Контрольная работа за III четверть в 10 классе. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
Н. А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н. А. Некрасов
на сайте
"К уроку литературы"

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА III ЧЕТВЕРТЬ
Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова

Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства

Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы

Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме

Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


УРОК 67
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА III ЧЕТВЕРТЬ.
СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. А. НЕКРАСОВА

Цель:

учить работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; прививать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. А. Некрасова, черновые варианты сочинений, запись на доске, раздаточный материал.

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений Н. А. Некрасова, уровень читательских умений и творческих способностей, умение аргументированно и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Работа с афоризмами Н. А. Некрасова
(в парах, с раздаточным материалом)

— В произведениях Н. А. Некрасова много афоризмов, которые, будучи собраны вместе, составили бы своеобразный моральный кодекс революционеров-демократов 1860–1870-х гг:

1. То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.

2. Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
3. Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.

4. Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.

5. Воля и труд человека
Дивные дива творят.

6. В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперёд улетаю.
Суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

7. Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней!

8. Кто живёт без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
(см. также страницу "Афоризмы из произведений Н.А.Некрасова"

• Какие строки из произведений Н. А. Некрасова вы могли бы добавить к этой подборке?
И как вы думаете, не устарели ли эти афоризмы? Аргументируйте своё мнение.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Многие годы жизни Н. А. Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал,— говорил Некрасов,— изложить в связном рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. Все образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот приём был назван критиками полифонией. Действительно, поэма, написанная на фольклорном материале, создаёт впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса…

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

(см. домашнее задание к настоящему урок — с. 66)

Комментарий.
Учитель записывает темы на доске, учащиеся обсуждают их.

Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация учителя: обращение к записи на доске (или раздаточный материал)

Как писать сочинение — групповую характеристику

— Присмотримся к одной из предложенных тем — «Бунтари и философы — яркие народные типы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Вдумаемся, о какой социальной группе пойдёт речь?
Что для этой группы является общим, характерным?
Однородна ли данная группа или имеет подгруппы?
Какие? Чем они определяются?

Ответы на эти вопросы и станут вступительной частью вашего сочинения (I пунктом плана).

А вот краткое раскрытие основной части сочинения (II пункт плана).

1) Богат, сложен и противоречив мир русского крестьянства второй половины XIX в. Много ещё в нём тёмного, неприглядного, безобразного: суеверия, семейный деспотизм, смирение, терпение… Но есть в русском крестьянине и другие черты: острый ум, трудолюбие, жизнерадостность, удаль, богатырская сила… А главное — пробуждается его сознание: он уже задумывается над своим положением, ищет ответа на вопрос «Как жить дальше?», выступает против произвола и насилия.

а) Семь крестьян-правдоискателей, как и крестьяне деревни Вахлаки (дядя Влас, Агап Петров и другие) — умные, пытливые люди, которые не хотят жить по-старому. Они наблюдают, оценивают, рассуждают… В их наивном представлении о счастье («покой, богатство, честь»), в согласии участвовать в «комедии» с князем Утятиным сказывается их темнота и вековая привычка к покорности. Но уже на наших глазах они приходят к иному пониманию счастья: осуждая мужицкую покорность, с силой повторяют призывное слово деда Савелия — «Наддай!»

б) Из их среды появляются активно выступающие, с большим чувством человеческого достоинства крестьяне — такие, как Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна, Агап Петров, Игнатий Прохоров, которые не хотят терпеть унижения, зовут крестьянский мир к единению и протесту.

в) Галерею этой группы рабов завершают крестьяне Корежского края во главе с Савелием — «богатырём святорусским». Страстная жажда независимости рождает у них чувство ненависти к угнетению и угнетателям, воспитывает непокорство и, в конечном счёте, приводит к активной борьбе, к бунту. А в легенде «О двух великих грешниках» расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь к спасению от векового рабства.

2) Однако века крепостного гнёта ломали слабых, рождали в некоторых крестьянах привычку к рабству, покорность, долготерпение и смирение. Таковы в поэме Яков — «холоп примерный», бывший лакей, «любимый раб» князя Переметьева, Ипат — «холоп князей Утятиных», Калина — герой песни «Барщинная».

3) Крепостной гнёт оказывал и более пагубное влияние: порождал предателей, шпионов, усердных исполнителей воли помещиков. Таковы Глеб-староста, Егорка Шутов, Клим Лавин. Это о них автор поэмы говорит: «Люди холопского звания — сущие псы иногда». Да, старое — в самых разных проявлениях его — ещё живуче, а путь к новому тернист и труден. Но новое неуклонно растёт и неизбежно победит. Началось духовное раскрепощение крестьянства, и оно обязательно придёт на путь революционной борьбы с угнетателями.

Итак, выбрав тему сочинения — групповую характеристику — вы должны:

1) выделить то, что является для данной группы героев характерным, обобщающим, определяющим;

2) подумать, не допускает ли отобранный материал дальнейшего деления группы на подгруппы. Если такая возможность есть, то: а) выделите эти подгруппы по их общим признакам;
б) на каждую подгруппу составьте свои характеристики, которые в сочетании и составят характеристику группы;

3) продумайте логические переходы от одной групповой характеристики к другой;

4) в групповых характеристиках в отдельных случаях раскрываются и индивидуальные черты того или иного конкретного персонажа — как подтверждение групповой характеристики и выявление яркой индивидуальности.

3. Самостоятельная работа со вспомогательным материалом для написания сочинений
(раздаточный материал, работа в парах)
Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции
для творческих работ
Лексика
Социально-политическая, философская, литературоведческие термины
Аналитическая (о творчестве писателя)
Эмоционально-оценочная (о персонажах, их действиях)
Страстный урок гражданственности;
элементы разговорной речи;
сказочно-песенный лад, трагическая тема народной неволи;
эпическая ширь;
стоять на демократических позициях;
художественный мир поэта;
«мужицкая» буря;
программное стихотворение;
народность и гражданская страстность;
фольклорные страницы, диалогическая интонация, горькая ирония, мастерство ритмики
Голос совести России, быть верным революционным идеалам;
«заступник народный»;
простота и точность поэтического слова;
новаторский характер;
гражданский и творческий подвиг;
мажорный тон;
беспощадный приговор;
«энциклопедия» крестьянской жизни;
призыв крестьянской Руси к топору;
нравственная безупречность
Пытливый ум;
бескорыстие;
благородство;
чистота побуждений;
сложный и противоречивый характер;
маска добросердечия;
барская спесь и тщеславие, нелепый и ничтожный человек;
жалкая доля;
некрасовская сатира;
удаль, талантливость народа, доля мужицкая;
полемизирует, иронизирует, сочувствует, раскрывает, виновато говорит
Синтаксические конструкции
Эмоционально-оценочного характера
Аналитические
…Его героев многое объединяет с новыми людьми;
Искренность и доброта сочетаются с…
Некрасов не сторонний наблюдатель, а…
Это подлинно народный поэт, так как…
Если Утятин весь в прошлом, то…
Сравните противостояние двух миров: барского и народного…
Григорий Добросклонов действительно прекрасен…
«Элегия» — программное произведение…
В отличие от своих великих предшественников…
Есть излюбленные темы…
К каким же итогам приходят мужики-правдоискатели?..
Ермил Гирин — вот тот…
Да, это действительно новый человек

4. Самостоятельное составление планов, написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание


1. Прочитать сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Коняга», «Вяленая вобла».

2. Опережающее задание (2–3 учащихся)
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Следующие уроки: М. Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Проблематика и поэтика сказок >>>




1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец плана к сочинению
«Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” — энциклопедия русской народной жизни»


1. «В рабстве спасённое сердце свободное» народа, его поэтизация Н. А. Некрасовым. Сущность народного характера.

2. Крестьяне — герои поэмы как типичные представители сформировавшей их социальной среды.

3. Индивидуальность каждого персонажа поэмы.

4. Характеристика типов крестьян:

а) активные борцы против произвола (Савелий). В этом образе нашли отражение лучшие черты русского национального характера: свободолюбие, удаль, богатырская мощь и сердечная доброта;
б) правдолюбы и правдоискатели (Яким Нагой, Ермил Гирин);
в) «люди холопского звания» (Ипат, староста Глеб);
г) пассивные мстители (Яков верный — холоп примерный);
д) образ женщины-крестьянки (Матрёна Тимофеевна);
ж) образы семи странников.

5. Раскрытие миросозерцания крестьянской массы в целом через показ отдельных героев и воссоздание их бытовой обстановки, характерной для них стихии бытия.

6. Социальная направленность психологических характеристик персонажей — важная особенность художественных образов Н. А. Некрасова.

7. Народ, его настоящее и будущее — основная тема поэмы.

8. Картины народной жизни в поэме. Эпизоды, рисующие нищету и бесправие крестьянства. Роль введённых в поэму песен, характеризующих положение мужика после реформы. Роль в поэме массовых сцен (главы «Пьяная ночь», «Сельская ярмонка», «Счастливые», «Крестьянка»).

9. Формирование народного идеала счастья, выраженного в словах: «Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошёной волости Избыткова села». Столкновение различных мнений о счастье в главе «Счастливые».

10. Принципы создания Н. А. Некрасовым реалистических художественных образов в поэме.


 
Фефилова Г. Уроки литературы в 10 классе
(главы из книги)





 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика