"Герой нашего времени": оценки критиков. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
Княжна Мери и Грушницкий. Иллюстрация М.А.Врубеля, 1890.
См. подробнее
на сайте "К уроку литературы"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 51. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6


УРОК 57
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
ОЦЕНКИ КРИТИКОВ


Основное содержание урока
Споры о романтизме и реализме романа. Роман в оценке критики.

Основные виды деятельности.
Характеристика художественного мира романа и соотнесение его содержания с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики романа.

I. Споры о романтизме и реализме романа

Вступительная беседа:


— Каковы основные принципы романтического и реалистического изображения действительности в литературе?

— Могут ли в одном произведении прослеживаться признаки как романтизма, так и реализма? Аргументируйте свою позицию.

— В. Г. Белинский в статье «„Герой нашего времени“. Сочинение М. Лермонтова» пишет: «В этом романе <…> есть что-то неразгаданное».
К какому направлению — романтизму или реализму — больше подходит эта оценка романа? Обоснуйте своё мнение.

— Черты какого художественного метода — романтизма (1) или реализма (2) — присущи роману «Герой нашего времени»? Аргументируйте свой ответ.

II. Игра «Аукцион аргументов»

Класс разбивается на сторонников или первой (романтизма), или второй (реализма) точки зрения, и девятиклассники высказываются в защиту своей позиции. Учитель фиксирует в два столбика основные аргументы, нумерует их по степени важности, чтобы составить обобщающую таблицу.

III. Практическая работа.
Составление таблицы «Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»
.
ТАБЛИЦА
«Черты романтизма и реализма в романе „Герой нашего времени“»
Черты романтизма
Черты реализма
1. Сходство с романтической поэмой и романтической повестью. Главный герой романа статичен, его характер от начала до конца романа не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит Печорин Максиму Максимычу в сцене прощания)
1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Его сильные и слабые стороны неотделимы. Поэтому даже автор не знает, «герой» Печорин или «злодей»
2. Отсутствие в романе последовательного повествования о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Даны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни («вершинная композиция») вне хронологических пределов
2. Снятие напряжения с внешнего повествования, происшествий, происходящих с героем. Внимание к его внутренней жизни, размышлениям о нравственных и философских проблемах, анализу чувств, мотивов поведения, что характерно для психологического романа
3. Наличие композиционного кольца, как в поэме «Мцыри». Герой замкнут в круг, из которого невозможно вырваться, что подчёркивает безысходность его судьбы и бесполезность его исканий
3. Абсолютная объективность повествования достигается путём сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнений других лиц о нём
4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, заражённая индивидуализмом, как Арбенин в «Маскараде» и герои романтических поэм Пушкина
4. В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется


— Перечитайте статью учебника «Через романтизм к реализму» и дополните таблицу другими чертами романтизма и реализма в романе (см. текст статьи ниже)

— Роман «Герой нашего времени» сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения. Подтвердите или опровергните эту точку зрения.

IV. Роман в оценке критики
Мини-конференция с включением кратких сообщений учащихся

о прочитанных фрагментах из монографий и статей (по выбору учителя):

1. В. Г. Белинский. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова.

2. В. С. Соловьёв. Лермонтов.

3. Ю. И. Айхенвальд. Силуэты русских писателей.

4. Н. Г. Долинина. Печорин и наше время.

5. Э. Г. Герштейн. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.

6. В. И. Коровин. Творческий путь М. Ю. Лермонтова.

План выступления учащихся:

1. Краткие сведения об авторе работы.

2. Время написания статьи (монографии).

3. Позиция критика в оценке образа Печорина (с цитатными примерами).

4. Мнение учёного о романе, способах раскрытия образа главного героя.

5. Оценка изученных материалов, выводы и обобщения.

V. Консультирование при подготовке к сочинению в формате письменного ответа на проблемный вопрос (см. вопросы в следующем уроке).

Обобщающая беседа:

В чём своеобразие жанра и композиции романа «Герой нашего времени»?

В чём сходство романа с романтическими произведениями?

Как раскрываются в романе аналитический ум и душа Печорина?

Категоричны ли авторские оценки Печорина?

Как автор создаёт иллюзию объективного изображения героя?

Итоговый вопрос:

Чья критическая оценка романа представляется вам наиболее убедительной и почему?

Домашнее задание

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Подготовить устное высказывание на тему «Критика о романе „Герой нашего времени“»
или выполнить задание 3 из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).

Изучить критические оценки романа с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Подготовиться к контрольной работе по роману М. Ю. Лермонтова, используя вопросы и задания учебника, завершающие главу о писателе (5, 6, 8—10, 14—15).

Индивидуальные задания.

Выполнить одно из заданий раздела учебника «Размышляем о прочитанном»: 7, 11—13 (для электронного сборника ученических работ).

Ответить на вопросы викторины № 7 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Написать отзыв (рецензию) на театральные или кинематографические версии романа.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Иллюстрированный электронный сборник ученических исследовательских работ по роману «Герой нашего времени».



УРОК 58
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА: ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6


Основное содержание урока
Контрольная работа: письменный ответ на один из проблемных вопросов.

Основные виды деятельности.
Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос (с использованием цитирования). Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ.

I. Контрольная работа

Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта:


1. В чём противоречивость характера Печорина?

2. Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина?

3. В чём заключаются нравственные победы женщин над Печориным?

4. Каковы способы изображения внутреннего мира человека в романе «Герой нашего времени»?

5. Как развивается в романе «Герой нашего времени» тема смысла жизни?

II. Составление плана ответа на проблемный вопрос.

Полный развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.

III. Редактирование и переписывание черновых вариантов собственных письменных работ.

Домашнее задание

Прочитать фрагменты «Божественной комедии» Данте (по выбору учителя).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета о биографии и творчестве Данте, его любви к Беатриче, памятниках поэту и местах, связанных с его именем (см. материалы следующего урока).

Подготовить развёрнутый ответ на вопрос «Какие исторические события во Флоренции конца XIII — начала XIV века отразились в „Божественной комедии“ Данте?».

Следующий урок: Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) >>>


ЧЕРЕЗ РОМАНТИЗМ
К РЕАЛИЗМУ
в романе "Герой нашего времени"


В соответствии с таким наполнением сюжета и изображением действующих лиц Лермонтов в романе, выросшем из романтизма, открывает путь к реализму. Автор учитывал социально-историческую обусловленность героя. Романтизм отвлекался от исторической и социальной мотивировок. Личность не зависела от среды и от века. В романе Лермонтова Печорин — человек индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Оба обстоятельства сформировали его личность. Центр тяжести перемещен Лермонтовым на результат воздействия времени и окружения, на внутренний мир Печорина, мотивы и стимулы его поведения. Можно сделать вывод не только о реалистических началах лермонтовского романа, но и о психологизме «Героя нашего времени».

Лермонтов написал новый русский психологический роман, предугадан дальнейшее развитие русской прозы в этом направлении. Отныне русский роман в его лучших, классических образцах станет романом психологическим. Он всегда будет сосредоточен на внутреннем мире героев и будет уклоняться от прямых и контрастных оценок.

Эти выводы существенны для понимания путей развития русской литературы, в которой впервые герой погружен в самоанализ, с его помощью Печорин старается понять самого себя. Добившись интереса к себе со стороны княжны Мери, Печорин записывает свое рассуждение: «Я часто себя спрашиваю, зачем я так упорно добиваюсь любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой никогда не женюсь? Вера меня любит больше, чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась непобедимой красавицей, то, может быть, я бы завлекся трудностью предприятия...»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика