Уроки 59-62. Лирика Н. А. Некрасова
Урок 63. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы.
Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
Урок 64. Н. А. Некрасов. Образы крестьян и помещиков в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства
Урок 65. Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы
Урок 66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо». Особенности языка, фольклорное начало в поэме
Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова
УРОК 64
Н. А. НЕКРАСОВ.
ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН И ПОМЕЩИКОВ
В ПОЭМЕ «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО».
ТЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО РАБСТВА
Цель:
рассмотреть многообразие крестьянских типов в поэме; показать сатирические принципы изображения помещиков; определить истоки сильного характера русской женщины
на примере образа Матрёны Тимофеевны; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать
эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование:
учебник, раздаточный материал, текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо», иллюстративный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся выполняют аналитическую работу в группах; раскрывают многообразие крестьянских типов в поэме,
сатирические принципы изображения помещиков; определяют истоки сильного характера русской женщины на примере образа Матрёны Тимофеевны; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Охарактеризуйте особенности жанра и композиции поэмы-эпопеи «Кому на Руси жить хорошо», опираясь на материал учебника и собственные наблюдения.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после освобождения. О сущности царского манифеста поэт говорит словами
народа: «Добра ты, царская грамота, да не про нас ты писана». Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение,
воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это даёт право называть поэму
энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов
и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово,
Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми,
дают им оценку, определяют своё отношение к попу, помещику, крестьянской реформе, крестьянам. Яким Нагой, Агап Петров, староста Влас, Ермил Гирин,
Клим Лавин, Матрёна Тимофеевна, дед Савелий и другие крестьянские персонажи показаны крупным планом, их характеры тщательно разработаны.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа (в группах)
Задания
1-я группа. Проанализируйте главу «Пьяная ночь» (образ Якима Нагого).
2-я группа. Проанализируйте образы атамана разбойников Кудеяра, холопа примерного Якова верного (глава «Про Якова верного, холопа примерного»).
3-я группа. Проанализируйте образы Клима Лавина, Агапа Петрова (глава «Последыш»).
4-я группа. Проанализируйте главу «Савелий, богатырь святорусский». Обсудите вопрос: «В чём сложность образа Савелия, богатыря святорусского?».
5-я группа. Проанализируйте главу «Крестьянка» (образ Матрёны Тимофеевны).
• Почему так много внимания поэт уделил рассказу о судьбе женщины-крестьянки?
• Каков композиционный замысел части?
• Почему поэт «доверил» самой героине рассказать о себе?
• Какие фольклорные образы, обряды, жанры использует Некрасов в этой главе? С какой целью?
• Почему испытания не покорили Матрёну Тимофеевну?
• Почему поэт стремился к тому, чтобы создать образ несломленной судьбой женщины?
Ориентировочные ответы
1-я группа.
Яким Нагой — один из мужиков, с кем приходится столкнуться странникам в своём путешествии. Первые строки, в которых сказано об этом человеке, поражают
своей безысходностью:
В деревне Босове Яким
Нагой живёт,
Он до смерти работает,
До полусмерти пьёт!..
Перед читателем предстаёт измождённый человек, у которого практически не осталось сил и здоровья. На примере Якима Нагого показана вся трагичность
существования простого мужика, он — символ беспросветности и безнадёжности.
Яким живёт той же трудолюбивой, нищенской жизнью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нравом: Яким готов постоять за свои права, в нём нет
ничего холуйского, он честный труженик, оберегающий своё человеческое достоинство. В главе III первой части («Пьяная ночь») Нагой произносит монолог,
где его убеждения сформулированы предельно отчётливо: каторжный труд, результаты которого достаются трём дольщикам (Богу, царю и господину), а подчас
и вовсе уничтожаются пожаром; бедствия, нищета — всем этим оправдывается мужицкое пьянство, и не стоит мерить крестьянина на «мерочку господскую».
2-я группа.
Некрасов негодующе клеймит барских прихвостней, «людей холопского звания», которые в условиях крепостного права утрачивали всякое
человеческое достоинство и становились «сущими псами» по отношению к своему же брату-крестьянину. Глава «Про Якова верного, холопа примерного»
является своего рода притчей, поучительным примером того, к какому духовному холопству крепостничество приводило крестьян, прежде всего дворовых,
развращённых личной зависимостью от помещика. В возмущении этой рабской психологией сказался новый, демократический гуманизм поэта, отрицавшего
и разоблачавшего примирение и требовавшего отмщения за преступления господ, а не проповеди непротивления.
Особенно отчётливо идея возмездия высказана Н. А. Некрасовым в балладе «О двух великих грешниках», являющейся своего рода идейным ключом ко
всей поэме. Разбойник атаман Кудеяр совершил множество преступлений. Но «совесть злодея осилила», и Кудеяр, распустив свою шайку, идёт ко Гробу Господню,
а затем становится отшельником и живёт в лесу, замаливая свои грехи.
Однако прощение его грехов приходит только тогда, когда он убивает пана Глуховского, похваляющегося перед ним своими преступлениями и насилиями над
крестьянами. Лишь после убийства свершилось «чудо», рухнуло могучее древо, символизирующее крепостное право, и «скатилося с инока бремя грехов!». Так
в форме и образах народной легенды Н. А. Некрасов призывал к народной расправе с угнетателями.
3-я группа.
В главе «Последыш» рассказывается о том глумлении и издевательстве, которому самодур-помещик, не желающий признавать новые порядки,
подвергает «освобождённых» крестьян. «Последыш» — своеобразный символ, предостережение, напоминающее о необходимости решительного и окончательного
искоренения всех пережитков крепостничества. Крестьяне, лишившиеся в результате реформы заливных лугов, идут на сделку с наследниками князя,
и в конце концов оказываются бессовестно обманутыми.
Но Некрасов показал не только картины покорности и пассивности крестьян. Дурачить барина, изображать собой покорных холопов, делающих вид,
что ничто не изменилось в окружающей жизни с отменой крепостного права, согласились далеко не все крестьяне. Агап Петров, грубый, непокладистый,
в конце концов не выдерживает этой комедии и в ответ на укоры барина, который «права свои дворянские высчитывал ему», выложил всю правду, высказал
накопившуюся у крестьян ненависть к помещику.
Агап погиб, не вынес надругательства над своим человеческим достоинством.
4-я группа.
Понимание свободолюбивого характера русского народа нашло своё выражение в замечательном образе, созданном Некрасовым,— Савелия,
«богатыря святорусского». В нём воплощены наиболее близкие автору стороны внутреннего мира русского крестьянина, былинные, героические черты: свободолюбие
и могучая сила Савелия, хаживавшего в одиночку на медведя, его презрение к рабской покорности, его готовность постоять за народ, его душевное
благородство и мужество.
Савелий помог крестьянам расправиться с немцем-управителем, разорявшим и жестоко притеснявшим их. За это он понёс тяжкую кару — каторгу, поселение в Сибирь,
жестокие истязания, но не смирился. Он сохранил ненависть к угнетателям и презрение к тем, кто им покорно подчинялся. Отсутствие массового движения,
разрозненность и стихийность вспышек народного гнева приводили к тому, что такие народные богатыри, как Савелий, оставались одиночками.
5-я группа.
С особой полнотой показан облик русской крестьянки Матрёны Тимофеевны. Матрёна Тимофеевна проходит через все испытания, в которых
могла побывать русская женщина. В родительском доме ей жилось привольно и весело, а после замужества пришлось работать, как рабе, сносить попрёки
мужниной родни, побои мужа. Только в работе и в детях находила она радость.
В трудные минуты жизни она проявляла твёрдость и настойчивость: хлопотала об освобождении мужа, незаконно взятого в солдаты, даже отправилась к самому
губернатору. Эта русская женщина, узнавшая и тяжесть крепостного угнетения, и горести жизни, не согнулась, а сохранила своё человеческое достоинство,
духовную красоту и стойкость. Непокорная, решительная, она всегда готова отстаивать свои права, и это сближает её с Савелием.
2. Объяснение учителя
— Сюжетной основой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» становятся поиски счастливого человека на Руси. Н. А. Некрасов ставит своей целью как можно
шире охватить все аспекты жизни русской деревни в период непосредственно после отмены крепостного права. Потому поэт описывает жизнь «русских помещиков,
тем более что кому, как не им, по мнению ходоков-крестьян, должно житься счастливо, вольготно на Руси». Рассказы о помещиках присутствуют на
протяжении всей поэмы. Мужики и барин непримиримые, вечные враги. «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,— говорит поэт. Пока существуют господа,
нет и не может быть счастья крестьянину вот тот вывод, к которому с железной последовательностью подводит Н. А. Некрасов читателя поэмы. На помещиков
Некрасов смотрит глазами крестьян, без всякой идеализации и сочувствия рисуя их образы.
3. Аналитическая беседа: «Образы помещиков в поэме»
• Почему портреты помещиков автор даёт сатирически? Сравните манеру их изображения с описанием облика крестьян.
• Что сообщают читателю говорящие фамилии помещиков?
• С каким чувством изображает автор отношения между помещиками и крестьянами до отмены крепостного права? Почему слова забота, любовь, милость звучат в
поэме с сарказмом?
• Какой смысл в понимании образов помещиков раскрывают их речевые характеристики?
• Как в изображении помещиков автор использует предметную деталь, приёмы гиперболы, гротеска, несоответствия?
• В каких смешных положениях оказываются помещики? Почему этот смех грустный? Какие традиции русской литературы использует здесь Н. А. Некрасов?
• Какие народные оценки угнетателей звучат в главах? Можно ли считать образы помещиков однолинейными или в них есть сложность, внутренние
противоречия?
4. Постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Проследите перемены, которые происходят в народных героях поэмы-эпопеи от Якима Нагого к Ермилу Гирину и далее к Савелию и Матрёне Тимофеевне.
5. «Умники и умницы»: сопоставительная работа в группах
• Как развивает и углубляет Н. А. Некрасов в главе «Помещик» тему взаимоотношений народа и господ, поставленную ещё И. С. Тургеневым в «Хоре
и Калиныче» и других рассказах «Записок охотника»?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа
• Какие типы крестьян изображены в поэме? На какие размышления наводят вас образы крестьян?
• Какие положительные и отрицательные стороны народной жизни изображает Н. А. Некрасов?
• Какие помещики выведены в поэме? Каковы их общие черты?
VI. Домашнее задание
Подготовиться к аналитической работе (в группах) «Образы народных заступников в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».
Следующие уроки: Н. А. Некрасов. Образы народных заступников в поэме
«Кому на Руси жить хорошо». Гриша Добросклонов — центральный образ поэмы >>>
Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. — М.: АСТ, 2016.
|