Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»
Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе
Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского
Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова
Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе
Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных
Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее
Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе.
Философский смысл образа Платона Каратаева
Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года,
смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны.
Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление
добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества
Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней
и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя
Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
УРОК 73
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР»:
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА,
ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
Цель:
ознакомить учащихся с историей создания романа-эпопеи «Война и мир»; раскрыть понятие романа-эпопеи, выявить
его характерные признаки на примере романа «Война и мир»; раскрыть творческую историю романа, характеристику эпохи, систему образов; формировать личность,
способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, принимать решения
и нести ответственность за свои поступки.
Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», раздаточный материал, словарь литературоведческих терминов.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя; раскрывают значение понятия романа-эпопеи, выявляют его характерные признаки на примере романа «Война и мир»; знают
творческую историю романа, характеризуют эпоху, систему образов; участвуют в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какие «ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища» показывает писатель в «Севастопольских рассказах»? Зачем?
• Что, по мысли Л. Н. Толстого, заставляет человека убивать себе подобных? Что движет солдатами, офицерами в «Севастопольских рассказах»?
• Какой приём использует автор в повествовании? Почему?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— «В настоящее время перечитываю «Войну и мир». Вот это пища для всех времён, для всех людей»,— писал в своё время Р. Роллан. Трудно определить непреходящее
значение великого романа Л. Н. Толстого лучше, чем он это сделал.
Всё изученное, продуманное и прочувствованное писателем предстало
в «Войне и мире» в виде сотен живых героев, в галерее прекрасных исторических, батальных и жанровых картин.
Созданный в России в 60-е гг. XIX в., роман перешагнул границы государств и континентов, рубежи столетий, став источником познавательной,
эстетической и духовной радости для миллионов людей. Будучи историческим романом об эпохе Отечественной войны 1812 г., «Война и мир» отразила вместе
с тем важнейшие проблемы русской жизни 1860-х г., подняла и осветила целый
ряд вечных вопросов философско-исторического и философско-этического характера.
«Во всём мне хочется дойти до самой сути…» — этими словами Б. Л. Пастернака мы начинаем изучение романа «Война и мир», потому что именно
до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею.
IV. Работа над темой урока
1. Лекция учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Известно, что Л. Н. Толстой, прежде чем приняться за «Войну и мир», занялся серьёзным изучением эпохи, штудированием документов и материалов, которыми
располагала историческая, мемуарная и эпистолярная литература того времени. В статье «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”
Л. Н. Толстой писал: «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во
время моей работы образовалась целая библиотека книг…»
Документальным источникам Л. Н. Толстой придавал огромное значение.
В той же статье он подчеркнул: «…Художник не должен забывать, что представление об исторических лицах и событиях, составившееся в народе, основано не
на фантазии, а на исторических документах… а потому, иначе понимая и представляя эти лица и события, художник должен руководствоваться, как и историк,
историческими материалами».
Твёрд и последователен был Л. Н. Толстой в осуществлении выработанного им принципа: в историческом произведении «быть до малейших подробностей
верным действительности».
История создания романа
• Создавался автором на протяжении семи лет (1863–1869);
• замысел романа менялся несколько раз, о чём говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Всё хорошо, то хорошо кончается», «1805 год». Последние
из этих заглавий Л. Н. Толстой собирался дать первой завершённой редакции романа, содержанию которой оно вполне соответствовало: здесь
благополучными были не только исход борьбы за отечество, но и судьбы главных действующих лиц, оставались живы Андрей Болконский и Петя Ростов;
• первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г., вместе с семьёй возвращается из ссылки;
• чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири, автор вынужден обратиться к истории 1825 г.;
• молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревался Л. Н. Толстой по-новому замыслу начать роман;
• чтобы рассказать о победах русской армии в войне 1812 г., писатель считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся
к 1805 г.: «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама»;
• масштабное, ёмкое и многосодержательное заглавие произведения — «Война и мир» появляется в 1867 г.
Таким образом, замысел романа менялся Л. Н. Толстым несколько раз и приобрёл окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году,
я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825, 1856 года» — такими виделись
писателю хронологические границы романа на ранней стадии творческого процесса.
Действие «Войны и мира» происходит между 1805 и началом 1813 г., а в эпилоге рассказывается о событиях зимы 1820 года.
Особенности жанра: «Это не роман, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно
выразилось» (Л. Н. Толстой).
Признаки эпического начала повествования
• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями;
• испытания героев исключительными обстоятельствами;
• раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил;
• использование приёма антитезы, резкого контраста;
• отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.
2. Работа по выявлению специфики жанра романа-эпопеи
1) Работа со словарём литературоведческих терминов над понятием «роман-эпопея» (в парах)
Роман-эпопея — это один из литературных жанров, монументальное по форме произведение общенародной проблематики, наиболее крупная и
монументальная форма эпической литературы. Основной чертой эпопеи является то, что она воплощает в себе судьбы народов, сам исторический процесс.
Для эпопеи характерна широкая, многогранная, даже всесторонняя картина мира, включающая и исторические события, и облик повседневности, и многоголосый человеческий хор, и глубокие раздумья над судьбами мира, и интимные переживания.
Отсюда большой объём романа, чаще несколько томов.
Один из главных признаков романа-эпопеи — это реализм и полнота знаний об описываемых в нём событиях и исторических явлениях. Он, в отличие
от обычного классического романа (например, тургеневского типа), представляет собой описание целого исторического периода и как бы не имеет чёткого начала
и конца.
2) Выявление черт эпопеи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
(запись на доске и в тетрадях)
Черты эпопеи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
• Картины русской истории (Шенграбенская и Аустерлицкая битвы, Тильзитский мир, война 1812 года, пожар Москвы, партизанское движение).
• События общественной и политической жизни (масонство, законодательная деятельность Сперанского, первые организации декабристов).
• Отношения помещиков и крестьян (преобразования Пьера, Андрея; бунт богучаровских крестьян, возмущение московских ремесленников).
• Показ различных слоёв населения (поместное, московское, петербургское дворянство; чиновники; армия; крестьяне).
• Широкая панорама бытовых сцен дворянской жизни (балы, великосветские приёмы, обеды, охота, посещение театра и др.).
• Огромное количество человеческих характеров.
• Большая протяжённость во времени (15 лет).
• Широкий охват пространства (Петербург, Москва, поместья Лысые Горы и Отрадное, Австрия, Смоленск, Бородино).
Таким образом, замысел Л. Н. Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог его воплотить в полной мере.
3. Составление таблицы «Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»
(работа в парах)
Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир» |
Война |
Мир |
Военные столкновения враждующих армий |
Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны |
Вражда, непонимание, эгоистический расчёт |
Крестьянский сход |
Разъединение |
«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов |
Конфликты и столкновения между людьми — всё, что вносит разлад |
Весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за
поруганное отечество |
Дуэль и поединок между героями |
Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой |
Конфликт человека с самим собой |
Весь свет, Вселенная |
Насилие и кровопролитие, зло |
Братство людей, независимо от национальности и классовых различий |
Всё, что разрушает гармонию |
Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба |
Смерть |
Жизнь |
|