Повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи». Образ Настеньки. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Ф.М.Достоевский. Портрет работы Трутовского К.А., 1847 г.
 
Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.
 
 Портреты Ф. М. Достоевского
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

БЕЛЫЕ НОЧИ

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 67. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя

Урок 68. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи»: образ Настеньки


УРОК 68
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.
«БЕЛЫЕ НОЧИ»: ОБРАЗ НАСТЕНЬКИ

Основное содержание урока

Роль истории Настеньки. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора. Развитие понятия о повести и психологизме литературы.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия повесть, психологизм литературы.

I. Роль истории Настеньки
Групповая работа

(по тексту повести, прочитанному самостоятельно):

Группа 1. «Ночь вторая».

Прочитайте по ролям фрагмент «Ночи второй» с начала до слов «Ну, вот, Настенька, слушайте-ка, какая тут выходит смешная история…».

Почему мечтатель считает себя похожим на черепаху?

Дайте историко-культурный комментарий к словам мечтателя:
«…О чём он мечтает? К чему это спрашивать! да обо всём... об роли поэта, сначала непризнанного, а потом увенчанного; о дружбе с Гофманом; Варфоломеевская ночь, Диана Вернон, геройская роль при взятии Казани Иваном Васильевичем, Клара Мовбрай, Евфия Денс, собор прелатов и Гус перед ними, восстание мертвецов в „Роберте“ (помните музыку? кладбищем пахнет!), Минна и Бренда, сражение при Березине, чтение поэмы у графини В–й-Д–й, Дантон, Клеопатра e i suoi amanti [и её любовники (итал.)], домик в Коломне».

Почему мечтатель рассказал о своей жизни именно Настеньке:
• был одинок и готов открыться первому встречному;
• хотел показать ей богатство своего внутреннего мира;
• почувствовал в Настеньке родственную душу, оценил её доброту, чистоту её помыслов;
• по другой причине?

Чем мечтательность Настеньки отличается от размышлений мечтателя?

Группа 2. «История Настеньки».

Прочитайте по ролям фрагмент «Истории Настеньки» с начала до слов «…как бы выйти за китайского принца».

Как повлияло на Настеньку чтение книг?

Дайте историко-культурный комментарий к словам: Вальтер Скотт, «Ивангое», «Севильский цирюльник», Розина.

Задание 2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Что чувствовала Настенька, решившись бежать с жильцом?

Какими способами автор описывает её состояние?

Можно ли сравнить её поступок с действиями героинь прочитанных ею романов?

Почему Настенька рассказала мечтателю свою историю:
• устала от одиночества;
• увидела в мечтателе доброго друга и ждала от него совета;
• не могла больше скрывать своей любви к жильцу;
• не понимала чувств мечтателя, а думала только о себе;
• по другой причине?
Обоснуйте свой ответ.

Группа 3. «Ночь третья».

Прочитайте начало «Ночи третьей» до слов «…чувство не разбивается, а сосредоточивается...».

Как петербургский пейзаж передаёт состояние мечтателя?

Докажите, что он тонкий психолог и хорошо понимает состояние Настеньки.

Прочитайте по ролям фрагмент «Ночи третьей» со слов «Знаете ли, отчего я так рада?..» до слов «…коли есть хоть тень оправдания».

Дайте лексические комментарии к словам и выражениям: в её словах было столько неги, принимал всё за чистую монету, исполнил все ваши комиссии, скрепя сердце, досадный диссонанс.

Задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Почему Настенька не замечала любви мечтателя:

• мечтатель был очень сдержан;
• любила другого и думала только о себе;
• боялась, что жилец не вернётся, и держала мечтателя «про запас»;
• по другой причине?

Кому автор больше сочувствует: мечтателю или Настеньке? Обоснуйте свой выбор.

Группа 4. «Ночь четвёртая».

*Какие литературные ассоциации вызывают у читателя следующие слова и выражения: письмо; пришла к нему в первый раз сама; я утоплюсь; вы бы не бросили ей в глаза бесстыдной насмешки над её слабым, глупым сердцем; вы бы никогда не узнали, что я вас люблю; хотя я ещё и люблю его (не хочу вас обманывать); мы были как дети...

Найдите в размышлениях Настеньки о своей любви общность с Татьяной Лариной и бедной Лизой.

Прочитайте по ролям сцену объяснения со слов «Настенька! — закричал я наконец…» до слов «Ох, Настенька, Настенька! что вы со мной сделали!..».

Чем можно объяснить перемены в настроении и словах Настеньки:
• её непостоянством;
• она не умеет любить, а думает только о себе и своих чувствах;
• она ещё ребёнок, ещё не «доросла» до любви и за любовь принимает первую влюблённость;
• она хочет отблагодарить мечтателя любовью за любовь;
• другой причиной?

Какие оправдания находит Настенька своему чувству и поступкам?

Как это её характеризует?

Как изменяется внутренний мир героини после объяснения мечтателя?

Что в сцене объяснения напоминает черты сентиментализма?

Чем можно объяснить уход Настеньки с жильцом:

• она живёт чувствами, а не разумом;
• она цельная натура, отличающаяся постоянством чувств и убеждений;
• она по-настоящему любит жильца; • другой причиной?

II. Практическая работа.
Составление плана характеристики героини
(см. урок 54) и заполнение цитатной таблицы «Средства создания образа Настеньки» (см. план в уроке 67).

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

III. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании автора
Обобщающая беседа:


Как характеризует героев глава «Утро»?

Какую роль играют в финале повести детали пейзажа и интерьера?

IV. Сообщение учащегося на тему «Образ города в повести „Белые ночи“».

Чем мечтатель и Настенька близки героям сентиментальных романов и чем от них отличаются?

Каким новым содержанием наполняет Достоевский понятие сентиментальность?

Литературовед Э. М. Жилякова пишет, что мечтатель понимает счастье как «идеал братства и сострадания, всеобщего равенства и любви». Приведите из повести примеры, подтверждающие эту мысль.

*Найдите сходство двух финальных абзацев повести со стихотворением А. С. Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может...».

Можно ли доказать, что герои повести — это герои реалистического произведения. Обоснуйте свой ответ.

V. Развитие понятия о повести и психологизме литературы

Работа со словарём литературоведческих терминов:

— Вспомните или найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятий повесть, роман, сентиментализм, реализм.

— Почему «Белые ночи», являющиеся по жанровым признакам повестью, писатель называет сентиментальным романом?

— Докажите, что в повести «Белые ночи» можно обнаружить черты сентиментализма, романтизма и реализма одновременно.

— Выясните по словарю смысловое наполнение понятия психологизм.

Психологи́зм — (от греч. psyche — душа и logos — понятие, слово) — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
П. может быть явным — открытым (непосредственное воспроизведение внутренней речи героя или образов, возникающих в его воображении, сознании, памяти, например, " диалектика души " в произведениях Л. Н. Толстого, В. В. Набокова) и неявным — скрытым, уведенным в «подтекст» (например, "тайная психология" в романах И.С. Тургенева, где внутреннее состояние персонажей раскрывается благодаря выразительным жестам, особенностям речи, мимики, то есть разнообразным внешним проявлениям психики)
.

— Открытый или скрытый психологизм проявился в повести «Белые ночи» сильнее? Обоснуйте свою позицию, приведите примеры.

— Заполните цитатную таблицу «Открытый и скрытый психологизм повести „Белые ночи“»:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Открытый и скрытый психологизм повести „Белые ночи“»
Открытый психологизм
Скрытый психологизм
       
       


Итоговые вопросы:

В чём противоречивость образа Настеньки?

Чем интересна повесть «Белые ночи» современному читателю?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или составить письменную характеристику Настеньки и средств создания этого образа (по выбору учащихся).

Прочитать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания из разделов учебника «Литература и другие виды искусства»
(об иллюстрациях М. Добужинского к повести «Белые ночи» и о петербургской природе).

Подобрать материалы и подготовить сообщения об интересных фактах биографии и творчества А. П. Чехова,
его портретах (см. страницу "Портрет А. П. Чехова работы художника И.Э.Браза" на сайте к "К уроку литературы")
и памятниках писателю с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный альбом «„Белые ночи“ Ф. М. Достоевского в иллюстрациях русских художников».

Следующий урок: А. П. Чехов. «Смерть чиновника» >>>


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)


Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача больницы для бедных. Он учился в московских частных пансионах, затем уехал в Петербург, поступил в Главное инженерное училище, которое готовило военных инженеров. По окончании служил в инженерном департаменте, но через год оставил должность и решил стать литератором. В 1845 году закончил роман «Бедные люди», который принес автору большой успех. Все заговорили о новом писательском даровании. Ф. М. Достоевский познакомился с молодыми талантливыми литераторами — И. Тургеневым, Н. Некрасовым, которые группировались вокруг критика В. Белинского. Однако уже следующее произведение Достоевского — повесть «Двойник» вызвало критику Белинского.

Итогом раннего творчества писателя стали необычайно поэтичные и художественно тонкие повести — «Белые ночи» и «Неточна Незванова». В «Белых ночах» выведен молодой герой-мечтатель, впечатлительный, сентиментальный, добрый и необычайно одинокий. Единственный его друг — Петербург. Несмотря на уединение, он духовно богат. Чтение книг распаляет его фантазию, в его голове благодаря воображению и мечтам возникают романы. Однажды на одной из петербургских улиц он спасает девушку от преследования неизвестного. Незнакомка оказалась сиротой. Настенька но натуре веселая, жизнерадостная девушка. Герои исповедуются друг другу. Мечтатель рассказывает Настеньке о своих снах, необычных, воображаемых мирах, которые кажутся ему прекраснее действительности. Влюбившись в Настеньку, герой открывает, что живет он не настоящей жизнью, а преступной. Кажется, что душа его устремляется навстречу живой жизни. Но длится это недолго. Настенька и Мечтатель решают пожениться, но появляется прежний возлюбленный Настеньки, а Мечтатель остается один. Он не обижается и благодарит судьбу за подаренное ему счастье. Настя уходит в жизнь, к людям, порывая с уединением. Мечтатель вновь погружается в мир сновидений и фантазий.

На следующий год после создания «Белых ночей» правительство узнало о кружке петрашевцев, к которому принадлежал Ф. М. Достоевский, и учинило его разгром. Достоевский был заключен в Петропавловскую крепость, приговорен к расстрелу, который затем был заменен каторгой с последующей службой в армии рядовым.

Восемь лет провел Ф. М. Достоевский в крепости, на каторге, заболел эпилепсией, служил в армии, только в 1857 году был произведен в офицеры и через два года вышел в отставку. После освобождения написал повести «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», а позднее — книгу о каторге «Записки из Мертвого дома».

В духовном развитии Достоевского произошел глубокий перелом. Если раньше писатель был сторонником «западного» пути развития России, т. е. по образцу европейских буржуазных демократий, то после каторги он видит дорогу России в обращении к патриархальности как подлинной национальной демократии, основанной на православной вере.

Особая миссия России видится ему в том, чтобы служить примером идеальных духовных ценностей всему человечеству. Последняя истина, но мнению Достоевского, заключена в Божьем слове, высказать которое Бог доверил православной церкви. Следовательно, Российское государство, по мнению писателя, должно быть религиозно-светским, где решающая роль принадлежит вере. Только вера сулит общее согласие, содружество, взаимопомощь. Обретение веры означает обретение почвы. Преодоление разобщенности примирит народ и интеллигенцию, оживит братские чувства. С этих позиций Достоевский приступает к изданию журналов «Время», потом «Эпоха».

В 1862 году писатель впервые уезжает за границу, путешествует по Западной Европе.

Ф. М. Достоевский становится признанным мастером, автором значительных произведений — «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». Во всех романах Достоевского русский человек и Россия в целом подвергаются испытаниям.

Изнуряющая литературная работа не могла не сказаться на здоровье писателя. Поддержку и опору он нашел в своей последней жене, Анне Григорьевне Сниткиной. Первая жена Достоевского умерла от чахотки, с гражданской женой, А. Сусловой, он расстался. Анна Григорьевна дала ему ощущение семейного счастья. После свадьбы Достоевские путешествовали по Германии, Швейцарии, «Италии.

Свое творчество писатель сосредоточил на психологии человека, борьбе в нем двух противоположных сил, Божеского и дьявольского начал. Например, герой романа «Идиот» князь Мышкин близок к идеалу, а в романе «Бесы» представлена иная сила — «сонмище дьяволов». В Иване Карамазове («Братья Карамазовы») борются два начала, и победа не достается ни одному из них.

На протяжении всей жизни, хотя и с перерывами, Достоевский вел «Дневник писателя». Печатал в газете-журнале «Гражданин» свои фельетоны, очерки, полемические заметки.

Незадолго до смерти, в 1880 году Ф. М. Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, в которой по достоинству оценил вклад поэта в мировую культуру.

Ф. М. Достоевский многие десятилетия привлекает внимание читателей во всем мире своим глубоким и проницательным психологизмом. Как и А. С. Пушкин, он внес большой вклад в русскую литературу и общественное сознание.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика