Урок 44. И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество. Сборник «Записки охотника» и его место в русской литературе
Урок 45. И. С. Тургенев — создатель русского романа. История создания и идейно-художественное своеобразие романа «Отцы
и дети»
Урок 46. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров — герой своего времени. Духовный конфликт героя
Урок 47. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Оппоненты Базарова, их нравственная и социальная позиция
Урок 48. И. С. Тургенев. «Отцы и дети». Любовь и счастье в романе
Урок 49. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Анализ эпизода «Смерть Базарова»
Урок 50. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике
УРОК 50
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»
В РУССКОЙ КРИТИКЕ
Цель:
показать учащимся различие интерпретаций романа и образа главного героя современными И. С. Тургеневу критиками (М. А. Антоновича, Д. И. Писарева, Н. Н. Страхова);
подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове; помочь осмыслить общечеловеческие, нравственные ценности, раскрываемые Тургеневым в романе;
воспитывать читателя, способного видеть и осмыслять глубинные пласты смысла художественного текста.
Оборудование:
раздаточный материал, текст романа «Отцы и дети», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о различии интерпретаций романа и образа главного героя современными И. С. Тургеневу критиками (М. А. Антоновича, Д. И. Писарева,
Н. Н. Страхова); подводят итог размышлениям о романе, главном герое — Базарове; осмысляют общечеловеческие,
нравственные ценности, раскрываемые И. С. Тургеневым в романе, принимают участие в беседе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Выполнение интерактивного упражнения «Ролевая игра»
с последующей презентацией результатов работы
• Известно, что в процессе работы над образом Базарова, пытаясь понять характер его персонажа, автор от имени героя вёл дневник.
Напишите несколько дневниковых записей от лица Базарова (например, о днях пребывания
в Марьино, чувствах к Одинцовой, последних днях жизни и т. п.).
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
1. Слово учителя
— С выходом в свет романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» начинается оживлённое обсуждение его в печати, которое сразу же приобрело острый полемический
характер. Почти все русские газеты и журналы откликнулись на появление романа. Произведение порождало разногласия как между идейными противниками, так и
в среде единомышленников, например, в демократических журналах «Современник» и «Русское слово». Спор, по существу, шёл
о типе нового революционного деятеля русской истории. Главным объектом полемики был образ центрального героя романа, Евгения Базарова. Разногласия
доходили до крайних суждений. Споры продолжались долгие годы, и страстность их не ослабевала. Очевидно, проблематика романа сохраняла злободневность
и для последующих поколений.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— Появление романа «Отцы и дети» в печати вызвало огромное количество откликов и критических статей. «Ну и досталось же ему (И. С. Тургеневу) за
Базарова…» — сочувственно отмечал Ф. М. Достоевский о разгоревшейся ожесточённой полемике вокруг романа. О романе писали А. И. Герцен, Д. И. Писарев,
М. А. Антонович, Н. Н. Страхов и другие критики.
Споры об «Отцах и детях» велись в основном вокруг образа Базарова. Так, представитель революционно-демократического лагеря М. А. Антонович[2],
сменивший в журнале «Современник» Добролюбова, оценил роман как грубо реакционный, антихудожественный пасквиль. Его статья «Асмодей* нашего времени»
написана резко, критик обвинил Тургенева в сведении личных счётов с представителями молодого поколения.
* Асмодей — дух ада, дьявол.
Д. И. Писарев[3] на страницах журнала «Русское слово», напротив, восторженно оценил роман И. С. Тургенева. Опираясь на роман и личный жизненный опыт,
критик в своей статье «Базаров» сделал попытку раскрыть истинное лицо нового человека. Д. И. Писарев увидел в Базарове и конфликте отцов
и детей знамение времени. И. С. Тургенев отметил, что «разбор Писарева необыкновенно умён… и… что он почти вполне понял всё то, что я хотел сказать
Базаровым».
Несмотря на противоположные точки зрения, содержащиеся в этих двух статьях, оба критика подошли к трактовке произведения Тургенева как к осмыслению
исторической основы конфликта романа и характера главного героя. При этом роман Тургенева как явление искусства Антонович и Писарев не рассматривают
или ограничиваются отдельными замечаниями.
Наиболее объективно к тургеневскому роману подошёл Н. Н Страхов[4] (статья «Отцы и дети»), который попытался осмыслить внутренний трагизм главного
героя.
Развернувшаяся вокруг романа Тургенева полемика показала, что современников писателя в произведении интересовал, прежде всего, образ Базарова
как исторический эпохальный характер, герой времени. И автора призывали определиться: он за или против Базарова, забывая при этом, что истинная цель
настоящего художника — исследование жизни.
2. Аналитическая работа с отрывками из литературно-критических статей
(в группах)
Карточка № 1
…Всё внимание автора обращено на главного героя и других действующих лиц,— впрочем, не на их личности, не на их душевные движения, чувства
и страсти, а почти исключительно на их разговоры и рассуждения.
…О нравственном характере и нравственных качествах героя и говорить нечего; это не человек, а какое-то ужасное существо, просто дьявол, или, выражаясь
более поэтически, асмодей.
…И от этого в целом выходит не характер, не живая личность, а карикатура,
чудовище с крошечной головкой и гигантским ртом, миленьким лицом и пребольшущим носом, и притом карикатура самая злостная.
…В новом произведении г. Тургенева нет даже того психологического анализа, с которым он, бывало, прежде разбирал игру чувств у своих героев и который
приятно щекотал чувство читателя; нет художественных изображений картин природы, которыми действительно нельзя было не залюбоваться и которые доставляли
всякому читателю несколько минут наслаждения чистого и спокойного и невольно располагали его симпатизировать автору и благодарить его.
…Роман есть не что иное, как беспощадная, разрушительная критика молодого поколения.
…автор находит свой идеал совершенно в ином месте, именно в «отцах», в более или менее старом поколении.
(М. А. Антонович «Асмодей нашего времени»)
Карточка № 2
…Новый роман Тургенева даёт нам всё то, чем мы привыкли наслаждаться в его произведениях. Художественная отделка безукоризненно хороша. …Роман
Тургенева, кроме своей художественной красоты, замечателен ещё тем, что он шевелит ум, наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого
вопроса и даже освещает ярким светом не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям.
…Базаров, человек сильный по уму и по характеру, составляет центр всего романа. Он — представитель нашего молодого поколения; в его личности сгруппированы
те свойства, которые мелкими долями рассыпаны в массах; и образ этого человека ярко и отчётливо вырисовывается перед воображением читателя.
На людей, подобных Базарову, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность — решительно необходимо.
…Базаров чрезвычайно самолюбив, но самолюбие его незаметно именно вследствие своей громадности.
…Если базаровщина — болезнь, то она болезнь нашего времени, и её приходится выстрадать, несмотря ни на какие паллиативы* и ампутации. Относитесь
к базаровщине как угодно — это ваше дело; а остановить — не остановите; это та же холера.
* Паллиатив — полумера, средство, не излечивающее болезнь, а лишь на время смягчающее её симптомы.
…Тургенев не полюбил Базарова, но признал его силу, признал его перевес над окружающими людьми и сам принёс ему полную дань уважения. Из Базаровых, при
известных обстоятельствах, вырабатываются великие исторические деятели…
…Не имея возможности показать нам, как живёт и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает. Этого на первый раз довольно, чтобы составить
себе понятие о силах Базарова, о тех силах, которых полное развитие могло обозначиться только жизнью, борьбою, действиями и результатами.
…Умереть так, как умер Базаров,— всё равно что сделать великий подвиг. Описание смерти Базарова составляет лучшее место в романе Тургенева…
…Создавая Базарова, Тургенев хотел разбить его в прах и вместо того отдал ему полную дань справедливого уважения. Он хотел сказать: наше молодое поколение
идёт по ложной дороге, и сказал: в нашем молодом поколении вся наша надежда.
…Базаров не оплошал, и смысл романа вышел такой: теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила
и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни».
(Д. И. Писарев «Базаров»)
Карточка № 3
…Базаров есть тип, идеал, явление, возведённое в перл создания; понятно, что он стоит выше действительных явлений базаровщины.
…Базаров прямо отрицает искусство, но отрицает его потому, что глубже понимает его. Искусство всегда носит в себе элемент примирения, тогда как Базаров
вовсе не желает примиряться с жизнью. Искусство есть идеализм, созерцание, отречение от жизни и поклонение идеалам; Базаров же реалист, не созерцатель,
а деятель, признающий одни действительные явления и отрицающий идеалы.
…Базаров не охотник до споров и разглагольствий и не придаёт им большой цены. Он видит, что логикой много взять нельзя; он старается больше действовать
личным примером и уверен, что Базаровы сами собою народятся в изобилии, как рождаются известные растения там, где есть их семена.
…Базаров вышел человеком простым, чуждым всякой изломанности, и вместе крепким, могучим душою и телом. Всё в нём необыкновенно идёт к его сильной натуре.
Весьма замечательно, что он, так сказать, более русский, чем все остальные лица романа. Базаров есть первое сильное лицо, первый цельный
характер, явившийся в русской литературе из среды так называемого образованного общества. Кто этого не ценит, кто не понимает всей важности такого явления,
тот пусть лучше не судит о нашей литературе.
…Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в каждом движении Базарова. Вот великое достоинство романа, которое содержит в себе
главный его смысл и которого не заметили наши поспешные нравоучители.
…Базаров есть прямой, непосредственный продолжатель Онегиных, Печориных, Рудиных, Лаврецких. Точно так, как они, он живёт пока в умственной
сфере и на неё тратит душевные силы. Но в нём жажда деятельности уже дошла до последней, крайней степени; его теория вся состоит в прямом требовании
дела; его настроение таково, что он неизбежно схватится за это дело при первом удобном случае.
…Тургенев же имел притязания и дерзость создать роман, имеющий всевозможные направления; поклонник вечной истины, вечной красоты, он имел
гордую цель во временном указать на вечное и написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний….Смена поколений — вот
наружная тема романа. Если Тургенев изобразил не всех отцов и детей или не тех отцов и детей, каких хотелось бы другим, то вообще отцов и вообще детей,
и отношение между этими двумя поколениями он изобразил превосходно.
(Н. Н. Страхов «Отцы и дети»)
3. Аналитическая беседа
• Как вы думаете, чем можно объяснить возникновение жарких споров и противоречивых мнений о романе И. С. Тургенева?
• С кем из критиков романа «Отцы и дети» вы согласны? Чью точку зрения не разделяете? Аргументируйте свой ответ.
• Сравните характеристику образа Базарова, данную критиками М. А. Антоновичем, Д. И. Писаревым и Н. Н. Страховым. Кто из них, на ваш взгляд,
был объективнее?
4. Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»
(в парах, с раздаточным материалом)
• Познакомьтесь с высказываниями И. С. Тургенева о Базарове, определите и обоснуйте своё отношение к этому герою.
Составьте тезисный план собственной литературно-критической статьи, посвящённой Евгению Базарову.
Карточка
…Базаров всё-таки подавляет все остальные лица романа. Приданные ему качества не случайны. Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не
до нежностей. Он честен, правдив и демократ до конца ногтей. А вы не находите
в нём хороших сторон. Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Н-я П-а, П-а П-а, Аркадия. Слабость и вялость
или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы вернее доказать мою тему: если сливки
плохи, что же молоко?
…Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и всё-таки обречённая на гибель, потому что
она всё-таки стоит в преддверии будущего…
…Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на
художества, я разделяю почти все его убеждения…
(И. С. Тургенев «По поводу “Отцов и детей”»)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Таким образом, вскоре после выхода «Отцов и детей» перед читателем предстали три разных Базарова. Но тургеневская книга живёт. Знакомство со
статьями о романе позволяет современному читателю прочесть «Отцов и детей» своими глазами, найти свою позицию в неоконченных спорах.
VI. Домашнее задание
Подготовиться к зачётной работе за I полугодие, повторив изученные произведения.
Следующий урок: Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям) >>>
|