Итоговое сочинение. Добро и зло - цитаты и афоризмы. Списки произведений, примерные темы сочинений
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
«Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии» (Д. Свифт)
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
Кого можно назвать верным другом
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
Согласны ли Вы с пословицей
"Предательством счастья не сыщешь"?
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
"Хранить верность – это достоинство, познать верность – это честь..." (Мария Эбнер-Эшенбах)
Вариант итогового сочинения по направлению "Верность и измена"
 
 
 
 
 
 
 
 
Итоговое сочинение*
 
"Добро и зло" - цитаты и афоризмы
Список афоризмов и цитат,
которые можно использовать при написании итогового сочинения по направлению
"Добро и зло".
 
Бывает заносчивость доброты, имеющая вид злобы.
Фридрих Вильгельм Ницше

Высшая мудрость — различать добро и зло.
Сократ

Добро есть зло, зло есть добро.
Шекспир

Добро и зло можно творить повсюду.
Мишель Монтень

Добро и зло отличаются друг от друга различной иерархией страстей и господством целей.
Ф. Ницше

Добро и зло суть одно.
Гераклит

Доброе долго помнится, а злое — ещё дольше.
(пословица)

Доброе так же легко превращается в злое, как и злое — в добро.
Я. Бёме

Если зло побеждает, его объявляют добром.
Аркадий Филиппович Давидович

Если у меня отобрать злость, я стану медузой. Чтобы я стала доброй, нужно заменить злость добротой.
Аркадий и Борис Стругацкие

Зло, как и добро, имеет своих героев.
Франсуа де Ларошфуко

Зло даже злом не может быть в той полноте, в какой добро есть добро.
Клайв Стейплз Льюис

Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта.
Шота Руставели

Зло никогда не спит, а Добро неусыпно.
Терри Пратчетт

Злу добро всегда кажется злом.
Рэй Брэдбери

И добро и зло — в твоем сердце.
Поговорка

Искусство — одно из средств различения доброго от злого.
Лев Николаевич Толстой

Когда Добро бессильно, оно — Зло.
О. Уайльд

Кто доброе сеет — добро его плод,
Кто злое посеет — злодейство пожнет.
Саади

Лишь встретившись со злом, начинаешь ценить добро.
Владимир Шойхер

Лучшее в добрых делах — это желание их утаить.
Б. Паскаль

Никогда Зло не приведёт за собой Добро!
Пауло Коэльо

Плати за зло чистосердечием, а за добро плати добром.
Уильям Фолкнер

Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Лев Николаевич Толстой

Человек всегда там, где сходятся добро и зло.
Петр Квятковский

Человек искренен в пороке и неискренен в добродетели. Смотрите, злодеяния льются, как свободная песнь; а добродетельная жизнь тянется, как панихида. Отчего это? Отчего такой ужас? <...> Порок живописен, а добродетель так тускла. Что же всё это за ужасы?!
Василий Васильевич Розанов

Человек, лишенный свободы зла, был бы автоматом добра.
Николай Бердяев

Чистое зло никогда не кажется злом. Оно проявляется, если к нему примешивается добро.
Айрис Мёрдок

Я против насилия. Потому что, когда кажется, что зло делает добро, это добро ненадолго. А зло остается навечно.
Махатма Ганди


Список литературных произведений к направлению "Добро и зло"
Айтматов Ч.Т. Плаха
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Собачье сердце
Васильев Б.Л. Не стреляйте белых лебедей
Гоголь Н.В. Ревизор. Мертвые души
Горький М. Старуха Изергиль. На дне
Грибоедов А.С. Горе от ума
Грин А. Зеленая лампа. Алые паруса
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Идиот. Братья Карамазовы. Бесы
Дудинцев В.Д. Белые одежды
Железников В.К.Чучело
Карамзин Н.М. Бедная Лиза
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Демон
Лесков Н.С. Леди Макбет Мценского уезда
Лукьяненко С. Ночной дозор
Островский А.Н. Гроза. Без вины виноватые
Платонов А.П. Юшка
Пушкин А.С. Евгений Онегин. Капитанская дочка. Медный всадник
Распутин В.Г. Уроки французского
Салтыков-Щедрин М.Е. История одного города. Добродетели и пороки
Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. Матрёнин двор
Стругацкие А. и Б. Трудно быть богом
Тендряков В. Люди или нелюди
Толстой Л.Н. Война и мир
Чехов А.П. Воры. Хамелеон
Шварц Е. Дракон

Список произведений на тему "Добро и зло" в зарубежной литературе

Дж. Роулинг «Гарри Поттер и дары смерти»
И.Ф. Гёте «Фауст»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера»
Ч. Диккенс «Рождественская история»
К.С. Льюис «Хроники Нарнии»
У. Шекспир «Макбет», «Гамлет»
М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». «Кентервильское привидение»
О. де Бальзак «Шагреневая кожа»
Ж-Б. Мольер «Тартюф, или Обманщик»
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Цитадель»
В. Скотт «Айвенго»
М. Зусак «Книжный вор»
Дж. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
Т. Драйзер «Американская трагедия»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники», «Надвигается беда»
С. Кинг «Зеленая миля»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
Э. Хемингуэй «По ком звонит колокол», «Прощай, оружие!»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
К. Воннегут «Колыбель для кошки»
Э. Бёрджесс «Заводной апельсин»
П. Несс «Голос монстра»
Д. Алигьери «Божественная комедия»
Г. Мелвилл «Моби Дик, или Белый Кит»

Короткие рассказы к направлению "ДОБРО И ЗЛО"

Андерсен Х. Девочка со спичками
Андреев Л. Кусака
Вересаев В. Легенда
Гелприн М. Канатоходец
Грин А. Зеленая лампа.
Керет Э. Грустная история семьи Муравьед
Куприн А.И. Изумруд. Синяя звезда
Матесон Р. Кнопка, кнопка
Платонов А.П. Юшка. Неизвестный цветок
Салтыков-Щедрин М.Е. Добродетели и пороки (сказка)
Тендряков В.Ф. Хлеб для собаки
Чехов А.П. Злоумышленник. В аптеке
 
Примерные темы сочинений к направлению "Добро и зло"
Высшая мудрость - различать добро и зло.
Как вы понимаете высказывание: "Делать добро легче, чем быть добрым"?
Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: "Искусство — одно из средств различения доброго от злого"?
Как вы понимаете смысл фразы: "Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
Может ли добро существовать без зла?
Может ли зло быть на благо?
Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
Согласны ли вы с высказыванием: "Кто не пресекает зло — дает ему свершиться?"
Согласны ли вы с тем, что "ничто не является злым с самого начала"?
Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла — бездействие доброго человека"?
Согласны ли вы с утверждением, что "злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые"?
Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло?
Что помогает человеку верить в добро?

АРГУМЕНТЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ДОБРО И ЗЛО"

Сила доброты. А.И. Солженицын «Матренин двор»

Ярким героем, несущим идею добра, является Матрена, простая русская крестьянка, готовая помочь каждому, кто к ней обратится. Эта женщина никогда не просит платы за свою помощь, всюду старается быть полезной, скромно живет в своем нехитром домишке вместе с козой и колченогой кошкой. Несмотря на то, что судьба жестоко обошлась с Матреной, она не замкнулась в себе, не отстранилась от людей и не озлобилась. Потеряв своих детей, героиня взяла на воспитание девочку, которая, став взрослой, к сожалению, не испытывала к матери нежных чувств. Но и в этой ситуации Матрена не обижается, не ожесточается, а проявляет великую доброту души своей и отдает свою горницу приемной дочери. Перетаскивая тяжелый груз через железную дорогу, героиня попадает под поезд. И только после смерти Кира одна из присутствующих на похоронах искренне плачет о потере приемной матери. Автор горестно замечает, что не стоит село без праведника. Доброта даже в одном человеке способна изменить к лучшему целый мир.

Из пьесы Горького «На дне»

Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. "Добрый, жалостливый", не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается. Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.

Наташа (доброта) - добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать. Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы). Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Что делает человека жестоким, злым? А.И. Солженицын «Матренин двор»

В рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» есть герой, жестокость которого просто поражает читателя. Фаддей когда-то очень любил Матрену, но его призвали в армию, и на войне он потерялся без вести. За это время семья юноши потеряла всякую надежду на его возвращение и взяла в дом Матрену в качестве жены младшего сына. Девушка хоть и любила Фаддея, но не могла перечить, ведь времена были сложные, и людям нужна была работница в доме. Вернувшийся Фадей не смог понять случившегося, его жестокости не было предела, он во всем винил бывшую невесту и брата. Прошло время, но обида не забылась. Матрене и так не везло: все дети умерли, муж тоже. Именно тогда Фадей и отдает Матрене на воспитание Киру, и именно он настаивает на том, чтобы героиня отдала горницу.

Даже на похоронах некогда любимой женщины Фаддей не прощает ей того замужества. Герой цинично делит скудное имущество погибшей. Его жестокость поражает и не находит никакого оправдания, ведь героиня помогала его семье в трудное время, и это единственная причина ее измены.

Истинная доброта. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Носителем идеи безоговорочного добра является Иешуа Га-Ноцри, герой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Бродячий философ был уверен в том, что все люди на земле рождаются добрыми, лишь жестокое отношение может сделать человека жестоким. Он говорит так даже о тех, кто избил его, кто предал его, для него все люди добры, и предатель Иуда, и палач Крысолов. Булгаковский герой был готов пойти на самую жестокую казнь, но не отказаться от веры в человека и в его добро.

Понтий Пилат — полная ему противоположность. Он понимает, что перед ним не опасный преступник, и сам пытается сделать доброе дело, не порывая со злом: прокуратор стремится помиловать невинного Иешуа, но вынужден утвердить приговор, опасаясь доноса. У Понтия Пилата не хватает силы духа сделать добро, таким образом, можем утверждать, что трусость делает его жестоким. Смерть невинного Иешуа становится непосильным грузом для совести Пилата, и он, стараясь отомстить за смерть философа, приказывает убить предателя Иуду, но и это не снимает бремени ответственности - не новое убийство, не новая жестокость, а глубокое раскаяние может облегчить душевные страдания Пилата. В романе звучит мысль о том, что только добро порождает добро.

Доброта как свойство человеческой личности. М. Зусак «Книжный вор»

В центре повествования романа «Книжный вор» Маркуса Зусака Лизель - девятилетняя девочка, на пороге войны попавшая в приемную семью. Родной отец девочки был связан с коммунистами, поэтому, чтобы спасти дочь от фашистов, мама отдает ее чужим людям на воспитание. Лизель начинает новую жизнь вдали от семьи, у нее происходит конфликт со сверстниками, она находит новых друзей, учится читать и писать. Ее жизнь наполнена обычными детскими заботами, однако приходит война и вместе с ней страх, боль и разочарование. Она не понимает, почему одни люди убивают других. Приемный отец Лизель учит ее добру и состраданию, несмотря на то что это приносит ему только неприятности. Вместе с родителями она прячет еврея в подвале, ухаживает за ним, читает ему книги. Чтобы помочь людям, она с другом Руди они разбрасывает хлеб на дороге, по которой должна пройти колонна пленных. Она уверена, что война чудовищна и непостижима: люди сжигают книги, умирают в сражениях, повсюду происходят аресты несогласных с официальной политикой. Лизель не понимает, ради чего люди отказываются жить и радоваться. Повествование книги не случайно ведется от лица Смерти, вечного спутника войны и противника жизни.

А. Платонов «Юшка»

Еще одним героем русской литературы, которому приходится терпеть жестокость окружающих, является помощник кузнеца Ефим Дмитриевич, прозванный в народе Юшкой. Очень часто дети и взрослые обижают Юшку, бьют, кидают в него камни, песок и землю, но он всё терпит, не обижается и не сердится на них. Порой ребята пытаются разозлить Юшку, но у них ничего не выходит, и иногда они даже не верят в то, что он живой. Сам герой считает, что окружающие так проявляют к нему «слепую любовь». Заработанные деньги Юшка не тратит, пьёт только пустую воду. Каждое лето он куда-то уезжает, но никто не знает, куда именно, а Юшка не признаётся, называет разные места.

С каждым годом Юшка от чахотки становится всё слабее. Однажды летом, вместо того, чтобы уехать, он остаётся дома. А вечером, возвращаясь из кузницы, впервые в жизни, отвечает на жестокие нападки потешающегося над ним прохожего. Ефим Дмитриевич заявляет, что, если он родился, значит, для чего-то на этой земле нужен. Не ожидавший отпора обидчик, толкает Юшку в больную грудь, тот падает и умирает.

Особое внимание в повествовании уделено приемной дочери героя, к которой он и ездил все эти годы, отвозя заработанный деньги для ее обучения.

Зная о болезни Юшки, девушка выучилась на врача и хотела его вылечить. Ей никто не сообщил, что Юшка умер — он просто не приехал к ней, и девушка отправилась его искать.

Героиня остаётся работать в городе, бескорыстно помогает людям, и все называют её «Юшкиной дочерью», вот так добро порождает добро.

Какова роль добра в жизни человека? Н.Г. Чернышевского "Что делать?"

Делая доброе дело другим, даже ущемляя свои собственные права и возможности, человек становится счастлив от того, что счастливы близкие люди. Эту теорию персонажи проверяют своей жизнью. Когда Лопухов увидел, что Верочку Розальскую необходимо спасти от ее собственной матери, которая намеревается выдать ее замуж за богатого и безнравственного Сторешникова, он решает жениться на ней, хотя для этого приходится бросить учебу и искать работу. Данные своих научных изысканий он передает совершенно бескорыстно своему другу Кирсанову, облегчая ему путь к получению диплома. Вера Павловна заводит мастерские для бедных девушек, спасая их от панели и чахотки, а прибыль делит поровну. В случае замужества дает за девушкой солидное приданое. Когда Вера Павловна полюбила Кирсанова, она сообщает об этом своему мужу, безгранично ему доверяя, а он инсценирует собственное самоубийство, освобождая Верочку от брачных уз.

В результате эта всеобщая самоотверженность приводит к всеобщему счастью: Лопухов, разбогатев честным путем где-то в Америке, находит любовь и взаимопонимание с подругой Веры Павловны Катей Полозовой.

Что делает человека добрым? Как человек учится доброте? Дж. Бойн "Мальчик в полосатой пижаме".

Сочувствию и доброте можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа ,немецкий военный офицер, нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно неинтересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.

Доброта и человечность, их роль в жизни людей. Д. Митчелл "Облачный атлас".

Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). К ним относятся очень негуманно и жестоко: не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один человек, для которого гуманизм – не просто слово, надежда на справедливый мир не угаснет.

Безусловная доброта к людям, жалость и милосердие, прощение. Ф.М. Достоевский "Идиот".

Добрым человеком можно назвать того, что думает о других больше, чем о себе, всегда готов прийти на помощь нуждающимся, а также принимает близко к сердцу переживания других людей. По-настоящему добрым можно назвать героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" князя Льва Николаевича Мышкина. Князь Мышкин – представитель знатного рода, рано осиротевший, пробывший 4 года за границей по причине нервной болезни. Окружающим он кажется странным, но интересным человеком. Он поражает людей глубиной своих мыслей, но в то же время шокирует своей прямолинейностью. Однако все отмечают в нем открытость и доброту.

Его доброта начинает проявляться вскоре после знакомства с основными действующими лицами. Он оказывается в эпицентре семейного скандала: сестра Гани Иволгина в знак протеста против его женитьбы плюет ему в лицо. Князь Мышкин заступается за нее, за что и получает пощечину от Гани. Только вместо того, чтобы разозлиться, он жалеет Иволгина. Мышкин понимает, что Гане будет очень стыдно за свое поведение.

Еще Лев Николаевич верит в лучшее в людях, потому обращается к Настасье Филипповне, утверждая, что она лучше, чем пытается казаться. Способность к состраданию, словно магнит, притягивает к Мышкину окружающих людей. В него влюбляется Настасья Филипповна и ,позднее, и Аглая.

Отличительная черта Мышкина – это жалость к людям Он не одобряет их плохих поступков, но всегда сопереживает, понимает их боль. Влюбившись в Аглаю, он не может на ней жениться, потому что жалеет Настасью Флипповну и не может ее бросить.

Ему жаль даже Рогожина, который впоследствии убивает Настасью.

Сострадание Льва Мышкина не разделяет людей на хороших и плохих, достойных и недостойных. Оно направлено на все человечество, оно безусловно.

О доброте души. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места жестокости, душа которого полна добром к ближнему. Автор считает, что именно сострадание, свойственное доброй душе, определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради того, чтобы прокормить детей своей мачехи, своего пьяницу отца, так она проявляет сострадание. Несмотря на то, что приходится переживать, Сонечка сохраняет доброту души, не ожесточается. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему.

Доброта и эгоизм. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, сердце которого – поле битвы добра и зла. Доброта и жестокость уживаются в нем совсем рядом. Раскольников необыкновенно добр и человеколюбив: он горячо любит сестру и мать; жалеет Мармеладовых и помогает им, отдает последние деньги на похороны Мармеладова; не остается равнодушным к судьбе пьяной девочки на бульваре.

В то же время он проявляет крайний эгоизм, индивидуализм, жестокость и беспощадность. Раскольников создает античеловеческую теорию “двух разрядов людей”, которая заранее определяет, кому жить, а кому умереть. Раскольников, любящий людей, страдающий за их боль, совершает жестокое убийство старухи-процентщицы и ее сестры, кроткой Лизаветы. Но все преступления Раскольников совершает ради добра. Возникает парадоксальная идея: в основание зла положено добро. Добро и зло борются в душе Раскольникова, и важным для писателя является стремление показать читателю, что герой проходит тяжелый путь преодоления, становясь на дорогу, ведущую человека к добру.

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

Особенно остро вопрос добра и жестокости стоит в произведениях о войне, где особенно сложно проявить доброту, ведь это очень жестокое время, когда никого не щадят. И герою приходится совершать непростой выбор. Молодой казак Андрий, герой повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, юноша с пылким сердцем и доброй душой, воюя против поляков в составе казацкого войска, узнает, что в осажденном ими городе умирает его возлюбленная, с которой он повстречался еще в Киеве. Она горько жаловалась на голод в Дубно и молила казака о снисхождении. Юная панночка хотела накормить умирающую мать. Андрий становится перед выбором: помощь панночке – проявление доброты и жалости к врагу, но в то же время эта доброта оборачивается жестокостью для его боевых товарищей, ведь герой предает их.
 

РАЗМЫШЛЕНИЯ  ПО   ТЕМЕ

Как можно раскрывать тему "Добро и зло"

Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства.

Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы.

Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

Понятия ДОБРО и ЗЛО рассматриваются как наиболее общие понятия морали, предельные полярные характеристики человеческого мира (оппозиция подчеркивается уже в словарных значениях), противоположные и взаимосвязанные, обладающие большой степенью абстрактности.

Ключевыми словами, через которые язык представляет данную оппозицию, являются слова "добро" и "зло". Самым общим является противопоставление компонентов «все положительное, хорошее, нравственное (противоположное злу)» / «все дурное, плохое, безнравственное (противоположное добру)».

Под противопоставлением добра и зла часто понимается также противопоставление «благо – беда»; «польза – вред»; «счастье - несчастье».

Еще один аспект оппозиции: доброе дело предполагает благодарность, злое – наказание, возмездие.
 

Итоговое сочинение – итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

См. об итоговом сочинении на сайте "К уроку литературы"
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Санкт-Петербург    © 2013-2019
Яндекс.Метрика