Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути (с обобщением ранее изученного)
Урок 4. Основные темы и мотивы лирики А. С. Пушкина. Романтическая лирика
поэта периода южной и михайловской ссылок
Урок 5. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Урок 6. Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина. Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта
Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти
Уроки 8-10. «Петербургская повесть» А. С. Пушкина «Медный всадник»
Уроки 11-12. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству
А. С. Пушкина
УРОК 6
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина.
Эволюция темы свободы и рабства в лирике поэта
Цель: рассмотреть развитие, процесс изменения отношения А. С. Пушкина к свободе и рабству на протяжении всей
его творческой деятельности; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать
коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать эстетический вкус, неравнодушное отношение к поэтическому слову, любовь к Родине.
Тип урока: комбинированный урок; урок-анализ художественного произведения.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений, таблица.
Прогнозируемые результаты: учащиеся составляют тезисы лекции учителя, участвуют в беседе; выразительно читают и комментируют стихотворения
А. С. Пушкина; принимают участие в аналитической работе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Выполнение интерактивного упражнения
«Пресс» (работа в парах)
• Почему можно говорить об условности тематического деления пушкинских стихотворений? Постройте свои рассуждения на примере одного-двух произведений.
• Почему понятие «свобода» является для Пушкина основополагающим? Покажите разносторонность этого понятия в лирике поэта.
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— «Свобода — мой кумир!» — эти слова являются девизом лирики А. С. Пушкина-вольнодумца. В юности он много размышлял о политических правах народа,
об отмене крепостного права, о гуманных законах. Поэт, как и лучшие представители его поколения, мечтал о социальных реформах. Он прошёл через две ссылки,
после поражения декабристов потерял самых близких друзей, познал клевету и зависть врагов, но не утратил веры в человека, сохранил духовную независимость.
Поскольку для поэта «свобода» — понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через всё творчество поэта. Какова же
эволюция понятия «свобода» в творчестве Пушкина? Говоря об этом, безусловно, нам придётся коснуться и темы поэта и поэзии, потому что личная
и общественная свобода для Пушкина неотделима от свободы творчества.
IV. Работа над темой урока
1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Тема вольности является одной из первостепенных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует
понятие свободы, понимает его роль в жизни общества, в своей личной жизни.
Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: «Вольность», «Сказки», «Деревня», «К Чаадаеву», «Узник»,
«Свободы сеятель пустынный…», «Пророк», «Во глубине сибирских руд…», «Арион», «Анчар», «Пора,
мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.
Тезисы лекции учителя на тему
«Эволюция темы свободы и рабства
в лирике А. С. Пушкина»
1) «Свободою горим»:
а) свобода человека и гражданина («Вольность» (1817) — традиции Г. Р. Радищева и Державина, высокий одический стиль и гражданский пафос, выражение
идей декабристов и собственных взглядов на устройство общества);
б) «свобода Отчизны от самовластья» («К Чаадаеву» (1818) — служение идеалам свободы, личностное звучание подчёркивается жанром послания);
в) свобода поэта и независимость творчества («К Н. Я. Плюсковой» (1818) — первое стихотворение о назначении поэта, заявление позиции стихотворца:
«Свободу лишь учася славить… я не рождён царей забавить», возвышенный слог усиливает значимость высказанных мыслей);
г) «…нынче же политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян» («Деревня» (1819) — высказаны политические призывы, близкие
декабристам, двухчастная композиция, элегия и сатира, построенная по принципу антитезы, подчинена основной идее — осуждению «барства
дикого»);
2) «одна свобода мой кумир»:
а) романтические идеалы свободы («Узник» (1822) — страдание души от несоответствия действительности идеалам, желание покинуть окружающий
мир-«темницу», наполнение стихотворения романтическими символами);
б) «к чему стадам дары свободы?..» («Свободы сеятель пустынный…» (1823) — трагические мысли о неспособности бороться за свободу и
принять её, написано в стиле евангельской притчи в серьёзной и возвышенной тональности, отражено своеобразие пушкинского восприятия темы
свободы: восторженные призывы сочетаются с драматическими нотами);
в) «прощай, свободная стихия!..» («К морю» (1824) — последнее романтическое стихотворение поэта, прощание с прежними идеалами свободы,
желание найти свободу не вне, а внутри себя);
г) «и умер бедный раб у ног непобедимого владыки» («Анчар» (1828) — философское осмысление рабства и деспотизма, поэтическая
картина-символ носит вневременное значение, неприятие ни раба, ни господина, не способных бороться со злом);
3) «я не хочу печалить вас ничем»
(«Я вас любил…» (1829) — свобода в любви, уважение личности другого человека, его чувств есть залог личной свободы);
4) «на свете счастья нет, а есть покой и воля»
(«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…» (1834) — сочетание свободы и счастья в жизни человека
идеально, а потому нереально, счастье ежеминутно, временно, а свобода — постоянная потребность);
5) «веленью Божию, о муза, будь послушна»:
а) свобода творческой личности («Из Пиндемонти» (1836) — осознание духовной свободы как высшего проявления независимости, соединение понятий
счастья и свободы в занятиях творчеством, поэзией);
б) поэтическое завещание («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) — прославление свободы в жестокий век есть проявление высоких
и добрых чувств как высшее предназначение поэта и его поэзии).
2. Слушание «Литературных визиток»
об истории создания стихотворений
«Вольность», «Деревня»
1) «Вольность»
— Стихотворения написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже добился значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм,
романтизм как литературные методы.
Стихотворение «Вольность», созданное в 1817 году, написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма.
Но Пушкин является своего рода новатором, так как в первый раз в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Хотя в «Вольности»
ещё много противоречий, «чужих» суждений, но она, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одной из первостепенных произведений,
раскрывающих тему свободы.
2) «Деревня»
— Оно написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть
полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста,
и вторая часть начинается со слова «но» (таким образом Пушкин подчёркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает
невежественное, жестокое крепостничество («барство дикое», «рабство тощее»).
3) 1823 год. Окончание южной ссылки
Тяжёлый духовный кризис в жизни А. С. Пушкина. Теперь он считает, что нельзя мечтать о политической свободе, если сам народ не готов её принять,
если у него рабская психология. Об этом он с горечью говорит в стихотворении «Свободы сеятель пустынный…»:
Паситесь, мирные народы,
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Поэт — это «сеятель свободы». Но его окружают «стада», которые привыкли повиноваться только ударам бича.
4) «Из Пиндемонти»
— Своеобразным итогом этих размышлений становится стихотворение «Из Пиндемонти», написанное в год смерти поэта.
Мнимый перевод никогда не существовавшего стихотворения модного поэта — это не только способ обмануть
цензуру, но и указание на общечеловеческую значимость вывода.
В первой части
поднимаются все вопросы, волновавшие русскую общественность, чтобы объявить об их бессмысленности словами из «Гамлета», подчёркивая их суетность
сквозь призму истории. Единственная свобода, которой теперь жаждет поэт,— свобода своя и для себя, личная, выражающаяся в возможности выбирать свою
дорогу, например, дорогу чистого, высокого искусства. Пушкин больше не претендует на признание на государственном уровне. Свободный выбор каждого
человека — вот та свобода, к которой, после долгих мытарств, приходит он в конце жизненного пути.
Было подготовлено Пушкиным к печати вместе с другими не изданными тогда стихотворениями, но напечатано не было. Написано 5 июля
1836 года.
3. Аналитическая работа
с текстами стихотворений (в группах)
Задания
1-я группа.
Ода «Вольность»
• К какому периоду жизни и творчества Пушкина относится это стихотворение?
• Для какого времени характерен жанр оды?
• Определите самые важные (ключевые) строчки в каждой из строф.
• Каково отношение Пушкина к свободе? Какое общество считается свободным? От кого зависит свобода? Что значит, по Пушкину, быть свободным?
2-я группа.
Стихотворение «Деревня»
• С каким событием в жизни Пушкина связано это стихотворение?
• Как бы вы определили жанр стихотворения?
• Перечитайте вторую часть стихотворения. С какой особенностью российского государственного устройства связаны размышления Пушкина о свободе
и несвободе?
• Верит ли Пушкин, что его поэтический дар способен пробудить сострадание к угнетенному народу? На что надеется поэт?
3-я группа.
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный…»
• Определите общий эмоциональный настрой стихотворения.
• Какой смысл придаёт тексту эпиграф из Евангелия?
• Почему слова свободы, обращённые сеятелем к народам, не находят у них отклика? Что является препятствием для достижения вольности?
• Как помогает постижению смысла композиция стихотворения?
• Какую характеристику личности лирического «Я» даёт автор в первой строфе? Какие слова и выражения подтверждают искренность его помыслов и действий?
• Как характеризуются «мирные народы»? Что звучит в авторских оценках: осуждение или жалость? Аргументируйте свою позицию.
• Какие атрибуты рабства сопутствуют угнетённым и непросвещённым народам? Какой смысл эти образы придают тексту?
• Как помогло понять авторскую позицию синтаксические конструкции стихотворения?
4-я группа.
Стихотворение «Из Пиндемонти»
• Какой смысл придаёт стихотворению его композиция?
• От каких прав отказывается лирический герой? Почему он это делает?
• Выявите политический подтекст выражения «Зависеть от властей, зависеть от народа — Не всё ли нам равно».
• Какие права человека поэт считает самыми главными? Подтвердите свои мысли текстом.
• Какими способами создаётся иронический пафос первой части и торжественный, возвышенный характер текста в 10–21-м стихах?
4. Презентация представителями групп
результатов аналитической работы, выразительное чтение стихотворений и цитирование
стихотворных строк в подтверждение своего мнения
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Итак, тема свободы и рабства — одна из ведущих тем в творчестве А. С. Пушкина. Так, в первый петербургский период он создаёт оду «Вольность»,
где излагает свою жизненную программу поэта-гражданина («Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок») и утверждает, что подлинная свобода
возможна лишь при условии верховенства законов над властителями и над народом. Однако пройдёт совсем немного времени, и в стихотворении «Деревня»
поэт изображает реалистические картины «барства дикого», обличая бич России — крепостничество.
Исторические события убеждают Пушкина в том, что народ по-прежнему находится в духовном рабстве, его душа ещё не пробудилась для «звуков вольности»,
дворяне же, подталкивая этот непробуждённый народ к решительным действиям, политически слепы. Эти мысли поэт высказывает в форме притчи,
отсылая читателя к Евангелию от Луки («Свободы сеятель пустынный…»). В последние годы жизни Пушкин поднимается до религиозно-философских высот
в осмыслении темы свободы и рабства. Его интересует уже конфликт между властью мирской и властью духовной.
Не всё ли равно от кого зависеть: от народа или царя? — задаёт Пушкин риторический вопрос в стихотворении «Из
Пиндемонти» и утверждает, что самое главное — это личная свобода и духовная независимость.
Таким образом, анализ лирики А. С. Пушкина по теме свободы и рабства, проведённый в хронологическом порядке, убедительно показывает,
как эволюционировали взгляды поэта на свободу по мере развития и становления его личности.
VI. Домашнее задание
1. Проанализировать (письменно) одно из стихотворений, относящихся к теме свободы (письменно).
2. Опережающее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений А. С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…»,
«Два чувства дивно близки нам…»,
«Отцы пустынники и жёны непорочны…» (4 учащихся).
Раскрыть глубину и проникновенность чувств поэта, запечатлённых в произведениях, подготовиться к их анализу.
Следующий урок: Урок 7. Философская лирика А. С. Пушкина. Тема жизни и смерти >>>
|