Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина
работы В.И.Россинского, 1915
 
 
Иллюстрация О. Д. Коровина
к рассказу И. А. Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 


ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)


6 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность, лаконизм и изысканность лирики

Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания, смысл названия, символика

Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское, эстетическое осмысление жизни

Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»

Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования

Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности


УРОК № 4
Тема.
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Социальное, философское,
эстетическое осмысление жизни

Цель:
продемонстрировать учащимся своеобразие художественного мира рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; раскрыть социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в рассказе; развить аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста, умение работать с художественным текстом; активизировать основные сферы читательского восприятия; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст рассказа «Господин из Сан-Франциско», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»; раскрывают социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в рассказе; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания рассказа; принимают участие в беседе; выполняют аналитическую, сопоставительную работу по тексту рассказа.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока) III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— «Господин из Сан-Франциско» — это история последнего путешествия безымянного американского дельца, который всю жизнь успешно делал деньги и, наконец решив отдохнуть, отправился в круиз с женой и дочерью. Находясь на Капри, герой скоропостижно умирает.

Центральная метафора рассказа, появляющаяся как в начале, так и в финале рассказа,— это описание парохода «Атлантида», который отвозит героя в Италию, а затем его тело назад в Америку.

Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества. На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Привлекает внимание изобилие неопределённо-личных предложений, занимающих почти страницу: «вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчёркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Имён нет… Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад — трюмы корабля, похожие на преисподнюю. Верх — это роскошь, низ — нищета, а между ними пропасть непонимания…

Что значат для пассажиров «Атлантиды» любовь, красота, жизнь? На каких ценностях основывается их существование? Сегодня на уроке мы попробуем ответить на эти философские вопросы.

IV. Работа над темой урока

1. Мини-дискуссия: погружение в тему урока


— Хотелось бы вам жить в таком обществе, где вас помнят, пока вы живы и богаты?

2. Исследовательская работа
с текстом рассказа «Господин из Сан-Франциско»:

заполнение таблицы (работа в парах)
Рассказ «Господин из Сан-Франциско»
Вопрос
Ответ-цитата и собственный комментарий
Цвет, свет
  
Как зовут героя рассказа? Каков его социальный статус?
  
Что мы знаем о жизни героя? Попытайтесь понять, как автор относится к этой жизни. Помните, что один из способов авторского выражения — ирония
  
Выбор корабля господином. Что представляет собой общество на пароходе и в трюме?
  
Смысл образа капитана. Каков он? Опишите его
  
Каким рисует автор портрет господина? (Элементы его портретной характеристики)
  
Что обозначает образ океана в рассказе? Что же пытается он «прореветь»?
  
Как чувствует себя герой во время путешествия? Почему так мало говорит?
  
Присутствует ли в рассказе перемещение мысли?
  
Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? Обратите внимание на художественные детали, при помощи которых автор создаёт образ главного героя в последние минуты его жизни. Кто перед нами — ещё господин или уже человек?
  
Смерть господина из Сан-Франциско потрясает своей неприглядностью, отталкивающим физиологизмом. Перед нами возникает отвратительная картина. Какая&
  




3. Выразительное чтение учителем
сцены смерти главного героя

4. Аналитическая беседа


• Почему повествование не заканчивается со смертью героя и Бунин продолжает рассказ вставным эпизодом о римском тиране Тиберии (в бунинском тесте он назван Тиверием)?

• Что особенно поразило вас в описании реакции окружающих на смерть господина из Сан-Франциско? В каких строках, на ваш взгляд, выражена прямая авторская оценка произошедшего?

• Какие, на ваш взгляд, ассоциации могут возникнуть в связи с такими деталями финальной сцены: «гудевший, как погребальная месса», океан; «траурные от серебряной пены» горы волн; «широкогорлые трубы»; «яростные взвизгивания сирены»; «громады котлов» и «адские топки» в «подводной утробе» корабля?

• Как бы вы прокомментировали описание убранства сицилийской лошадки, доставляющей покойника к пристани? Приведите другие примеры избыточной изобразительности в рассказе.

• Отличается ли жизнь в Неаполе от жизни на пароходе?

• Какое значение имеет повторяющееся упоминание о «трубных звуках» и гонге — на пароходе и в итальянской гостинице?

• В какой момент в рассказе происходит перелом?

• Почему о том, что произошло с господином из Сан-Франциско в читальне, говорится: «что натворил он»?

• Как и почему меняет «ужасное происшествие» отношение персонала отеля к герою и его семье?

• Какие детали посмертной судьбы господина из Сан-Франциско особенно нелепы и унизительны?

• Для чего в рассказ введены картины утра на Капри, сцена с итальянскими горцами? Как эти картины соотносятся со всеми другими эпизодами рассказа?

• Каково символическое значение картины, нарисованной в последнем абзаце?

• Первоначально рассказ сопровождался эпиграфом, написанным на доске: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий?». В чём смысл этого эпиграфа?

• Как соотносится финал рассказа с эпиграфом? В чём заключается притчевый смысл рассказа?

• Каждое произведение отражает концепцию мира и человека. Постарайтесь определить, что есть мир и человек в этом мире, по мнению Бунина.

5. Выполнение интерактивного упражнения
«Займи позицию»

(работа в парах с отрывками из литературоведческих тестов)

Раздаточный материал
Карточка

А)
«Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок, если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу «Господин из Сан-Франциско». Художник недвусмысленно намекает на то, что необходимо прежде всего помнить про неизбежность конца и затем сообщать жизни тот смысл, который не может быть смертью уничтожен.
Эта идея — чисто религиозно-нравственная, воплощённая в форму, где социальная несправедливость проявляется нравственной тупостью, а нравственная тупость ведёт с неизбежностью к бессмысленной гибели религиозного существования — характерная для толстовского миропонимания схема, усвоенная, по крайней мере, в разбираемом рассказе Бунина.
В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства. Его нелюбовь к американцу не заключает в себе и тени раздражения, и она необычайно (и плодотворно) раздвинута. С какой-то торжественной и праведной печалью художник нарисовал крупный образ громадного зла,— образ греха, в котором протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем, и читатель чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою… Замечателен в целом стиль рассказа, мерная, металлическая музыка этих безукоризненных, строго наполненных фраз, точно глубокого ритма раскачивающихся гулких колоколов, одновременно богатство и целомудрие слов, без единого лишнего и без единого недостающего» (А. Б. Дерман).

Б) «Нужно ли такое обилие красок, как у Бунина? «Господин из Сан-Франциско» просто подавляет красками, от них становится тягостно. Каждая в отдельности, разумеется, великолепна, однако, когда читаешь этот рассказ, получается такое впечатление, будто присутствуешь на некоем сеансе, где демонстрируется какое-то исключительное умение — в данном случае определять предметы. В рассказе, кроме развития темы и высказывания мыслей, ещё происходит нечто не имеющее прямого отношения к рассказу — вот именно этот самый сеанс называния красок. Это снижает достоинство рассказа. Его рассуждения о душе, сливающейся с бесконечностью, или в этом роде, кажутся иногда просто глупыми. Пресловутый «Господин из Сан-Франциско» — беспросветен, краски в нём нагромождены до тошноты. Критика буржуазного мира? Не думаю. Собственный страх смерти, зависть к молодым и богатым, какое-то даже лакейство» (Ю. К. Олеша).

Задание.
С помощью каких приёмов прибегает Бунин к осуждению бездуховного существования «господина из Сан-Франциско»?
Сопоставьте две характеристики рассказа — критика А. Б. Дермана и писателя Ю. К. Олеши. Какая позиция вам ближе?
В чём проявилось влияние Л. Н. Толстого, о котором писал А. Б. Дерман?

6. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстрациями С. Ф. Щедрина
«Итальянский пейзаж. Капри», «Лунная ночь в Неаполе»

(Иллюстрации размещены на доске.)

• Какие уголки Италии привлекли внимание художника?

• Как вы считаете, какие чувства хотел передать автор этих полотен?

• К какому направлению в искусстве, по вашему мнению, можно отнести эти картины? Почему?

• Похожее ли описание острова Капри даёт в своём рассказе И. А. Бунин?

• Какое настроение вызывает у вас образ этого острова в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?
Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791–1830)
С. Щедрин. Итальянский пейзаж. Капри. 1826–1827.
Холст, масло. 34 x 45. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
С. Щедрин. Лунная ночь в Неаполе. 1828.
Холст. 60.3 х 43. Масло. Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок д.10, Зал 8


V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Литературная викторина
«Возвращаясь к прочитанному…»


• Как построен сюжет рассказа?
(Сюжет рассказа построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя.) • Какие образы в рассказе имеют символическое значение?
(Океанский пароход со значимым названием «Атлантида», образ капитана, образ главного героя.)

• Где расположено основное место действия рассказа?
(На огромном пароходе, знаменитой «Атлантиде»)

• Какой приём использует автор для изображения разделения общества?
(Приём антитезы)

• Как зовут главного героя?
(У него нет имени.) • Когда герой начинает меняться?
(Перед лицом смерти)

• Как к господину относятся люди после его смерти?
(Совсем забывают, даже не вспоминают.)

• Назовите эпизодических героев рассказа.
(Старик Лоренцо, абруццкие горцы)

• Какой образ в рассказе является обобщающим?
(Безымянный образ, в котором узнаётся римский император Тиберий.)

• Как первоначально назывался рассказ?
(«Смерть на Капри»)

• В чём заключался пафос рассказа?
(В ощущении неотвратимости гибели этого мира.)

2. Обобщающее слово учителя

— Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя.

В её внезапности заложен глубочайший философский смысл. Мы видим, что пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия, воплощённая не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмолённый гроб, стоящий глубоко в трюме,— символ конца, обречённости мира, охваченного войной.

Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершённость, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в XX в. Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что всё накопленное господином не имеет никакого значения перед вечным законом, которому подчинены все без исключения.

Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказы И. Бунина «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание».

2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-эссе (миниатюру) «“Чем больше живёшь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот” (Л. Н. Толстой)»

Следующие уроки: Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание» >>>





1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика