Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова
Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы.
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства
Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы
Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме
Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
УРОК 65
Н. А. НЕКРАСОВ.
ОБРАЗЫ НАРОДНЫХ ЗАСТУПНИКОВ
В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».
ГРИША ДОБРОСКЛОНОВ — ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ПОЭМЫ
Цель:
проанализировать значимость главы «Пир на весь мир» в решении основного вопроса поэмы; рассмотреть образы
народных заступников в поэме; охарактеризовать Гришу Добросклонова как центральный образ поэмы; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширить
и углубить предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют значимость главы «Пир на весь мир» в решении основного вопроса поэмы; рассматривают образы народных заступников в поэме; характеризуют Гришу
Добросклонова как центральный образ поэмы; выполняют аналитическую, сопоставительную работу в парах; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какие проблемы пореформенной деревни ставит Некрасов в поэме?
• Как раскрывается духовный мир крестьянства в споре о счастье и в споре о грехе?
• Проследите и расскажите, как во встречах странников с попом, помещиком внимание автора неизменно сосредоточивается на картинах народной жизни.
• Чем завершаются поиски счастливого человека на Руси в первой части поэмы? Каким настроением проникнуты «весёлые» эпизоды первой части поэмы?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» по праву считается главной книгой поэта, высшим его достижением. Поэт создавал свою главную
книгу для народа и во имя народа, выражая в ней его заветные мечты и чаяния.
«Кому на Руси жить хорошо» звучит обвинительным актом против современного поэту государственного устройства. В то же время поэма — гимн мужеству
и силе духа русского народа. Среди галереи образов страдальцев и тружеников, проходимцев и бунтарей Н. А. Некрасов показывает нам и народного заступника —
того, кто, выйдя из среды самого народа, повлияет на его взгляды и убеждения, сумеет повести за собой людей.
IV. Работа над темой урока
1. «Начинающие литературоведы»: творческо-аналитическая работа (в парах)
• Подготовьте рассказ о «счастливце» Ермиле Гирине, подтверждая его цитатами из поэмы.
План
1. Кто такой Ермила Гирин? Чем он заслуживает уважение народа?
2. Что случилось в вотчине помещика Обрубкова?
3. Как и с какой целью автор использует художественный приём «умолчания» в рассказе о Ермиле Гирине?
4. Как вы думаете, какова дальнейшая судьба этого героя?
5. Отметьте сходство и различие между Якимом Нагим и Ермилой Гириным.
Ориентировочный рассказ
— В бесплодных поисках ходят наши странники, пока не посоветовали им найти Ермилу Гирина:
А вам бы, други милые.
Спросить Ермилу Гирина.
По мнению знающих его, Ермил — счастливый человек. Его ценят окружающие, уважает помещик, Гирин занимается полезным делом — содержит мельницу, на которой
работает, не обманывая крестьян. Он не обладает высоким чином или несметным богатством. Всё, чем выделяется Ермил,— это честность и благородство.
— А кто такой Ермил?
Князь, что ли, граф сиятельный?
— Не князь, не граф сиятельный,
А просто он — мужик!
Примерно в двадцать лет Ермил Гирин состоял писарем в конторе. Он не имел особых полномочий, однако рад был помочь неграмотным крестьянам.
С большим сочувствием относится писатель к своему герою Ермилу Гирину, сельскому старосте, справедливому, честному, умному человеку, который, по
словам крестьян,
В семь лет мирской копеечки
Под ноготь не зажал,
В семь лет не тронул правого,
Не попустил виновному,
Душой не покривил…
Подобно Якиму, Ермил наделён острым чувством христианской совестливости и чести. Лишь однажды он оступился: выгородил «из рекрутчины меньшого
брата Митрия». Но этот поступок стоил праведнику жестоких мучений и завершился всенародным покаянием, ещё более укрепившим его авторитет.
Народ, защищая мирское дело, в трудную минуту помогает Ермилу сохранить мельницу, исключительно доверяет ему. Этот поступок подтверждает способность
народа выступать сообща, миром. И Ермил, не побоявшись острога, выступил на стороне крестьян, когда «бунтовалась вотчина Помещика Обрубкова».
Всей жизнью своей Ермил опровергает первоначальные представления странников о сути человеческого счастья. Казалось бы, он имеет «всё, что надобно для счастья:
и спокойствие, и деньги, и почёт». Но в критическую минуту жизни Ермил этим счастьем жертвует ради правды народной и попадает в острог.
Ермил Гирин — защитник крестьянских интересов. Если протест Якима Нагого стихийный, то Ермил Гирин поднимается до сознательного протеста.
2. Комментированное чтение нескольких песен Гриши Добросклонова (по выбору учителя)
Комментарий.
Н. А. Некрасов недаром сделал своего героя тоже поэтом — своим соратником по борьбе. Его песни «из сердца самого» — не только свидетельство кровной связи
с русским народом, духовного единства с его миром, но и попытка осмыслить происходящее, осознать своё жизненное кредо. Вслед
за песнями «Голодной» и «Солёной», воссоздающей мрачные, безысходные картины жизни народа, появляются и другие строки, отмечающие коренные изменения
в обществе, рост самосознания народа:
Довольно! Окончен с прошедшим расчёт.
Окончен расчёт с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином…
В песнях Гриши Добросклонова отражаются его мысли о жизненных идеалах, его надежды на светлое будущее. Развивая тему о нарастании народного
возмущения, о становлении гражданина, Григорий Добросклонов слагает свою главную песню — «Русь». Он поёт о «в рабстве спасённом сердце свободном»,
о могучей силе народа, создавая яркую неповторимую метафору, показывающую нарастание народного возмущения, революционный подъём:
Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая —
Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зёрнышку
Горы наношены!
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!
3. Аналитическая беседа «Образ Гриши Добросклонова»
• Каковы основные черты Гриши Добросклонова?
• Какие песни и каким образом помогают нам понять характер и жизненные цели Гриши Добросклонова?
• В чём Гриша Добросклонов видит счастье?
• Согласен ли, по вашему мнению, с ним автор?
• Почему Гриша Добросклонов с его собственными песнями появляется в конце главы «Пир на весь мир»?
• Что нового вносит Некрасов в изображение народного заступника?
• Каков смысл позиции автора, считающего Добросклонова тем счастливым, которого искали мужики? Какое высокое понимание счастья провозглашает
Н. А. Некрасов?
4. «Под сенью дружных муз…»:
сопоставление иллюстраций к поэме
Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (работа в парах)
• Рассмотрите иллюстрации (размещены на доске или в виде раздаточного материала) к поэме, на которых изображён Гриша Добросклонов.
Сопоставьте образ этого народного заступника в поэме с образами художников-иллюстраторов. Какая иллюстрация, по вашему мнению, наиболее точно
соответствует некрасовскому изображению. Своё мнение аргументируйте
(см. иллюстрации художников В. Нагаева
и В. Серова).
5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
• Почему только Гриша Добросклонов признан Н. А. Некрасовым настоящим народным заступником и человеком счастливым?
• Почему именно в Грише Добросклонове Н. А. Некрасов видит «воплощение счастия народного»?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс» (работа в парах)
• До сих пор нет единой точки зрения на порядок расположения частей поэмы.
Какой из вариантов композиции кажется вам более близким к авторскому замыслу? Почему? Обоснуйте свой ответ.
2. Обобщающее слово учителя
— На протяжении поэмы перед нами предстают различные типы крестьян, и автор реалистически показывает нам расслоение и в среде крестьян. Все эти
образы, даже эпизодические, создают мозаичное, яркое полотно поэмы, перекликаются друг с другом. Но главное то, что через всю поэму проходит мысль,
что спасение народа, его счастливое будущее находится в его собственных руках.
Глава «Пир на весь мир» придаёт произведению идейную целеустремлённость и определённую завершённость. Некрасов попытался здесь ответить на
поставленные в поэме вопросы, изложить своё представление о смысле жизни, о назначении человека, о ложности и несостоятельности эгоистического понимания счастья.
В противовес отталкивающим образам угнетателей народа в поэме нарисован светлый и благородный образ народного заступника. Им является семинарист Гриша
Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина». Голодное детство, суровая юность сблизили
его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши. Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов,
Гриша Добросклонов — борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».
Образом Григория Некрасов отвечал на вопрос: что делать борцу за народные интересы?
Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси».
Его, единственного среди героев поэмы, Некрасов считает счастливым, потому что, по мнению поэта-борца, счастлив только борец за народное дело. Некрасов
заканчивает рассказ о Грише на оптимистической ноте, наделяя героя несокрушимой силой и, главное, верой в светлое будущее, готовностью и желанием
отдать жизнь за родину:
Слышал он в груди своей звуки необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного —
Пел он воплощение счастия народного!..
VI. Домашнее задание
1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Современна ли поэма Некрасова?».
2. Подобрать из текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо» цитатный материал, доказывающий разнообразное использование фольклора в создании
образов героев.
Следующие уроки: Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме >>>
Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. — М.: АСТ, 2016.
|