Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
Н. А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо

(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова

Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»

Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства

Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы

Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме

Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


УРОК 64
Н. А. НЕКРАСОВ.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН И ПОМЕЩИКОВ
В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».
ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАБСТВА

Цель:

рассмотреть многообразие крестьянских типов в поэме; показать сатирические принципы изображения помещиков; определить истоки сильного характера русской женщины на примере образа Матрёны Тимофеевны; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся выполняют аналитическую работу в группах; раскрывают многообразие крестьянских типов в поэме, сатирические принципы изображения помещиков; определяют истоки сильного характера русской женщины на примере образа Матрёны Тимофеевны; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Охарактеризуйте особенности жанра и композиции поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и собственные наблюдения.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после освобождения. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это даёт право называть поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяют своё отношение к попу, помещику, крестьянской реформе, крестьянам. Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрёна Тимофеевна, дед Савелий и другие крестьянские персонажи показаны крупным планом, их характеры тщательно разработаны.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая работа
(в группах)

Задания 1-я группа. Проанализируйте главу «Пьяная ночь» (образ Якима Нагого).

2-я группа. Проанализируйте образы атамана разбойников Кудеяра, холопа примерного Якова верного (глава «Про Якова верного, холопа примерного»).

3-я группа. Проанализируйте образы Клима Лавина, Агапа Петрова (глава «Последыш»).

4-я группа. Проанализируйте главу «Савелий, богатырь святорусский». Обсудите вопрос: «В чём сложность образа Савелия, богатыря святорусского?».

5-я группа. Проанализируйте главу «Крестьянка» (образ Матрёны Тимофеевны).

• Почему так много внимания поэт уделил рассказу о судьбе женщины-крестьянки?

• Каков композиционный замысел части?

• Почему поэт «доверил» самой героине рассказать о себе?

• Какие фольклорные образы, обряды, жанры использует Некрасов в этой главе? С какой целью?

• Почему испытания не покорили Матрёну Тимофеевну?

• Почему поэт стремился к тому, чтобы создать образ несломленной судьбой женщины?

Ориентировочные ответы

1-я группа.

Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своём путешествии. Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают своей безысходностью:

В деревне Босове Яким
Нагой живёт,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт!..

Перед читателем предстаёт измождённый человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. На примере Якима Нагого показана вся трагичность существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадёжности.

Яким живёт той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом: Яким готов постоять за свои права, в нём нет ничего холуйского, он честный труженик, оберегающий своё человеческое достоинство. В главе III первой части («Пьяная ночь») Нагой произносит монолог, где его убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам (Богу, царю и господину), а подчас и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета — всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина на «мерочку господскую».

2-я группа.
Некрасов негодующе клеймит барских прихвостней, «людей холопского звания», которые в условиях крепостного права утрачивали всякое человеческое достоинство и становились «сущими псами» по отношению к своему же брату-крестьянину. Глава «Про Якова верного, холопа примерного» является своего рода притчей, поучительным примером того, к какому духовному холопству крепостничество приводило крестьян, прежде всего дворовых, развращённых личной зависимостью от помещика. В возмущении этой рабской психологией сказался новый, демократический гуманизм поэта, отрицавшего и разоблачавшего примирение и требовавшего отмщения за преступления господ, а не проповеди непротивления.

Особенно отчётливо идея возмездия высказана Н. А. Некрасовым в балладе «О двух великих грешниках», являющейся своего рода идейным ключом ко всей поэме. Разбойник атаман Кудеяр совершил множество преступлений. Но «совесть злодея осилила», и Кудеяр, распустив свою шайку, идёт ко Гробу Господню, а затем становится отшельником и живёт в лесу, замаливая свои грехи.

Однако прощение его грехов приходит только тогда, когда он убивает пана Глуховского, похваляющегося перед ним своими преступлениями и насилиями над крестьянами. Лишь после убийства свершилось «чудо», рухнуло могучее древо, символизирующее крепостное право, и «скатилося с инока бремя грехов!». Так в форме и образах народной легенды Н. А. Некрасов призывал к народной расправе с угнетателями.

3-я группа.
В главе «Последыш» рассказывается о том глумлении и издевательстве, которому самодур-помещик, не желающий признавать новые порядки, подвергает «освобождённых» крестьян. «Последыш» — своеобразный символ, предостережение, напоминающее о необходимости решительного и окончательного искоренения всех пережитков крепостничества. Крестьяне, лишившиеся в результате реформы заливных лугов, идут на сделку с наследниками князя, и в конце концов оказываются бессовестно обманутыми.

Но Некрасов показал не только картины покорности и пассивности крестьян. Дурачить барина, изображать собой покорных холопов, делающих вид, что ничто не изменилось в окружающей жизни с отменой крепостного права, согласились далеко не все крестьяне. Агап Петров, грубый, непокладистый, в конце концов не выдерживает этой комедии и в ответ на укоры барина, который «права свои дворянские высчитывал ему», выложил всю правду, высказал накопившуюся у крестьян ненависть к помещику.

Агап погиб, не вынес надругательства над своим человеческим достоинством.

4-я группа.
Понимание свободолюбивого характера русского народа нашло своё выражение в замечательном образе, созданном Некрасовым,— Савелия, «богатыря святорусского». В нём воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, былинные, героические черты: свободолюбие и могучая сила Савелия, хаживавшего в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность постоять за народ, его душевное благородство и мужество.

Савелий помог крестьянам расправиться с немцем-управителем, разорявшим и жестоко притеснявшим их. За это он понёс тяжкую кару — каторгу, поселение в Сибирь, жестокие истязания, но не смирился. Он сохранил ненависть к угнетателям и презрение к тем, кто им покорно подчинялся. Отсутствие массового движения, разрозненность и стихийность вспышек народного гнева приводили к тому, что такие народные богатыри, как Савелий, оставались одиночками.

5-я группа.
С особой полнотой показан облик русской крестьянки Матрёны Тимофеевны. Матрёна Тимофеевна проходит через все испытания, в которых могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попрёки мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость.

В трудные минуты жизни она проявляла твёрдость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому губернатору. Эта русская женщина, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, не согнулась, а сохранила своё человеческое достоинство, духовную красоту и стойкость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает её с Савелием.

2. Объяснение учителя

— Сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого человека на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. Потому поэт описывает жизнь «русских помещиков, тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на протяжении всей поэмы. Мужики и барин непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,— говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.

3. Аналитическая беседа: «Образы помещиков в поэме»

• Почему портреты помещиков автор даёт сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.

• Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?

• С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова забота, любовь, милость звучат в поэме с сарказмом?

• Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?

• Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приёмы гиперболы, гротеска, несоответствия?

• В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Н. А. Некрасов?

• Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние противоречия?

4. Постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

• Проследите перемены, которые происходят в народных героях поэмы-эпопеи от Якима Нагого к Ермилу Гирину и далее к Савелию и Матрёне Тимофеевне.

5. «Умники и умницы»: сопоставительная работа в группах

• Как развивает и углубляет Н. А. Некрасов в главе «Помещик» тему взаимоотношений народа и господ, поставленную ещё И. С. Тургеневым в «Хоре и Калиныче» и других рассказах «Записок охотника»?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Какие типы крестьян изображены в поэме? На какие размышления наводят вас образы крестьян?

• Какие положительные и отрицательные стороны народной жизни изображает Н. А. Некрасов?

• Какие помещики выведены в поэме? Каковы их общие черты?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к аналитической работе (в группах) «Образы народных заступников в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

Следующие уроки: Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. — М.: АСТ, 2016.


 

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика