Пушкин А. С. Роман "Евгений Онегин". Образ автора в романе. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
(1799-1837)

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

9 класс[1]


Урок 37. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение

Урок 38. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа

Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа

Урок 40. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев

Урок 41. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора

Урок 42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни

Урок 43. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики

Урок 44. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4


УРОК 41
А. С. ПУШКИН.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»:
ОБРАЗ АВТОРА

Основное содержание урока

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор-повествователь и автор-персонаж.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Характеристика образа автора. Различение образов автора-повествователя и автора-персонажа. Выявление роли лирических отступлений. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

I. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

Аналитическая беседа:


— Охарактеризуйте композиционные «роли» образа автора. Докажите, что автор в романе является персонажем, лирическим героем, повествователем, который рассказывает о себе и своей жизни.

— Докажите, что автор — добрый знакомый Онегина. Как автор относится к герою? Какие их взгляды совпадают?
(Гл. I, стр. XLV—XLVI, LVI.)

— Докажите, что автор — защитник Татьяны. Как это проявляется в стиле повествования?
(Гл. III, стр. V—XII, XV, XXIV—XXV, XXXI—XXXII;
гл. IV, стр. XXIII—XXIV;
гл.VI, стр. XVIII;
гл. VIII, стр. XIV—XVI, LI.)

— Каково авторское отношение к романтической поэзии и судьбе Ленского?
(Гл. II, стр. X, XV;
гл. IV, стр. XXVI, L—LI;
гл. VI, стр. XXIII, XXXVI—XXXIX, XLIII;
гл. VII, стр. VIII—XI.)

— Какова авторская оценка Ольги? Нет ли в ней противоречий?
(Гл. II, стр. XXI, XXIII;
гл. VI, стр. XIII—XIV;
гл. VII, стр. VIII—XII.)

— Какова авторская оценка конфликтов во взаимоотношениях героев?

— Какие черты автора проявились в создании «энциклопедии русской жизни»? Какими новыми принципами пользуется автор в изображении окружающей жизни?

— Как изменяется автор в романе? Каковы его идеалы?

— О чём размышляет автор-повествователь в лирических отступлениях? Как это его характеризует?


II. Групповая практическая работа.
Анализ лирических отступлений:

Группа 1.

О поэзии и замысле романа (гл. I, стр. LVII—LX);
о смерти и бессмертии (гл. II, стр. XXXVIII—XL).

Группа 2.
О русском языке и женском образовании (гл. III, стр. XXVII—XXX);
об отношениях с друзьями, роднёй и женщинами (гл. IV, стр. XVIII—XXII).

Группа 3.
О вечном движении времени и быстротечной человеческой жизни (гл. VI, стр. XLIII—XLVI);
о Родине и Москве (гл. VII, стр. XXXIII—XXXVIII).

Группа 4.
О музе и судьбе поэта (гл. VIII, стр. I—VI);
о смысле жизни (гл. VIII, стр. IX—XII);
о читателях и финале романа (гл. VIII, стр. XLIX—LI).

План анализа лирического отступления:

1. Выразительное чтение лирического отступления.

2. Культурно-исторический комментарий к словам и выражениям.

3. Общая тема и центральная проблема лирического отступления.

4. Место лирического отступления в композиции главы и романа в целом.

5. Черты личности автора в лирическом отступлении.

6. Авторский пафос, языковые и стилевые особенности.

III. Автор-повествователь и автор-персонаж

Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Автор-повествователь и автор-персонаж»
.

Составление цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Автор-повествователь и автор-персонаж
Автор-повествователь
Автор-персонаж
Хотел бы я тебе представить
Залог достойнее тебя…
Онегин, добрый мой приятель…
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня…
Всего, что знал ещё Евгений,
Пересказать мне недосуг…
Мы все учились понемногу…
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты…

Заполнение таблицы примерами завершается дома.

Прочитайте фрагменты главы X.

Почему А. С. Пушкин посчитал эту главу «лишней»?

Мог ли Онегин стать декабристом? Обоснуйте свой ответ.

Как проявились в главе X черты образа автора-повествователя?

Обобщающая беседа:

Докажите, что автор выступает в нескольких «ролях»: герой романа, рассказчик, лирический герой, выражающий свои чувства и переживания.

Как различить образы автора-повествователя и автора-персонажа?

*Подтвердите цитатами, что автор выступает и как лирический герой.

Какой смысл выявляется при сопоставлении автора-персонажа и Онегина, Татьяны, Ленского? диалогов автора-повествователя с читателем?

Какие вечные общечеловеческие проблемы обсуждает автор в лирических отступлениях?
(Философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; раздумья о связях человека с другими людьми, о творчестве, таланте, отношении к Родине.)

Как образ автора способствует расширению границ романа, созданию «энциклопедии русской жизни»?

*С. Франк в работе «О задачах познания Пушкина» пишет: «Для нас здесь вопрос идёт о том, в какой мере можно и должно „брать всерьёз“ настроения, мысли и признания Пушкина, выраженные в его романе, видеть в них свидетельства его подлинных убеждений, его реального жизненного опыта и миросозерцания…»
Как это высказывание помогает понять многогранность образа автора в романе?

Итоговые вопросы:

Как черты биографии А. С. Пушкина отражены в лирических отступлениях?

*Зачем в образную систему романа введён образ автора-персонажа?

В чём сходство и различия Онегина и автора-персонажа?

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из лирических отступлений.

Прочитать статьи учебника «Автор в романе» и «Своеобразие романа» и составить план ответа на тему «Образ автора в романе „Евгений Онегин“».

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Групповые задания.

Подготовить сообщения к семинарскому занятию (см. следующий урок).

Следующий урок: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни >>>




О РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8. L)


Поэт намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента.

В южных поэмах герои попадали в исключительные обстоятельства, а в «Евгении Онегине» помещены в привычное им окружение в петербургское или московское общество и в деревенскую среду.

Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, то это произведение является романом. Так считал и сам Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании».

Но Пушкин написал не просто роман, а роман стихотворный. В письме к Г1. А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а роман в стихах дьявольская разница».

Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Поэт необычайно разнообразил четырехстопный ямб, придав ему исключительную гибкость и емкость.

Необходимость единства повествовательного и лирического начал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. Пушкин ведет с читателем непринужденный разговор, и поэтому законченность каждой строфы приобретает важное значение: повествование легко нарушается лирическими отступлениями, а затем возвращается в прежнее русло. Так как каждая строфа представляет собой небольшой рассказ, то на каждую тему можно порассуждать отдельно, отступая от сюжета и высказывая свою точку зрения. Нить повествования не теряется, но зато сюжет заметно оживляется и разнообразится, согревается лирическим волнением автора.

Онегинская строфа, изобретенная Пушкиным для романа, состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Общая ее схема предстает необычайно ясной и простой, она состоит из трех четверостиший и двустишия: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж), т. е. перекрестная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.

Законченность и завершенность строф не следует понимать буквально. Если тема требовала от Пушкина продолжения, то он легко переносил рассказ в следующую строфу, но обычно строфические переносы характерны для самых эмоциональных эпизодов. Каждая строфа и замкнута (тема в ней развита и завершена), и разомкнута, обращена к следующей строфе, которая ее продолжает. Такое построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос.

В романе есть и так называемые пропущенные строфы, замененные многоточием или просто цифрами. Многие из них были написаны, но Пушкин не включил их, так как ему была важна недоговоренность повествования.

Повествовательное начало в «Евгении Онегине» воплощено в сюжете. Он чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченный круг героев — Онегин, Ленский, Татьяна и Ольга. Остальные лица не играют в нем сколько-нибудь существенной роли. Обе пары героев противопоставлены друг другу: любовь Татьяны и Онегина не похожа на любовь Ленского и Ольги. Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга также несходны между собой. В основу сюжета положены интимные чувства героев (любовь Татьяны к Онегину, а Ленского к Ольге и дружба Онегина и Ленского).

Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл, не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с характерами других литературных героев, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными, многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы.

В сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитываются автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически:

...в это дело
Вмешался старый дуэлист,
Он зол, он сплетник, он речист...

либо иронически:

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный...

Однако ирония и сатира не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:

Он был неглуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том, о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним...

Пушкин в романе не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный человек, которому что-то не нравится в героях, что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость к реалистическому типу повествования.

Это позволило Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческою силой и с такой законченностью, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй».

Каждый герой проходит через испытание, которое коренным образом меняет его судьбу. Центральное поворотное событие романа — дуэль Онегина с Ленским. Жизнь Ленского трагически обрывается. Ольга быстро забывает его и выходит замуж за улана. Татьяна хранит любовь к Онегину, но становится женой генерала. Онегин отправляется в путешествие, в его душе наступает перелом, и теперь он уже испытывает к Татьяне любовь. Счастье, которое «было так возможно,/Так близко», обходит героев стороной: оно оборачивается либо пародией (Ольга и улан), либо трагедией (Ленский), либо драмой (Татьяна и Онегин).

Важным сюжетным принципом романа выступает «загадочность» главных героев — Онегина и Татьяны. Сначала Татьяна, и вместе с ней читатель, стремится понять Онегина, а затем Онегин начинает открывать для себя Татьяну. Перед деревенской барышней Евгений предстает в духе народных поверий «суженым», т. е. человеком, предназначенным самой судьбой. В этом Татьяна будет убеждена до конца. В письме к Онегину она пишет:

То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя...

Но восприятие Онегина героиней еще неглубоко. Онегин рисуется воображению Татьяны в романтическом духе:

Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель...

Подлинное, истинное восприятие Онегина пока еще уступает место книжному.

Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны:

Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон(1).

1. Грандисо́н герой романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона (1689 1761) «История сэра Чарльза Грандисона».

Затем Татьяна думает об Онегине как о «роковом герое:

«Погибну,— Таня говорит,—
Но гибель от него любезна...»

Душа и характер Онегина яснее открываются Татьяне после посещения усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая его книги, Татьяна наконец начинает прозревать. Ее точка зрения на героя приближается к авторской:

Что ж он? Ужели подражание,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще(2),
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

2. ...в Гаро́льдовом плаще т. е. подражающий Чайльд Гарольду, герою поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» английского поэта Джона Ноэля Гордона Байрона (1788—1824).

Точно так же и Онегин отгадывает Татьяну. В восьмой главе Онегин, увидев Татьяну в свете, задумывается:

Ужель та самая Татьяна...

Его занимает не бедная и простая, несмелая и влюбленная «девочка», а «равнодушная княгиня». Но оказалось, что под маской «величавой» и «небрежной» «законодательницы зал» таится «простая дева», «с мечтами, сердцем прежних дней».

Встреча с Татьяной пробуждает любовь в душе Онегина. Он пишет письмо замужней женщине и совершает не менее дерзкий поступок без приглашения посещает Татьяну, но эта дерзость одновременно и проявление горячности, сердечной откровенности. Онегин теперь любит «как дитя». Проснувшееся в «душе холодной» чувство предвестие преображения Онегина, который отныне читает книги «духовными глазами». Хотя Пушкин и оставляет страдающего героя в трудную для него минуту, Онегин учится жить сердцем. Отказ Татьяны производит переворот в его душе. Надежду на счастье Онегин окончательно утратил, но вспыхнувшая любовь к Татьяне не прошла для него бесследно. Он узнал настоящее страдание, настоящую боль, настоящую любовь. Его жизнь обрела смысл и, возможно, станет более содержательной, чем была до того. На этой напряженной, кульминационной ноте сюжет романа завершен.

Онегин и Татьяна внутренне растут: иными стали их чувства, по-иному они относятся к жизни и друг к другу. Исчезло романтическое восприятие жизни у Татьяны, исчезло наносное, воспитанное средой равнодушие к простым человеческим радостям у Онегина.

Пушкин правдиво изображает среду, в которой живут главные герои его романа. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастивший Онегина и автора, вызывают в романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений, страстей. В нем царит свобода, независимость, здесь собирается цвет общества.

Вот Онегин спешит в ресторан:

К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет, И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.

Это воспевание роскошных угощений, предлагаемых ресторатором, не позволяет усомниться, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия.

Точно так же его влечет театр, дающий особые наслаждения:

Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольно дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.

Словом, свет — это очаг утонченной духовной культуры, и его воздействие на молодых людей того времени было облагораживающим и необходимым. Люди оттачивали свой ум, учились владеть собою, не показывать свои чувства, делились новостями — литературными, музыкальными. Здесь уважали себя и других, гордо несли свое человеческое достоинство и берегли честь.

Однако Пушкин, как и его герой, знали другой свет — «омут», кишащий нелепыми предрассудками, вздорными слухами, завистью, клеветой и прочими пороками.

Воспроизводя атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина, автор подробно останавливается на разговорах, удовольствиях вечно праздных их обитателей. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. В свете нередки скука, глупость и посредственность. Мелкая суета и душевная пустота делают жизнь этих людей однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Татьяна почувствовала своим умным и чутким сердцем именно пустоту светской жизни:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?..

В деревне нет того блеска, который поражает в Петербурге или в Москве, но здесь есть свои прелести.

Онегина занимала сельская природа:

Два дня ему казались новы
Уединенные моля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья...

И сам автор признается:

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны...

У Лариных (фамилия происходит от слова «лары» — боги домашнего очага) в их деревенском доме, в пенатах, много тихого, доброго, патриархального и трогательного:

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод...

Но и деревню не миновали скука и убийственная лень...

Провинциальное дворянство не может обойтись без местных франтов, своих сплетников и глупцов, остряков и дуэлянтов. Именины Татьяны изображены как типичный праздник провинциальных дворян, а судьба матери Татьяны и ее отца, Дмитрия Ларина,— как постепенное угасание душевных порывов и внутреннее омертвение.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


АВТОР В РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


Творя особый, вымышленный мир романа, сам Пушкин выступает как реальное действующее лицо, остающееся, однако, за рамками сюжета. Он вводит в произведение своих друзей и знакомых, достигая правдоподобия и исторической достоверности в описании развивающихся событий. Так, например, Онегин проводит время в обществе Каверина и автора (1, XVI, XLV), Татьяна встречается с Вяземским (7, XLIX).

В лирических отступлениях Пушкин непринужденно беседует с читателем, делится с ним творческими планами («Я думал уж о форме плана/И как героя назову»), торопит свое воображение («Вперед, вперед, моя исторья»), рассуждает о литературе и искусстве (1, XVIII, XIX; 3, XI, XII).

Автор вспоминает прожитые годы, важнейшие события своей жизни, грустные и радостные. Все пережитое в Лицее, в Петербурге, на юге, в Михайловском оживает под пером поэта, тонкого лирика и глубокого мыслителя. Автор высказывает свое отношение к любимым героям. Татьяна для него — «милый», «верный идеал» женщины:

Простите мне: я так люблю
Татьяну милую мою!

Онегин — друг автора, которому «нравились его черты» (1, XLV).

С образом автора всецело связана и знаменитая энциклопедичность романа. «Евгений Онегин» стал «энциклопедией русской жизни» (В. Г. Белинский), потому что в нем всесторонне изображены ведущие, самые главные и самые характерные тенденции жизни русского общества 20-х годов XIX века. Авторский образ с наибольшей полнотой и силой воплощал те духовные переживания, которые владели передовыми людьми страны.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»


«Евгений Онегин» — необычный роман, потому что у него нет начала и нет конца. Начинается роман с середины, с отъезда героя в деревню. Пушкин, изображая героев, постоянно отталкивается от литературных шаблонов и романных клише. Характеризуя Ольгу, он иронизирует над портретной манерой романистов:

...любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Он не удовлетворен и обычными изображениями романных героев:

Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл нам своего героя
Как совершенства образец...

В пушкинском романе герой не образец совершенства и далек от восторженности. Восторженный персонаж — Ленский, но жертвенность его напрасна, самопожертвования от него никто не требует. Нет и счастливого конца. Роман оборван на драматической сцене. Как известно, герой в конце романа должен либо погибнуть, либо обрести полное счастье. Этого читатели и ждали от Пушкина, который, по их мнению, должен был ранить Ленского или Онегина, а затем все устроилось бы ко взаимному удовольствию. Другие читатели настаивали на смерти или на продолжении романа по той причине, что Онегин жив и, стало быть, роман не завершен.

Пушкин же, ведя с читателями ироническую игру, сознательно отказался и от завязок, и от развязок, которых требовало искусство классицизма. Перед завершающей, восьмой главой, когда роман клонился к окончанию, поэт вдруг заявил, что все написанное ранее только вступление:

Я классицизму отдал честь:
Хоть поздно, а вступленье есть.

И вместе с тем на протяжении всего текста он приоткрывал двери в «творческую лабораторию».

Пушкин отказался от привычных романных штампов и шаблонов, он убедил читателей в правдивости рассказанной им истории. Роман выглядит выхваченным из живой жизни, а не задуманным и созданным автором.

На самом деле это, конечно, не так. «Евгений Онегин» — искусное творение. Только гениальный мастер способен вселить в читателя иллюзию, будто роман не вымышлен им, а прямо из жизни фотографически перенесен па бумагу.

Необычно построена и композиция романа, в которой переплетены рассказ, отступления от него, воспоминания и размышления автора. В этом собрании «пестрых глав» есть стройность, симметрия, движение сюжета, о котором автор ни на минуту не забывает. Заканчивая характеристику юного Онегина, Пушкин замечает:

...и вдруг
Добиться тайного свиданья...
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!

В четвертой главе Онегин дает «урок» Татьяне, которая вспомнит о его проповеди в восьмой главе:

Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.

Все это свидетельства высокого искусства Пушкина, роман которого стал фактом культурной жизни России.

Если романтики разделяли идеал и действительность на две несовместимые сферы, то Пушкин нашел идеал в той действительности, которая подлежала критике и суду.

«Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное.

Одно из самых удивительных качеств реализма — саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ как бы живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к Татьяне. Созданные Пушкиным литературные типы отделились от автора и стали поступать так, как подсказывает им логика их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду характера, должен был следовать за душевными движениями героев и не мешать им обнаруживать свои свойства.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально-исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их.

Роман «Евгений Онегин» — особый роман. В нем два пространства. Одно из них реальное. В нем живет автор, который связан с личностью человека и поэта Пушкина, причем таким образом, что Пушкин выступает прототипом автора, т. е., по сути, себя самого, своего художественного образа. Автор в романе довольно последовательно рассказывает о себе, о своей музе, о собственной творческой судьбе, о том, как он духовно рос и как менялся под воздействием обстоятельств или сопротивлялся им. Этот, назовем его «реальный», роман («роман жизни», по выражению Пушкина) насквозь лиричен, потому что в нем главное лицо поэт. Внутри этого лирического «реального» романа помещен «условный» роман с эпическим сюжетом. В нем развернута любовная история героев, известная автору, который придумал способ рассказа о ней. Поскольку автор — посредник между «реальным» романом и «условным» романом, между реальным пространством, где живет читатель, и условным, где обитают герои, то автор может вводить героев в реальное пространство и возвращать их в условное. Автор постоянно вторгается в повествование, общается с читателями, создает иллюзию естественного, как сама жизнь, течения романных событий. При этом «условный» роман, где в основном живут герои, лишь эпизод из «реального» романа, отчетливо соотнесенного с ходом жизни, точнее, с романом, который творится самой жизнью.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
"В тоске безумных сожалений к ее ногам упал Евгений..."
Иллюстрации Е.П.Самокиш-Судковской к роману "Евгений Онегин"
(на сайте "К уроку литературы")
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика