Стихотворения о родной природе. "Тихая моя Родина". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Пушкин А.С. Зимнее утро
 
Лермонтов М.Ю.Когда волнуется желтеющая нива...
 
Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной...
 
Тютчев Ф.И. Весенние воды
 
Фет А.А. Ещё майская ночь
 
Бунин И.А. Родина
 
В.Я.Брюсов. Фото, 1910-е гг.
 
Брюсов В.Я Первый снег
 
Федор Сологуб. Фотография ателье «А. Рентц и Ф. Шрадер». СПб., 1899 г. Музей ИРЛИ.
 
Сологуб Ф.К. Забелелся туман над рекой...
 
С.А.Есенин. Фото,
30 марта 1916 г. Петроград
 
Есенин С.А. Топи да болота...
 
Творчество С.А.Есенина
 
Портреты С.А.Есенина
 
Стихотворения С.А.Есенина
 
Н.Заболоцкий. Фото, 1933
 
Заболоцкий Н.А. Я воспитан природой суровой...
 
Н.А.Заболоцкий (Из воспоминаний Н.Степанова)
 
Стихи Н. А. Заболоцкого о человеке и природе, о любви и смерти. Уроки литературы в 9 классе
 
Н.М.Рубцов. Фото
 
Жизнь и творчество Н.М.Рубцова
 
Рубцов Н.М. Тихая моя Родина
 
Паустовский К.Г. Заметки о живописи
 
Грачи прилетели. Художник А. Саврасов, 1871 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Весна. Большая вода. Художник И. Левитан, 1897 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Осенний пейзаж. Художник М. Нестеров, 1906 г. Государственная Третьяковская галерея
 
Над вечным покоем. Художник И. Левитан, 1894 г. Государственная Третьяковская галерея
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

7 класс[1]



УРОК 60
«ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»
СТИХИ В. Я. БРЮСОВА, Ф. СОЛОГУБА, С. А. ЕСЕНИНА,
Н. М. РУБЦОВА, Н. А. ЗАБОЛОЦКОГО И ДРУГИХ ПОЭТОВ


Основное содержание урока
Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Человек и природа. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Стихотворения в актёрском исполнении. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

Основные виды деятельности.
Краткие сообщения о поэтах. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим...» (раздел «Тихая моя Родина...»).

I. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы
Концерт-миниатюра из стихов о родной природе:


«Зимнее утро» А. С. Пушкина,
«Когда волнуется желтеющая нива...» М. Ю. Лермонтова,
«Есть в осени первоначальной...» и «Весенние воды» Ф. И. Тютчева,
«Ещё майская ночь» А. А. Фета,
«Железная дорога» (ч. I) Н. А. Некрасова,
«Родина» И. А. Бунина и др.

— с показом репродукций картин русских художников (см. репродукции ниже): И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Э. Борисова-Мусатова, М. В. Нестерова, С. Ю. Жуковского, И. Е. Репина, Н. П. Крымова, Н. М. Ромадина и др.

Какое настроение создают эти стихотворения и картины?

Какие душевные состояния человека рисуют поэты и художники?

II. Человек и природа
Чтение и обсуждение статьи учебника «Стихотворения о родной природе»
(cм. статью ниже):

— Как понять слова К. Г. Паустовского: «Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна»?

— Почему сохранение природы — дело государственной важности? Прокомментируйте экономический и эстетический аспекты этой проблемы.

— Как эстетическое воздействие природы на человека связано с именами русских писателей и художников?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».


III. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.
Стихотворения в актёрском исполнении Групповая работа:


Группа 1.
В. Я. Брюсов. «Первый снег» (см. текст ниже).

См. также: Жизнь и творчество В.Я.Брюсова (на сайте "К уроку литературы")

Группа 2.
Ф. Сологуб. «Забелелся туман над рекой...» (см. текст ниже).

Группа 3.
С. А. Есенин. «Топи да болота...» (см. текст ниже).

Группа 4.
Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...» (см. текст ниже).

Группа 5.
Н. М. Рубцов. «Тихая моя Родина...» (см. ниже текст стихотворения) и (cм. ниже материалы к биографии поэта).

ОБЩИЙ ПЛАН РАБОТЫ ГРУПП

1. Краткий рассказ о поэте.

2. Выразительное чтение стихотворения.

3. Выявление настроения и основной мысли стихотворения.

4. Выявление слов и выражений, создающих наиболее яркие поэтические образы (краски, звуки, запахи, «живописные слова»).
Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэтов и определение их художественной функции (практическая работа).

5. Прослушивание и обсуждение актёрского чтения стихотворения.
Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

6. Подбор к стихотворению созвучной картины русского художника и цитатной подписи к ней.

7. Написание сочинения-миниатюры на следующие темы
(с использованием слов и выражений из стихотворений):

— «Снег-волшебник» (гр. 1).

— «Вечер у реки» (гр. 2).

— «Прелесть забытого края» (гр. 3).

— «Посреди очарованных трав» (гр. 4).

— «Возвращение на Родину» (гр. 5).

IV. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
Итоговые вопросы:


Что общего вы заметили в стихах таких разных поэтов?

В чём неповторимость каждого поэта в его восприятии своей Родины и родной природы?

Чем близки стихам о природе картины русских художников?

Домашнее задание

Устно выполнить задания из разделов учебника «Литература и изобразительное искусство» и «В творческой лаборатории писателя» (по выбору учащихся).

Написать эссе сопоставительного характера на одну из тем (по выбору учащихся):
1. «Чародейка зима» (по стихотворениям В. Я. Брюсова «Первый снег» и С. А. Есенина «Берёза»).
2. «Родной край, родной дом» (по стихотворениям Ф. Сологуба «Забелелся туман за рекой...» и С. А. Есенина «Топи да болота...»).
3. «Нерасторжимая связь» (по стихотворениям Н. А. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...» и Н. М. Рубцова «Тихая моя Родина...»).

Индивидуальные задания.

Выполнить задания к теме «Тихая моя Родина...» из практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Подготовить сообщения о поэтах И. А. Гофф, Б. Ш. Окуджаве, А. Н. Вертинском с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Проведение конкурса чтецов «Тебе, родной край, посвящается».

Следующие уроки: Песни на слова русских поэтов XX века >>>


ЗИМНЕЕ УТРО
А.С.Пушкин
[2]

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,[3]
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
1829 (вернуться к уроку)


ВЕСЕННИЕ ВОДЫ
Ф.И.Тютчев
[4]

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Источник: Ф. И. Тютчев. Лирика: В 2 т. / АН СССР. — М.: Наука, 1966. — Т. 1—2. — (Лит. памятники).
Т. 1. — 1966. — С. 45. (вернуться к уроку)


ЕЩЁ МАЙСКАЯ НОЧЬ
А.А.Фет


Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
1857
Источник: А. А. Фет. Лирика. — М.: Художественная литература, 1966. — С. 86.
Впервые — в журнале «Русский вестник», 1857, т. 12, ноябрь, кн. 2, с. 443. (вернуться)


ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
(отрывок)
Н.А.Некрасов


Славная осень! Здоровый, ядреный [5]
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно – покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни...
Нет безобразья в природе! И кочи, [
6]
И моховые болота, и пни –

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Источник: Н.А.Некрасов. Собр. соч.в 8 томах, т. II. –М.: Художественная литература, 1965, стр. 118-123. (вернуться)


РОДИНА
И.А.Бунин


Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.
1896
Источник: Бунин И.А. Стихотворения: В 2 т. — СПб.: Изд-во Пушкинского дома, Вита Нова, 2014. Т. 1. С. 174. (вернуться)


СТИХОТВОРЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ

«Каждый любит природу по-своему и „как может“, — пишет Константин Георгиевич Паустовский. — Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она может перейти из состояния созерцательности в гнев и сопротивление. Многие знают тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного опустошения природы. Гул от падения срубленных на корню вековых деревьев причиняет почти физическую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего, рваческим отношением к земле.

Редакции наших газет завалены сотнями писем простых людей со всех концов страны о неразумном, а то и просто преступном отношении к природе.

До сих пор у нас нет еще полного понимания азбучной истины, что сохранение природы, сохранение пейзажа — дело государственной важности...

Своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш народ обязан, среди других причин, и нашей природе. Сила ее эстетического воздействия так велика, что, не будь ее, у нас не было бы такого блистательного Пушкина, каким он был. И не только Пушкина, но и Лермонтова, Чайковского, Чехова, Горького, Тургенева, Льва Толстого, Пришвина и, наконец, не было бы плеяды1 замечательных художников-пейзажистов: Саврасова, Левитана, Борисова-Мусатова, Нестерова, Жуковского, Репина, Крымова, Ромадина и многих других.

1. Плея́да — группа выдающихся деятелей эпохи, направления.

...Понятно, что любование природой есть следствие любви к ней, а любовь к родной природе — один из вернейших признаков любви к своей стране...»

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Прочитайте статью К. Г. Паустовского «Заметки о живописи», из которой взят отрывок для учебника. Какое отношение к природе называет К. Паустовский преступным? Как перекликается эта мысль писателя с рассказом Е. Носова «Кукла»? Попробуйте сформулировать манифест2 «В защиту родной природы».

2. Манифе́ст — письменное обращение программного характера.

2. Читая стихотворения поэтов XX века о родине и родной природе, вы, конечно, вспомните и произведения русских поэтов XIX века — Пушкина и Лермонтова, Фета и Тютчева, Некрасова и Бунина... и, конечно, художников-пейзажистов... Какое настроение несет каждое из стихотворений?


ПЕРВЫЙ СНЕГ
В.Брюсов


Серебро, огни и блестки,—
      Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
      Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,
      Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
      Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
      На лазури белый дым.
Жизнь людей и жизнь природы
      Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
      Жизни с грезою игра,
Этот мир очарований,
      Этот мир из серебра!
1895
Источник: Валерий Брюсов. Стихотворения. — М.: Детская литература, 1971. (вернуться к уроку)



ЗАБЕЛЕЛСЯ ТУМАН НАД РЕКОЙ...
Ф.Сологуб


Забелелся туман за рекой,
Этот берег совсем не высок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин
И в костер их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
И завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.
27 июня 1885 года
Источник: Сологуб Ф.К. Собрание сочинений / Федор Сологуб. — Санкт-Петербург: Сирин, 1913—1914. (вернуться к уроку)



ТОПИ ДА БОЛОТА...
С.А.Есенин


Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Вззвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
1914
Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений в 7 томах. — М.: Наука; Голос, 1995. (вернуться к уроку)



БЕРЁЗА
С.А.Есенин


Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1913
Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений в 7 томах. — М.: Наука; Голос, 1996. — Т. 4. [Стихотворения, не вошедшие в «Собрание стихотворений»]. — С. 45. (вернуться к уроку)



Я ВОСПИТАН ПРИРОДОЙ СУРОВОЙ...
Н.А.Заболоцкий


Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
1953
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)



ТИХАЯ МОЯ РОДИНА
Н.М.Рубцов


      В. Белову

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.—
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.

Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил...
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зеленый простор.
Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Источник: Советская поэзия. В 2-х томах. Библиотека всемирной литературы. Серия третья. — М.: Художественная литература, 1977. (вернуться к уроку)


НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ
(1936 – 1971)


Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 г. в селе Елецк Архангельской области. Когда началась война, мальчик оказался в детском доме на Вологодчине.

Мать умерла,
Отец ушел на фронт.
Соседка злая не дает проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.
(«Детство».)

Окончив 7-летнюю школу, уехал в Ригу поступать в мореходное училище, но туда принимали только с пятнадцати лет. Николай вернулся и поступил в лесотехникум.

Мечта о море не покидала будущего поэта. В 1952 году, как только Николай получил паспорт, он отправляется к морю – в Архангельск.

В 1955 году приезжает в Ленинград и работает здесь на заводе.

Военную службу проходил на Северном флоте. По свидетельству сослуживцев, старшина второй статьи Рубцов был отличным моряком и душой команды.

На флоте началась и его литературная жизнь. Он печатается во флотской газете.

После завершения службы Рубцов работал в Ленинграде, учился в школе рабочей молодежи. Печатался в заводской газете, выступал на литературных вечерах.

В 1962 году Н. М. Рубцов приехал в Москву и поступил в Литературный институт им. Горького. Первый сборник стихов «Лирика» вышел в 1965 году. Позже были изданы сборники «Звезда полей» (1967 г.), «Душа хранит» (1969 г.), «Зеленые цветы» (1971 г.).

АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Коротко о себе»
Н.М.Рубцов

(автобиографическая справка Николая Рубцова,
написанная им в начале 60-х годов в качестве предисловия
к сборнику стихотворений «Волны и скалы»)


«Родился в 1936 г. в Архангельской области. Но трех лет меня увезли оттуда. Детство прошло в сельском детском доме над рекой Толшмой — глубоко в Вологодской области. Давно уже в сельской жизни происходят крупные изменения, но для меня все же докатились последние волны старинной русской самобытности, в которой было много прекрасного, поэтического. Все, что было в детстве, я лучше помню, чем то, что было день назад.

Родителей лишился в начале войны. После детского дома, так сказать, дом всегда был там, где я работал или учился. До сих пор так.

Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Служил четыре года на Северном флоте. Все это в равной мере отозвалось в стихах.

Стихи пытался писать еще в детстве.

Особенно люблю темы родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений...»

ВОСПОМИНАНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ

Анатолий Мартюков.[8]
«Детдом на берегу»


Село Никола стоит на зеленом речном пригорке. Сухие луговины и главная улица вдоль всего села: от моста под горкой — до школы у соснового леса. Украшает село березовый сад. В саду — двухэтажная белая больница. Грачиные гнезда, птичий гвалт, стареющие березы…

Первое — я заметил — не стало на пригорке детского дома. Рассказали, что от ветхости здание уже накренилось, и высокое, в два этажа, наше былое жилище разобрали на дрова… Иду и вижу перемены. Школа стала десятилеткой. На пустыре торжествует Дворец культуры, домов в селе прибавилось, выросли мои товарищи.

Вперед, вперед… А мысли назад возвращаются, в детдом на берегу…

Я смутно помню
Позднюю реку,
Огни на ней,
И скрип, и плеск парома,
И крик «Скорей!»,
Потом раскаты грома
И дождь… Потом
Детдом на берегу…

Память и воображение Николая Рубцова спустя годы воссоздали эту картину. Но только грозы в ту пору уже затихли. Серая осень застыла в холодных водах реки, под сетью дождя пестрела мокрой листвой на дороге.

Вдруг голоса откуда ни возьмись! Топот за окнами и хлопанье двери.

— Зажигай свет, баба Сима, — раздался голос воспитательницы.

Няня-старушка (дети и взрослые — все называли ее «баба Сима») сидела на табуретке у глухого простенка. Она дремотно привстала, не понимая, зачем нарушили покой детской спальни.

…Лица няни уже не представить, а голос все слышится. Легкий, настороженный какой-то, ее разговор привлекал нас необычайно. То сказки со страхом, то, было, и случаи она рассказывала, непроизвольно меняя интонацию. Имитировала голоса и Василисы Прекрасной, зверя-людоеда, и шорохи травинок в поле. И ребячьи сны были продолжением сказок. А баба Сима придвигала еще две-три табуретки и засыпала сама. Засыпала ли? Утром она уже неугомонно тормошила наши сны. Легко было вставать на добрый голос бабы Симы…

— Встречай гостей, баба Сима!

— Ребятки-то уснули, Антонина Михайловна. Тише… — шепотом протестует она.

Нет, ребятки уже задирают головы и с любопытством рассматривают пришедших. Антонина Михайловна Алексеевская, воспитатель младшей группы, с мокрыми волосами и с крапинками дождя на плечах, проталкивает вперед присмиревших гостей.
(вернуться к уроку)
 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. Зимнее утро («Мороз и солнце; день чудесный…») – дата создания: 3 ноября 1829, опубл.: «Царское Село». Альманах на 1830 год. СПб., стр. 1—2.
Написано в Старицком уезде Тверской губ., в селе Павловском П. И. Вульфа, дяди друзей Пушкина. Поэт гостил у него по дороге из Москвы (после возвращения из Арзрума) в Петербург.
В первоначальном черновике последний стих 4-й строфы читался: «Коня черкасского запречь». Он был заменен окончательным вариантом — «Кобылку бурую запречь», — что характеризует работу Пушкина по созданию реалистического стиля.
«Зимнее утро» наполнено светом, радостью при виде нового родившегося дня, открывающего необозримые дали и красоту неброской, скудной («поля пустые», «леса, недавно столь густые») северной зимней природы, полной, однако, простого и тихого очарования. С неподражаемой грацией, изящным лукавством Пушкин, «грустно очарованный» «девственной красой», пишет стихотворное признание в легкой влюбленности. (вернуться)

3. Аврора – (устар., трад.-поэт.) утренняя заря.
(мифол.) богиня утренней зари в древнеримской мифологии. (вернуться)

4. «Весенние воды» — впервые напечатано в журнале «Телескоп», ч. X, 1832, № 13, стр. 22—23. Вторично — в С, т. III, 1836, стр. 6. Вошло в С, т. XLIV, 1854, стр. 5, изд. 1854 г., стр. 5 и в изд. 1868 г., стр. 8. Печатается по автографу. См. «Другие реакции и варианты», стр. 236. Автограф хранится в ЦГАЛИ (505/12, л. 4).
Написано, предположительно, не позднее 1830 г., так как автограф — на листе, оторванном от автографа стихотворения «Цицерон». (вернуться)

5. Ядреный – здесь: свежий, здоровый. (вернуться)

6. Кочи – кочки. (вернуться)

7. Фёдор Солгуб – псевдоним Федора Кузьмича Тетерникова (1863—1927). (вернуться)

8. Мартюков Анатолий Сергеевич (15 мая 1934 — 1 августа 2012) — член Союза журналистов; член Союза писателей России.
Родился в 1934 году в Тотемском районе Вологодской области. Во время войны остался без родителей и попал в детский дом в селе Никольское, где воспитывался в одной группе с Николаем Рубцовым.
Автор четырех книг: «Годовые кольца» («Молодая гвардия», 1985 г); «Цветы и звуки» (Великий Устюг, 1995 г.); «Троицын день» (Вологда, 2002 г.). В 2005 году вышла книга «День рождения радуги, или Однажды в Устюге Великом» (Великий Устюг, 2005 г.) (вернуться)

 
Грачи прилетели. Художник А. Саврасов, 1871 г.
Государственная Третьяковская галерея
 
И. И. Левитан. Весна. Большая вода. 1897.
Государственная Третьяковская галерея
 
М. Нестеров. Осенний пейзаж. 1906.
Государственная Третьяковская галерея
 
И. И. Левитан. Над вечным покоем. 1894.
Государственная Третьяковская галерея
См. подробнее о картине (на сайте "К уроку литературы")
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика