Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность,
лаконизм и изысканность лирики
Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания,
смысл названия, символика
Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское,
эстетическое осмысление жизни
Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи»,
«Лёгкое дыхание»
Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник».
Своеобразие лирического повествования
Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней
изобразительности
УРОК № 5
Тема. Тема любви в творчестве И. А. Бунина.
Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»
Цель: продемонстрировать учащимся своеобразие рассказов И. А. Бунина о любви, новизну в изображении психологического состояния человека;
раскрыть значение темы любви в творчестве писателя; развивать аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа
художественного текста; активизировать основные сферы читательского восприятия; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты рассказов «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание», иллюстративный материал по
теме урока, цитатная схема-конспект.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о своеобразии художественного мира рассказов И. А. Бунина цикла «Тёмные аллеи»; знают
содержание рассказов, анализируют их в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют аналитическую работу комментируют названия прочитанных рассказов в связи
с идеей.
Всякая любовь — великое счастье…
И. А. Бунин
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какие факты творческой истории рассказа «Господин из Сан-Франциско»
помогают понять его содержание? Как связан с концепцией писателя библейский эпиграф, предпосланный ранней редакции рассказа?
• Чем современен рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?
2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Любовь — великая таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимость на фоне житейской истории, наполняющая особым
смыслом его земное существование. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству.
Чаще, наверное, чем другие обращался к этой теме И. А. Бунин, который утверждал, что «всякая любовь — великое счастье…» (Обращение к эпиграфу урока.)
Сборник рассказов И. А. Бунина о любви «Тёмные аллеи» — шедевр позднего
периода творчества писателя. Рассказы этого цикла близки не только по проблематике, воплощённому в них авторскому мироощущению, эмоциональной тональности,
но и по композиционным приёмам, особенностям изобразительности и стиля. Писатель совершает в этой книге беспрецедентную по художественной
смелости попытку: он тридцать восемь раз (таково количество рассказов в книге) пишет «об одном и том же». Однако результат этого удивительного постоянства
поразителен: чуткий читатель всякий раз переживает воссоздаваемую картину
(казалось бы, заведомо известную ему) как абсолютно новую, а острота сообщаемых ему «подробностей чувства» не только не притупляется, но, кажется, лишь
усиливается.
Как же в произведениях И. А. Бунина изображена любовь? Размышления над этим вопросом станут основой нашей работы на уроке.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Сборник рассказов «Тёмные аллеи» можно назвать энциклопедией любовных драм. Писатель создавал его в годы Второй мировой войны (1937–1944).
Позже, когда книга увидела свет, и читатели были потрясены «вечной драмой любви».
Любовь здесь изображается как самое прекрасное, самое высокое чувство.
В каждом из рассказов («Тёмные аллеи», «Руся», «Галя Ганская», «Натали», «Чистый понедельник», «Лёгкое дыхание» и др.) показан момент высочайшего торжества
любви. Все рассказы в сборнике сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. «Какое удивительное время — молодость! Жизнь уходит
быстро, и мы начинаем ценить её лишь тогда, когда всё осталось позади»,— утверждает И. А. Бунин.
Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. И хотя во многих рассказах
любовь, о которой поведал писатель, трагична, Бунин утверждает, что всякая любовь — великое счастье, даже если она завершается разлукой, гибелью, трагедией.
К такому выводу приходят многие бунинские герои, потерявшие, проглядевшие или сами разрушившие свою любовь. Но это прозрение, просветление приходит
к героям слишком поздно…
2. Самостоятельное ознакомление
со статьёй учебника по теме урока
3. Коллективная работа
по составлению тезисов,
цитатной схемы-конспекта по теме урока (запись в тетрадях)
Тема любви в творчестве Бунина
• Наиболее глубокое раскрытие нашла в цикле рассказов «Тёмные аллеи».
• Цикл «Тёмные аллеи» И. А. Бунина состоит из 38 рассказов, написанных во время Второй мировой войны.
• Все рассказы, вошедшие в сборник, объединяет тема несчастной любви.
• Образ любви в творчестве Бунина — это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти.
• Любовь в произведениях Бунина — это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.
• Бунинское изображение любви по меркам целомудренной и аскетической русской литературы предельно откровенно и смело.
• Любовь у Бунина в некотором смысле преступна — это переступание нормы, выход за рамки обыденности.
• Любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому,
что к нему привыкают, а привычка приводит к потере любви.
4. Беседа:
выявление первичных впечатлений
учащихся после самостоятельно прочитанных рассказов о любви («Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»)
• Можно ли назвать рассказ «Тёмные аллеи» энциклопедией любви? На примере прочитанных рассказов выявите разнообразные оттенки любви, сложную гамму чувств героев.
• Определите повторяющуюся сюжетную схему рассказов. Какие сюжетные компоненты (события) в неё входят? Почему все рассказы цикла тяготеют
к единой модели, повторяя друг друга в основных моментах?
• Что общего в финале почти всех рассказов цикла? Чем объясняются трагичные и жестокие развязки каждого рассказа?
• Почему любовное счастье кратковременно и катастрофа неизбежна? Почему любовь у Бунина всегда связана с ощущением приближения смерти («сильна как смерть»)?
5. Аналитическая работа
по тексту рассказа «Тёмные аллеи»
(в парах)
Заполните таблицу «Главные герои рассказа “Тёмные аллеи” — их судьбы и характеры» с последующей презентацией результатов работы.
Предполагаемые результаты
Главные герои рассказа “Тёмные аллеи” –
их судьбы и характеры |
Надежда |
Николай Алексеевич |
Получила вольную от своих хозяев, стала
хозяйкой казённой почтовой станции |
Пренебрежительно относится к низшему сословию |
Смогла устроиться в жизни благодаря своему умению хозяйствовать и уму. «Баба –
ума палата. И всё, говорят, богатеет. Деньги в рост даёт» |
Военный, сделавший хорошую карьеру |
В молодости Николай Алексеевич и Надежда любили друг друга. Николай Алексеевич
«очень бессердечно» бросил Надежду, она даже хотела «руки на себя наложить» |
Продолжает любить |
Слабый человек. Предрассудки смогли победить в нём любовь |
Не может простить бывшего возлюбленного за то зло и несчастье, которое
он причинил ей много лет назад |
Считает отношения с Надеждой «историей
пошлой, обыкновенной», но при этом понимает, что именно Надежда «дала ему лучшие минуты жизни»; потеряв её, он
потерял самое дорогое, что имел в жизни |
Причиной расставаний героев является общественное мнение: высший свет никогда
бы не принял бывшую крепостную в свой круг |
|
6. Аналитическая работа
с текстом рассказа «Лёгкое дыхание»
А) Беседа
• Когда был написан рассказ?
• Как построен рассказ? В чём особенности композиции?
• Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?
• Что выделяет автор в портрете Оли, в её характере?
• Какой композиционный приём использует Бунин в рассказе?
• Как вы понимаете название рассказа?
Б) Исследовательская работа
с последующей презентацией
результатов работы (в мини-группах)
Задания группам
1-я группа
(работает с художественным временем рассказа).
Покажите обилие временных скачков в рассказе. Какова их функция? Какие события представлены бегло, какие — более крупно?
2-я группа
(рассматривает проблему сюжета и фабулы произведения).
Покажите последовательный обрыв фабульных связей: что остаётся неизвестным в рассказе? Какие детали не относятся к развитию действия рассказа?
3-я группа
(рассматривает отношение героини к различным фонам рассказа).
Расскажите, на каком фоне обычно в рассказе изображается Оля Мещерская. В каких отношениях находится героиня с этими фонами?
4-я группа
(ищет в рассказе все возможные портреты и рамки).
Ответьте на вопрос: «Как ведёт себя героиня в созданных писателем портретах?».
5-я группа.
Жизнь и смерть постоянно сталкиваются в рассказе на уровне отдельных образов. Покажите это на примерах.
6-я группа.
Раскройте глубинный смысл образа «лёгкое дыхание». Какие детали смыкаются с этим образом по содержанию?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемных вопросов
• Книга «Тёмные аллеи» была написана во время Второй мировой войны, когда семья Буниных оказалась в крайне бедственном положении (конфликты
с властями, практически голодное существование, холод и др.). Позднее, поднося в дар эту книгу Зинаиде Шаховской, Бунин написал на титульном
листе:
«“Декамерон” написан был во время чумы. “Тёмные аллеи” в годы Гитлера и Сталина — когда они старались пожрать один другого».
Почему столь поэтическая книга смогла быть написана в такое трагическое время?
Какими новыми достоинствами обогащается её художественный смысл благодаря метафоре «пир во время чумы»?
• Прокомментируйте смысл названия книги «Тёмные аллеи». Используйте различные смысловые ассоциации (быт дворянской усадьбы, тёмное подсознательное начало в
человеке и т. п.).
Известно, что на выбор названия цикла «Тёмные аллеи» оказало влияние
стихотворение Н. П. Огарёва «Обыкновенная повесть» (раздаточный материал).
Ознакомьтесь с этим стихотворением, сопоставьте его сюжет и уже определённую вами общую модель цикла «Тёмные аллеи»: что общего и каковы существенные различия? Чем
они обусловлены?
2. Обобщающее слово учителя
— Итак, сборник «Тёмные аллеи» стал воплощением многолетних размышлений И. А. Бунина о любви. Он видел её повсюду, поскольку для него это понятие
было весьма широким. В своих рассказах писатель показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные
влечения, романы «от нечего делать», проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже
самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает её недопустимой, но, как истинный мастер Слова, всегда
точно передаёт все оттенки чувств и переживаний.
Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое, а образ женщины — вот та притягательная сила, которая постоянно влечёт его. Он создаёт
галерею таких образов, в каждом рассказе — свой.
О книге «Тёмные аллеи» автор написал в апреле 1947 г.:
«Она говорит о трагичном и о многом нежном и прекрасном,— думаю, что это самое лучшее и самое прекрасное, что я написал в жизни»…
VI. Домашнее задание
1. Прочитать рассказ И. А. Бунина «Чистый понедельник».
2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Любовь в жизни человека: награда или наказание?».
3. Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» об истории создания рассказа «Чистый понедельник».
Следующие уроки: Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник» >>>
|