И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)


6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]




Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики

Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика

Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни

Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»

Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования

Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности


УРОК № 2
Тема.
И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба.
Философичность, лаконизм и изысканность лирики


Цель: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина; дать представление об особенностях мировосприятия И. А. Бунина; показать особенности лирики поэта (сюжетность, живописность, музыкальность); совершенствовать навыки чтения и анализа лирических произведений; приобщать к ценностям духовной культуры; прививать интерес к поэтическому слову.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, портрет И. А. Бунина, тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока, эпиграф.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию И. А. Бунина; называют основные этапы его творчества; обозначают сквозные темы в творчестве Бунина, главные особенности его прозы и поэзии; раскрывают синтетическую природу художественного мышления Бунина; участвуют в аналитической беседе, в обсуждении проблемных вопросов.

Выньте Бунина из русской литературы, и она
потускнеет, лишится живого радужного блеска
и звездного сияния его одинокой страннической души.
Максим Горький


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких сообщений учащихся
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало видных деятелей, как на поприще государственном, так и в области искусства, где особенно известны два поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский…— писал И. А. Бунин в предисловии к французскому изданию рассказа «Господин из Сан-Франциско»,— все предки мои были связаны с народом и с землёй, были помещиками. Помещиками были и деды и отцы мои, владевшие имениями в средней России, в том плодородном подстепье, где древние московские цари, в целях защиты государства от набегов южных татар, создавали заслоны из поселенцев различных русских областей, где благодаря этому образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым».

Гордость за свою родословную, дворянский быт и культуру, специфика уклада целого социального пласта, безвозвратно смытого временем в «летейские воды», — всё это повлияло на «жизненный состав» писателя, сложным сплавом осталось в его творчестве… (Обращение учителя к эпиграфу урока.)

Нас всегда будет занимать тайна творчества Ивана Алексеевича Бунина. Почему невозможно представить нашу литературу без его имени? Почему его мысли, пережив многие капризы мод и вкусов, звучат и волнуют так, будто сказаны сегодня? Почему вновь и вновь мы размышляем над строками его творений? Постараемся же сегодня дать ответы на эти вопросы…

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве И. А. Бунина

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Сообщение учителя

— Художественная и общественная фигура И. А. Бунина отличается исключительной цельностью. Принадлежность писателя к некогда господствовавшему сословию, оказавшемуся не в состоянии примениться к капиталистической обстановке России конца XIX и первых десятилетий XX вв., а тем более к революционной, пооктябрьской обстановке, определила и все особенности творчества Бунина и его общественное поведение.

По своему художественному направлению Бунин не может быть отнесён целиком ни к одному из господствовавших до революции 1917 г. литературных направлений. От символистов его отделяет резко выраженная установка на реалистическую деталь, на быт и психологию изображаемой среды, от реалистов-общественников — крайний индивидуализм в подходе к описываемым явлениям и подчёркнутый эстетизм в трактовке реалистических образов. Сочетание этих особенностей заставляет отнести И. А. Бунина к направлению так называемого неореализма, литературной школы, возникшей в 1910-х гг. и стремившейся не только продолжать традиции классического русского реализма, но и перестроить их под новым, приближающимся к символизму, углом зрения. Бунин перевёл на русский язык некоторые образцы мировой литературы. Среди них — поэмы Дж. Байрона «Каин» и «Манфред». Ему принадлежит также единственный в русской литературе стихотворный перевод поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».

3. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Крещенская ночь»

А) Вступительное слово учителя


— Стихотворение Бунина «Крещенская ночь» относится к раннему периоду творчества поэта. Стихотворение было начато в 1886-м и завершено в 1901 г.

Название его связано с православным праздником Крещения Господня, который отмечается 19 января по новому стилю. С этим праздником были связаны и многие народные предания и приметы. Например, считалось, что если в крещенскую ночь ударят сильные морозы, то год будет плодородным. Эти приметы были, несомненно, знакомы поэту, который провёл детство в своём имении.

Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая её с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…

Б) Выразительное чтение наизусть стихотворения
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Найдите в первых двух строфах все сравнения. Что общего между ними, какой образ зимнего леса они создают?

• Какую роль играют олицетворения в первых четырёх строфах? Найдите в последней строфе метафору. Объясните её смысл. Воспользуйтесь толковым словарём.

• Какие строфы начинаются одинаково? Найдите анафору. Зачем это нужно автору? Прочитайте выразительно этот отрывок.

• Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже? Есть ли у них символическое значение?

• Найдите в 5-й и 6-й строфе повтор. Чего достигает автор повторением этого слова? Прочитайте эту часть выразительно. Найдите в предыдущих строфах глаголы, создающие образ волшебного сна.

• Кем чувствует себя лирический герой — взрослым или ребёнком?

• Какие чувства испытывает лирический герой, каким вы представляете этого человека?

• В чём необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ и почему появляется вместе со звездой?

• Каков смысл названия стихотворения? Почему ночь — крещенская?

• Прочитайте последнюю строфу. Какое настроение она передаёт? Найдите синтаксический способ выражения чувств поэта.

Г) Обобщение учителя

— В стихотворении «Крещенская ночь» сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворённой человеком и замыслом Бога.

4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Одиночество»

А) Вступительное слово учителя


— Каждое стихотворение, независимо от его создателя, рисует в нашем воображении некую картину, которая помогает понять душевное настроение автора. На настроение поэта может повлиять всё, что угодно: погода, окружающая среда, люди. Бывает, что вы сидите дома, а на улице идёт дождь, и вам становится грустно, но вдруг кто-то улыбнулся, и на душе сразу стало легче. Давайте попытаемся понять, какие чувства волновали И. А. Бунина в момент написания стихотворения «Одиночество» (1903).

Б) Выразительное чтение наизусть стихотворения
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

• Какую картину вы представили, когда читали стихотворение?

• Какое событие дополняет эту печальную картину?

• Насколько дорога герою эта женщина?

• Что осталось от любимой?

• Герой понимает, что возврата нет, и что он предпринимает?

• Какова тема этого стихотворения?

• Какова основная мысль?

• Какие изобразительно-выразительные средства есть в данном стихотворении?

Г) Постановка и решение проблемного вопроса.

• Это стихотворение не насыщено образными средствами. Как вы думаете, почему?

5. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Последний шмель»

А) Вступительное слово учителя


— Стихотворение И. А. Бунина «Последний шмель» (1916) является блестящим образцом натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Р. Державина, в элегиях В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, в стихотворениях Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является.

В названии стихотворения эпитет задаёт философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.

Б) Выразительное чтение наизусть стихотворения
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Какое настроение вызывает стихотворение? Определите, что же в стихотворении создаёт настроение грусти.

• Есть ли разница в словосочетаниях «чёрный шмель» и «чёрный бархатный шмель»?

• Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встречаются нам в стихотворении?

• Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез чёрный цвет?

• Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?

• Кто видит шмеля золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

Г) Обобщение учителя

— В первой строфе лирический герой обращается с вопросом к шмелю, который, как ему кажется, переживает то же, что и он сам: «И как будто тоскуешь со мной?» В последней строфе эта параллель человека и природы нарушается.

Человек отъединяет себя от природы: «Не дано тебе знать человеческой думы…» Он наделён знанием о смерти, пониманием её неотвратимости. Природа же «безмятежна». Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна.

Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, отдалившись от неё в своём познании, приобрёл ощущение неизбежности конца, окрасившее его жизнь в печальные, даже трагические оттенки.

6. «Умники и умницы»:
выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(работа в парах, по вариантам)

1-й вариант.

Сгруппируйте стихотворения И. А. Бунина по тематическому принципу. Какие стихотворения вы бы отнесли одновременно к двум или нескольким группам? Почему?

«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я…», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «В дачном кресле, ночью, на балконе», «Родине», «Сказка», «Помню — долгий зимний вечер…», «На окне, серебряном от инея…», «Забытый фонтан», «Собака», «Ещё холоден и сыр…», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Листопад».

2-й вариант.

Представьте, что вам нужно написать словарные статьи «Ветер», «Небо», «Блеск», «Тишина» для «Словаря языка И. А. Бунина». Каково значение этих слов в поэтическом словаре мастера? Каково содержание каждого понятия в разных контекстах? Аргументируйте своё мнение.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

(работа в 3-х группах)

• Обсудите в группах прочитанные сегодня на уроке стихотворения. На чём вы сосредоточили своё внимание: темах, тональности стихов, образах, метафорическом ряде, лирическом герое, смыслах?

Комментарий для учителя.
На групповую работу даётся 4–5 мин, после чего каждой группе необходимо сформулировать один наиболее важный тезис, прозвучавший в обсуждении, и ознакомить с ним всех. По высказанному тезису могут дать комментарий или задать вопрос участники других групп.

2. Обобщающее слово учителя

— Поэзия И. А. Бунина получила разноречивую оценку в современной ему критике. Сторонники «новой поэзии» считали его плохим стихотворцем, не учитывающим новых словесных средств изобразительности.

В творчестве Бунина 1890-х — начала 1900-х годов выявились многие особенности своеобразного дарования писателя, на протяжении литературного пути которого поэзия и проза постоянно сосуществовали, как бы проникая одна в другую. Соотношение этих начал на разных этапах его художественного развития было различным.

В раннем творчестве Бунина ведущим началом была поэзия, лирика; она как бы вела за собой прозу, прокладывая ей пути. Бунин стремится сблизить поэзию с прозой, последняя же приобретает у него своеобразный лирический характер, отмечена чувством ритма. О характере бунинской поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я буду писать о Вашей книге стихов я, между прочим, буду сравнивать Вас с Левитаном…».

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-эссе (миниатюру) на тему «Лирика И. А. Бунина — рассказ о вечном и преходящем в человеческой жизни».

3. Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» об истории создания рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Следующие уроки: Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
И. А. Бунин среди членов кружка «Среда»
Фотография К. Фишера. Москва, декабрь 1902 г.
В верхнем ряду (слева направо): С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков.
Внизу: Максим Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов.
Музей Горького. Москва
 
 


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика