Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная литература
 Л. Н. Толстой
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 71. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания

Урок 72. Л. Н. Толстой. Народ и война в «Севастопольских рассказах»

Уроки 73-82. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 71
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
ЖИЗНЬ, СУДЬБА, ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ,
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ

Цель:

ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Л. Н. Толстого, этапами его творческого пути; дать представление о мировоззрении писателя; вызвать интерес к личности и творчеству автора; формировать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации; совершенствовать умение составлять тезисы; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: комбинированный; урок-лекция с элементами беседы.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают и составляют тезисы сообщений о жизни и творчестве Л. Н. Толстого; анализируют дневниковые записи; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— «Это для нас, молодых, откровение, целый новый мир»,— сказал о Толстом Ги де Мопассан. Жизнь Л. Н. Толстого — это целая эпоха, почти весь XIX в., вместившийся и в его жизнь, и в его произведения, которые вошли в сокровищницу мировой литературы: их изучают в школах и вузах, ими зачитываются как русские, так и зарубежные читатели.

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

И начать наш урок мне хотелось бы со слов А. А. Блока: «Толстой — величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святыни…».

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— В мучительных поисках ответов на неисчислимые вопросы, которые задаёт себе каждый здравомыслящий человек на определённом этапе своей жизни, Лев Толстой писал: «Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно и без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно!.. Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость».

В начале ХХ в. Л. Н. Толстого называли «учителем в жизни и искусстве».

В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдёт здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а подчинится редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он — феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях. Стремление к нравственному совершенствованию, проповедь любви к ближнему, добра, поиски смысла жизни — ведущие идейные мотивы творчества писателя. Они представляют путь истинный, дорогу к разумному, доброму, вечному.

2. Слушание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Л. Н. Толстого
(Учащиеся заполняют таблицу о жизни и творчестве писателя.)
Таблица
Жизнь и творчество Л. Н. Толстого
Этап жизни
Творческие и нравственные искания Толстого
Отражение в творчестве
Молодость.
Военная служба на Кавказе (1851–1853)
Поиск себя: «чтобы не говорили, что я баклуши бью». Детство как нравственный ориентир будущей взрослой жизни. Три этапа (условно) в детстве человека:
•гармония с миром;
•утрата согласия маленького человека с окружающим миром (смерть матери, сословные условности, недоверие к людям);
•нравственное выздоровление благодаря настоящей дружбе
«Детство»
Период «душевной ломки».
Творческий кризис (1856 — 1859)
Толстой стремится «обойти» социальный мир, вынашивает надежду обрести гармонию в мире моральном и в мире искусства. Мысль о врачующей силе искусства
«Альберт», «Люцерн», «Из записок князя Д. Нехлюдова»
Ясная Поляна
Школа для крестьянских детей. Деятельность на благо людей: возвращение в литературу
«Азбука», «Кавказский пленник», «Казаки»
Зрелость
Обращение к событиям «крупного общенационального и частного значения». Человек должен оставить свой след в истории
«Война и мир», «Анна Каренина»
Остановка жизни.
Разлад в семье
Богоборчество Л. Н. Толстого. Толстовская религия: «…важнее того, чтобы добром платить на зло, ничего нет». Согласно толстовской позиции, человек смертен; бессмертным он становится, если живёт во благо людей
«Исповедь»
Эпилог
Проблема зависимости/независимости человека от среды. Для того чтобы открылось «что хорошо, а что дурно» в окружающем мире, необходимо стечение обстоятельств, жизненный случай
Пьесы, повести, рассказ «После бала», романы «Воскресенье», «Хаджи-Мурат»


3. «Под сенью дружных муз…»:
слушание сообщения учащихся «История портрета»
(Портрет Л. Н. Толстого кисти И. Е. Репина
размещён на доске.)

— Великие русские художники, скульпторы, композиторы, режиссёры и актёры черпали в дружбе с Толстым творческое вдохновение. Указания и советы писателя помогали им создавать выдающиеся произведения реалистического искусства. И. Е. Репина и Л. Н. Толстого связывала тридцатилетняя дружба, начавшаяся осенью 1880 г., когда Лев Николаевич впервые пришёл в мастерскую художника. Преклоняясь перед гением великого писателя, И. Е. Репин в то же время расходился с ним во многих убеждениях. Несмотря на это, писателя и художника связывала на протяжении долгих лет тёплая дружба. Портрет, написанный в 1887 г.,— один из целой серии портретов Л. Н. Толстого, сделанных И. Е. Репиным. Необыкновенно простой по выбранной позе и краскам, портрет написан талантливо и правдиво. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил, и художнику в полной мере удалось показать величие писателя. Толстой изображён сидящим в несколько необычном кресле. В одной его руке — небольшая книжка, другая — удобно лежит на ручке кресла. Тёмная блуза стянута ремнём на поясе и чем-то напоминает подрясник.

Писатель показан в минуту тревожной задумчивости — вероятно, оторвавшись от прочитанного, он обдумывает какую-то мысль. Слегка наклонив голову с нависшими бровями и пышной седой бородой, Толстой смотрит на зрителя.

Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. В глубоко сидящих глазах писателя — мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу.

Репин написал портрет Толстого, несколько возвышая фигуру портретируемого и сообщая ей монументальную значительность. Сдержанная, тёмных тонов, колористическая гамма, «неспешная» манера письма — всё на портрете подчёркивает масштаб личности писателя. Сидящий в кресле оставляет впечатление необыкновенного, действительно гениального, человека — по доброте сердца, силе ума, таланта и непреклонной воле с ним мало кто может сравниться.

4. «Умники и умницы»: аналитическая работа
(в парах, с раздаточным материалом)

У ч и т е л ь.
Весной 1847 г. Л. Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он начал вести дневник, а затем продолжал его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в беседах людей… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

Предлагаю вам для анализа выдержки из дневниковых записей, сгруппированные по годам.

Задания

• Проследите становление личности Л. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

• Выскажите ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?

ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ

1847 г.
17 марта.
…Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1. Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.

1848 г.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…
Правила исправления. Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре… Не повторять чужих мыслей…

1849 г.
1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4. Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.
5. Изучить историю, географию и статистику.
6. Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Получить некоторые познания в естественных науках.
11. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

1881 г.
7 апреля.
Ясная Поляна. Разговор с Серёжей о непротивлении злу…

9 мая. …Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 1/2 десятины на душу. Грамотных два.

1900 г.
30 августа.
Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…

1910 г.
7 января.
…Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

26 октября. Всё больше и больше тягощусь этой жизнью…

• Поразмышляйте над вопросом: «А что сказал бы Лев Толстой о нашем мире? или Наш мир сегодня глазами Льва Толстого».

• Как, по-вашему, Лев Толстой оценил бы происходящее в нашей жизни: в политике, в нравственном состоянии общества, в любви?..

• Как события детских лет отразились на творчестве писателя?

• Что дала Л. Н. Толстому служба на Кавказе?

• Как изменились взгляды Л. Н. Толстого во время Крымской войны?

• К каким открытиям пришёл Л. Н. Толстой в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»?

• Какие произведения Л. Н. Толстого отражают его увлечение «чистым искусством»?

• В чём суть религиозно-философской программы Л. Н. Толстого?

• Какие причины побудили Л. Н. Толстого покинуть Ясную Поляну?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»
(в парах)

• Чтобы ещё лучше понять личность Л. Н. Толстого, его мировоззрение и творчество, ознакомьтесь с некоторыми афоризмами писателя (запись на доске).
Прокомментируйте 2–3 высказывания.

• Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
• Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.
• Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
• Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
• Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
• Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого.

2. Опережающие задания (2 группы)
а) Подготовиться к обсуждению тем «История создания и творческий замысел «Севастопольских рассказов», «Л. Н. Толстой в Севастополе».
б) Проанализировать репродукции картин с изображением обороны Севастополя (репродукции картин И. К. Айвазовского, В. Ф. Тимма, панорамы «Героическая оборона Севастополя» Ф. А. Рубо).

Следующий урок: Л. Н. Толстой. Народ и война в «Севастопольских рассказах» >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика