Пушкин А. С. Роман "Евгений Онегин". Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Моды 1826 года. Гравюры К. Афанасьева из журнала "Московский телеграф", 1826.
Моды 20-х годов XIX века (сайт "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

9 класс[1]


Урок 37. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

Урок 38. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

Урок 40. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

Урок 41. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

Урок 42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Урок 43. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Урок 44. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4


УРОК 44
А. С. ПУШКИН. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН».
ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ НА ОДИН ИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ 4

Основное содержание урока
Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос (или контрольное сочинение в формате ГИА).

Основные виды деятельности.
Повторение, структурирование и предъявление знаний о романе. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

I. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос

Актуализация умений отвечать на проблемный вопрос:


1. Прочитайте все проблемные вопросы (они даны ниже). Обдумайте сущность каждого из них.

2. Выберите вопрос, для ответа на который вы располагаете большим фактическим материалом
(знаете содержание произведения, его героев, биографические и историко-литературные факты, связанные с ним, необходимые сведения по теории литературы и литературной критике).

3. Определите главную мысль ответа на проблемный вопрос, которую вы будете обосновывать в своей работе.

4. Запишите кратко в черновике те сведения, которые вы обязательно хотели бы включить в ваш ответ на вопрос.

5. Проанализируйте их и придумайте структуру и логику их включения в работу. Расположите их по порядку в соответствии с логикой вашего замысла.

6. Вспомните «классический канон» написания сочинения: особенности вступления, главной части и заключения.
Не забудьте об отличии ответа на проблемный вопрос от «классического» сочинения (краткое и чёткое вступление, не более 1—2 предложений; компактный, логически и композиционно стройный ответ на вопрос, связные переходы между его частями; обоснованные выводы в заключении).

7. Напишите черновик. Проверьте, все ли мысли и необходимые сведения стоят на нужном месте, нет ли повторений, ухода от темы и проблемы.

8. Отредактируйте черновой вариант ответа. Найдите в нём места возможных фактических, логических ошибок и речевых недочётов.
Проверьте по справочным источникам фактические сведения, в которых вы сомневаетесь. Устраните найденные нарушения логики и речевые недочёты.
Перепишите работу начисто и проверьте её.


II. Примерные проблемные вопросы для домашней контрольной работы:

1. Почему не находит счастья Онегин?

2. Могла ли Татьяна Ларина ответить на любовь Онегина?

3. Какова роль картин природы в композиции романа «Евгений Онегин»?

4. Чем роман «Евгений Онегин» интересен читателям XXI века?

5. *Как в образе автора романа «Евгений Онегин» отразилась личность А. С. Пушкина?

6. *Какой предстаёт Россия на страницах романа «Евгений Онегин»?

7. *Какие философские размышления о жизни отразились в лирических отступлениях романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

III. Коллективное обдумывание основного содержания ответа на каждый вопрос.

Составление и обсуждение 2—3 планов письменных ответов.

IV. Классное контрольное сочинение в формате ГИА

1.
Проанализируйте эпизод «Отповедь Онегина»
(гл. IV, стр. XII—XVI).

Какие черты характера Онегина проявились в его монологе?
Почему он отверг любовь Татьяны?
Сравните эпизод со сценой объяснения Дубровского и Маши Троекуровой из повести А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. XII со слов «Ночь была темна…» до слов «…чтоб отсутствие её не было замечено»; см. текст ниже).
В чём сходство и различия поведения героев этих эпизодов?

2.
Проанализируйте эпизод «Сон Татьяны»
(гл. V, стр. X—XXI).

Как характеризует героиню этот эпизод?
Какие образы эпизода имеют символический смысл?
Сравните сон Татьяны со сном Софьи из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (д. I, явл. IV со слов «Сказать вам сон: поймёте вы тогда» до слов «…и вас обоих нахожу»).
Что общего в этих снах?

3.
Проанализируйте эпизод «Осень»
(гл. IV, стр. XL—XLI).

Каково отношение автора к осени?
Какие признаки реализма проявились в эпизоде?
Сравните описание осени А. С. Пушкиным со стихотворением Н. М. Карамзина «Осень».
Каковы причины различий в этих описаниях?

Домашнее задание

Создать развёрнутый письменный ответ в объёме не менее 200 слов на один из проблемных вопросов.

Индивидуальные задания.

Подобрать материал о юности и раннем творчестве М. Ю. Лермонтова (см. следующий урок), его портретах (см. страницу "Портреты М. Ю. Лермонтова) и памятниках поэту с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устно ответить на вопрос «Каковы основные темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова?» (На примере стихотворений, изученных в 5—8 классах.)

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Сборник ученических исследований «Исторические факты и реальные исторические личности в романе „Евгений Онегин“».

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество >>>




ЭПИЗОД
со сценой объяснения Дубровского и Маши Троекуровой
из повести А. С. Пушкина «Дубровский»
(гл. XII)


Ночь была темна, небо покрыто тучами, в двух шагах от себя нельзя было ничего видеть, но Марья Кириловна шла в темноте по знакомым дорожкам и через минуту очутилась у беседки; тут остановилась она, дабы перевести дух и явиться перед Дефоржем с видом равнодушным и неторопливым. Но Дефорж стоял уже перед нею.

— Благодарю вас,— сказал он ей тихим и печальным голосом,— что вы не отказали мне в моей просьбе. Я был бы в отчаянии, если б вы на то не согласились.

Марья Кириловна отвечала заготовленною фразой:

— Надеюсь, что вы не заставите меня раскаяться в моей снисходительности.

Он молчал и, казалося, собирался с духом.

— Обстоятельства требуют... я должен вас оставить, — сказал он наконец...— Вы скоро, может быть, услышите... Но перед разлукой я должен с вами сам объясниться...

Марья Кириловна не отвечала ничего. В этих словах видела она предисловие к ожидаемому признанию.

— Я не то, что вы предполагаете,— продолжал он, потупя голову,— я не француз Дефорж, я Дубровский.

Марья Кириловна вскрикнула.

— Не бойтесь, ради бога, вы не должны бояться моего имени. Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах. Но вам не надобно меня бояться — ни за себя, ни за него. Всё кончено. Я ему простил. Послушайте, вы спасли его. Первый мой кровавый подвиг должен был свершиться над ним. Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству, в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное видение, и сердце мое смирилось. Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства. Целые дни я бродил около садов Покровского в надежде увидеть издали ваше белое платье. В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия. Их воспоминание будет отрадою печальной моей жизни... Сегодня я получил известие, после которого мне невозможно долее здесь оставаться. Я расстаюсь с вами сегодня... сей же час... Но прежде я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском, знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить, что никогда...

Тут раздался легкий свист, и Дубровский умолк. Он схватил ее руку и прижал к пылающим устам. Свист повторился.

— Простите,— сказал Дубровский,— меня зовут, минута может погубить меня. — Он отошел, Марья Кириловна стояла неподвижно. Дубровский воротился и снова взял ее руку.

— Если когда-нибудь,— сказал он ей нежным и трогательным голосом,— если когда-нибудь несчастие вас постигнет и вы ни от кого не будете ждать ни помощи, ни покровительства, в таком случае обещаетесь ли вы прибегнуть ко мне, требовать от меня всего для вашего спасения? Обещаетесь ли вы не отвергнуть моей преданности?

Марья Кириловна плакала молча. Свист раздался в третий раз.

— Вы меня губите! — закричал Дубровский.— Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа. Обещаетесь ли вы или нет?

— Обещаюсь,— прошептала бедная красавица.

Взволнованная свиданием с Дубровским, Марья Кириловна возвращалась из саду. Ей показалось, что все люди разбегались, дом был в движении, на дворе было много народа, у крыльца стояла тройка, издали услышала она голос Кирила Петровича и спешила войти в комнаты, опасаясь, чтоб отсутствие ее не было замечено.

Источник: Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 16 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959. Т. 8, кн. 1. Романы и повести. Путешествия. —1948. — С. 159—223. (см. текст романа на сайте "К уроку литературы")
(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
А. С. ПУШКИНА


Вслушаемся в отзывы о романе «Евгений Онегин»:

В. Белинский: «В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

М. Горький: «Роман в стихах «Евгений Онегин» навсегда останется одним из замечательнейших достижений русского искусства».

Д. Веневитинов: «О новом романе г. Пушкина, — что он есть новый прелестный цветок на ноле нашей словесности, что в нем нет описания, в котором бы не видна была искусная кисть, управляемая живым, резвым воображением; почти нет стиха, который бы не носил отпечатка или игривого остроумия, или очаровательного таланта в красоте выражения».

И. Киреевский: «Характер Татьяны есть одно из лучших созданий нашего поэта; мы не будем говорить об нем, ибо он сам себя выказывает вполне».

А. Герцен: «Каждая глава «Онегина», которая появлялась после 1825 года, отличалась все большей и большей глубиной».

И. Гончаров: «Пушкин... был наш учитель — и я воспитывался, так сказать, его поэзиею... Я узнал его с «Онегина», который выходил тогда периодически, отдельными главами: Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылась вдруг — и какие правды — и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, хлынули из этого источника и с каким блеском, в каких звуках! Какая школа изящества, вкуса для впечатлительной натуры!..»

Л. Толстой: «Я сегодня все время читал... «Евгения Онегина»! И всем советую его перечесть. Удивительное мастерство двумя-тремя штрихами обрисовать особенности быта того времени. Не говорю уже о таких шедеврах, как письмо Татьяны...»

Ф. Достоевский: «...В «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто...»

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
"В тоске безумных сожалений к ее ногам упал Евгений..."
Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин"
(на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика