Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
Иллюстрации к изучению биографии М.Ю.Лермонтова
 
 Статья учебника «Жизнь М. Ю. Лермонтова»
 
 Статья учебника «В творческой лаборатории М. Ю. Лермонтова»
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
 
 Лермонтов М.Ю. Из стихотворений 1832 г.
 
 Лермонтов М.Ю. Из стихотворений 1840-1841 гг.
 
 Лермонтов М.Ю. Нет, я не Байрон, я другой…
 
 Лермонтов М.Ю. Я жить хочу! хочу печали…
 
 Лермонтов М.Ю. Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
 
 Лермонтов М.Ю. Смерть поэта
 
 Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» в исполнении В. Качалова (03:51)
 
 Лермонтов М.Ю. Поэт
 
 Лермонтов М.Ю. Пророк
 
 
Уроки по творчеству М. Ю. Лермонтова в 7 классе
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

ЛИРИКА

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 45. М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

Урок 46. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Урок 47. М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта

Урок 48. М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

Урок 49. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта. Урок развития речи 5


УРОК 46
ОБРАЗ ПОЭТА-ПРОРОКА
В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА


Содержание темы желательно изучать в течение двух уроков. Если тема изучается на одном уроке, то знакомство со стихотворениями «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…» и «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…») проводится в режиме концерта-миниатюры и краткой беседы, а их анализ включается в самостоятельную домашнюю работу.

Основное содержание урока
Своеобразие воплощения темы поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…». Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»). Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк». Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции.

I. Своеобразие воплощения темы
поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова:

«Нет, я не Байрон, я другой…», «Я жить хочу! хочу печали…»

Вступительное слово учителя о теме поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.

II. Групповая работа.
Чтение и обсуждение ранних стихотворений Лермонтова о поэтическом творчестве.

Группа 1. «Нет, я не Байрон, я другой…»
(см. текст ниже).

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении.

Вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

В чём лирический герой М. Ю. Лермонтова видит своё сходство с Байроном?

Почему поэт заявляет, что он «не Байрон», а «другой»?

Почему поэзия, по Лермонтову, должна быть поэзией мысли?

Какова роль образа Мирового океана?

Группа 2. «Я жить хочу! хочу печали…» (см. текст ниже)

Какие два мира противопоставлены в стихотворении?

Как понять слова: «Я жить хочу!»?

С какими интонациями следует читать стихотворение?

Прокомментируйте два последних стиха.

III. Поэтический дар как символ избранности и как источник страдания: «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Группа 3. «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»)
(см. текст ниже)

Как в стихотворении показаны отношения лирического я и Бога?

О чём поэт просит Всесильного?

Каков основной пафос стихотворения?

В чём его философский смысл?
(Поэт просит Творца освободить его от поэтического таланта, то есть отказывается от Божьего дара.)

*Найдите стихотворения М. Ю. Лермонтова с названием «Молитва» и сопоставьте их со стихотворением «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный…»).

IV. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».
Стихотворения в актёрском исполнении

Сообщение учителя об истории создания стихотворения «Смерть поэта»

(см. http://feb-web.ru/feb/lermont/critics/nay/nay096-.htm).

При жизни А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов не был с ним знаком, хотя преклонялся перед его талантом. Лермонтоведы нашли подтверждение такому факту, что Лермонтов поехал знакомиться с Пушкиным в его квартиру на Мойке, 12, в Петербурге именно в роковой день дуэли с Дантесом. Когда Лермонтов позвонил, ему ответили, что господина Пушкина дома нет. Лермонтов решил подождать его возвращения и, выйдя на улицу, увидел карету барона Геккерена, переезжавшую Певческий мост. Лермонтов снова поспешил к дому, но увидел лишь тяжело раненного Пушкина, которого вносили в дом. Через два дня поэта не стало, и Лермонтов, мечтавший о знакомстве с Пушкиным, так и не успел с ним встретиться. Чувства, переполнявшие Лермонтова, вылились в стихотворение «Смерть Поэта», написанное сразу после смерти Пушкина. Текст стихотворения без последних 16 строк мгновенно разошёлся в списках по Петербургу. Деятельное участие в распространении стихотворения принимал друг М. Ю. Лермонтова С. Раевский. Через несколько дней была написана заключительная часть стихотворения, которая появилась у шефа жандармов Бенкендорфа с припиской «Воззвание к революции». Эпиграф к стихотворению был взят из трагедии французского драматурга Жана де Ротру (1609—1650) «Венцеслав», переведённой на русский язык А. А. Жандром, другом А. С. Грибоедова: Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу... Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример.

«Эпиграф (это долго не отмечалось лермонтоведами) был воспринят как величайшая дерзость. Корнет лейб-гусарского полка вмешивается в дела царя! Это было вопиющим нарушением установленного порядка. В докладной записке Бенкендорфа к Николаю I читаем: „Вступление к этому сочинению (то есть эпиграф) дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное“». 1 февраля 1837 года М. Ю. Лермонтов и С. Раевский были арестованы. Несколько дней спустя Лермонтов был переведён в Нижегородский драгунский полк, который участвовал в военных действиях против горцев на Кавказе, а Раевский отправлен в Олонецкую губернию. Лермонтов вернулся в Петербург только через год. Стихотворение было напечатано в «Полярной звезде» А. И. Герцена и Н. П. Огарёва в Лондоне. В России оно было опубликовано впервые не полностью лишь в 1858 году.

V. Прослушивание стихотворения «Смерть Поэта» в актёрском исполнении (слушать «Смерть поэта» в исполнении В. Качалова (03:51)
и ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VI. Комплексный анализ стихотворения «Смерть поэта» (см. текст ниже):

— Выполните задание из раздела учебника «Развиваем дар слова» (после стихотворения «Смерть Поэта»).

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Как вы понимаете название стихотворения? Что изменилось бы, если бы оно называлось «Смерть Пушкина»?

— Как меняется настроение стихотворения?

Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— На какие смысловые части делится стихотворение?

С какими интонациями следует читать каждую часть?
(Стихи 1—12 — глубокая печаль, скорбь;
стихи 13—38 — укор, обвинение толпе в смерти поэта;
стихи 39—44 — сожаление;
стихи 45—56 — горечь, грусть, скорбь;
стихи 57—72 — гнев, призыв к возмездию.)

— Какие слова и выражения рисуют облик поэта?

— Каковы отличительные признаки толпы? С каким чувством поэт изображает толпу?

— Какие чувства вызывает образ убийцы поэта? Какие слова и выражения раскрывают сущность этого образа?

— Можно ли утверждать, что у стихотворения «Смерть Поэта» несколько адресатов? Аргументируйте свою точку зрения.

Каковы ключевые образы каждой смысловой части?
(В 1—12-м стихах автор обращается как бы к самому себе, размышляет о случившейся трагедии. Ключевые слова этой части — погиб, убит.
В 13—20-м стихах появляется образ толпы, который в 21—33-м стихах конкретизируется в образе убийцы поэта.
В 34—38-м стихах рождаются ассоциации с пушкинским творчеством, дуэлью Ленского.
В 39—44-м стихах адресатом становится как бы сам А. С. Пушкин.
В 45—56-м стихах ключевыми образами снова становятся поэт и толпа, но судьба поэта ассоциируется с мученической смертью Христа в терновом венце. Трагизм гибели поэта в том, что с его смертью «замолкли звуки чудных песен», что «на устах его печать». Это равносильно гибели красоты, это лишает Россию национальной культуры.)

— Каковы черты убийц поэта в последних шестнадцати строках? Какие образы становятся здесь противопоставленными?

— Докажите, что Лермонтов осознаёт смерть Пушкина не как гибель человека и поэта, а как тяжелейшую утрату для России.

VII. Краткое сообщение учителя о понятии «пророк» и о библейских пророках Исайе и Иеремии.

VIII. Выразительное чтение и комплексный анализ стихотворения «Пророк»
(см. текст ниже):

— Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Пророк»).

— Почему поэт-пророк отвергнут толпой и истинное признание обрёл в пустыне?

Каков контекстуальный смысл слова пустыня? Почему «города» и «пустыня» противопоставлены?

— Какие чувства испытывает поэт-пророк в «шумном граде»? Как связаны его внешность и внутренняя сущность?

— В чём предназначение поэта? Почему социальный мир враждебен ему?

— Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Пророк»).

— Охарактеризуйте лексику и синтаксис стихотворения. Сделайте вывод об особенностях его поэтического языка.

IX. Прослушивание стихотворения «Поэт» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение» (после стихотворения «Поэт»).

X. Комплексный анализ стихотворения «Поэт» (см. текст ниже):

— Определите поэтические интонации стихотворения и их динамику.

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие чувства вызывает у читателя история кинжала? Чем отличаются интонации 1—3-й и 4—6-й строф? В чём драматизм этой истории?

— Почему в стихотворении, которое называется «Поэт», более половины текста посвящено истории кинжала?

— Какая лексика подчёркивает грозную силу кинжала?

Какие метафоры соотносят кинжал с образом человека?

Почему «золотая отделка», «богатая резьба» — это чуждый и постыдный «наряд» для кинжала?

Какова аллегория этих выражений и история кинжала в целом?

— Каким высоким предназначением наделена поэзия в 8—9-й строфах?

Какие художественные средства это подчёркивают?

— Вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какой характер придают описаниям старославянизмы?

XI. Групповая практическая работа:

Группа 1.


Проследите за ритмом и длиной стиха в стихотворении «Смерть Поэта».

С какой целью длина строки в стихотворении колеблется между четырёхстопным и шестистопным ямбом?

Проанализируйте поэтический синтаксис и стилистические фигуры (анафоры, перифразы, риторические вопросы, восклицания, обращения и др.).

*Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (о жанрах).

Группа 2.

Сопоставьте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» с «Пророком» А. С. Пушкина.

Совпадают ли авторские концепции поэта в этих стихотворениях?

Заполнение обобщающей таблицы:
ТАБЛИЦА
Сопоставление стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк» с «Пророком» А. С. Пушкина
Основания для сопоставления
«Пророк» А. С. Пушкина
Библейская основа
Книга Пророка Исайи
Книга Пророка Иеремии
Настроение стихотворения
         
         
Центральные образы
         
         
Ключевая лексика и синтаксис
         
         
Композиция стихотворения
         
         
Взаимоотношения поэта с миром людей и природой
         
         
Предназначение поэта
         
         
Судьба поэта
         
         
Смыслообразующая роль финала
         
         

Составьте словарик старославянизмов.

Какой характер они придают стихотворению?

*Какие образы соотнесены с библейскими сюжетами?

*Какие фразеологизмы восходят к евангельским текстам?

Составьте к стихотворению словарик библейских и евангельских мотивов.

Группа 3.

Сопоставьте третью и десятую строфы стихотворения «Поэт».

Что подчёркивают в них формы глаголов?

Почему в седьмой и одиннадцатой строфах преобладают вопросительные интонации?

*Проследите, как изменялся смысл второй строфы от редакции к редакции:

Первый вариант:

Наезднику в горах служил он много лет
Орудьем гибельного мщенья,
И слышал он один его полночный бред
И сердца гордого биенье.

Второй вариант:

Наезднику в горах служил он много лет,
Как брату старшему и другу,
Не по одной груди провёл кровавый след
И не одну порвал кольчугу.

Окончательный вариант:

Наезднику в горах служил он много лет,
Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провёл он страшный след
И не одну порвал кольчугу.

Итоговые вопросы:

Почему стихотворение «Смерть Поэта» стало началом всенародного признания поэзии М. Ю. Лермонтова?

Как воспринимали миссию поэта-пророка А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов?

Почему во времена Лермонтова поэт «своё утратил назначенье»?

Как изменилось отношение Лермонтова к своему поэтическому предназначению в ранней и поздней лирике?

Домашнее задание

Составить тезисный план на тему «Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова» или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Выучить наизусть и проанализировать одно из стихотворений.

Индивидуальные задания.

Используя лексику стихотворения «Смерть Поэта», составить словесный портрет поэта и произнести в его адрес слово защиты или составить словесный портрет убийцы поэта (толпы) и произнести в его адрес обвинительную речь.

*Сопоставить стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поэт» и В. Я. Брюсова «Кинжал».

Подготовить выразительное чтение стихов для участия в поэтической эстафете (см. следующий урок).

*Сопоставить стихотворение М. Ю. Лермонтова «Она не гордой красотою…» со 130-м сонетом В. Шекспира «Её глаза на звезды не похожи…» в переводе С. Я. Маршака.

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта >>>


ЖИЗНЬ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(1814 – 1841)


Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Основные ее вехи хорошо известны. Детство поэта, омраченное несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах. Болезненный ребенок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая нежно любила его, заботилась о его здоровье и воспитании, возила в Подмосковье и на Кавказские воды. Затем благородный пансион при Московском университете и университет, из которого Лермонтов ушел в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании ее он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. За стихотворение «Смерть Поэта» (1837) Лермонтов был выслан на Кавказ. Не успела миновать эта гроза, как за дуэль с сыном французского посланника последовала вторая ссылка, и снова на Кавказ, где шла война с горцами. В ту пору Лермонтов уже приобрел известность у читающей публики: в «Отечественных записках» печатались главы из романа «Герой нашего времени», вскоре вышедшего отдельным изданием (1840), появился сборник стихотворений. Однако оставить службу не удалось, власти не разрешали выйти в отставку. На Кавказе Лермонтов и погиб: у подножия горы Машук во время дуэли пуля сразила поэта.

Раскрывая историческую характерность и своеобразие поздней, зрелой поэзии Лермонтова, Белинский писал, что ее пафос (идейно-эмоциональное наполнение) заключается в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Идея освобождения человека из-под всякого гнета нашла в поэте горячего сторонника и защитника.

Лирика поэта отразила важнейшие перемены в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы. В ранней ученической лирике очевидны усвоенные из романтической литературы мотивы и стремление жить в согласии с идеалом. Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в мире, в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду...»), желание испытать судьбу, помериться с роком роднят его с поэтами-декабристами. Но никто не требует от поэта и его лирического героя отваги — эта жертвенная самоотдача выглядит ненужной и напрасной.

Герой зрелой лирики жаждет душой объять всю Вселенную, он хочет обрести единство с природой, с историей, с «простыми» людьми. Но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу.

В поздней лирике Лермонтов избегает открытой эмоциональности, становится строже в лирических высказываниях. Поэт более чуток к духовным процессам, к их логике.

Уже при жизни Лермонтов был признан преемником Пушкина. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте краткий рассказ о поэте, подчеркнув особенности его характера и творчества.

2. Прочтите воспоминания, критические статьи о М. Ю. Лермонтове, расскажите об одной из них, сопроводив собственными комментариями.

3. Подготовьте рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые Вам покажутся особенно интересными. Воспользуйтесь книгами: Лермонтовская энциклопедия; В. Коровин. Творческий путь Лермонтова. В чем сущность реализма? Назовите реалистическое произведение, проанализируйте его.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

НЕТ, Я НЕ БАЙРОН,
Я ДРУГОЙ...
М. Ю. Лермонтов
[2]

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Я раньше начал, кончу ране,
Мой ум не много совершит,
В душе моей, как в океане,
Надежд разбитых груз лежит.
Кто может, океан угрюмый,
Твои изведать тайны? кто
Толпе мои расскажет думы?
Я – или бог – или никто!
1832
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Т. 2. Стихотворения, 1832–1841. – 1954.
(вернуться к уроку)

Я ЖИТЬ ХОЧУ! ХОЧУ ПЕЧАЛИ...
М. Ю. Лермонтов
[3]

Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
1832
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 44.
(вернуться к уроку)

МОЛИТВА
(«Не обвиняй меня, Всесильный…»)
М. Ю. Лермонтов
[4]

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильной
С её страстями я люблю;
За то, что в душу редко входит
Живых речей Твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далёко от Тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К Тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костёр,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, Творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К Тебе я снова обращусь.
1829
Источник: Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 1. Стихотворения и драмы. — 1989. — С. 96.
(вернуться к уроку)

СМЕРТЬ ПОЭТА
М. Ю. Лермонтов
[5]

Погиб поэт! – невольник чести[6] –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой[7]!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света[8]
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... – он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как све́точ[9], дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..

       И он убит – и взят могилой,
       Как тот певец, неведомый, но милый[10],
              Добыча ревности глухой,
       Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной[11]
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок – они венец терновый[12],
Увитый ла́врами, надели на него:
       Но иглы тайные сурово
       Язвили славное чело[13];
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
       И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
       Замолкли звуки чудных песен,
       Не раздаваться им опять:
       Приют певца угрюм и тесен,
       И на устах его печать.
          _____

       А вы, надменные потомки[14]
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
       Таитесь вы под сению закона,
       Пред вами суд и правда – всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники[15] разврата!
       Есть грозный суд: он ждет;
       Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
       Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
       Поэта праведную кровь!
1837
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 84—86.
(вернуться к уроку)

ПРОРОК
М. Ю. Лермонтов
[16]

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка[17],
В очах[18] людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня[19],
Мне тварь[20] покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его[21]!»

1841
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 84—86.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте рассуждение о том, насколько различны два великих русских поэта А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Используйте при подготовке высказывания литературоведов-исследователей, критиков.

2. Как эта «противоположность двух поэтических миров» Пушкина и Лермонтова проявляется в стихотворениях Пушкина и Лермонтова «Пророк»? Перечитайте еще раз тексты. Подумайте, в чем разница. Каковы мотивы лирики Пушкина и Лермонтова?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ПОЭТ
М. Ю. Лермонтов
[22]

Отделкой золотой блистает мой кинжал;
        Клинок надежный, без порока;
Булат[23] его хранит таинственный закал, –
        Наследье бранного[24] востока.

Наезднику в горах служил он много лет,
        Не зная платы за услугу;
Не по одной груди провел он страшный след
        И не одну прорвал кольчугу[25].

Забавы он делил послушнее раба,
        Звенел в ответ речам обидным.
В те дни была б ему богатая резьба
        Нарядом чуждым и постыдным.

Он взят за Тереком отважным казаком
        На хладном трупе господина,
И долго он лежал заброшенный потом
        В походной лавке армянина.

Теперь родных ножон, избитых на войне,
        Лишен героя спутник бедный;
Игрушкой золотой он блещет на стене –
        Увы, бесславный и безвредный!

Никто привычною, заботливой рукой
        Его не чистит, не ласкает,
И надписи его, молясь перед зарей,
        Никто с усердьем не читает...
________

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,
        Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет[26]
        Внимал в немом благоговенье?

Бывало, мерный звук твоих могучих слав
        Воспламенял бойца для битвы;
Он нужен был толпе, как чаша для пиров,
        Как фимиам[27] в часы молитвы.

Твой стих, как божий дух, носился над толпой;
        И отзыв мыслей благородных
Звучал, как колокол на башне вечевой[28],
        Во дни торжеств и бед народных.

Но скучен нам простой и гордый твой язык; –
        Нас тешат блестки и обманы;
Как ветхая краса, наш ветхий мир привык
        Морщины прятать под румяны...

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк[29]?
        Иль никогда на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
        Покрытый ржавчиной презренья?
1838
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 118—119.
(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова

Лирический образ, который возникает в воображении после чтения ранних стихотворений Лермонтова, предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением этой героической личности в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах.

Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о «славе» («За дело общее, быть может, я паду...», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...», «я рожден, чтоб целый мир был зритель/Торжества иль гибели моей...»), желание испытать судьбу, помериться с роком, слить слово с доблестным поведением роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном («И Байрона достигнуть я б хотел...»), с мятежными и гордыми персонажами романтизма.

Лермонтов-романтик
Юный Лермонтов был воспитан на литературе романтизма, причем романтизма не только в его высших, но и более скромных образцах. Когда Лермонтову исполнилось 14 лет и он написал первое свое стихотворение, дошедшее до нас, романтизм стал уже достоянием незначительных, мелких поэтов, которые на все лады повторяли мотивы, темы, образы, стиль Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского. Сюда надо отнести и подражателей европейских романтиков. Лермонтов читал как Байрона, Андре Шенье, Жуковского, Батюшкова, Пушкина, так и сочинения их подражателей.

В поэзии романтиков-подражателей глубокие идеи не были лично пережиты, как пережиты они великими поэтами. Те чувства, которые у настоящих поэтов нравственно обеспечены их жизненным опытом, их страданиями, их судьбой, у подражателей романтизма лишались жизненной правды и превращались в сугубо «книжные» чувства. Но Лермонтова-мальчика они привлекли грандиозностью образов, искусственной остротой и напряженностью переживаний. Он увидел, что герои романтических произведений предъявляют огромные требования к жизни, что их запросы к ней неслыханно велики, что они непомерно возвышаются над остальными людьми и мнят себя избранными личностями, призванными осчастливить мир. Лермонтов доверчиво и всерьез принимает эти романтические идеи. Он чувствует себя героем, который бросает вызов враждебному миру и жаждет победы над ним. Тем самым романтические «книжные» мотивы он делает личными и стремится использовать в своем жизненном опыте. Он строит свою внутреннюю жизнь в соответствии с романтическими представлениями, вычитанными из книг. Жуковский и Батюшков мечтают жить так, как пишут, Лермонтов жаждет жить так, как велят ему книжные мечты. С такими представлениями о романтических чувствах совпадают и представления о своем рождении и своей участи. Факты собственной биографии напоминали Лермонтову, что он «избранник», человек загадочной, «странной» и непременно высокой, трагической судьбы, что ему дарована особая жизненная доля, особая человеческая миссия, что он герой, призванный разрешить коренные вопросы нравственного и социального устроения мира. Весь мир должен быть «зрителем» его необыкновенных деяний, в которых он исповедуется, посвящая всех в юношеские надежды, тайные мечтания, гражданские помыслы. Готовя себя к исключительной, избраннической судьбе, он предчувствует лежащий перед ним путь страданий, жертвенности.

Конфликт Лермонтова с миропорядком
Между поэтом и действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. Конфликт поэта с миропорядком был чреват трагедией. Главную причину Лермонтов видит в отпадении человека от общества и общества от человека. Между личностью и обществом уничтожились связи. Окружающий мир замкнут и непроницаем. Личность одинока и погружена в себя. На всем мировом пространстве господствует индивидуализм. Если Жуковский связывал человека с миром, хотя бы в вечной жизни, если Пушкин вписывал человека в национальную и мировую историю и тем утверждал его единство с миром, то Лермонтов договаривает за них суровую истину: мир враждебен человеку, а человек, став индивидуалистом, желает абсолютной свободы, в том числе и от общества. Перед мысленным взором Лермонтова раскрылась распавшаяся связь времен. Сознание этого обстоятельства порождало чувство исторической обреченности, усугубляло свойственные Лермонтову всеобщий, вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и даже с Богом, которого он чтит, но в то же время упрекает за создание мира, где попираются добро и справедливость.

Сравнивая время Пушкина и время Лермонтова, Белинский писал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цени исторического развития нашего общества».

Жизнь представлялась Лермонтову, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. Описать ее возможно лишь дисгармоничным стилем, способным передать разорванность, раздвоенность бытия и души человека. Но на фоне этой дисгармонии отчетливее проступают идеалы поэта, его страстная жажда гармонии вне и внутри себя.

Творчество Лермонтова обозначило послепушкинский этап русской поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Русский дворянин чувствовал в себе безграничные силы, но утратил веру в осуществимость общественных перемен. Юн ощущал себя независимой личностью, права которой, однако, были либо грубо нарушены, либо попросту презираемы.

Так как личность во времена Лермонтова все больше ощущала свою независимость от общества, которое, с одной стороны, выталкивало ее и обрекало на одиночество (в литературе этот процесс отражен в комедии «Горе от ума»), а с другой — опутало целой системой насильственных и моральных принуждений, то неотъемлемые права личности, и прежде всего право на свободу личную, политическую, гражданскую, нашли в Лермонтове горячего защитника и проводника. Права личности стали для поэта единственным критерием оценки действительности, причем права абсолютные, не знающие никаких преград, кроме тех, какие человек, будучи гуманным существом, согласует со своей совестью. Поскольку существующий порядок отрицал достоинство личности, то ее нравственной обязанностью стало неприятие враждебного общества. Так возник гордый романтический протест личности, принимавший формы то героического и мятежного вольнолюбия, то разрушительного и мстительного демонизма.

Лермонтовское отрицание распространялось на все области жизни — от быта до космоса.

Таким образом, романтически осмысленная биография и рано усвоенные романтические книжные представления, сливаясь, образуют внутренний мир юноши-Лермонтова. Молодой Лермонтов прежде всего нацелен на воплощение своих мечтаний в жизни, а потом уже в слове, в поэзии. Он ощущает себя героической личностью, а затем поэтом, изливающим свои чувства о героическом опыте. Однако как Жуковскому, Батюшкову и Пушкину, а также их героям не удалось прожить но предначертанным поэтическим мечтаниям, так и Лермонтову не удалось романтические книжные мечтания претворить в жизнь. Поэтому в его творчестве отложился трагический опыт героической личности, которая вследствие исторических обстоятельств и условий не смогла осуществить свое человеческое предназначение.

Романтический герой у Лермонтова
Юноша-герой, исповедующий романтизм, наделен у Лермонтова типовыми, общими и, следовательно, условно-книжными приметами: он избранник судьбы, сын рока, у него уже есть трагические воспоминания, на его челе лежит «печать страстей», он вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но также холодный, разочарованный демон. Эти типовые приметы Лермонтов превратил в образ собственной личности. Опыт претворения типовых примет в личные, опыт слияния типового, общеромантического, книжного с неповторимой, оригинальной личностью стал нравственным обеспечением и несомненным новаторством юного Лермонтова.

В соответствии с этими важнейшими сторонами лермонтовского восприятия жизни складываются коренные черты «лермонтовского человека», почти неизменные от юности до гибели. Лермонтов заново начинает с того, с чего начал русский романтизм,— с осмысления отношений между человеком и окружающим миром, включая ближайшую среду и необозримую Вселенную.

Книжные романтические представления проверяются жизнью и вследствие самонаблюдения и самоанализа становятся достоянием личности. Лермонтов хотел бы видеть мир, как и обещали романтики, гармоничным и совершенным, в котором земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, где все полно отрады, красоты, воли. Этот простой, цельный, «естественный», как его называют, мир, не знающий противоречий, конфликтов и контрастов, населен «чистейшими, лучшими существами». О нем поэту напоминают песня матери, природа, ребенок, «сладкий голос», дружеская улыбка, любовь и нежное участие женщины.

Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Нищему, пользуясь его слепотой, кладут в протянутую руку вместо монеты камень, возлюбленная почти открыто смеется над пламенными чувствами юноши, друг клевещет за спиной. В огромном человеческом мире ничтожество часто выглядит благом, нравственное уродство нередко выдается за моральное достоинство, а рабское молчание — за смелость.

Смысл романтизма, помимо всего прочего, заключен в том, что романтизм, а стало быть, и поэты-романтики не могут найти удовлетворения нигде ни в небесах, ни на земле, ни на море. Их навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. В этом томлении по лучшему миру, чем тот, в котором пребывают народы, и состоит романтизм. Долой спокойствие! Да здравствует тревога! Пусть сгинет косность и вечно живет святое желание совершенства! — вот лозунги романтиков.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. «Нет, я не Байрон, я другой...» – впервые опубликовано в «Библ. для чтения» (1845, т. 68, № 1, отд. I, стр. 12). Датируется 1832 годом, так как расположено в тетради XX вслед за копиями стихотворений «Ты молод» и «К*» («Я не унижусь пред тобою»), написанными в этом году (автографы их находятся в тетради IV).
В стихотворении Лермонтов подчеркивает национальное своеобразие своего творчества. (вернуться)

3. «Я жить хочу! хочу печали...» – впервые опубликовано с письмом к С. А. Бахметевой (без стихов 9—12) в «Современнике» (1854, т. 43, № 1, отд. I, стр. 6).
Датируется июлем 1832 года, так как первые 8 стихов этого стихотворения процитированы в письме Лермонтова к С. А. Бахметевой от августа этого года после фразы: «Странная вещь, только месяц тому назад я писал» (см. настоящее издание, т. 6). (вернуться)

4. Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…») – впервые опубликовано в 1859 г. в «Отечественных записках» (т. 125, № 7, отд. I, с. 28). (вернуться)

5. Стихотворение "Смерть Поэта" – впервые опубликовано под заглавием «На смерть Пушкина» в «Полярной звезде» на 1856 год (Лондон, 1858, кн. 2, стр. 33–35). В копии, приложенной к «Делу о непозволительных стихах...», имеется дата создания «28 генваря 1837 г.», что не отвечает действительности, так как стихотворение могло быть написано только после смерти Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 года).
В некоторых списках стихотворения (в том числе и в копии, приложенной к «Делу о непозволительных стихах...») имеется следующий эпиграф: "Отмщенья, государь, отмщенья! Паду к ногам твоим; Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видели злодеи в ней пример." Эпиграф взят из трагедии французского писателя Ротру «Венцеслав» в переделке А. Жандра (во французском тексте есть аналогичный монолог в V сцене IV акта).
Убийство Пушкина вызвало глубокое возмущение среди передовой части русского общества, и стихи Лермонтова, в которых он клеймил убийцу великого поэта и способствовавших подготовке дуэли представителей высшего света, еще в первоначальной редакции (без последних 16 стихов) быстро разошлись по городу в многочисленных списках. И.И.Панаев писал, что «стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми» (И.И.Панаев. Литературные воспоминания. ГИХЛ, 1950, стр. 96).
Правительственные круги и реакционная часть светского общества защищали Дантеса и распускали клеветнические слухи о Пушкине. С. А. Раевский писал в своих показаниях, что к больному Лермонтову приехал его двоюродный брат, камер-юнкер Н.А.Столыпин, и, передавая мнения этих кругов, «отзывался о Пушкине невыгодно, говорил, что он себя неприлично вел среди людей большого света, что Дантес обязан был поступить так, как поступил... настаивал, что иностранцам дела нет до поэзии Пушкина, что дипломаты свободны от влияния законов, что Дантес и Геккерн, будучи знатные иностранцы, не подлежат ни законам, ни суду русскому...».
В ответ на эти толки Лермонтов и написал дополнительные 16 стихов, которые также быстро разошлись и имели еще больший успех. Политическая острота стихотворения, гневное обличение придворной аристократии вызвало недовольство правительства. И когда Николай I получил копию стихотворения с надписью «Воззвание к революции», против Лермонтова и Раевского, участвовавшего в распространении стихов, было начато дело. 21 февраля 1837 года они были арестованы. 25 февраля Николай I отдал приказ: «Лейб-гвардии гусарского полка корнета Лермонтова перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк, и губернского секретаря Раевского выдержать под арестом на гауптвахте один месяц и потом отправить в Олонецкую губернию на службу, по усмотрению тамошнего гражданского губернатора». Таким образом, Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию. См. страницу "Лермонтов в Петербурге" на сайте "К уроку литературы" .
Необычен характер лермонтовского стихотворения: сочетание элегического и ораторского начал. Отзвуки пушкинских тем и образов придают особую убедительность позиции Лермонтова как наследника пушкинской музы. (вернуться)

6. «невольник чести» – цитата из поэмы Пушкина «Кавказский пленник». (вернуться)

7. «Поникнув гордой головой» – реминисценция стихотворения «Поэт». (вернуться)

8. Свет – (иноск.) высший свет, избранное (выдающееся по своему положению) общество. (вернуться)

9. Све́точ – (устар.) большая свеча, факел. (вернуться)

10. «Как тот певец неведомый, но милый» – и далее Лермонтов вспоминает о Владимире Ленском (из «Евгения Онегина»). (вернуться)

11. «Зачем от мирных нег и дружбы простодушной» – и след. близки к элегии Пушкина «Андрей Шенье» («Зачем от жизни сей, ленивой и простой, Я ринулся туда, где ужас роковой...»). (вернуться)

12. "венец терновый" – иносказательно: символ страдания. В Евангелиях Нового Завета говорится о колючем венце из тёрна (терновника), который надели на голову Иисуса римские воины перед его казнью на кресте (от Матфея, гл. 27, ст. 29; от Марка, гл. 15, ст. 17; от Иоанна, гл. 19, ст. 2): «И воины, сплетши венец из тёрна, возложили Ему на голову». (вернуться)

13. Чело́ – лоб. (вернуться)

14. Концовка стихотворения (дополнительные 16 стихов) перекликается с «Моей родословной» Пушкина (характеристика новой знати). (вернуться)

15. Наперсник (устар. от перси - грудь) – любимец, пользующийся особым доверием и благосклонностью кого-либо. (вернуться)

16. Стихотворение "Пророк" – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1844, т. 32, № 2, отд. I, стр. 197). Датируется маем – началом июля 1841 года по положению в записной книжке.
Лермонтовский «Пророк» является своеобразным продолжением стихотворения Пушкина под тем же заглавием («Пророк», 1826 г.). Если Пушкин ставит вопрос об огромном общественном значении поэта и поэзии, то Лермонтов говорит уже о печальной судьбе поэта-гражданина, осмелившегося выступить с критикой общественных порядков. (вернуться)

17. Пророк – буквально – «говорящий будущее»; в религии: избранник бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее. (вернуться)

18. Очи – глаза (устар.). (вернуться)

19. Завет предвечного – совет Бога. Завет – наставление, совет последователям, потомкам. Предыечный – в христианском богословии – эпитет Бога, в знач. безначальный, искони существующий. (вернуться)

20. Тварь – живое существо ( первонач. в религиозных представлениях – то, что сотворено богом) (книжн. устар.). (вернуться)

21. Как презирают все его... – возможно, последние строки стихотворения Лермонтова были полемическим ответом на евангельское изречение из Апостола Павла, выписанное В. Ф. Одоевским для Лермонтова перед его отъездом на Кавказ в Зап. книжку: «Держитеся любве, ревнуйте же к дарам духовным да пророчествуете. Любовь же николи отпадает». (вернуться)

22. Поэт ("Отделкой золотой блистает мой кинжал") – впервые напечатано в «Отеч. записках» (1839, т. 2, № 3, отд. III, стр. 163–164). Датируется по содержанию 1838 годом.
Стихотворение является выражением декабристских представлений о высоком назначении поэта – побуждать сердца сограждан к борьбе за политическую свободу. (вернуться)

23. Булат (булатная сталь, от перс. пулад – сталь) – литая углеродистая сталь со своеобразной структурой и узорчатой поверхностью. (вернуться)

24. Бранный – здесь: военный, боевой. (вернуться)

25. Кольчуга – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (вернуться)

26. Свет – (иноск.) высший свет, избранное (выдающееся по своему положению) общество. (вернуться)

27. Фимиам – ладан, благовонное вещество, сжигаемое при богослужениях. (вернуться)

28. «колокол на башне вечевой» – вече (вещать завет) народное собрание, совещание, мирская сходка. Вечевой – колокольный звон для созыва сходки и сама башня. Здесь: обращение к теме древней новгородской вольности, воспевавшейся декабристами. (вернуться)

29. «осме́янный пророк» – этот образ лег в основу позднейшего стихотворения Лермонтова «Пророк». Пророк – буквально – «говорящий будущее»; в религии: избранник бога на земле, открывающий его волю и смысл истории – прошедшее. (вернуться)

 
 
Тарханы. Общий вид усадьбы.
В.К.Куинджи с работы Н.Гарднера 1881 г.
Иллюстрации к изучению биографии М.Ю.Лермонтова
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика