Тема Родины в в лирике Лермонтова. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Е. А. Сушкова (1812—1868)
Миниатюра работы неизвестного художника. 1830-е годы
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

ЛИРИКА

9 класс[1]


Урок 45. М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

Урок 46. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Урок 47. М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта

Урок 48. М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

Урок 49. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта. Урок развития речи 5


УРОК 48
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ПОЭТА


Основное содержание урока
Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума». Тема России и её своеобразие: «Родина». Характер лирического героя поэзии Лермонтова. Поэзия М. Ю. Лермонтова в критике В. Г. Белинского. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика лирического героя.

I. Эпоха безвременья в лирике поэта: «Предсказание», «Дума».
Стихотворения в актёрском исполнении

Поэтическая «пятиминутка» из стихотворений М. Ю. Лермонтова о Родине,

изученных ранее и прочитанных самостоятельно:

«Жалобы турка»,
«Прощай, немытая Россия…»,
«Тучи»,
«Новгород» и др. (по выбору учителя).

Литературовед А. М. Гуревич так написал о М. Ю. Лермонтове:
«Его творчество равно поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты, причём эти начала теснейшим образом взаимосвязаны. Глубина и сила разочарования выступают как прямое следствие повышенной требовательности к людям, миру, к самому себе».

Возможно ли соединить любовь к Родине с «беспощадностью отрицания» и «повышенной требовательностью к миру»? Обоснуйте свой ответ.

II. Слово учителя о связях между революционными настроениями в Париже и положением в России летом 1830 года
с включением сообщения учащегося об истории создания стихотворения «Предсказание» (см. материал ниже).

III. Групповая работа:

Группа 1. «Предсказание».
(см. стихотворение ниже):

Прослушайте стихотворение в актёрском исполнении.

Ответьте на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какое настроение вызывает это стихотворение?

В каких образах и картинах рисуется состояние России?

Каким автор рисует «мощного человека»? Станет ли он спасителем России?

Можно ли считать автора стихотворения провидцем, поэтом-пророком? Докажите свою точку зрения.

*Какой смысл выявляется в том, что весь текст — это одна сложная синтаксическая конструкция?

*Как помогают понять смысл стихотворения цветовые образы?

IV. Сообщение учителя о жанре стихотворения «Дума»:

— «Если под сатирою должно разуметь… громы негодования, грозу духа, оскорблённого позором общества, то „Дума“ Лермонтова есть сатира…» (В. Г. Белинский).

— «Что это здесь за ужасная эпитафия всему молодому поколению?» (С. П. Шевырёв).

— «„Дума“ — своеобразная социальная элегия… непохожая на элегии сентиментально-романтической литературы…» (У. Р. Фохт).

Вспомните жанровые черты сатиры, эпитафии и элегии.

Есть ли в стихотворении «Дума» черты жанра думы? Обоснуйте своё мнение.

Почему черты таких разных жанров обнаружены в одном и том же стихотворении?

Группа 2. «Дума» (см. стихотворение ниже):

Какие чувства вызывает это стихотворение: гнев, иронию, горечь, грусть, скорбь? Обоснуйте свой ответ.

Задание из раздела учебника «Развиваем дар слова». На какие логические части делится стихотворение?

*Проанализируйте видо-временные особенности глаголов. Какой смысл при этом выявляется?

Почему в финале поэт называет своё поколение толпой?

Как соотнесены образы «отцов» и «детей»? Какой приговор выносит им автор?

Как эти роли меняются в последнем четверостишии?

В чём богатство изобразительно-выразительных средств, использованных автором?

Группа 3. «Дума».

В чём упрекает автор своё поколение?

Почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение я, а далее мы?

Вопросы 1—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Дума»).

Какой характер придаёт стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)?

Почему ритм стихотворения замедленный? Какими средствами это достигается?
(Много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки.)

Почему моральная позиция лирического я отличается чрезвычайно высокими требованиями к духовной жизни человека?

Тема России и её своеобразие

Группа 4. «Родина»
(см. стихотворение ниже):

Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Задание из раздела учебника «Развиваем дар слова».

На какие логические части делит стихотворение автор?
(1—6-й стихи — первая часть; 7—14-й стихи — вторая часть; 15—26-й стихи — третья часть. Части различаются особенностями ритма, который указывает на изменение поэтических интонаций.)

Почему поэт называет свою любовь к Отчизне странной?

Какую мысль выражает инверсия в первом стихе?

Какова роль анафоры в первой строфе?

Какие художественные средства создают интонации задумчивости, неторопливого размышления?

Какой образ Родины создаёт автор?

Какие изменения происходят в поэтическом пространстве второй части?

Почему, когда речь идёт о путешествии в телеге, стих становится длинным, шестистопным?

Какой смысл имеет цветовая гамма третьей части?

Как меняется в ней поэтическое пространство?

Почему простые, неизящные картины деревенского праздника отрадны для поэта?

Какие чувства связаны у него с образом Родины?

V. Групповая практическая работа.
Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции
:

ТАБЛИЦА
Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции
Группы
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Антитеза
Анафора
1. «Предсказание»
         
         
         
         
         
2. «Дума»
         
         
         
         
         
3. «Дума»
         
         
         
         
         
4. «Родина»
         
         
         
         
         
Выводы. Функции изобразительно-выразительных средств
         
         
         
         
         


VI. Характер лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова.
Поэзия Лермонтова в критике В. Г. Белинского

Обобщающая беседа:


Докажите, что лирический герой М. Ю. Лермонтова похож на романтических героев.

Как лирический герой хочет освободиться от мира лжи и обмана?
(Свобода от мира-маскарада, по Лермонтову, не в смерти, а в поисках заветного слова, чистого звука, которые возрождают душу. Естественный человек с его простотой, искренностью, лишённый злого влияния света, — вот духовный идеал поэта.)

*Изучите фрагменты статьи В. Г. Белинского «Стихотворения Лермонтова» (по выбору учителя).

Какие оценки образа Родины в стихах Лермонтова актуальны и сегодня?

Итоговый вопрос:

В чём своеобразие стихов Лермонтова о Родине?

Домашнее задание

Выучить наизусть и письменно проанализировать одно из стихотворений Лермонтова о Родине.

Подготовить сообщение на тему «Странная любовь к Родине в поэзии М. Ю. Лермонтова»
или мини-эссе на тему «Облик лирического героя поэзии М. Ю. Лермонтова» (по выбору учащихся).

Ответить на вопросы и выполнить задания из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Я жить хочу! хочу печали…»).

Индивидуальные задания.

Выполнить одно из «Творческих заданий» учебника и задание из раздела «Опыт литературоведческого исследования» (после статей о романе «Герой нашего времени»).

Подготовить устное высказывание на тему «Мотивы лирики М. Ю. Лермонтова».

Выписать ключевые цитаты о стихах о Родине из статьи Белинского «Стихотворения Лермонтова».

Следующий урок: Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике М. Ю. Лермонтова. Урок развития речи 5 >>>


ЖИЗНЬ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(1814 – 1841)


Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Основные ее вехи хорошо известны. Детство поэта, омраченное несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах. Болезненный ребенок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая нежно любила его, заботилась о его здоровье и воспитании, возила в Подмосковье и на Кавказские воды. Затем благородный пансион при Московском университете и университет, из которого Лермонтов ушел в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании ее он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. За стихотворение «Смерть Поэта» (1837) Лермонтов был выслан на Кавказ. Не успела миновать эта гроза, как за дуэль с сыном французского посланника последовала вторая ссылка, и снова на Кавказ, где шла война с горцами. В ту пору Лермонтов уже приобрел известность у читающей публики: в «Отечественных записках» печатались главы из романа «Герой нашего времени», вскоре вышедшего отдельным изданием (1840), появился сборник стихотворений. Однако оставить службу не удалось, власти не разрешали выйти в отставку. На Кавказе Лермонтов и погиб: у подножия горы Машук во время дуэли пуля сразила поэта.

Раскрывая историческую характерность и своеобразие поздней, зрелой поэзии Лермонтова, Белинский писал, что ее пафос (идейно-эмоциональное наполнение) заключается в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Идея освобождения человека из-под всякого гнета нашла в поэте горячего сторонника и защитника.

Лирика поэта отразила важнейшие перемены в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы. В ранней ученической лирике очевидны усвоенные из романтической литературы мотивы и стремление жить в согласии с идеалом. Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в мире, в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду...»), желание испытать судьбу, помериться с роком роднят его с поэтами-декабристами. Но никто не требует от поэта и его лирического героя отваги — эта жертвенная самоотдача выглядит ненужной и напрасной.

Герой зрелой лирики жаждет душой объять всю Вселенную, он хочет обрести единство с природой, с историей, с «простыми» людьми. Но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу.

В поздней лирике Лермонтов избегает открытой эмоциональности, становится строже в лирических высказываниях. Поэт более чуток к духовным процессам, к их логике.

Уже при жизни Лермонтов был признан преемником Пушкина. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ЖАЛОБЫ ТУРКА
(Письмо. К другу, иностранцу)
М. Ю. Лермонтов
[2]

Ты знал ли дикий край, под знойными лучами,
Где рощи и луга поблекшие цветут?
Где хитрость и беспечность злобе дань несут?
Где сердце жителей волнуемо страстями?
         И где являются порой
Умы и хладные и твердые как камень?
Но мощь их давится безвременной тоской,
И рано гаснет в них добра спокойный пламень.
Там рано жизнь тяжка бывает для людей,
Там за утехами несется укоризна,
Там стонет человек от рабства и цепей!...
         Друг! этот край... моя отчизна!

*
Р. S. Ах! если ты меня поймешь,
            Прости свободные намеки;
            Пусть истину скрывает ложь:
            Что ж делать? — Все мы человеки!...
1829
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 49.
(вернуться к уроку)

ПРОЩАЙ,
НЕМЫТАЯ РОССИЯ...
М. Ю. Лермонтов
[3]

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые[4],
И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей[5],
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
1841
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954–1957. Т. 2. Стихотворения, 1832–1841. – 1954. — С. 191.
(вернуться к уроку)

ПРЕДСКАЗАНИЕ
М. Ю. Лермонтов
[6]

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет всё ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
1830
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 136.
(вернуться к уроку)

«ПРЕДСКАЗАНИЕ» — первое из серии политических стихотворений Лермонтова (1830).

Лето 1830, насыщенное политич. событиями — восстание в Польше, революция во Франции, обострило внимание Л. к политич. проблемам. Отношение к ним поэта не было однозначным. Он с сочувствием отнесся к польскому восстанию [«10 июля (1830)»], но с негодованием отверг попытку иностр. вмешательства в польские дела («Опять народные витии»). Л. приветствовал революцию и свержение тиранич. режима во Франции [«30 июля — (Париж) 1830»], не оставив сомнения в том, что таково же его отношение к тирании вообще («Новгород», «Пир Асмодея»); вместе с тем его тревожила мысль о том, что падение традиц. форм власти может привести к анархии. Именно этот мотив лежит в основе «Предсказания», где развернута апокалиптич. картина социального хаоса, беззакония и убийства. Нарочито сдержанный, без эмоционального нажима тон, каким перечисляются грядущие беды, эффектно контрастирует с содержат. стороной создаваемых поэтом образов. Лексико-интонац. суровость подкреплена живописными средствами — мрачной гаммой черно-белых тонов с отсветом «зарева» и «крови» (черный цвет и, в частности, выражение «черный год» здесь очень многозначительны: так нередко называли тогда Крест. войну под предводительством Е. И. Пугачева).

На настроении, в к-ром создавалось стих., лежит отпечаток т. н. «холерных бунтов», прокатившихся в то лето по южным — юго-вост. р-нам России, и прежде всего весть о том, что 3 июня 1830 во время одного из таких бунтов был убит родной брат бабушки Л. — губернатор Севастополя Н. А. Столыпин. Однако политич. мотивировка стих. имеет и более глубокие корни: Л. явно проецирует на Россию опыт Франц. революции (1789—94), к-рая в соответствии с господств. представлениями той поры (воспринятыми, очевидно, через политич. стихи А. С. Пушкина — «Вольность», «Андрей Шенье») рисовалась Л. по схеме: низвержение законной власти — анархия и кровавый террор — узурпация власти воен. диктатором (Наполеоном). Именно так и развиваются события в «Предсказании»: вслед за падением «короны» наступит период анархии («Когда детей, когда невинных жен / Низвергнутый не защитит закон»), эпидемий («Когда чума... / Начнет бродить среди печальных сел...»), голода («И станет глад сей бедный край терзать...») и гражд. войны («И зарево окрасит волны рек...»). Полагая, что народ обладает достаточной силой, чтобы свергнуть самодержавие, Л. сомневался в устойчивости народовластия; по мысли поэта, в конечном счете восторжествует диктатура «сильной личности», к-рой в стих. придано портретное сходство с Наполеоном: «И будет все ужасно, мрачно в нем, / Как плащ его с возвышенным челом» (ср. в стих. «Наполеон», 1830: «Сей острый взгляд с возвышенным челом»). Ту же схему Л. развернет позже в поэме «Сашка» («И кровь с тех пор рекою потекла, / И загремела жадная секира...»; «Меж тем как в тайне взор Наполеона / Уж зрел ступени будущего трона...», строфы 77—80) и в несколько завуалированной форме в «Последнем новоселье». В автографе позднейшая приписка Л.: «(это мечта)», что в словоупотреблении того времени могло означать «видение», «фантазия».

Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — без двух последних стихов, с искажениями — в «Стихотворениях М. Ю. Лермонтова, не вошедших в последнее издание его сочинений» (Берлин, 1862, с. 19). Датируется по положению в тетради.
Источник: Статья Л. М. Аринштейна. Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." — М.: Сов. Энцикл., 1981.
(вернуться к уроку)

ДУМА
М. Ю. Лермонтов
[7]

Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
         В бездействии состарится оно.
         Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
         Как пир на празднике чужом.
       К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
         Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
         Неверием осмеянных страстей.
Едва касались мы до чаши наслажденья,
         Но юных сил мы тем не сберегли;
Из каждой радости, бояся пресыщенья,
         Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства –
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
         Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
         Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
         Ни гением начатого труда.
И прах[8] наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
         Над промотавшимся отцом.
1838
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — С. 113—114.
(вернуться к уроку)

Стихотворение «Дума» (1838).

В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого — ни подвигов, ни актов гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Жизнь, но его мнению, протекала однообразно и скучно. Такая участь не удовлетворяла поэта. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума».

В современном мире поэт не видит напряженных страстей, энергии. Знаменитая элегия «Дума» прозвучала как бы проклятием, похоронной песнью потерянному поколению. Трусость выдвигается причиной рабства, рабство следствием бездействия. Свойства поколения обнажены с беспощадной трезвостью. Лермонтов стремился сохранить сдержанную сосредоточенность и не дать волю эмоциям, которые переполняли его. Но за этой сдержанностью чувствуется, что поэт исполнен негодования, которое временами вырывается наружу в откровенно оценочных эпитетах: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы». Внутри единой и цельной поэтической мысли живет напряженный конфликт между сдержанностью тона и взволнованностью:

И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

Такой характер поэтической мысли приводит к противоречию между смысловой законченностью фразы и эмоциональной выделенностью отдельного слова. Каждая фраза, каждая часть завершены, причем эта завершенность подчеркнута поэтическими формулами, тяготеющими к афористичности(1) («Печально я гляжу на наше поколенье!», «К добру и злу постыдно равнодушны...», «И ненавидим мы, и любим мы случайно...» и др.). По каждая законченная в смысловом и интонационном значении часть не вмещает всей авторской эмоции, которая как бы разрывает их рамки.

1. Т. е. краткой, меткой, изящной речи.

Поэтическая мысль стихотворения развивается от элегии к «высокой» сатире, близкой к оде, но только насыщенной горькой и скорбной иронией. Эта ирония подчеркивает трагизм ситуации и ее неразрешимость, безысходность.

Основную эмоционально-смысловую нагрузку в первой части несут слова, освещенные традицией элегического романтизма: «печально», «состарится», «томит», «вянем». Другой стилистический пласт — слова философского и отчасти общественно-политического содержания: «познанья», «сомненья», «бездействии», «добру и злу», «борьбы», «властию», «рабы». Они придают элегии характер философского размышления(2).

2. Философское размышление — богатое глубокими, обобщающими мыслями.

На этом фоне интонационно-выразительно звучат слова ораторского стиля: «постыдно», «позорно», «презренные». Они подготавливают высокую романтическую ноту:

Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!

Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют. Выразительный эффект достигается игрой поэтических и прозаических оборотов: «мечты поэзии», «создания искусства», «восторгом сладостным», «чаши наслажденья» и «остаток», «касались». Сюда же нужно отнести употребление контрастных понятий и слов («ненавидим» — «любим», «ни злобе» — «ни любви», «холод» — «огонь», «забавы» — «разврат», «спешим» — «назад», «к гробу» — «насмешливо», «царствует» (т. е. величаво-спокойно господствует) — «кипит»), Лермонтов последовательно снимает покров романтики с поколения.

В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок («ни мысли плодовитой», «ни гением начатого труда», «судья», «гражданин», «потомок», «оскорбит», «презрительным»). Здесь уже совершенно нет былой элегичности. Вместо нее — бытовой, обыденный план («Насмешкой горькою обманутого сына/Над промотавшимся отцом»). Чем дальше развенчивается поколение, тем прозаичнее стиль. Последнее сравнение передает ироническую и горькую правду о поколении, жизнь которого протекает пошло, безрадостно. В этом заключается его общественная трагедия. Однако моральная опустошенность поколения по контрасту вызывает представление о высоте лермонтовских запросов к жизни и глубину его понимания современности.

Сочетание в «Думе» различных стилистических пластов, смена интонаций свидетельствуют о жанровом своеобразии стихотворения. В «Думе» совмещены признаки различных жанров — «унылой» и философской элегии, гражданской оды, высокой сатиры.

Память о том или ином жанре вызывается словом и стилем. Лермонтов, подобно Пушкину, мыслит уже не жанрами и их признаками, а стилями. Этот переход от мышления жанрами к мышлению стилями характеризует развитие русской литературы от начала XIX века к его концу.

Сложность лермонтовской позиции в «Думе» заключается в том, что поколение осуждается личностью, которая не отделяет себя от поколения. Лермонтов чувствовал, что и он заражен неверием в лучшее, что и его чувства становятся холодными, что и он не испытывает надежд на счастье.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие свойства поколения обнажены в элегии «Дума»?

2. Какую роль играют в произведении ораторский стиль, слова общественно-политического содержания (познанья, сомненья, бездействия и пр.), поэтические и прозаические обороты?

3. В чем сложность лермонтовской позиции в «Думе»?

4. Объясните слова и словосочетания, подумайте над синонимами к ним: грядущее, бремя, бездействие, постыдно равнодушны, презренные рабы, иссушили ум, пресыщение, насмешка горькая. Какие из этих слов и словосочетаний могут обогатить обычную разговорную речь?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

РОДИНА
М. Ю. Лермонтов
[9]

Люблю отчизну я, но странною любовью!
      Не победит ее рассудок мой.
      Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

      Но я люблю – за что, не знаю сам –
      Ее степей холодное молчанье,
      Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
         Люблю дымок спаленной жнивы[10],
         В степи ночующий обоз[11],
         И на холме средь желтой нивы[12]
         Чету белеющих берез.
         С отрадой, многим незнакомой,
         Я вижу полное гумно[13],
         Избу, покрытую соломой,
         С резными ставнями окно;
         И в праздник, вечером росистым,
         Смотреть до полночи готов
         На пляску с топаньем и свистом
         Под говор пьяных мужичков.
1841
Источник: Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. — 2-е, испр. и доп.. — Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1979. — Т. 1. Стихотворения, 1828—1841. — С. 460.
(вернуться к уроку)

Стихотворение «Родина» (1841).

В этой «пушкинской», по словам Белинского, «вещи» Лермонтов точными, ясными, прозрачными словами и простыми стихами сказал о Родине и своей любви к ней. Стиль Лермонтова лишен выспренности, патетичности. Он сдержан. Однако поэт не скрыл своей взволнованности, и это сказывается в переменах интонации, в замедлении и убыстрении ритма стиха, в чередовании размеров.

В стихотворении «Родина» Лермонтов назвал свою любовь к Отчизне «странной». В нем ничто не вызывает волнений: ни мир, не нарушаемый войнами, ни «заветные преданья», ни нынешняя «слава», достигнутая кровопролитными сражениями. Любовь Лермонтова к Родине действительно «странная». С одной стороны, его привлекает масштабность, обширность, богатырство (степи холодно безмолвные, леса безбрежные, разливы рек, подобные морям), с другой — ему отрадны и «низкие» картины, деревенский неказистый быт (печальные деревни, дымок спаленной жнивы, ночующий обоз, говор пьяных мужичков). Величественное парадоксально соединено с обыкновенным, повседневным. Отсюда и в тональности «Родины» возвышенное совмещено с умиляющим и трогательным.

Поэт любит природу Родины, широту и безбрежность, любит современную ему деревню, потому что именно в ней наиболее полно и глубоко сохранилась любезная его сердцу патриархальность. Сохранилась, может быть, ценой бедности. Ну, а если есть и достаток («полное гумно»), то это вызывает в нем настоящую «отраду». Здесь живут простые, работящие люди, неравнодушные к красоте («с резными ставнями окно»), цельные, целиком отдающие себя делу или празднику. Он любит деревню, потому что в ней живо согласие людей с природой, между собой, внутри себя и с Богом. Этот уклад исчез или почти исчез из городской жизни, где так мало настоящих людей. Поэтому там не внимают голосу поэта-пророка. Город враждебен поэту, враждебен искусству, которое только обременяет гордых и корыстных его жителей, чуждых всему прекрасному и отпавших от Бога.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему поэт называет свою любовь к Родине странной?

2. Что любит поэт (например, степей холодное молчанье, полное гумно, избу, покрытую соломой, пляску с топаньем и свистом...)? Перечисляя, автор говорит — «за что, не знаю сам...». Согласны ли Вы с тем, что не все из перечисленного достойно любви, например избы, покрытые соломой? И все-таки они милы его сердцу. Как можно это объяснить?

3. Объясните значение слов и словосочетаний, попробуйте найти синонимы: отчизна, странная любовь, заветные преданья, отрадные мечтанья, взором медленным пронзая ночи тень, дрожащие огни печальных деревень. Какие слова Вы включили бы в разговорную речь?
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Жалобы турка – впервые опубликовано, без заглавия и с пропуском заключительных четырех стихов, Н. В. Гербелем в «Стихотворениях М. Ю. Лермонтова, не вошедших в последнее издание его сочинений» (изд. Ф. Шнейдера. Берлин, 1862, стр. 6), полностью — в Соч. под ред. Висковатова (т. 1, 1889, стр. 41).
Датируется 1829 годом по нахождению в тетради II.
Выражая в стихотворении резкий протест против самодержавно-крепостнических порядков в России, Лермонтов маскирует свои революционные настроения заглавием «Жалобы турка». Говоря о России, поэт пользуется здесь обычным для литературы того времени способом маскировки политических тем, заменяя Россию Турцией. (вернуться)

3. «Прощай, немытая Россия...» – впервые опубликовано с цензурными искажениями в «Русск. старине» (1887, № 12, стр. 738–739). Датируется предположительно концом апреля 1841 года, когда Лермонтов находился в Петербурге и вновь, в 48 часов, был выслан на Кавказ. В стихотворении с наибольшей политической остротой выразилось отношение Лермонтова к самодержавно-полицейскому режиму николаевской России. (вернуться)

4. Мундиры голубые... в 19 – нач. 20 в. иносказательное название жандарма. Мундиры голубого цвета носили жандармы Третьего отделения Канцелярии российского императора Николая I. (вернуться)

5. Паша – здесь в переносн. знач.: в России "пашами" называли жандармов, которые носили "голубые мундиры". Паша – почетный титул высших должностных лиц в Османской империи. (вернуться)

6. Предсказание – впервые опубликовано без последних двух стихов и с некоторыми искажениями в «Стихотворениях М. Ю. Лермонтова, не вошедших в последнее издание его сочинений» (Берлин, 1862, стр. 19).
Датируется 1830 годом по нахождению в тетради VI.
В автографе рядом с заглавием — приписка Лермонтова в скобках: «Это мечта». В стихотворении «Предсказание» явственнее всего выражены мысли Лермонтова о грядущих революционных потрясениях.
Стихотворение написано под впечатлением многочисленных крестьянских восстаний 1830 года, которые особенно участились в связи с распространением в ряде губерний эпидемии холеры. См. статью Н. А. Полевого в «Московском телеграфе» 1831 г., т. 37, № 1: «Историческое обозрение 1830-го года». (вернуться)

7. Дума – впервые напечатано в «Отеч. записках» (1839, т. I, № 2, отд. III. стр. 148–149). В «Стихотворениях» 1840 года датируется 1838 годом.
Стихи 13–16 восходят к стихам 6–9 стихотворения 1832 года «Он был рожден для счастья, для надежд», стихи 17–24 повторяют тему, а отчасти и образы стихов 12–16 стихотворения 1829 года «Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете»).
В этом стихотворении выражены раздумия Лермонтова о судьбе своего поколения, его мысли о положении лучших представителей современного общества в условиях николаевской реакции. Именно как выражение дум и настроений передовой молодежи 30-х годов это стихотворение и было воспринято читателями. Белинский высоко оценил и художественные достоинства и идейное содержание «Думы». Наряду с «алмазною крепостию стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти», великий критик отмечал, что в этом стихотворении люди «нового поколения» найдут разгадку «собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней...» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 39, 40). (вернуться)

8. Прах – здесь: то, что осталось от тела умершего. (вернуться)

9. Родина – датируется началом 1841 года по времени появления в печати.
В. Г. Белинский 13 марта 1841 года писал В. П. Боткину: «Лермонтов еще в Питере. Если будет напечатана его Родина — то, аллах керим, — что за вещь — пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских» (В. Г. Белинский. Письма, т. 2. СПб., 1914, стр. 227).
H. А. Добролюбов в статье «О степени участия народности в развитии русской литературы» (1858) отмечал, что «Лермонтов... обладал, конечно, громадным талантом и, умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе. Доказательством служит его удивительное стихотворение „Родина“, в котором он... понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно» (Добролюбов, т. 1, 1934, стр. 238). (вернуться)

10. Жнива – солома, оставшаяся на поле после жатвы; поле, с которого снят хлеб. (вернуться)

11. Обоз – вереница подвод или повозок, перевозящих какие-либо грузы. (вернуться)

12. Нива – засеянное поле; пашня. (вернуться)

13. Гумно́ – огороженный участок земли (или сарай) в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба. (вернуться)

 
 
Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1835 г. ЛБ.
Гос. публ. библиотека им. В. И. Ленина, Москва.
 
Пейзаж с двумя березами.
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828—1832 г.
Альбом М. М. Лермонтовой, л. 62. ПБ. (Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина, Санкт-Петербург)
 
Тройка, выезжающая из деревни.
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1832 — 1834 г. ИРЛИ
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика