ПЕВЕЦ
А. С. Пушкин[
2]
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой —
Слыхали ль вы?
Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Прискорбную ль улыбку замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской, —
Встречали вы?
Вздохнули ль вы, внимая тихой глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз —
Вздохнули ль вы?
1816
Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений в шестнадцати томах. — 1937—1959. Том первый: Лицейские стихотворения.
(
вернуться к уроку)
ПОЭТ
А. С. Пушкин[
3]
Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,[
4]
В заботах суетного света
Он
малодушно погружен;
Молчит его святая лира;[
5]
Душа вкушает хладный сон,
И меж детей ничтожных мира,
Быть может, всех ничтожней
он.
Но лишь божественный глагол[
6]
До слуха чуткого коснется,
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел.
Тоскует он в забавах мира,
Людской чуждается молвы,
К ногам народного кумира
Не клонит гордой головы;
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...[
7]
1827 (стр. 23)
Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979. Т. 3. Стихотворения, 1827–1836. – 1977.
(
вернуться к уроку)
ПРОЗАИК И ПОЭТ
А. С. Пушкин[
8]
О чем, прозаик, ты хлопочешь?
Давай мне мысль какую хочешь:
Ее с конца я завострю,
Летучей рифмой оперю,
Взложу на тетиву тугую,
Послушный лук согну в дугу,
А там пошлю наудалую,
И горе нашему врагу!
1825
Источник: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
(
вернуться к уроку)
ПРОРОК
А. С. Пушкин[
9]
Духовной жаждою томим,
В
пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим[
10]
На
перепутье мне явился.
Перстами[
11] легкими как сон
Моих зениц[
12] коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял
я неба содроганье,
И горний ангелов полет,[
13]
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста[
14] замершие мои
Вложил десницею[
15] кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом[
16] жги сердца людей».
1826 (стр. 304)
Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977–1979.
Т. 2. Стихотворения, 1820–1826. – 1977.
(
вернуться к уроку)
О стихотворении А. С. Пушкина
"ПРОРОК" (1826)
Пушкин всегда задумывался о своем даре и поэтическом призвании. В Михайловской ссылке, замыкая предыдущее творчество и открывая новый период своей судьбы,
он создал стихотворение «Пророк». В этом стихотворении отразилось могучее возрождение души, сознание полноты и зрелости духовных сил.
«Пророк» написан в сентябре 1826 года, после того, как поэт получил известие о казни пяти декабристов, последовавшей 13 июля.
«Пророк» — программное произведение в творчестве Пушкина. Стихотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями
декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь Пушкина выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне. Несмотря на архаический образ пророка,
стихотворение обращено не в глубь веков* а в пушкинскую современность.
В момент творческого вдохновения, исполнения пророческой миссии все суетное, мелкое, приземленное и прозаичное должно исчезнуть, умереть, стать прахом.
Трудный процесс превращения простого смертного в грозного глашатая истины запечатлен в стихотворении. Через мучение, через страдание человек преображается
в Пророка:
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Пророк у Пушкина образ человека, каким его запечатлела Библия. Его устами говорит Бог, который повелел ему возглашать истину. И он не может сойти с пути,
предначертанного Богом. Он избран. У него отнят грешный язык, который не может осквернять Божественную истину. Только чистыми устами дозволено возвещать
правду. Высокая миссия-поручение, полученная от Бога, преображает человека и делает его Пророком. Теперь он не принадлежит себе, а исполняет волю Бога.
Это роднит древнего Пророка и современного поэта. Ему дан дар слова, глагола, следовательно, он тоже избран, чтобы люди через него услышали Высшую Волю.
Пушкин ощущал себя таким поэтом. Его служение поэзии родственно служению Пророка. Впоследствии он скажет: «Веленью Божию, о Муза, будь послушна». Создавая
близкий историческому прошлому образ ветхозаветного Пророка, Пушкин соотносил с ним себя как поэта современности.
Та же задача — правдиво передать исторические события Руси и одновременно связать их с настоящим временем — решалась Пушкиным и в народной трагедии
«Борис Годунов».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Обратите внимание на то, как начинается и как завершается стихотворение «Пророк». В чем смысл концовки?
2. Прочитайте стихотворение наизусть, подчеркнув интонацией особую миссию поэта.
3. Объясните слова и словосочетания, тропы:
духовной жаждою томим, влачился, на перепутье, перстами легкими, зеницы, отверзлись... зеницы, неба содроганье,
дольней лозы прозябание, десницею кровавой, язык празднословный, во грудь отверстую, глаголом жги сердца людей.
Подберите синонимы. Мотивируйте единственно правильный выбор данных слов поэтом, обоснуйте их преимущество.<
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(
вернуться к уроку)