Повести "Тамань" и "Княжня Мери" из "Героя нашего вресмени". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

9 класс[1]


Урок 51. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6


УРОК 53
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
(ГЛАВЫ «ТАМАНЬ», «КНЯЖНА МЕРИ»).
«ЖУРНАЛ ПЕЧОРИНА» КАК СРЕДСТВО САМОРАСКРЫТИЯ ЕГО ХАРАКТЕРА


Основное содержание урока
Характер Печорина в его собственных оценках. Печорин как источник страданий других людей.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление особенностей образа рассказчика в «Журнале Печорина». Анализ ключевых эпизодов.

I. Характер Печорина в его собственных оценках
Сообщение учителя о «Журнале Печорина» как средстве самораскрытия характера героя.

Вступительная беседа:


— Почему автор раскрывает душу Печорина через самоанализ?

— Какими способами созданы психологические характеристики героев?

II. Сообщение учащегося «Лермонтов в Тамани» (по книге Н. Г. Долининой; см. Гл. 5. "Тамань").

— Какие реальные факты его биографии стали в романе художественными?

Краткое содержание сообщения учащегося:

В Тамань М. Ю. Лермонтов приехал в сентябре 1837 года. Он задержался в этом «скверном городишке», ожидая корабль, на котором собирался отправиться в Геленджик, и провёл несколько дней в полуразвалившейся хате старой казачки Царицихи. Испугавшись, она ошибочно приняла поручика за агента царской тайной полиции, который якобы хочет обнаружить контрабандистов. По соседству жила молодая татарка, женщина редкой красоты, муж которой был связан с контрабандистами. Встретил Лермонтов и слепого мальчика по имени Яшка, который позднее служил звонарём в местной церкви и рассказывал проезжающим, как он встречался с поэтом и прислуживал ему. (См.: Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. — С. 87—98; 110—112.)

III. Групповая практическая работа:

Группа 1.
Проанализируйте диалог слепого и девушки-ундины
со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра».

Как в эпизоде проявился характер Печорина?

Зачем он хотел «достать ключ» к загадке контрабандистов?

Группа 2.
Проанализируйте портрет девушки-ундины и рассуждения Печорина о женской красоте
со слов «Вдруг что-то похожее на песню…» до слов «…те же прыжки, странные песни».

Какие оценки даёт девушке Печорин?

Как они характеризуют его самого?

Группа 3.
Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой
со слов «Часа через два, когда всё на пристани умолкло…» до слов «…я ничего не мог расслышать».

Дайте оценку Печорину в этой сцене.

Какие слова в описании его душевного состояния являются ключевыми?

Обобщающая беседа:

Что удивило Печорина в жителях Тамани? Приведите примеры.

Почему Печорин называет контрабандистов честными?

Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?

Зачем в
главе «Тамань» автор делает рассказчиком Печорина?

Покажите, как в жизни героя переплетаются причины поступков и их следствия.
(Печорин не мог предположить, что, следя за контрабандистами из желания узнать о тайнах их жизни, он повлияет на судьбы этих людей.)

IV. Печорин как источник страданий других людей

Сообщение учащегося о прототипах героев новеллы «Княжна Мери»
(Долинина Н. Г. Печорин и наше время. — Л., 1975. — С. 110—112.

Аналитическая беседа:

— *Какие реальные жизненные факты, связанные с прототипами героев новеллы «Княжна Мери», становятся фактами литературными?

— Определите жанр новеллы «Княжна Мери».
(По жанру «Княжна Мери» — дневник. В нём содержится 16 записей с точными датами: с 11 мая по 16 июня. Только последняя запись — о дуэли — сделана позже: через полтора месяца в крепости у Максима Максимыча.)

— Как М. Ю. Лермонтов создаёт в новелле иллюзию реального времени?

— Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»?

— Каковы взгляды Печорина на дружбу? Согласны ли вы, что в дружбе «один раб другого»? Аргументируйте свой ответ.

— Как Печорина характеризуют отношения с Вернером и Грушницким?

— Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.

— Сознательно ли Печорин становится источником страданий людей или это следствие его интереса к их внутренней жизни? Обоснуйте свой ответ.

V. Групповая практическая работа:

Группа 1.

Найдите черты искренности и притворства в исповеди Печорина со слов «Да, такова была моя участь…» до слов «Это меня не огорчит нимало».

Группа 2.
Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня).

Как в диалоге показан ум и неординарность характера Мери?

Каким мы видим в эпизоде Печорина?

Группа 3.
Проанализируйте запись от 14 июня.

Как Печорин объясняет изменения в самом себе?

Как это его характеризует?

Группа 4.
Проанализируйте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня).

Искренен герой в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

Обобщающая беседа:

Почему рассказ о дуэли даётся автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)?

Каково поведение Печорина на дуэли?

Какие положительные и отрицательные черты подчёркивает в нём автор?

Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении психологии людей в «Журнале Печорина»?

VI. Сообщение учащегося «Интонации Печорина в его записях о природе и о людях: отличаются ли они?».

Итоговый вопрос:


В чём проявилась двойственность характера Печорина?

Домашнее задание

Проанализировать письменно эпизод из «Журнала Печорина».

Составить развёрнутый план ответа на вопрос: «Как автор помогает читателю понять загадочную душу Печорина?»
— или письменно ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Перечитать новеллу «Фаталист».

Индивидуальные задания.

Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).

Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.

Подготовить виртуальную выставку иллюстраций к роману (см. http://literatura5.narod.ru/Lermontov.html; Иллюстрации к роману "Герой нашего времени"; Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману "Герой нашего времени").

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Заочная экскурсия в музей Лермонтова в Тамани (с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета).

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист") >>>


АВТОР И ГЕРОЙ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Из повествования ясно, что Лермонтов не рисовал самого себя и не разоблачал своего героя. В предисловии к роману Лермонтов иронически писал о читателях-критиках: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка!» Объясняя свою задачу, которая состояла в том, чтобы воздержаться и от хвалы, и от хулы, чтобы не прослыть моралистом и «исправителем людских пороков», Лермонтов признавался: «Ему (автору.— Ред.) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал». Эти слова Лермонтова-сочинителя вызывают полное доверие. Следовательно, ни утверждающая, ни отрицающая Печорина точка зрения не может быть принята, в том числе и Максима Максимыча. Штабс-капитан — хороший служака, заслуженный офицер, добрый человек, но он совсем другого склада. Ему совершенно чужд самоанализ Печорина и сам герой, рожденный эпохой романтического индивидуализма. Максим Максимыч сохранил явные приметы старого, доромантического, патриархального сознания, которое еще не вычленилось из общенародной стихии.

Максим Максимыч — цельный человек, он способен на простые, не притязающие на глубину оценки. Однако в их свете личность Печорина только упрощается. Простосердечный Максим Максимыч не понимает героя, судит о нем и его поступках поверхностно.

К взгляду Лермонтова на Печорина значительно ближе странствующий офицер, который играет роль «посредника» между разными рассказчиками — Максимом Максимычем и Печориным. Он, как и Лермонтов, отделяет себя и от Максима Максимыча, и от Печорина. Как Лермонтов, он тоже наблюдатель и не отказывается от осуждения или восхваления. В «Предисловии к «Журналу Печорина», которое написано странствующим офицером, он соглашается с Лермонтовым, автором предисловия ко всему роману: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги.— «Да это злая ирония!» — скажут они.— Не знаю». Для Лермонтова и для странствующего офицера Печорин — герой нашего времени, но оба далеко не всегда держатся его взглядов. В заглавии романа слились утверждение и ирония, преклонение перед личностью Печорина и горькое сожаление, даже грустная насмешка над тем, что, будучи действительно героической личностью по своему масштабу, по своим богатейшим возможностям, он оказывается ниже своего предназначения.

Внутреннее нравственно-эстетическое задание Лермонтова, владевшее его пером, состояло в том, чтобы подвергнуть критике трагическое противоречие собственного сознания, громко сказать, что он, Лермонтов, не тождествен, не равен Печорину, что убийственный индивидуализм Печорина не имеет жизненной перспективы. Лермонтов, создавая Печорина, преодолевал себя, изживал в себе печоринское начало и отказывался, отстранялся от него в самом себе.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
Иллюстрация к "Княжне Мери". Рисунок П. Павлинова, 1938 г.
Литературный музей, Москва.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 304–305.
См. Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману "Герой нашего времени"

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика