Психологизм и особенности внешней изобразительности в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915
 
Бунин И. А.
Чистый понедельник

("К уроку литературы")
 
Иллюстрация Г. Новожилова
к рассказу И. А. Бунина
«Чистый понедельник»
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 


ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)


6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики

Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика

Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни

Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»

Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования

Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности


УРОК № 7
Тема.
И. А. Бунин «Чистый понедельник».
Психологизм и особенности внешней изобразительности

Цель:
проследить с учащимися психологизм и особенности внешней изобразительности в рассказе «Чистый понедельник»; показать особенность понимания Буниным любви; совершенствовать навыки анализа художественного произведения, умение делать выводы, обобщения, определять авторскую позицию; активизировать самостоятельность исследовательской деятельности учащихся; развивать навыки творческого чтения; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Чистый понедельник», «Солнечный удар», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» и «Солнечный удар»; анализируют и сопоставляют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Как вы охарактеризуете эстетическое кредо И. А. Бунина — поэта и прозаика, завершителя классических традиций XIX века?

• Какова концепция любви в его произведениях?

• Какова роль категории памяти в художественном мире И. А. Бунина?

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— У замечательной русской поэтессы Анны Ахматовой есть удивительные строки: «XX век начался в 1914 году вместе с войной, так же как XIX начался Венским конгрессом. Календарные даты значения не имеют». С удивительной зоркостью Ахматова увидела главное: в 1914 году закончилась эпоха в истории России, русского народа.

И отголоски этой эпохи мы находим на страницах рассказа «Чистый понедельник». Это рассказ не только о любви, но и о судьбах людей дореволюционной России, стоявшей в 1910-е гг. перед неизбежностью общественного взрыва.

Бывает ли любовь одинаковая и возможна ли она без самоотдачи и самопожертвования? Как наводящее на ответ на этот вопрос вспомним высказывание Эриха Фромма:
«…современный человек — это реалист, придумавший отдельное слово для каждого типа автомобиля, но лишь одно слово «любовь», чтобы выразить самые разнообразные душевные переживания».

Будет ли человек одинок и несчастен, если он не стремится отдавать и жертвовать? Всегда ли можно назвать любовью любовь? Может ли человек чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость при единстве с другим человеком? Размышления над этими вопросами и попытка на них ответить станут основной задачей нашего урока.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— В творчестве И. А. Бунина тема любви раскрывается очень своеобразно. Писатель показывает самые потаенные движения человеческой души. Глубокий психологизм автора делает прочтение его произведений особенно интересным.

Но вместе с тем нельзя не признать, что в произведениях Бунина любовь всегда рука об руку идёт с трагедией. Писатель ни одного своего героя не делает счастливым надолго. Любовь всегда проходит через жизнь человека, словно величайшая трагедия. Она переворачивает, сминает жизнь. И подчас все оставшиеся годы герои вспоминают эту любовь, думают только о ней. Простое, будничное существование не имеет ничего общего с этим бессмертным чувством.

Именно поэтому любовь в творчестве Бунина всегда является кратковременной вспышкой. Писатель часто говорит о смерти. Его герои могут погибнуть, оставив о себе только память. Но память эта подчас оказывается лучше, чем простые человеческие радости. У любви, о которой говорит Бунин, нет будущего. У неё бывает только настоящее, а затем появляется прошлое. Именно поэтому финал любви трагичен.

2. Аналитическая работа с текстом
рассказа «Чистый понедельник»

А) Беседа


• Прочитайте начало рассказа. Каким художественным приёмом заканчивается вступление и почему?
• Как уже в начале рассказа создаётся эффект неопределённости будущего, непрозрачности судьбы героев?
• Одинаково ли глубоко и выразительно прорисованы образы героя и героини? Почему?

Б) Исследовательская работа
(в парах)

• Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, характеризующие героя. Как с помощью этой характеристики автор показывает психологическое состояние, характер героя и формирует наше к нему отношение?

• Какими средствами автор создаёт образ героини? Выпишите из текста рассказа ключевые фразы, описывающие внешность героини. Можно ли через портрет определить её психологическое состояние?

В) Продолжение беседы

• Можно ли представить героиню в ситуации «земного» счастья, устоявшейся, размеренной жизни?
• Какое ощущение является главным в рассказе о взаимоотношениях героев?
• Как сочетаются в рассказе эпизоды, связанные с религией и с жизнью московской богемы?
• Одинаково ли органично вписывается в них героиня? Почему, решаясь на близость с любимым, героиня «безжизненно приказала» ему отпустить экипаж?
• Почему герой ждёт у дверей спальни «с замирающим точно над пропастью сердцем»?
• Чем становится для героев ночь, проведённая вместе?
• Отчего утром, когда страсть его нашла разрешение, когда он достиг того, чего так желал, герой близок к отчаянию?
• Почему И. А. Бунин не объясняет мотивов поступка героини? Кажется ли поступок вам неожиданным?
• Когда и при каких обстоятельствах герой в последний раз видит героиню? Почему автор назначает им встречу именно здесь?

Г) Постановка и решение
проблемного вопроса
(работа в парах)

• Какие цвета в этом рассказе являются ведущими? Как меняется их соотношение в изображении мира и героини на протяжении повествования? Почему? Аргументируйте свой ответ, подтвердите цитатами из текста.

Предполагаемый ответ
В рассказе «Чистый понедельник» прослеживается переход от тёмных тонов к светлым. В самом начале произведения автор употребляет восемь раз в описании зимнего московского вечера слова, означающие тёмные оттенки. С первых же строк И. А. Бунин готовит нас к трагедии двух любящих людей. Но и в описании главной героини писатель также продолжает использовать чёрный цвет:
«А у неё красота была какая-то индийская, персидская: смугло-янтарное лицо, великолепные и несколько зловещие в своей густой черноте волосы, мягко блестящие, как чёрный соболий мех брови, чёрные, как бархатный уголь, глаза; пленительный бархатисто-пунцовыми губами рот оттенён был тёмным пушком…».

Возможно, такое описание девушки указывает на её греховность. Черты её внешности очень похожи на черты какого-то дьявольского существа. Описание одежды сходно с чертами её внешности в плане цветовой гаммы:
«Она прямо и несколько театрально стояла возле пианино в чёрном бархатном платье, делавшем её тоньше, блистая его нарядностью…».

Именно такое описание заставляет нас подумать о главной героине как о существе загадочном, таинственном, дьявольском.

Также в рассказе используется лунный свет, который является знаком несчастной любви. Луна, освещающая влюблённых, предвещает им разлуку или даже смерть. Но лунный свет символизирует и дьявольский соблазн. Героиня принимает участие в шабаше, и это в Чистый понедельник, день поста, покаяния и замаливания грехов!

В тексте рассказа прослеживается метание героини между очищением и грехопадением. Это мы можем увидеть в описании губ и щёк: «Чёрный пушок над губой и розовый янтарь щёк». Известно, что белый цвет символизирует чистоту.

Поэтому после ухода героини в монастырь писатель отдаёт предпочтение именно этому цветовому оттенку, указывая на очищение, перерождение души. В последнем абзаце слово «белый» употребляется четыре раза, указывая на идею рассказа, то есть на перерождение души, переход от греха, черноты жизни к духовной, нравственной чистоте. Так мы проследили движение от «чёрного» к «белому» — от греха к чистоте.

Мы видим, что И. А. Бунин — Мастер слова. Он даже цветовыми оттенками передаёт замысел, идею рассказа. Используя светлые и тёмные оттенки, их чередование и сочетание, писатель изображает перерождение души главной героини «Чистого понедельника», стремление ввысь, поднимая её к Богу, к небесам.

3. Сопоставление рассказов И. А. Бунина
«Чистый понедельник» и «Солнечный удар»

(работа в парах с раздаточным материалом)

• Сопоставьте рассказы «Солнечный удар» и «Чистый понедельник». Согласны ли вы с бунинским утверждением, что любовь-страсть не может продлиться долго и непременно завершается расставанием или гибелью одного из героев?

Прав ли критик М. И. Иофьев, утверждая, что уход героини «Чистого понедельника» в монастырь — дань «мёртвому»? Или более верно его же утверждение, что её поступок — дань максимализму, следствие несовпадения её высоких требований, её идеалов и незначительности окружающего? Почему поздние рассказы Бунина не имеют «благополучных» концовок?

Карточка
Краткая новелла, почти лишённая событий, рассказывает о трагическом душевном надломе. Героиня наделена властной женской прелестью, волей и жаждой жизни. В то же время она придавлена безнадёжностью и беспомощностью. Герой — красавец, живой весельчак — становится для неё искушением. Всё, что есть в ней страстного, требует любви; всё мёртвое, с чем она связана, препятствует чувству. Впрочем, не только мёртвое, но и бесспорный максимализм, ищущий значительных свершений, не удовлетворяющийся жизнью пустой и сытой.
Её возлюбленный ничем не выше и не лучше окружающих. Благородная требовательность, такая же, как и у Лизы, Елены (героини Тургенева), у гончаровской Веры, приводит к бесчеловечному юродству. В «чистый понедельник» она рассчиталась с любимым и любовью, простилась с презираемой, но всё же манящей жизнью, отдала «кесарю кесарево». <…>
Герои Бунина не имеют права на счастье. Добровольный уход из жизни — в монастырь или в кабак — вот что им уготовано. Не нужны, в сущности, болезни и катастрофы, злая воля или роковые случайности — всё совершается легко и просто, развязка наступает сама собой. В правде, выраженной «Чистым понедельником»,— истоки всех произведений Бунина. Люди и время отжили свой срок. Новеллы позднего Бунина отпели старую Россию, как юношеские его рассказы отпели дворянские гнёзда. И потому его творчество — не просто творчество мрачных итогов, оно утверждает закономерность конца. (М. И. Иофьев)

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(в парах)

• Какие черты, по мнению И. А. Бунина, характерны для подлинной любви? Почему он считает, что любовь — «краткий гость на земле»? Подтвердите своё мнение на примере рассказов «Солнечный удар», «Чистый понедельник», «Тёмные аллеи».

2. Обобщающее слово учителя

— Итак, в центре рассказа — загадочный образ женщины, в расцвете красоты ушедшей в монастырь и принявшей постриг. Тайна её характера, необъяснимость поведения связаны с её изначальным решением уйти, пройдя искусы жизни, от мира, с его соблазнами, накануне жизненных катаклизмов. Уход героини в монастырь внутренне обоснован мотивом искупления за некое историческое отступничество, за то, что Россия «сорвалась» со своих нравственных устоев в бунт и мятежность.

Ведя её по пути обуздания чувственной стихии, Бунин как бы размышлял о национальном нравственном идеале России. Финал рассказа приобретает символическое звучание: отречение героини от любви, мира — это проявление бунинского неприятия русской общественности, тех социальных настроений, которые привели страну к революции.

Общий пафос бунинского творчества эпохи эмиграции, место Бунина в литературе своего времени чутко почувствовала М. И. Цветаева. В ноябре 1933 г., в связи с присуждением Бунину Нобелевской премии, она сказала, сравнивая значение Горького и Бунина для литературы: «…Горький — эпоха, а Бунин — конец эпохи».

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся). Сопоставить (письменно) финал рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник» с финалом романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо». Что в них общего и в чём разница?

2. Знать содержание повестей А. И. Куприна «Поединок», «Олеся» (обзорно).

3. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Куприна.

Следующие уроки: Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество >>>





1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иллюстрация О. Г. Верейского
к рассказу И. А. Бунина
«Лёгкое дыхание»
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика