Теория литературы. Жанры лирики
Литература для школьников
 
 Главная
 Анненский И.Ф.
 Ахматова А.А.
 Блок А.А.
 Булгаков М.А.
 Бунин И.А.
 Гоголь Н.В.
 Горький А.М.
 Грибоедов А.С.
 Гумилев Н.С.
 Державин Г.Р.
 Достоевский Ф.М.
 Есенин С.А.
 Жуковский В.А.
 Зощенко М.М.
 Каменский В.В.
 Карамзин Н.М.
 Крылов И.А.
 Лермонтов М.Ю.
 Маяковский В.В.
 Некрасов Н.А.
 Островский А.Н.
 Пушкин А.С.
 Салтыков-Щедрин М.Е.
 Твардовский А.Т.
 Толстой А.К.
 Толстой Л.Н.
 Тургенев И.С.
 Тютчев Ф.И.
 Фонвизин Д.И.
 Чехов А.П.
 Шолохов М.А.
 
Из теории литературы

ЖАНРЫ ЛИРИКИ
 
Гимн
Гимн – хвалебная песнь божественным силам, – одно из наиболее элементарных художественных образований, лежащих в основе всего мирового литературного развития. Так, древнейшим памятником индо-европейской литературы является Ригведа (Веда гимнов, rig – гимн) – собрание 1028 гимнов, передававшихся долгое время изустно от поколения к поколению и записанных около 1000 л. до Р. Хр.
В новейших литературах под гимном (немецк. и французск. – hymne, итальянск. inno, английск. hymn) подразумевается лирическая пьеса, выражающая празднично-приподнятое чувство, возникающее под влиянием какого-нибудь замечательного события или исключительного переживания или складываемого в честь некоего высокого лица. (Гимны к ночи Новалиса, гимн чуме Пушкина, гимн сатане Кардуччи, ср. пародийный латинский гимн Бодлэра). Народным гимном называется торжественное песнопение, которое в качестве такового принимается данным государством и исполняется во время всех общественных празднеств и торжественных церемоний (в России Интернационал, во Франции Марсельеза, в Англии God save the king, и т. д.).
Благой Д. Гимн // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. А–П. – Стб. 163–166.

Инвектива
Инвектива [позднелат. invectiva (oratio) – бранная речь, от лат. invehor – бросаюсь, нападаю], резкое обличение или сатирическое осмеяние реального лица или группы лиц; обычно сопровождается некоторым сдвигом в реальности изображения; характеризуется структурной и смысловой двуплановостью, нередко выдвигающей на первый план личные обвинения в целях общественного опорочивания. Литературные формы И. многообразны: эпиграмма (Марциал), полемические статьи и речи ("Филиппики" Цицерона); И. пользовались Аристофан в комедиях "Всадники", "Облака", Катулл в лирике, Эразм Роттердамский в "Похвале Глупости", Дени Дидро в "Племяннике Рамо". Термин малоупотребителен.
Большая советская энциклопедия: В 30 т. – М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.

Мадригал
Мадригал (от итал. mandra – стадо, прованс. mandre – пастух) – первоначально стих. из сел. жизни, пастушеская песнь, вид идиллии. Возник в Италии в 14–16 вв., стал популярной песенной формой, культивировался поэтами и композиторами Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Саккетти). С 17 в. М. теряет связь с музыкой и становится своего рода галантным комплиментом. Позднее – лирич. стихи вольной формы, чаще всего содержащие комплимент (обычно женщине), преувеличенно лестную характеристику. Жанр «интимной» (салонной и альбомной) рус. дворянской поэзии 18 – нач. 19 вв. М. встречается у А. П. Сумарокова, Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Пример М.:

«Душа телесна» всех ты уверяешь смело.
Я соглашусь, любовию дыша:
Твое прекраснейшее тело
Ничто иное, как душа! (М. Ю. Лермонтов).
Мадригал // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 4: Лакшин – Мураново. – 1967. – С. 496.


Ода
Ода (от греч. песнь) – поэтич. жанр, сложившийся в эпоху классицизма. Исторически связан с торжественной хоровой лирикой Др. Греции (у дорийцев), соединявшей религ. гимны с песнопениями в честь отд. лиц. В «эпиникиях» Пиндара для прославления героя (победителя на Олимпиадах) привлекаются мифы и родовые предания; тематич. части располагаются в беспорядке, подчиняясь образному строю песни, что в сочетании с торжественным тоном отражало жреческое самосознание поэта. Назв. «О.» еще в антич. время закрепилось за лирикой Горация, характерной напутственным обращением к определ. лицу; преобладающие в ней эпикурейские мотивы легли в основание будущей горацианской О.
В России О. (термин введен В. К. Тредияковским – «Торжественная ода о сдаче города Гданска», 1734) менее связана с классицистич. традициями; в ней осуществляется борьба противоречивых стилевых тенденций, от исхода к-рой зависело направление лирич. поэзии в целом. Торжественная О. у М. В. Ломоносова (истоки ее в России – хвалебные вирши, известные с конца 16 в.) развивала метафорич. стиль с далекой ассоциативной связью слов; противоположная ей школа А. П. Сумарокова, стремясь к «естественности» слога, выдвигала анакреонтич. О., близкую к песне. Синтетич. оды Г. Р. Державина (ода-сатира, ода-элегия) открывали возможность для соединения слов разного стилевого происхождения, прекратив существование О. как определ. жанра; в дальнейшем О. соотносится с «высокой» архаизирующей поэзией, преим. гражд. содержания (В. К. Кюхельбекер в 1824 противопоставляет ее романтич. элегии). Черты одического стиля сохраняются в философской лирике Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, в 20 в. – у О. Э. Мандельштама, Н. А. Заболоцкого, а также в публицистич. лирике В. В. Маяковского, напр. «Ода революции».
Морозов Ал. Ода // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 5: Мурари – Припев. – 1968. – Стб. 389–390.

Песня (песнь)
Песня – одна из форм словесно-муз. искусства. П. могут быть эпич., лирич., лиро-эпич. и лиро-драматич. Эпические П. (рус. былины, укр. думы, гайдуцкие и юнацкие П. юж. славян) отражают те или иные историч. явления и имеют, как правило, развитую повествовательность. Наоборот, в лирических П. повествоват. начало развито довольно слабо, в них выражено идейно-эмоциональное отношение к событиям. Различные жанры нар. лирики отличаются друг от друга характером выражаемых эмоций. Лиро-эпические П. – причитания и нар. баллады органически сочетают повествовательное и эмоциональное начала. Примером лиро-драматических П. являются игровые и нек-рые хороводные П., содержание к-рых разыгрывается.
Расцвет необрядовой песенной поэзии начинается в более поздние историч. периоды, когда ее отличает богатство форм и содержания. В былинах и историч. П. рус. народа получили отражение важнейшие историч. события за тысячелетие, с 10 по 19 вв. Одна из центр. идей этих песенных жанров – идея патриотизма, защиты отечества. В историч. П. нашли также выражение социально-политич. взгляды народа, его жгучая ненависть к крепостничеству. Характерны в этом отношении песенный цикл о Степане Разине и песни о Пугачевском восстании. В 16–17 вв. большое развитие получили крест. лирич. П., раскрывающие гл. обр. семейно-бытовые отношения. Большинство традиционных лирич. П. проникнуто грустью. Шуточные и плясовые нар. П. пронизаны неподдельным юмором, бодростью и весельем.
Лазутин С. Г. Песня // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 5: Мурари – Припев. – 1968. – Стб. 711–712.

Послание
Послание – письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). Овидий писал послания к жене, дочери, друзьям, Августу, – из места своей ссылки у Черного моря („Ex Ponto“ также „Tristia“). В новые времена послания были особенно распространены во Франции. Первым, кто привлек здесь внимание к этому виду стихотворений, был Маро. Известны его шутливые и галантные послания из тюрьмы к своему другу и к королю. За ним выделился ряд авторов посланий (Скаррон и др.), но особенно Буало (в конце 17 века), давший двенадцать посланий, написанных под сильным воздействием Горация. В 18 веке прославились послания Вольтера, отличающиеся блеском изящества и остроумия. Он писал их Фридриху II, Екатерине Вел., своим друзьям и врагам, даже вещам (к кораблю) и покойникам (к Буало, к Горацию). Известны были также послания Ж. Б. Руссо, М. Ж. Шенье, Лебрен и других. В 19 веке послания писали П. Делавинь, Ламартин, Гюго и др.
В русской литературе 18 века послания были также в ходу, как подражания французским. Их писали Кантемир, Тредиаковский, Петров, Княжнин, Костров, Сумароков, Ломоносов (знаменитое письмо в стихах Шувалову: «О пользе стекла»), Капнист, Фонвизин («К слугам моим»), Державин и мн. др. В первой половине 19 века были также распространены послания. «Мои пенаты» (1812) Батюшкова (к Жуковскому и Вяземскому) вызвали ответ Жуковского: «К Батюшкову», а затем (в 1814 г.) и подражание Пушкина «Городок». Замечательны еще послания Батюшкова: «К Д-ву», «К Н.», «К Жуковскому». Из посланий Жуковского замечательнейшие: к Филалету, к нему же: А. И. Тургеневу, Марии Федоровне («отчет о луне» – два посланья), Вяземскому, Воейкову, Перовскому, Оболенской, Самойловой и др. Во многих из этих посланий Жуковский поднимается на вершины своего творчества. Знамениты многочисленные послания Пушкина: к Жуковскому, Чаадаеву, Языкову, Юсупову (к Вельможе), Козлову, «В Сибирь» декабристам, ряд любовных посланий; еще – «К Овидию». У Лермонтова послания: Хомутовой, «Валерик» и др. У Козлова одни из лучших стихотворений: послания Жуковскому, Хомутовой («Другу весны моей...») и нек. др. Далее послания писали Баратынский, Тютчев (главным образом, из отдела политических стихотворений), А. Толстой (И. Аксакову и ряд юмористических), Майков, Фет, Полонский, Некрасов, Надсон.
Эйгес И. Р. Послание // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П–Я. – Стб. 615–617.


Романс
Романс – обычно под Р. разумеют соединение стихотворения и музыки, как пения под аккомпанемент фортепиано (редко другого инструмента или оркестра).
Романс – у нас, как и во Франции, название стихотворения с характером любовной песни. Это название охотно придавал своим стихотворениям Лермонтов; также оно встречается у Пушкина, Козлова, Фета; позднее, напр., у Блока («Дым от костра струею сизой»... в «Ночных часах»). В Англии Р. называются большие рыцарские романы и поэмы. В Испании Р. – это национальные народные песни, напр., знаменитые песни о Сиде. (Сборники таких испанских Р. – «Романцеро»). Само слово Р. указывает на его происхождение от песни на родном языке романских племен (а не на латинском, прежде общепринятом в литературе).
Эйгес И. Р. Романс // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П–Я. – Стб. 727–728.

Сонет
Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – твердая стихотв. форма: стихотворение из 14 строк, разделенных на два 4-стишия (катрена) и два 3-стишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах – 2 или 3. Расположение рифм допускает много вариантов; наиболее устойчивы два типа: 1) «итальянский» – катрены по схеме abab abab или abba abba, терцеты по схеме cdc dcd или cde cde; 2) «французский» – катрены по схеме abba abba, терцеты по схеме ccd eed или ccd ede. Из многочисл. условных правил, разработанных теоретиками С., наиболее общепризнаны два: а) «замкнутая» рифмовка катренов abba считается совершеннее, чем «открытая» abab; б) «замкнутым» катренам должны соответствовать «открытые» терцеты (cdc dcd или ccd ede), «открытым» катренам – «замкнутые» терцеты (ccd eed). Стих сонета – одиннадцатисложник в итал. и исп. поэзии; александрийский стих — во французской; 5-стопный ямб – в английской, 5-стопный и 6-стопный ямб – в немецкой и русской.
От этой классич. схемы на практике возможны отклонения в самых широких пределах: изменение порядка рифм (abab baab y А. С. Пушкина, abba baab у К. Д. Бальмонта), введение лишних рифм (abba cddc у Ш. Бодлера и др.), введение лишних строк («двойные сонеты», «сонеты с кодой» – дополнит. стихом, терцетом или даже неск. терцетами у Буркьелло, Ф. Берни и др.), вольный порядок катренов и терцетов (особенно у франц. символистов), использование нетрадиц. размеров (акцентный стих у Дж. М. Хопкинса, «односложные строки» у ряда экспериментаторов), вплоть до «сонетов» белым стихом у Меррила Мура, где от С. остается лишь 14-стишный объем. Из таких «вольных форм» канонизирован до нек-рой степени лишь «английский сонет» шекспировского типа abab cdcd efef gg.
Классицизм и Просвещение сопровождаются спадом моды на С. Романтизм возрождает ее вновь, причем на этот раз центром культуры С. являются Германия (А. Шлегель, Ф. Рюккерт, Н. Ленау, А. Платен), Англия (У. Вордсворт, С. Т. Колридж) и отчасти слав. страны (Я. Коллар, А. Мицкевич, в России – А. А. Дельвиг, А. А. Григорьев); продолжением или отталкиванием от романтизма было творчество мастеров С. 19 в. (Э. Б. Браунинг, Д. Г. Россетти, Ш. Бодлер, Ж. Эредиа, А. Кентал). Символизм и модернизм культивировали форму С. и выдвинули многих видных мастеров (П. Верлен, П. Валери, Г. Д’Аннунцио, С. Георге, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. Иванов и др.; из поэтов, преодолевших модернизм, – И. Бехер). В сов. поэзии с формой С. (в т. ч. с венком сонетов) экспериментировали И. Сельвинский, С. Кирсанов, но большого распространения она не получила (см. «Звездные сонеты» Л. Вышеславского, сонеты Н. Матвеевой и др.).
Гаспаров М. Л. Сонет // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 7: «Советская Украина» – Флиаки. – 1972. – Стб. 67–68.

Стансы
Стансы (франц. stance, от итал. stanza, букв. – помещение, комната; остановка) – то же, что и строфы. Содержание термина не вполне определенно и в разл. литератуpax различно.
1) В итал. поэтике, где термин «строфа» малоупотребителен, слово С. употребляется только в значении «строфы» (особенно октавы). 2) При переходе во франц. поэзию термин «С.» столкнулся с термином «строфа». Разграничены они были лишь искусственно: а) по жанровому признаку: «строфы» были закреплены за одой, С. — за элегич. лирикой, «куплеты» — за песней; б) по формальному признаку: исходя из этимологии слова, теоретики подчеркнули требование «замкнутости» станса: небольшой объем строфы (как правило, 4-стишие), обязат. пауза («точка») в конце строфы, неповторяющиеся рифмы. 3) При переходе в рус. поэзию из этих примет С. сохранились лишь жанровые: в рус. поэзии конца 18 — нач. 19 вв. С. называются произведения элегич. лирики (чаще медитативные, реже любовные), написанные обычно 4-стишиями, чаще всего – 4-стопным ямбом. Наиболее известны «Стансы» А. С. Пушкина («В надежде славы и добра...»). Ко 2-й пол. 19 в., с постепенным стиранием границ между лирич. жанрами, термин «С.» выходит из употребления.
Гаспаров М. Л. Стансы // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 7: «Советская Украина» – Флиаки. – 1972. – Стб. 144.

Стихотворение
Стихотворение – написанное стихами произведение, сравнительно небольшого размера. В этом смысле С. именуются поэтич. произведения разных типов и жанров (напр., ода, элегия, баллада, сонет и т. д.).
Однако в 19–20 вв. в понятие «С.» начинает вкладываться более определенное теоретико-лит. содержание. В этот период стиховая структура все более отчетливо осознается как необходимая форма лирики, к-рая позволяет воплотить в слове внутреннюю жизнь души в ее изменчивых и многосторонних проявлениях. Отпечаток глубинной связи с лиризмом, с лирич. тенденцией лежит на стиховых формах с момента их зарождения. Хотя стих обширно представлен в эпич. произведениях (ритмич. повествование) и в драме, но и там развитие его обусловлено во многом кристаллизацией лирики. По мере формирования и развития классич. стиха все яснее становится его предназначенность прежде всего для лирического освоения мира.
Впоследствии С. начинает пониматься как самое общее и недифференцированное обозначение лирического жанра, малой лирич. формы в совр. поэзии.
Пределы каждого С. ограничены сферой определ. переживания; как писал В. Г. Белинский о произв. лирич. рода, «...отдельное произведение не может обнять целости жизни, ибо субъект не может в один и тот же момент быть всем. Отдельный человек в различные моменты полон различным содержанием. Хотя и вся полнота духа доступна ему, но не вдруг, а в отдельности, в бесчисленном множестве различных моментов» (Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 45). Но вместе с тем и в отд. лирич. «моменте» так или иначе может быть воссоздано чувство «целости жизни». Автор С. стремится сосредоточить жизнь в едином мгновении, в предельной конкретности к-рого образным худож. усилием открывается «состояние мира». Такое сосредоточение мира в лирич. миге и становится самым общим жанрообразующим принципом С. как содержат. формы.
В такой функции, как самое общее обозначение лирич. жанра, С. противопоставляется, с одной стороны, рассказу в стихах или новелле в стихах, а с другой – активно развивающейся в совр. литературе большой лирич. форме – лирич. поэме, где дано развертывание неск. «лирических моментов», различных переживаний, взаимосвязанных друг с другом.
Гиршман М. М. Стихотворение // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 7: «Советская Украина» – Флиаки. – 1972. – Стб. 204–205.

Стихотворение в прозе
Стихотворение в прозе – название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками, сближающими его и с стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной стадией между той и другой. Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе служит его небольшой размер. Так, редкое из стихотворений превышает четыре-пять печатных страниц. У И. Тургенева, признанного мастера этого жанра, из пяти десятков подобных пьес лишь одна достигает почти трех страниц («Два четверостишия»): остальные не достигают и двух. «Как хороши, как свежи были розы», «Конец света» – занимают около полутора, «Воробей», «Черепья» не занимают и страницы.
Небольшие размеры, естественно, влекут за собою более тщательную отделку словесной формы, которая игнорируется во многих крупных произведениях: там центральное положение принадлежит сюжетной композиции.
Небольшие размеры сближают стихотворение в прозе с миниатюрой (см. это слово), художественная же отделка свойственна не ему одному.
От миниатюры стихотворение в прозе отличается более лирическим характером. Даже в том случае, когда в основе лежит эпический сюжет, на него накладываются лирические тона (параллель этому, из стихотворных жанров, находим в балладе). Не случайно у Тургенева большинство эпических сюжетов фантастично: это дает больше возможностей для их лирической окраски. Вот почему Тургенев пользуется формой видения, сна, легенды. Любовь и голод являются ему в видении крылатыми гениями, неразлучно соединившими свои руки («Два брата»); в видении же товарищ-соперник является из загробного мира к своему неверующему другу – безмолвным призраком, покорно и печально качая головою («Соперник»); во сне — белый парус разубранной лодки несется по безбрежности моря под божественно – звонкий смех юности; во сне кромешная тьма надвигается на землю морозным вихрем, тысячегортанный, железным лаем, и гибнущая земля воет от страха («Конец света»); легенда рассказывает о мудром поступке великого Джиаффара, солнца вселенной; в легенде же говорится и о соперниках-поэтах — осмеянном толпою Юнии и Юлии, ею превознесенном. Если же сюжет не фантастичен, то он облекается в форму воспоминания, располагающего к лирической настроенности: «Повесть его» – воспоминание старого офицера, не только воскрешающее событие в его памяти, но и проступающее слезами на его старческих глазах; на лирике воспоминаний целиком держится и непревзойденное «Как хороши, как свежи были розы».
Дынник В. Стихотворение в прозе // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. – М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. П–Я. – Стб. 884–886.

Элегия
Элегия (греч.) – жанр лирич. поэзии. В антич. лит-ре отличит. признаком Э. был особый размер, т. н. элегический дистих. Родоначальником Э. считается Каллин (1-я пол. 7 в. до н. э.). В Др. Греции Э. писали также Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид, Фокилид, Ксенофан и др. Их стихи охватывали широкий круг тем и мотивов: прославление войны и доблести ее участников, любовь, философ. размышления, политич. и нравоучит. сентенции. Рим. элегики Катулл, Галл, Тибулл, Проперций, Овидий культивировали гл. обр. любовную Э., но и в их стихах наряду с миром интимных чувств и ситуаций находит место и более широкая проблематика. Рим. Э., вызвавшая впоследствии многочисл. подражания, явилась одним из важнейших антич. источников европ. любовной лирики и вплоть до 19 в. оказывала значит. воздействие на развитие элегич. жанра.
Первые Э. нового времени создаются в подражание латинским в эпоху Возрождения (П. Ронсар, Ж. Дю Белле и др. поэты «Плеяды» во Франции, Э. Спенсер в Англии, Л. Камоэнс в Португалии, Б. Лобковиц в Чехии, К. Яницкий в Польше и т. д.). В 17 в. завоевывают популярность Э. графини де ла Сюз.
Появление Э. в рус. лит-ре относится к 18 в.; наиболее значительны в эпоху классицизма элегии А. П. Сумарокова. Расцвет рус. романтич. Э. связан с именами В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова, поэзия к-рых вызвала многочисл. подражания. В сер. 1820-х гг. рус. Э. пережила кризис, симптомом к-рого явились статья В. К. Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» и вызванная ею полемика. Пути внутр. обновления элегич. жанра, его тематики и стиля были найдены А. С. Пушкиным, Е. А. Баратынским, Н. М. Языковым, позднее М. Ю. Лермонтовым и Н. А. Некрасовым. Э. занимают большое место в поэтич. наследии А. А. Фета.
Во 2-й пол. 19 и 20 вв. Э. писали К. М. Фофанов, А. А. Блок, И. А. Бунин; из зарубежных поэтов – Х. Ботев, Р. М. Рильке, Н. Гильен, Б. Брехт; в советской литературе – А. А. Ахматова, Л. Н. Мартынов, Л. А. Озеров, Д. С. Самойлов, А. Т. Твардовский, В. С. Шефнер и др.
Фризман Л. Г. Элегия // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 8: Флобер – Яшпал. – 1975. – Стб. 866–867.

Эпиграмма
Эпиграмма(от греч. букв. – надпись) – 1) в антич. поэзии – короткое лирич. стихотворение произвольного содержания. Жанр Э. развивался в Греции из кратких стихотв. сентенций (бытующих в устной словесности мн. народов; см. 9 т.); письм. оформление получил в связи с обычаем делать надписи на могилах, на предметах, посв. богам, и т. п. (отсюда назв.). В систему жанров греч. поэзии вошел в 7–6 вв. до н. э., сблизившись с одновременно возникшим жанром элегии: Э. усвоила стихотв. размер элегии (элегический дистих), ее язык и стиль, отличаясь от нее меньшим объемом (обычно 2–8 стихов) и более узким кругом тем (обычно – дидактич. сентенции и надписи в собств. смысле слова). Первым классиком жанра стал лирик Симонид Кеосский (5 в. до н. э.); одни из первых Э. на любовные темы принадлежат Платону. Расцвет жанра Э. относится к 3–1 вв. до н. э. – эпохе эллинизма с ее культом индивидуализма, частной жизни и заботы об изяществе; его разрабатывают Асклепиад Самосский, Леонид Тарентский и Каллимах (3 в. до н. э.).
2) В новоевроп. поэзии жанр стихотв. сентенций не получил аналогичного развития. В отд. эпохи такие стихи пользовались популярностью (нем. Sinngedicht, Denkspruch) и дали такие произв., как «Вразумительные стихотворения» Ф. фон Логау, «Херувический паломник» Ангелуса Силезиуса, «Пророчества Невинности» У. Блейка и др.; напоминают их «лирические миниатюры» некоторых совр. сов. поэтов (ср. «Лирические эпиграммы» С. Маршака); но связь с антич. Э. здесь отсутствует. Попытки возродить антич. тип Э. («Венецианские эпиграммы» И. В. Гёте) остались единичными. Вместо этого термин «Э.» закрепляется за малой формой сатирического жанра (традиция Марциала). Ее признаки: конкретность (это «стихи на случай»), краткость, сатиричность; первое отличает Э. от Spruchdichtung (шпруха), второе – от сатиры (как стихотв. жанра), третье – от мадригала. Круг мотивов в значит. степени унаследован от антич. сатирич. Э.: одни и те же сюжеты перелагались в Э. разных литератур, применяясь к разл. конкретным поводам. Основной композиц. прием, восходящий к Марциалу, – противоположность экспозиции и заключительной краткой «остроты» (франц. pointe, нем. Spitz) в форме авторского комментария к рассказу, обращения к герою, ответа на риторич. вопрос и пр.
В рус. поэзии Э. появляется у поэтов-классицистов 18 в. (в особенном изобилии – У А. П. Сумарокова) и усердно разрабатывается в конце 18 – нач. 19 вв. (И. И. Дмитриев, В. Л. Пушкин, П. А. Вяземский и др.), по европ. (преим. франц.) образцам, с традиц. структурой и традиц. содержанием. Одновременно развивается Э. нетрадиционная, представляющая собой непосредств. отклик на злободневные события, часто политические; до печати она обычно не доходит, распространяясь изустно и в рукописях. У А. С. Пушкина сосуществуют Э. и первого типа («Движение», «Соловей и кукушка», «Любопытный» и др.) и второго типа (Э. на А. А. Аракчеева, Н. М. Карамзина, Ф. В. Булгарина и др.). К сер. 19 в. Э. традиц. типа отмирает, а Э. злободневного типа остаются существовать в рукописной форме (пользовавшиеся громкой славой эпиграммы Ф. И. Тютчева или С. А. Соболевского были собраны лишь посмертно) или печатаются как бы на периферии лит-ры, в юмористич. журналах и особых сборниках (Э. знаменитого Д. Д. Минаева). В сов. поэзии жанр Э. разрабатывали А. Архангельский, А. Безыменский, С. Швецов, С. Васильев и др.
Гаспаров М. Л. Эпиграмма // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 8: Флобер – Яшпал. — 1975. – Стб. 913–915.

Эпитафия
Эпитафия – (от греч. надгробный) – надгробная надпись, обычно стихотворная. Первоначально связана с культом мертвых и заботой о посмертной славе. Тип Э., характерный для европ. культуры, сложился в античности; здесь стихотв. Э. была употребительна и как реальная надпись на могильной плите и как фиктивная надпись, существующая лишь в сборнике стихов.
В последующей истории европ. словесности реальные Э. постепенно теряют худож. интерес, как бы выходя за пределы литературы (хотя, конечно, есть и исключения, напр., надпись А. В. Луначарского над могилами жертв революции на Марсовом поле в Ленинграде), и лит. явлением остается только фиктивная стихотв. Э. От реальной Э. она заимствует формальные признаки: малый объем, обращение к покойнику или от покойника к прохожим, некоторые словесные формулы («Прохожий, стой!...» и т. п.). Наряду с традиц. похвальными Э. выделяются и все более развиваются пародийные, сатирич. Э., часто – прижизненные. Первые сближаются с мадригалом и др. жанрами панегирич. поэзии , вторые – с сатирич. эпиграммой (напр. у Р. Бёрнса). В эпохи Возрождения и классицизма жанр Э. пользовался популярностью; в 19–20 вв. постепенно выходит из употребления; попытки возрождения и переосмысления этого жанра единичны («Антология реки Спун» Э. Л. Мастерса).
Гаспаров М. Л. Эпитафия // Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 8: Флобер – Яшпал. – 1975. – Стб. 920–921.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика