Пушкин А. С. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Кипренский О.А. Портрет А.С.Пушкина. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
О.А. Кипренский.
Портрет Анны Алексеевны Андро-Олениной. Вариант 1828 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 
А. П. Керн.
Рисунок Пушкина на черновике статьи «О публикации Бестужева-Рюмина в «Северной Звезде»». Октябрь 1829 года. (источник: Литературные места России. Москва: Издательство "Советская Россия", 1987)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

ЛЮБОВЬ КАК ГАРМОНИЯ ДУШ
В ИНТИМНОЙ ЛИРИКЕ ПОЭТА

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 28. А. С. Пушкин: жизнь и творчество. Лицейская лирика

Урок 29. А. С. Пушкин. Лирика петербургского, южного и михайловского периодов

Урок 30. А. С. Пушкин. Тема поэта и поэзии: «Пророк»

Урок 31. А. С. Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта

Урок 32. А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения

Урок 33. А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Урок 34. Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А. С. Пушкина. Урок развития речи 3


УРОК 31
А. С. ПУШКИН. ЛЮБОВЬ КАК ГАРМОНИЯ ДУШ
В ИНТИМНОЙ ЛИРИКЕ ПОЭТА:
«НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА…»,
«Я ВАС ЛЮБИЛ: ЛЮБОВЬ ЕЩЁ, БЫТЬ МОЖЕТ…»

Основное содержание урока

Одухотворённость и чистота чувства любви. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихов о любви.

I. Концерт-миниатюра из ранних стихов А. С. Пушкина о любви: например:

«Элегия» («Счастлив, кто в страсти сам себе…»),
«Желание» («Медлительно влекутся дни мои…»),
«Наслажденье» («В неволе скучной увядает…»),
«Пробуждение» («Мечты, мечты, где ваша сладость?..») и др.

Какой представлял Пушкин юношескую любовь?

II. Актуализация знаний о теме любви в творчестве А. С. Пушкина:

— Каково отношение Пушкина к теме любви? Как оно проявилось в сказках поэта, «Повестях Белкина», «Дубровском», «Капитанской дочке»?

— Как отразилась тема любви в стихотворениях Пушкина «Зимнее утро», «Дорожные жалобы», «Признание» («Я вас люблю, — хоть я бешусь…»)?

— Почему в стихотворении «К***» («Я помню чудное мгновенье…») Пушкин считает любовь источником творчества и вдохновения?

— *Как понять слова из трагедии «Каменный гость»: «…Из наслаждений жизни / Одной любви музыка уступает; / Но и любовь — мелодия…»?

— *Прочитайте стихотворение Д. Быкова «Фантазии на темы русской классики» (см. стихотворение ниже):

Какие пушкинские мотивы отразились в нём? Как оно связано со стихами Пушкина о любви?

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Встреча с Н. Н. Гончаровой» (см. статью ниже)

— Почему А. С. Пушкин в конце 1829 года «подумывал о деревне или о путешествии»?

— Какое впечатление произвела на него встреча с Н. Н. Гончаровой?

— Какую роль в его жизни сыграло самовольное путешествие на Кавказ?

— С какой целью Пушкин задумал издание «Литературной газеты»? Какова дальнейшая судьба этого издания?

— Какие лирические шедевры создал Пушкин в начале 1830-х годов?

IV. Прослушивание актёрского чтения и обсуждение
стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...»
(см. стихотворение ниже):
Слушать стихотворение в исполнении Вс. Аксенова, зап. 1953 г. (00:38):

— Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

— Главное настроение стихотворения — «светлая печаль». Как понять эти слова?

— Как взаимодействуют в стихотворении мир внешний, природный и внутреннее состояние лирического героя?

— На какие композиционные части делится текст? Определите и прокомментируйте ключевые образы каждой части.

— *В чём смысл отсутствия глагольной лексики при описании «светлой печали» и увеличения количества глаголов в трёх последних стихах?

— Прокомментируйте два последних стиха. Почему сердце лирического героя не может не любить?

— *Где находится лирический герой, если горы Грузии кажутся ему холмами? Какой характер придаёт переживанию его «вселенский» масштаб?

— *Как и почему меняется цветовой колорит текста: «ночная мгла» — «печаль светла» — «сердце вновь горит»?

— Почему в финале чувство любви приобретает обобщённый характер?

— Прочитайте статью учебника «„На холмах Грузии лежит ночная мгла…“ (1828)» (см. статью ниже):

Выпишите из неё важные особенности стихотворения.
(Работа может быть завершена дома.)

— Прослушайте романс Н. Римского-Корсакова «На холмах Грузии…».

Что нового добавляет пушкинскому тексту музыкальное сопровождение и мастерство исполнителя?


V. Прослушивание актёрского чтения и обсуждение стихотворения Пушкина «Я вас любил: любовь ещё, быть может...» (см. стихотворение ниже):

— Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Как меняется характер лирического переживания по ходу текста?

— Почему в стихотворении трижды повторяется фраза «я вас любил»? Какой смысл в том, что глагол «любить» стоит в прошедшем времени?

— Какое чувство вызывает у поэта неудавшаяся любовь: разочарование, скорбь, гнев, смирение, благородство, иронию? Объясните свой выбор.

— Главное место в стихотворении занимают переживания поэта, а образ возлюбленной лишь намечен. Какой смысл при этом выявляется?

— Прочитайте статью учебника «„Я вас любил: любовь ещё, быть может…“ (1829)» (см. статью ниже):

Выпишите из неё важные особенности стихотворения.
(Работа может быть завершена дома.)

— Прослушайте романс Б. С. Шереметьева «Я вас любил…».

Что нового добавляет стихам музыка и мастерство исполнителя?

Обобщающая беседа:

Как изменилось отношение к теме любви в ранней и поздней лирике?

*Почему пушкинисты не пришли к единому мнению относительно адресатов стихотворений «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» и «Я вас любил; любовь ещё, быть может…»?

VI. Адресаты любовной лирики и стихи, им посвящённые

Групповая работа.
Знакомство с адресатами любовной лирики А. С. Пушкина,

исполнение стихов, им посвящённых, прослушивание романсов на эти стихи.

Отчёты о выполнении домашней поисковой работы.
(При наличии времени знакомству с адресатами любовной лирики Пушкина можно отвести отдельный урок.)

Группа 1. Амалия Ризнич.
«Ночь» («Мой голос для тебя и ласковый и томный…»), «Для берегов отчизны дальной…».

Группа 2. Елизавета Ксаверьевна Воронцова. См. страницу "Рисунки А.С.Пушкина. Е.К. Воронцова" (на сайте "К уроку литературы")
«Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман…».

Группа 3. Мария Николаевна Раевская (Волконская).
«Редеет облаков летучая гряда…», «Не пой, красавица, при мне…».

Группа 4. Анна Алексеевна Оленина.
«Предчувствие» («Снова тучи надо мною…»), «Город пышный, город бедный…».

Группа 5. Наталия Николаевна Гончарова (Пушкина).
«Мадонна», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…».

План выступления групп:

1. Сообщение об адресате любовной лирики, её встречах с поэтом.

2. Показ портретов.

3. Выразительное чтение стихотворений.

4. Комментарии к ним.

5. Анализ одного из стихотворений в каждой группе (по выбору учителя).

VII. Прослушивание романсов на стихи А. С. Пушкина:
А. П. Бородина «Для берегов отчизны дальной…», С. В. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне…» и др.
(О стихах, посвящённых А. П. Керн, школьники узнали в 8 классе.)

Обобщающая беседа:

Вопрос 6 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»).

Литературовед Р. Белоусов (см.: «Я помню чудное мгновенье…» / сост. Р. Белоусов. — М., 1988.) написал: «Установление адресатов лирики Пушкина помогает прочтению истории движений его души».

Подтвердите или опровергните это мнение.

Итоговые вопросы:

Докажите, что любовь, по мнению А. С. Пушкина, это высшее проявление духовной жизни человека.

В чём обобщённый смысл стихов Пушкина о любви?

Домашнее задание

Заполнить шестую графу хронологической таблицы.

Выучить одно из стихотворений А. С. Пушкина.

Сделать его письменный анализ или ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный альбом «Две Болдинские осени в творчестве Пушкина».

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Бесы» и другие стихотворения >>>




ЭЛЕГИЯ
А. С. Пушкин
[2]

Счастлив, кто в страсти сам себе
Без ужаса признаться смеет;
Кого в неведомой судьбе
Надежда робкая лелеет;
Кого луны туманный луч
Ведет в полночи сладострастной;
Кому тихонько верный ключ
Отворит дверь его прекрасной!

Но мне в унылой жизни нет
Отрады тайных наслаждений;
Увял надежды ранний цвет:
Цвет жизни сохнет от мучений!
Печально младость улетит,
Услышу старости угрозы,
Но я, любовью позабыт,
Моей любви забуду ль слезы!

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. 208.
(вернуться к уроку)


ЖЕЛАНИЕ
А. С. Пушкин
[3]

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. 218.
(вернуться к уроку)


НАСЛАЖДЕНЬЕ
А. С. Пушкин
[4]

В неволе скучной увядает
Едва развитый жизни цвет,
Украдкой младость отлетает,
И след ее — печали след.
С минут бесчувственных рожденья
До нежных юношества лет
Я все не знаю наслажденья,
И счастья в томном сердце нет.

С порога жизни в отдаленье
Нетерпеливо я смотрел:
«Там, там, — мечтал я, — наслажденье!»
Но я за призраком летел.
Златые крылья развивая,
Волшебной нежной красотой
Любовь явилась молодая
И полетела предо мной.

Я вслед... но цели отдаленной,
Но цели милой не достиг!..
Когда ж весельем окрыленный
Настанет счастья быстрый миг?
Когда в сияньи возгорится
Светильник тусклый юных дней
И мрачный путь мой озарится
Улыбкой спутницы моей?
<1816>

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 1. Лицейские стихотворения. — 1937. — С. 222.
(вернуться к уроку)


ФАНТАЗИИ
НА ТЕМЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ
Д. Быков
[5]

Вы прелестны, особенно в синем своем сарафане,
Оттеняющем косу — тяжелую, цвета жнивья.
Вас равно обожают папаша, прислуга, крестьяне
И смешливый соседский помещик, а именно я.

Как меня восхищает веселое ваше уменье
Наших чувств обоюдных ни словом ни выдать при всех!
Ведь мои каждодневные выезды в ваше именье
Возбуждают у сплетников зависть, досаду и смех.

Впрочем, что мне насмешки соседей! Вольно ж им смеяться —
Ведь не им же вы пишете тайно, в конце-то концов!
Наше счастье, бесспорно, давно бы могло состояться,
Но помехой всему несогласие наших отцов.

Эта распря — известная пища для всех балагуров.
О родители наши, далась же им эта трава!
Да к тому же ваш батюшка, этот второй Троекуров,
Утверждает, что я бедокур и сорвиголова.

Ох напрасно он будит до времени спящую бурю,
Я не в силах смотреть равнодушно на ваши черты
и однажды, представьте, действительно набедокурю -
Усмехнется ли он подтвержденью своей правоты?

…Как пленителен май! В голубых небесах спозаранок
Розовеет заря, как улыбка на ваших устах.
Все желают любви. Поселяне зовут поселянок
И превесело тискают их в придорожных кустах.

Все желают любви. Бьют побеги из почвы упругой.
И пока наши родичи делят ведьмачью траву,
Я рыдаю над вашими письмами, ссорюсь с прислугой,
И грызу кулаки, и не знаю уже, как живу!

Нынче вечером, тайной тропой меж темнеющих пашен,
Приходите к обрыву, где старая ива грустит,
А отцовского гнева не бойтесь: не так уж и страшен.
Убежим, обвенчаемся, кинемся в ноги, простит.
1988 год

Источник: Д. Быков. Послание к юноше. - М: РИФ «РОЙ», 1994 г.
(вернуться к уроку)


ВСТРЕЧА ПУШКИНА
С ГОНЧАРОВОЙ


Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. В поздних стихотворениях Пушкин пишет об этом чувстве сдержанно, но тем самым оно предстает значительнее и богаче.

Среди треволнений и забот Пушкин в жизни оставался исключительно радушен, порою весел и даже беспечен, любил бывать в Петербурге в кругу старых друзей, особенно у добрейшего Дельвига, с радостью появлялся в московских и петербургских гостиных. Но светское общество начало надоедать ему, он подумывал о деревне или о путешествии.

На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу, которую только начали вывозить в свет.

Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1829 года поэт просит руки Наталии Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.

Огорченный, Пушкин отправился в давно задуманное, но не разрешенное ему правительством путешествие. Он ехал на Кавказ, где шла война с Турцией.

Путь лежал в ставку генерала Паскевича, командующего русской армией. Вместе с русскими войсками поэт вошел в Арзрум. На юге он написал целый ряд произведений («Путешествие в Арзрум», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Кавказ», «Обвал», «Делибаш»).

По возвращении в Россию Пушкина ждали новые неприятности: за самовольную поездку он получил выговор от Бенкендорфа, в журналах бранили его поэму «Полтава». Пушкин ответил несколькими эпиграммами и заметками. Однако полемику нужно было вести более широко. Поэт давно задумывался о собственном печатном органе. Теперь мечта стала близкой. В Петербурге он нашел немногих старых друзей: лицеистов и «арзамасцев». Благодаря Пушкину несколько литераторов — Жуковский, Дельвиг, Вяземский, Баратынский, Плетнев, Гнедич — объединились с целью основать «Литературную газету», которая вышла в 1830 году. В 1831 году она прекратила свое существование, оставив, однако, заметный след в истории русской журналистики: в ней поощрялись реалистические тенденции в литературе и были заложены основы литературной критики в России.

В эти годы Пушкин создал превосходные лирические произведения: «Зимнее утро», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Что в имени тебе моем?», «В часы забав иль праздной скуки...», «Сонет», «Поэту», «Мадонна», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). В большинстве стихотворений Пушкина нет тоски, скуки, нет муки. В них сохраняется печаль, светлая и чистая.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


НА ХОЛМАХ ГРУЗИИ
ЛЕЖИТ НОЧНАЯ МГЛА...
А. С. Пушкин


На холмах Грузии лежит ночная мгла;
      Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
      Печаль моя полна тобою.

Тобой, одной тобой... Унынья моего
      Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит — оттого,
      Что не любить оно не может.
1829

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829).

В стихотворении отсутствуют яркие и красочные эпитеты. Только две метафоры — «лежит... мгла» и «сердце... горит», но они привычны, широко употребительны в литературной разговорной речи. Все слова и выражения просты: «Мне грустно и легко...», «Унынья моего/Ничто не мучит, не тревожит...», «...Что не любить оно не может». Но вместе они складываются в один музыкальный образ светлой и тихой печали. Любовь, пришедшая к поэту, от него не зависит виновато сердце. И поэт искренне взволнован этой способностью сердца «гореть» и «любить».

Ночному пейзажу в стихотворении соответствует незримый мир души. Оба невидимы. Их соединяет спокойствие, умиротворение. Но состояние природы («ночная мгла») несходно с переживанием героя («печаль моя светла»). Вызвано это тем, что природу созерцает наполненная любовью душа. «Сердце... горит и любит», несмотря на то что ему нет ответа. Неразделенная любовь вызывает печаль, грусть, уныние. Герой испытывает противоречивые, контрастные настроения — «грустно» и «легко», «печаль» и «светла».

Для поэта-романтика эти образы и мотивы служили бы выражением разобщенности героя с возлюбленной и с миром, одиночества, невозможности достижения идеала. У Пушкина иначе: отсутствие взаимности не вносит в душу героя разлад, не отдаляет его от мира. Герой мысленно соединяется с возлюбленной, хотя она и осталась к нему неблагосклонной («Печаль моя полна тобою,/ Тобой, одной тобой...»).

Любовь героя, даже если она безответная, смягчает страдание, вызванное неразделенностью чувства. Не отменяя ни грусти, ни печали, она рождает новые переживания, обогащается новыми оттенками. Поэт с некоторым удивлением замечает, что «грусть» его «легка», печаль «светла», что «унынья моего/Ничто не мучит, не тревожит...». Так появляются необычные поэтические сращения: «грустно и легко», «печаль моя светла». В них контрастные чувства сливаются и становятся нераздельными. Поэт примирил противоречия в душе, гармонизировал их и передал гармонические отношения героя с миром. После Пушкина эти, казалось бы, странные сочетания стали обозначать сложные переживания, связанные с большими чувствами, остающимися неосуществимыми.

Чувство, которое выражено Пушкиным, принадлежит именно ему. И вместе с тем в этом конкретном чувстве каждый узнает нечто ему близкое. Жизненное переживание послужило лишь прототипом переживания художественного, в котором обобщен духовный опыт Пушкина. В жизни каждое чувство сопряжено с массой несущественных потребностей. В лирике оно преображается, очищаясь от всего постороннего и потому ненужного. Вечная тема, так просто и глубоко раскрытая Пушкиным, нашла отражение в музыке. Многие композиторы обращались к этому пушкинскому шедевру.

Теми же свойствами благородной простоты, высокого ума и нежного чувства отмечено и стихотворение «Я вас любил...».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


Я ВАС ЛЮБИЛ: ЛЮБОВЬ
ЕЩЁ, БЫТЬ МОЖЕТ...


Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


«Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829).

Каждый раз, когда поэт говорит о любви, душа его просветляется. Так и в этом произведении. Но в отличие от стихотворения «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» в восьмистишии нет умиротворенности. Здесь чувство Пушкина тревожно, любовь его еще не остыла, она живет в нем. Светлая печаль вызвана безответной любовью. Недаром он вновь и вновь повторяет: «Я вас любил...» Поэт раскрывает перед любимой, но не любящей его женщиной, как была сильна и благородна его любовь:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно...

В этом стихотворении чувство любви вынуждено подчиниться другому чувству — самоотвержения. Поэт сознательно побеждает страсть, потому что покой любимой женщины ему дороже своего неразделенного чувства: «Я не хочу печалить вас ничем». Он желает любимой полного счастья («Как дай вам Бог любимой быть другим») и одновременно возводит свою любовь в такую высокую степень, которой не может достичь никакая другая любовь.

Совершенный отказ от каких-либо личных прав, преклонение перед свободой чувства любимой женщины и вместе с тем сила любви поэта превращают это стихотворение в одно из самых пленительных созданий пушкинского гения. Благородство чувств поэта, окрашенных светлой и тонкой грустью, выражено просто, непосредственно, тепло и, как всегда у Пушкина, чарующе музыкально.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какое из стихотворений о любви кажется Вам более сильным, более полно выражающим чувства автора?

2. Выучите одно из этих стихотворений наизусть, оттенив при чтении очарование поэта красотой, бескорыстие в любви.

3. Объясните слова и словосочетания: печаль моя светла, сердце вновь горит, не хочу печалить, любил безмолвно, безнадежно, то ревностью, то робостью томим. Попробуйте защитить выбор поэтом именно этих, а не других слов для выражения самого высокого чувства человека — чувства любви.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Элегия — печатается по копии неизвестного в лицейской тетради Пушкина (ЛБ № 2364, л. 10 об.). Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 324. (вернуться)

3. Желание — стихотворение датировано 1816 годом в ЛТ (лицейской тетради).
Печатается по основному тексту (до поправок) копии Ф. X. Стевена в лицейской тетради Пушкина (ЛБ № 2364, л. 14). Впервые опубликовано Б. М. Федоровым в альманахе „Памятник Отечественных Муз на 1827 год“, СПб., 1827, стр. 37. В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с посмертного издания (т. IX, 1841 г.). (вернуться)

4. Наслажденье – датируется 1816 годом предположительно.
Печатается по окончательному чтению автографа на отдельном листке (ныне в ПД). Впервые опубликовано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина, т. IX, 1841, стр. 286—287. (вернуться)

5. Фантазии на темы русской классики – Дмитрий Львович Бы́ков (род. 20 декабря 1967, Москва) — русский писатель, поэт и публицист, литературный критик, радио- и телеведущий, журналист, преподаватель литературы, кинокритик.
Для литературы постмодернизма характерны переосмысление и пересмотр классических традиций. Это и обыгрывание известных цитат и сентенций или знакомых сюжетов. Это и варьирование исторических событий и судеб знаменитых людей. Также можно пофантазировать на темы русской литературы, вообразить себя влюбленным в соседскую барышню, видя в ее отце второго Троекурова, и уговаривать ее на побег из родительского дома и на венчание.
Большим любителем таких игр выступает в своем творчестве - и в прозе, и в стихах - Дмитрий Быков. Так, свою книгу «Последнее время. Стихи. Поэмы. Баллады» (М., 2006) он предваряет стихотворением-эпиграфом «Арион», в котором, опираясь на пушкинский первоисточник, предлагает иронический вариант спасения певца в наши дни: «очухался» он в Крыму, услышал призыв Аквилона проснуться и петь, ибо поэт резонирует «с любой напастью: буря, бунт, разлука», но хочет сначала подлечиться: «Поправлюсь, выпью все кокосы И плот построю к сентябрю». (вернуться)

 
 
 
 
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной.
Акварель, 1831—1832
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика