника, подтвердите свой рассказ цитатами из текста романа.

• Почему дочь Мармеладова вынуждена жить по жёлтому билету?

2) Комментированное чтение эпизода «На квартире Мармеладова»:
«портреты жены, детей»; «описание комнаты»; «жильцы дома»
(см. текст ниже)

• Опишите квартиру Мармеладовых глазами Раскольникова.

• С каким настроением Раскольников покидает квартиру Мармеладовых?

• Какие художественные приёмы использует писатель в этих эпизодах?

• Как появляется в романе Катерина Ивановна? Что читатель узнаёт о её внешности и о прошлом?

• На краю пропасти дети Мармеладовых. Какой бы могла быть их судьба, если бы не помощь Свидригайлова?

• Что можно сказать о Соне, которая сама почти ребёнок, но жертвует собой, помогая детям?

• Какова дальнейшая судьба Мармеладова и Катерины Ивановны?

• Какие уроки даёт нам Мармеладов и его семья?

 


3) Коллективная работа по составлению опорного конспекта
«Мотивы «тупика» в романе «Преступление и наказание» на примере семьи Мармеладовых»
(запись на доске и в тетрадях)

Предполагаемая запись


4) Обобщение учителя

— Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, её вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Её великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова.

В крайней нищете живёт семья Мармеладовых. Потеря работы, невозможность содержать жену и детей приводят Семёна Мармеладова к пьянству. Причины падения в общем-то хорошего и доброго человека, каким был Мармеладов, Достоевский видит как в слабости и несовершенстве человека, так и в отсутствии поддержки со стороны людей. Мармеладов и его семья становятся изгоями.

Катерина Ивановна — женщина, задавленная нищетой, по словам мужа, «горячая и непреклонная». Она с золотой медалью и похвальным листом окончила Дворянский благородный институт, вышла замуж за пехотнoгo офицера по любви и бежала с ним из родительского дома. После смерти мужа, попавшего под суд за растрату, осталась с тремя детьми и вынуждена была принять сделанное из сострадания предложение вдовца Мармеладова, надеясь, что новое супружество облегчит тяжесть материальных забот. И Мармеладов, и Катерина Ивановна не выдерживают столкновения с жизнью и гибнут как морально, так и физически. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова.

3. Аналитическая беседа: «Семья Раскольниковых»

• Почему о Раскольниковых читатель узнаёт не сразу, а из письма?

• Каковы отношения между членами семьи?

• Что мы узнаём о матери Раскольникова?

• Каковы судьба Авдотьи Романовны, её испытания в доме Свидригайлова?

• Как характеризует Дунечку её согласие на брак с Лужиным?

Обобщение учителя

— Бедность стала причиной унижения Дуни Раскольниковой. Чтобы поддержать брата и мать, она вынуждена работать гувернанткой в семье помещика Свидригайлова, где подверглась домогательствам со стороны развратного хозяина, с позором была изгнана из имения и незаслуженно ославлена в городе женой Свидригайлова. Чтобы помочь брату выбраться из нужды, она готова пойти на компромисс со своими чувствами и выйти замуж за дельца Лужина, который хочет жениться на бесприданнице, чтобы та всю жизнь чувствовала благодарность к нему как благодетелю.

4. Построение схемы «Система образов романа»
с последующей аргументацией
(работа в парах)

• Исходя из информации, полученной на уроке, мы сможем выстроить систему образов романа. Постройте такую схему (запись на доске и в тетрадях), аргументируйте свой выбор.

• Можно ли объяснить позицию автора через систему образов?
Система образов
в романе «Преступление и наказание»
Твари дрожащие
Право имеющие
   
  


5. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»

• Ознакомьтесь с различными точками зрения на роман современников. Как отнеслось к писателю и его роману русское общество? Запишите в тетради мнение, с которым вы согласны и которое вам кажется правильным. Обоснуйте свой выбор.

Карточка
Перечитываешь «Преступление и наказание» — и недоумеваешь, как раньше, читая одно, понимаешь совсем другое, как могли видеть в романе истасканную «идею», что преступление будит в человеке совесть и в муках совести несёт преступнику высшее наказание (В. Вересаев).
Достоевский есть самый интимный, самый внутренний писатель, так что, читая его,— как будто не другого кого читаешь, а слушаешь свою же душу, только глубже, чем обычно, чем всегда (В. Розанов). Невозможно себе представить большего фантаста, чем Достоевский, и никто не умел так живо изобразить реальную ситуацию (Д. Голсуорси).
Я испытываю чувство некоторой неловкости, говоря о Достоевском. В своих лекциях я обычно смотрю на литературу под единственным интересным мне углом зрения, то есть как на явление мирового искусства и проявление личного таланта. С этой точки зрения Достоевский писатель не великий, а довольно посредственный, со вспышками непревзойдённого юмора, которые, увы, чередуются с длинными пустотами литературных банальностей (В. Набоков).

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


— В своём романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.

Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведённых до отчаяния маленьких людей начинают появляться различные фантастические идеи, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность. Такова «идея» Раскольникова о Наполеонах и тварях дрожащих, обыкновенных и необыкновенных людях… И всё-таки, «маленькие люди» в романе Достоевского, несмотря на всю тяжесть своего положения, предпочитают быть жертвами, а не палачами. К этому выводу постепенно приходит и главный герой.

VI. Домашнее задание

Подобрать цитатный материал для обсуждения темы «Социальные и философские истоки бунта Раскольникова».

Следующие уроки: Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Социальные и философские истоки бунта Раскольникова >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Преступление и наказание
Ф. М. Достоевский
Эпизод «На квартире Мармеладова»
(Часть I. Глава II)


Они вошли со двора и прошли в четвертый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно.

Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило, что Мармеладов помещался в особой комнате, а не в углу, но комната его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки, на которые разбивалась квартира Амалии Липпевехзель, была приотворена. Там было шумно и крикливо. Хохотали. Кажется, играли в карты и пили чай. Вылетали иногда слова самые нецеремонные.

Раскольников тотчас признал Катерину Ивановну. Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее. Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову… Входящих она не слушала и не видела. В комнате было душно, но окна она не отворила; с лестницы несло вонью, но дверь на лестницу была не затворена; из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма, она кашляла, но дверь не притворяла. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его, вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высокенькая и тоненькая как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи ветхом драдедамовом бурнусике, сшитом ей, вероятно, два года назад, потому что он не доходил теперь и до колен, стояла в углу подле маленького брата, обхватив его шею своею длинною, высохшею как спичка рукой. Она, кажется, унимала его, что-то шептала ему, всячески сдерживала, чтоб он как-нибудь опять не захныкал, и в то же время со страхом следила за матерью своими большими-большими темными глазами, которые казались еще больше на ее исхудавшем и испуганном личике. Мармеладов, не входя в комнату, стал в самых дверях на коленки, а Раскольникова протолкнул вперед. Женщина, увидев незнакомого, рассеянно остановилась перед ним, на мгновение очнувшись и как бы соображая: зачем это он вошел? Но, верно, ей тотчас же представилось, что он идет в другие комнаты, так как ихняя была проходная. Сообразив это и не обращая уже более на него внимания, она пошла к сенным дверям, чтобы притворить их, и вдруг вскрикнула, увидев на самом пороге стоящего на коленках мужа.

— А! — закричала она в исступлении, — воротился! Колодник! Изверг!.. А где деньги? Что у тебя в кармане, показывай! И платье не то! где твое платье? где деньги? говори!..

И она бросились его обыскивать. Мармеладов тотчас же послушно и покорно развел руки в стороны, чтобы тем облегчить карманный обыск. Денег не было ни копейки.

— Где же деньги? — кричала она. — О господи, неужели же он все пропил! Ведь двенадцать целковых в сундуке оставалось!.. — и вдруг, в бешенстве, она схватила его за волосы и потащила в комнату. Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках.

— И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в на-слаж-дение, ми-ло-сти-вый го-су-дарь, — выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол. Спавший на полу ребенок проснулся и заплакал. Мальчик в углу не выдержал, задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. Старшая девочка дрожала со сна как лист.

— Пропил! все, все пропил! — кричала в отчаянии бедная женщина, — и платье не то! Голодные, голодные! (и, ломая руки, она указывала на детей). О, треклятая жизнь! А вам, вам не стыдно, — вдруг набросилась она на Раскольникова, — из кабака! Ты с ним пил? Ты тоже с ним пил! Вон!

Молодой человек поспешил уйти, не говоря ни слова. К тому же внутренняя дверь отворилась настежь, и из нее выглянуло несколько любопытных. Протягивались наглые смеющиеся головы с папиросками и трубками, в ермолках. Виднелись фигуры в халатах и совершенно нараспашку, в летних до неприличия костюмах, иные с картами в руках. Особенно потешно смеялись они, когда Мармеладов, таскаемый за волосы, кричал, что это ему в наслаждение. Стали даже входить в комнату; послышался, наконец, зловещий визг: это продиралась вперед сама Амалия Липпевехзель, чтобы произвести распорядок по-свойски и в сотый раз испугать бедную женщину ругательским приказанием завтра же очистить квартиру. (вернуться к уроку)
 
 
Соня Мармеладова и Раскольников.
Иллюстрации Д. А. Шмаринова
к роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Источник: Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: роман в 6 частях с эпилогом. — Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2017. — 512 с.

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика