Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова
Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы.
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства
Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы
Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме
Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
УРОК 67
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ЗА III ЧЕТВЕРТЬ.
СОЧИНЕНИЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ Н. А. НЕКРАСОВА
Цель:
учить работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного
художественного произведения; прививать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование:
портрет Н. А. Некрасова, черновые варианты сочинений, запись на доске, раздаточный материал.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений Н. А. Некрасова, уровень читательских умений
и творческих способностей, умение аргументированно и логично излагать собственную точку зрения.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Работа с афоризмами Н. А. Некрасова (в парах, с раздаточным материалом)
— В произведениях Н. А. Некрасова много афоризмов, которые, будучи собраны вместе, составили бы своеобразный моральный кодекс
революционеров-демократов 1860–1870-х гг:
1. То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
2. Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
3. Нужны столетья, и кровь, и борьба,
Чтоб человека создать из раба.
4. Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.
5. Воля и труд человека
Дивные дива творят.
6. В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперёд улетаю.
Суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
7. Покажет Русь, что есть в ней люди,
Что есть грядущее у ней!
8. Кто живёт без печали и гнева,
Тот не любит отчизны своей.
(см. также страницу "Афоризмы из произведений Н.А.Некрасова"
• Какие строки из произведений Н. А. Некрасова вы могли бы добавить к этой подборке?
И как вы думаете, не устарели ли эти афоризмы? Аргументируйте своё мнение.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Многие годы жизни Н. А. Некрасов отдал работе над поэмой, которую называл своим «любимым детищем». «Я задумал,— говорил Некрасов,— изложить в связном
рассказе всё, что я знаю о народе, всё, что мне привелось услыхать из уст его, и я затеял “Кому на Руси жить хорошо”. Это будет эпопея современной
крестьянской жизни».
Крестьянская тема в поэме неисчерпаема, многогранна, вся образная система поэмы посвящена теме раскрытия крестьянского счастья. Все образы, даже
эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Этот приём был назван критиками полифонией. Действительно, поэма,
написанная на фольклорном материале, создаёт впечатление русской народной песни, исполняемой на многие голоса…
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(см. домашнее задание к настоящему урок — с. 66)
Комментарий.
Учитель записывает темы на доске, учащиеся обсуждают их.
Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.
2. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)
Как писать сочинение — групповую характеристику
— Присмотримся к одной из предложенных тем — «Бунтари и философы — яркие народные типы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси
жить хорошо».
Вдумаемся, о какой социальной группе пойдёт речь?
Что для этой группы является общим, характерным?
Однородна ли данная группа или имеет подгруппы?
Какие? Чем они определяются?
Ответы на эти вопросы и станут вступительной частью вашего сочинения (I пунктом плана).
А вот краткое раскрытие основной части сочинения (II пункт плана).
1) Богат, сложен и противоречив мир русского крестьянства второй половины XIX в. Много ещё в нём тёмного, неприглядного, безобразного: суеверия,
семейный деспотизм, смирение, терпение… Но есть в русском крестьянине и другие черты: острый ум, трудолюбие, жизнерадостность, удаль, богатырская сила…
А главное — пробуждается его сознание: он уже задумывается над своим положением, ищет ответа на вопрос «Как жить дальше?», выступает против произвола и насилия.
а) Семь крестьян-правдоискателей, как и крестьяне деревни Вахлаки (дядя Влас, Агап Петров и другие) — умные, пытливые люди, которые не хотят
жить по-старому. Они наблюдают, оценивают, рассуждают… В их наивном представлении о счастье («покой, богатство, честь»), в согласии участвовать в «комедии»
с князем Утятиным сказывается их темнота и вековая привычка к покорности. Но уже на наших глазах они приходят к иному
пониманию счастья: осуждая мужицкую покорность, с силой повторяют призывное слово деда Савелия — «Наддай!»
б) Из их среды появляются активно выступающие, с большим чувством человеческого достоинства крестьяне — такие, как Яким Нагой, Ермил Гирин,
Матрёна Тимофеевна, Агап Петров, Игнатий Прохоров, которые не хотят терпеть унижения, зовут крестьянский мир к единению и протесту.
в) Галерею этой группы рабов завершают крестьяне Корежского края во главе с Савелием — «богатырём святорусским». Страстная жажда независимости
рождает у них чувство ненависти к угнетению и угнетателям, воспитывает непокорство и, в конечном счёте, приводит к активной борьбе, к бунту.
А в легенде «О двух великих грешниках» расправа с тираном утверждается как единственно возможный путь к спасению от векового рабства.
2) Однако века крепостного гнёта ломали слабых, рождали в некоторых крестьянах привычку к рабству, покорность, долготерпение и смирение. Таковы
в поэме Яков — «холоп примерный», бывший лакей, «любимый раб» князя Переметьева, Ипат — «холоп князей Утятиных», Калина — герой песни «Барщинная».
3) Крепостной гнёт оказывал и более пагубное влияние: порождал предателей, шпионов, усердных исполнителей воли помещиков. Таковы Глеб-староста,
Егорка Шутов, Клим Лавин. Это о них автор поэмы говорит: «Люди холопского звания — сущие псы иногда». Да, старое — в самых разных проявлениях его — ещё живуче,
а путь к новому тернист и труден. Но новое неуклонно растёт и неизбежно победит. Началось духовное раскрепощение крестьянства,
и оно обязательно придёт на путь революционной борьбы с угнетателями.
Итак, выбрав тему сочинения — групповую характеристику — вы должны:
1) выделить то, что является для данной группы героев характерным, обобщающим, определяющим;
2) подумать, не допускает ли отобранный материал дальнейшего деления группы на подгруппы. Если такая возможность есть, то:
а) выделите эти подгруппы по их общим признакам;
б) на каждую подгруппу составьте свои характеристики, которые в сочетании и составят характеристику группы;
3) продумайте логические переходы от одной групповой характеристики к другой;
4) в групповых характеристиках в отдельных случаях раскрываются и индивидуальные черты того или иного конкретного персонажа — как подтверждение
групповой характеристики и выявление яркой индивидуальности.
3. Самостоятельная работа со вспомогательным материалом для написания сочинений
(раздаточный материал, работа в парах)
Опорная лексика, лексические обороты и синтаксические конструкции
для творческих работ
Лексика |
Социально-политическая, философская, литературоведческие термины |
Аналитическая (о творчестве писателя) |
Эмоционально-оценочная (о персонажах, их действиях) |
Страстный урок гражданственности;
элементы разговорной речи;
сказочно-песенный лад, трагическая тема народной неволи;
эпическая ширь;
стоять на демократических позициях;
художественный мир поэта;
«мужицкая» буря;
программное стихотворение;
народность и гражданская страстность;
фольклорные страницы, диалогическая интонация, горькая ирония, мастерство ритмики |
Голос совести России, быть
верным революционным идеалам;
«заступник народный»;
простота и точность поэтического слова;
новаторский характер;
гражданский и творческий подвиг;
мажорный тон;
беспощадный приговор;
«энциклопедия» крестьянской жизни;
призыв крестьянской Руси к топору;
нравственная безупречность |
Пытливый ум;
бескорыстие;
благородство;
чистота побуждений;
сложный и противоречивый характер;
маска добросердечия;
барская спесь и тщеславие, нелепый и ничтожный человек;
жалкая доля;
некрасовская сатира;
удаль, талантливость народа, доля мужицкая;
полемизирует, иронизирует, сочувствует, раскрывает, виновато говорит |
Синтаксические конструкции |
Эмоционально-оценочного характера |
Аналитические |
…Его героев многое объединяет с новыми людьми;
Искренность и доброта сочетаются с…
Некрасов не сторонний наблюдатель, а…
Это подлинно народный поэт, так как…
Если Утятин весь в прошлом, то…
Сравните противостояние двух миров: барского и народного…
Григорий Добросклонов действительно прекрасен… |
«Элегия» — программное произведение…
В отличие от своих великих предшественников…
Есть излюбленные темы…
К каким же итогам приходят мужики-правдоискатели?..
Ермил Гирин — вот тот…
Да, это действительно новый человек |
|