Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
 
Н. А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова

Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства

Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы

Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме

Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


УРОК 63
Н. А. НЕКРАСОВ.
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»:
ЗАМЫСЕЛ, ИСТОРИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.
АНАЛИЗ «ПРОЛОГА»,
ГЛАВ «ПОП», «СЕЛЬСКАЯ ЯРМОНКА»

Цель:

ознакомить учащихся с историей создания поэмы, с особенностями жанра и композиции; рассмотреть сюжетные особенности поэмы; охарактеризовать главных героев; проанализировать роль устного народного творчества в поэме; определить своеобразие жанра поэмы; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.

Тип урока: комбинированный; урок-лекция с элементами исследования.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают творческую историю поэмы, особенности жанра и композиции; определяют сюжетные особенности поэмы; кратко характеризуют главных героев; анализируют роль устного народного творчества в поэме; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов, Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим движением 60–70-х годов XIX в. Друг и сподвижник Чернышевского и Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов был певцом народной жизни, он призывал народ строить свою жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Певец труда и борьбы, он был великим гуманистом. «Я лиру посвятил народу своему»,— с полным правом сказал о себе поэт.

Венцом творчества Некрасова является народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60–70-е годы XIX в. В этом монументальном произведении поэт создал широкую панораму дореформенной и пореформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране. Это картина жизни крестьянской России, где на каждом шагу ещё памятны крепи помещика, но уже возникает вольный дух подымающегося на борьбу за свои права крестьянства. С 1863 г. и до самых последних дней Некрасов работал над поэмой. Он стремился наиболее полно показать в ней основные черты современной действительности, раскрыть противоречие между интересами народа и эксплуататорской сущностью самодержавно-помещичьего строя, задерживавшего развитие страны. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобных которому русская (да и мировая) литература не знала.

Работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов начал в середине 1860-х гг. и продолжал до своих последних дней, так и не успев её завершить. Поэт называл своё творение «эпопеей современной крестьянской жизни».

IV. Работа над темой урока

1. «Из секретов литературоведения»: словарная работа

(запись на доске и в тетрадях с комментариями учителя)

Эпопея — (в переводе с греч. «собрание песен, сказаний») — наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную, всестороннюю картину мира, включает глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности.

Поэма — (в переводе с греч. «творить», «творение») — большое эпическое стихотворное произведение.

Композиция — построение художественного произведения, связь и расположение его частей.

Тема — круг событий, отражённых в произведении. То, что изображено, о чём говорится в тексте.

Идея — главная мысль автора, то, что он хотел показать в своём произведении, чему хотел научить.

2. Заслушивание сообщений учащихся о замысле и истории создания
поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
См. также страницу «Крестьянская симфония» (глава из книги В. Жданова «Некрасов»)
(Учащиеся составляют тезисы.)

1 - й  у ч е н и к.
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал,— говорил Некрасов,— изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершённой. Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чём сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”».

Некрасов начал работу над поэмой в первой половине 60-х гг. XIX в. Рукопись первой части поэмы помечена Некрасовым 1865 г. В этот год первая часть поэмы была уже написана, начата же, очевидно, несколькими годами раньше.

Упоминание в первой части о ссыльных поляках (глава «Помещик») позволяет считать 1863 г. датой, ранее которой эта глава не могла быть написана, так как подавление восстания в Польше относится к 1863–1864 гг.

Однако первые наброски к поэме могли появиться и раньше. Указание на это содержится, например, в воспоминаниях Г. Потанина, который, описывая своё посещение квартиры Н. А. Некрасова осенью 1860 г., передаёт следующие слова поэта: «Я… вчера долго писал, да немного не дописал — сейчас кончу…» Это были наброски прекрасной его поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она долго после того не выходила в печати.

Таким образом, можно предположить, что некоторые образы и эпизоды будущей поэмы, материал для которой собирался в течение многих лет, возникли в творческом воображении поэта и частично были воплощены в стихи до 1865 г., которым датирована рукопись первой части поэмы.

2 - й  у ч е н и к.
Продолжил работу Некрасов лишь в 70-х гг., после семилетнего перерыва. Вторая, третья и четвёртая части поэмы следуют одна за другой с небольшими интервалами: «Последыш» был создан в 1872 г., «Крестьянка» — в июле-августе 1873-го, «Пир на весь мир» — осенью 1876 г.

Публикацию поэмы Некрасов начал вскоре по окончании работы над первой частью. Уже в январской книжке «Современника» за 1866 г. появился пролог поэмы. Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Некрасов воздержался от опубликования последующих глав первой части поэмы. Эти главы были опубликованы в февральских номерах «Отечественных записок» за 1869 г. («Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь») и 1870 г. («Счастливые» и «Помещик»). Целиком первая часть поэмы появилась в печати только через восемь лет после её написания.

Очередная часть поэмы, «Крестьянка», созданная Некрасовым летом 1873 г., была напечатана зимой 1874-го в январской книжке «Отечественных записок». Отдельного издания поэмы Некрасов при жизни так и не увидел.

3. Объяснение учителя (с опорой на схему, на доске)

Жанровое своеобразие, композиция поэмы


— Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в поэме форма развёртывания сюжета — это рассказ встречаемого странниками «счастливца», отвечающего на их вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» Своеобразие композиции поэмы обусловлено сочетанием эпического повествования с лирическими отступлениями. Композиция поэмы — свободная, ёмкая, придающая произведению характер широкого поэтического обозрения,— отвечает авторскому замыслу развёрнуто показать самые различные стороны современной действительности: кажущаяся рыхлость композиции, произвольность в расположении отдельных эпизодов художественно оправданы.

В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить жанровые особенности всех трёх видов некрасовских поэм: крестьянской, сатирической, героико-революционной.

Центральная идея поэмы заключена уже в «Прологе». Известный литературовед Н. Н. Скатов считает, что, «введя “Пролог”, Некрасов стремился сразу же обнажить главную, коренную мысль — идею своей поэмы, указать на значительность её, предупредить о грандиозности и долговременности событий, которые в поэме совершаются».

Литературный критик В. В. Гиппиус нашёл в самой поэме объективные указания на последовательность частей (обращение к записи на доске): «Время расчислено в ней “по календарю”: действие “Пролога” начинается весной, когда птицы вьют гнёзда и кукует кукушка. В главе “Поп” странники говорят: “А время уж нераннее, подходит месяц май”. В главе “Сельская ярмонка” есть упоминание: “Лишь на Николу вешнего погода поуставилась”; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. “Последыш” также начинается точной датой: “Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос”. В “Пире на весь мир” сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в “Крестьянке” — жатва. События, описанные в “Пире на весь мир”, относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществлённая Некрасовым “петербургская часть” должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа “к вельможному боярину, министру государеву”. Можно предположить, что петербургскими эпизодами и могла завершиться поэма».

Запись на доске
«Календарная» композиция поэмы


«Пролог» — весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка).

«Поп» — «А время уж нераннее, подходит месяц май».

«Сельская ярмонка» — «лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю).

«Последыш» — «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (12 июля).

«Пир на весь мир» — сенокос кончается (ранняя осень).

«Крестьянка» — жатва.

Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время.

4. Аналитическая работа (в группах)

Задания

1-я группа.

Выполните развёрнутый анализ «Пролога», обратив внимание на предложенные вопросы.

• Как возникает в «Прологе» эпический образ семи странников-правдоискателей? О чём они затеяли спор?

• Почему Некрасов считает спор мужиков событием общенациональной значимости? Какие сказочные помощники появляются в «Прологе»? Как в дальнейшем они будут помогать странникам?

• Какую клятву они дают в конце «Пролога»?

• Каково композиционное и сюжетное значение «Пролога»?

2-я группа.
Перечитайте главу «Поп» и объясните, почему рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает и смущение и сочувствие странников.

• Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?

• Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?

• Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?

• Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп?

3-я группа.
Перечитайте главу «Сельская ярмонка».

• Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?

• Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе?

• Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки с картинками и книгами? Каково его отношение к народному просвещению?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Охарактеризуйте особенности жанра и композиции поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и собственные наблюдения.

• Действительно ли народ — главный герой поэмы?

2. Заключительное слово учителя

— Н. А. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни в переломный момент истории.

Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое знание народных традиций и культуры помогло создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка. По верному замечанию писателя Г. И. Успенского, Н. А. Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской души — страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…».

VI. Домашнее задание

1. Знать текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

2. Подготовиться к аналитической работе в группах: «Образы крестьян и помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

Следующие уроки: Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. — М.: АСТ, 2016.


 

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика