Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова
Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога»,
глав «Поп», «Сельская ярмонка»
Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства
Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы
Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме
Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
УРОК 63
Н. А. НЕКРАСОВ.
«КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»:
ЗАМЫСЕЛ, ИСТОРИЯ И КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ.
АНАЛИЗ «ПРОЛОГА»,
ГЛАВ «ПОП», «СЕЛЬСКАЯ ЯРМОНКА»
Цель:
ознакомить учащихся с историей создания поэмы, с особенностями жанра и композиции; рассмотреть сюжетные особенности поэмы; охарактеризовать главных героев;
проанализировать роль устного народного творчества в поэме; определить своеобразие жанра поэмы; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять
и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.
Тип урока: комбинированный; урок-лекция с элементами исследования.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают творческую историю поэмы, особенности жанра и композиции; определяют сюжетные особенности
поэмы; кратко характеризуют главных героев; анализируют роль устного народного творчества в поэме; выполняют
аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Николай Алексеевич Некрасов, продолжая традиции поэтов-декабристов, Пушкина и Лермонтова, возглавил новый этап русской поэзии, связанный с демократическим
движением 60–70-х годов XIX в. Друг и сподвижник Чернышевского и Добролюбова, поэт-гражданин, поэт-трибун, Некрасов был
певцом народной жизни, он призывал народ строить свою жизнь в духе революционно-демократических идеалов. Певец труда и борьбы, он был великим гуманистом.
«Я лиру посвятил народу своему»,— с полным правом сказал о себе поэт.
Венцом творчества Некрасова является народная эпопея «Кому на Руси жить хорошо», написанная в 60–70-е годы XIX в. В этом монументальном произведении поэт
создал широкую панораму дореформенной и пореформенной России, показал те перемены, которые произошли в стране. Это картина жизни
крестьянской России, где на каждом шагу ещё памятны крепи помещика, но уже возникает вольный дух подымающегося на борьбу за свои права крестьянства.
С 1863 г. и до самых последних дней Некрасов работал над поэмой. Он стремился наиболее полно показать в ней основные черты современной действительности,
раскрыть противоречие между интересами народа и эксплуататорской сущностью самодержавно-помещичьего строя, задерживавшего развитие страны.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо», вобрав весь предшествующий творческий опыт поэта, явилась в то же время новаторским произведением, подобных
которому русская (да и мировая) литература не знала.
Работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов начал в середине 1860-х гг. и продолжал до своих последних дней, так и не успев её завершить.
Поэт называл своё творение «эпопеей современной крестьянской жизни».
IV. Работа над темой урока
1. «Из секретов литературоведения»: словарная работа
(запись на доске и в тетрадях с комментариями учителя)
Эпопея — (в переводе с греч. «собрание песен, сказаний») — наиболее крупная монументальная форма эпической литературы, которая даёт широкую, многогранную,
всестороннюю картину мира, включает глубокие раздумья над судьбами мира и интимные переживания личности.
Поэма — (в переводе с греч. «творить», «творение») — большое эпическое стихотворное произведение.
Композиция — построение художественного произведения, связь и расположение его частей.
Тема — круг событий, отражённых в произведении. То, что изображено, о чём говорится в тексте.
Идея — главная мысль автора, то, что он хотел показать в своём произведении, чему хотел научить.
2. Заслушивание сообщений учащихся о замысле и истории создания
поэмы «Кому на Руси жить хорошо». См. также страницу «Крестьянская симфония»
(глава из книги В. Жданова «Некрасов»)
(Учащиеся составляют тезисы.)
1 - й у ч е н и к.
Многие годы жизни Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал,— говорил Некрасов,— изложить в связном рассказе всё,
что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».
Материал для поэмы писатель копил, по его признанию, «по словечку в течение двадцати лет». Смерть прервала этот гигантский труд. Поэма так и осталась незавершённой.
Незадолго до кончины поэт сказал: «Одно, о чём сожалею глубоко, это — что не кончил свою поэму “Кому на Руси жить хорошо”».
Некрасов начал работу над поэмой в первой половине 60-х гг. XIX в. Рукопись первой части поэмы помечена Некрасовым 1865 г. В этот год первая часть
поэмы была уже написана, начата же, очевидно, несколькими годами раньше.
Упоминание в первой части о ссыльных поляках (глава «Помещик») позволяет считать 1863 г. датой, ранее которой эта глава не могла быть написана, так как
подавление восстания в Польше относится к 1863–1864 гг.
Однако первые наброски к поэме могли появиться и раньше. Указание на это содержится, например, в воспоминаниях Г. Потанина, который, описывая своё
посещение квартиры Н. А. Некрасова осенью 1860 г., передаёт следующие слова поэта: «Я… вчера долго писал, да немного не дописал — сейчас кончу…» Это
были наброски прекрасной его поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Она долго после того не выходила в печати.
Таким образом, можно предположить, что некоторые образы и эпизоды будущей поэмы, материал для которой собирался в течение многих лет, возникли
в творческом воображении поэта и частично были воплощены в стихи до 1865 г., которым датирована рукопись первой части поэмы.
2 - й у ч е н и к.
Продолжил работу Некрасов лишь в 70-х гг., после семилетнего перерыва. Вторая, третья и четвёртая части поэмы следуют одна за другой
с небольшими интервалами: «Последыш» был создан в 1872 г., «Крестьянка» — в июле-августе 1873-го, «Пир на весь мир» — осенью 1876 г.
Публикацию поэмы Некрасов начал вскоре по окончании работы над первой частью. Уже в январской книжке «Современника» за 1866 г. появился пролог поэмы.
Печатание первой части растянулось на четыре года. Опасаясь поколебать и без того шаткое положение «Современника», Некрасов воздержался от опубликования
последующих глав первой части поэмы. Эти главы были опубликованы в февральских номерах «Отечественных записок» за 1869 г. («Сельская ярмонка» и «Пьяная ночь»)
и 1870 г. («Счастливые» и «Помещик»). Целиком первая часть поэмы появилась в печати только через восемь лет после её написания.
Очередная часть поэмы, «Крестьянка», созданная Некрасовым летом 1873 г., была напечатана зимой 1874-го в январской книжке «Отечественных
записок». Отдельного издания поэмы Некрасов при жизни так и не увидел.
3. Объяснение учителя (с опорой на схему, на доске)
Жанровое своеобразие, композиция поэмы
— Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко
представленная в поэме форма развёртывания сюжета — это рассказ встречаемого странниками «счастливца», отвечающего на их вопрос: «Кому на Руси жить
хорошо?» Своеобразие композиции поэмы обусловлено сочетанием эпического повествования с лирическими отступлениями. Композиция поэмы — свободная,
ёмкая, придающая произведению характер широкого поэтического обозрения,— отвечает авторскому замыслу развёрнуто показать самые различные стороны
современной действительности: кажущаяся рыхлость композиции, произвольность в расположении отдельных эпизодов художественно оправданы.
В жанровом отношении поэма представляет собой народную эпопею, которая по замыслу поэта должна была в завершённом виде включить жанровые
особенности всех трёх видов некрасовских поэм: крестьянской, сатирической, героико-революционной.
Центральная идея поэмы заключена уже в «Прологе». Известный литературовед Н. Н. Скатов считает, что, «введя “Пролог”, Некрасов стремился сразу же
обнажить главную, коренную мысль — идею своей поэмы, указать на значительность её, предупредить о грандиозности и долговременности событий, которые в поэме
совершаются».
Литературный критик В. В. Гиппиус нашёл в самой поэме объективные указания на последовательность частей (обращение к записи на доске): «Время
расчислено в ней “по календарю”: действие “Пролога” начинается весной, когда птицы вьют гнёзда и кукует кукушка. В главе “Поп” странники говорят: “А время уж
нераннее, подходит месяц май”. В главе “Сельская ярмонка” есть упоминание: “Лишь на Николу вешнего погода поуставилась”; видимо, в день Николы
(9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. “Последыш” также начинается точной датой: “Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос”. В “Пире
на весь мир” сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в “Крестьянке” — жатва. События, описанные в “Пире на весь мир”, относятся
к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществлённая Некрасовым “петербургская часть” должна была происходить в зимнее время,
когда странники придут в Петербург искать доступа “к вельможному боярину, министру государеву”. Можно предположить, что петербургскими эпизодами
и могла завершиться поэма».
Запись на доске
«Календарная» композиция поэмы
«Пролог» — весна (птицы вьют гнёзда, кукует кукушка).
«Поп» — «А время уж нераннее, подходит месяц май».
«Сельская ярмонка» — «лишь на Николу вешнего погода поуставилась» (9 мая по старому стилю).
«Последыш» — «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос» (12 июля).
«Пир на весь мир» — сенокос кончается (ранняя осень).
«Крестьянка» — жатва.
Задуманная петербургская часть должна была происходить в зимнее время.
4. Аналитическая работа (в группах)
Задания
1-я группа.
Выполните развёрнутый анализ «Пролога», обратив внимание на предложенные вопросы.
• Как возникает в «Прологе» эпический образ семи странников-правдоискателей? О чём они затеяли спор?
• Почему Некрасов считает спор мужиков событием общенациональной значимости? Какие сказочные помощники появляются в «Прологе»? Как в дальнейшем они будут
помогать странникам?
• Какую клятву они дают в конце «Пролога»?
• Каково композиционное и сюжетное значение «Пролога»?
2-я группа.
Перечитайте главу «Поп» и объясните, почему рассказ священника о жизни духовного сословия вызывает и смущение и сочувствие странников.
• Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
• Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
• Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
• Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему в пореформенное время несчастливы не только мужики, но и поп?
3-я группа.
Перечитайте главу «Сельская ярмонка».
• Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми?
• Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какова его композиционная роль в главе?
• Какой смысл автор вкладывает в изображение на ярмарке лавочки с картинками и книгами? Каково его отношение к народному просвещению?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Охарактеризуйте особенности жанра и композиции поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и собственные наблюдения.
• Действительно ли народ — главный герой поэмы?
2. Заключительное слово учителя
— Н. А. Некрасов не завершил поэму «Кому на Руси жить хорошо», однако он выполнил свою задачу: создал масштабное произведение о народной жизни
в переломный момент истории.
Обращение к мотиву дороги позволило ему включить в поэму большое количество событий и массовых сцен. Глубокое знание народных традиций и культуры помогло
создать яркие образы. Использование элементов устного народного творчества содействовало передаче специфики народного языка. По верному
замечанию писателя Г. И. Успенского, Н. А. Некрасов выступил в поэме «Кому на Руси жить хорошо» как «наиискреннейший выразитель сущности русской
души — страстной, жаждущей жизни, испорченной тысячами дурных влияний, рвущейся из этих пут на волю, к свету, к правде…».
VI. Домашнее задание
1. Знать текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
2. Подготовиться к аналитической работе в группах: «Образы крестьян и помещиков в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».
Следующие уроки: Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства >>>
Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. — М.: АСТ, 2016.
|