«Маскарад» М. Ю. Лермонтова как романтическая драма. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
«Маскарад».
Обложка цензурной копии
 
Н. Кузьмин.
Арбенин и Нина.
Иллюстрация к драме
М. Ю. Лермонтова «Маскарад». 1949
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 20
Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов.
«Маскарад» как романтическая драма.
Конфликт героя со светским обществом

Цель:

ознакомить учащихся с историей создания и сценической историей драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; раскрыть основные мотивы, поэтическую концепцию, основной конфликт драмы; совершенствовать навыки самостоятельного анализа текста; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать эстетический вкус; и развивать творческие способности.

Оборудование:
раздаточный материал, аудиозапись музыки к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»; оформление сцены (класса) в стиле XIX в.; костюмы для участников инсценировок; иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока:
урок внеклассного чтения; урок-анализ поэтического текста с элементами интеграции.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученного драматического произведения, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения, используя стихотворный текст.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Выполнение интерактивного упражнения
«Словесное рисование»

(работа в парах)

• «Нарисуйте» эскиз обложки сборника стихотворений о любви М. Ю. Лермонтова.

• Какие у вас появились ассоциации? Что бы вы изобразили?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Драма М. Ю. Лермонтова «Маскарад» занимает особое место как в творчестве поэта, так и во всей русской драматургии. Эта социально-психологическая романтическая драма, основной сюжетной линией которой является конфликт лирического героя с обществом, условностями окружающей обстановки, а также с самим собой. Это единственная драма, которую Лермонтов предназначал для театра и упорно добивался её постановки на сцене.

Сегодня на уроке мы проследим эволюцию романтического героя в драматургии М. Ю. Лермонтова и попытаемся понять, почему именно Евгений Арбенин стал главным героем драмы «Маскарад».

IV. Работа над темой урока

1. Сообщение «История создания драмы “Маскарад”»

У ч и т е л ь.
Замысел «Маскарада» возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г. В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещая светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга. Глубоко неудовлетворённый казённо-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX в.

В сентябре 1835 г. двадцатилетний Михаил Лермонтов, недавний выпускник училища гвардейских юнкеров и подпрапорщиков, впервые попытался выйти в свет со своим литературным произведением, представив в дирекцию Императорских театров в Петербурге рукопись драмы в стихах «Маскарад». Но, дважды отвергнутая цензурой, драма впервые была опубликована лишь после смерти поэта, в 1842 г., и со стороны критиков получила далеко не однозначную оценку.

Автора обвиняли в подражании Шекспиру и Шиллеру и даже в прямых заимствованиях сюжетных коллизий из произведений других драматургов.

В. Г. Белинский отнёс «Маскарад» к произведениям, которые, «сам поэт никогда бы не напечатал», но «в них нельзя не увидеть его мощного, крепкого таланта».

Важно отметить следующее: при написании «Маскарада» Лермонтов не имел ещё такого жизненного опыта и знания людей, какого достиг, например, в пору создания «Героя нашего времени». Главное действующее лицо «Маскарада» — представитель старшего поколения, проживший непростую жизнь. И молодой Лермонтов с поразительной глубиной раскрывает душевный мир человека, в характере которого причудливо переплелись добро и зло, страстная любовь и расчётливая жестокость, недюжинные способности и сознание бесполезности существования, гордое презрение к «свету» и жалкая зависимость от светской молвы.

Название пьесы символично: вся жизнь персонажей — это «пёстрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад». «Под маской,— говорит Арбенин,— все чины равны, у маски ни души, ни званья нет… И если маскою черты утаены, то маску с чувств снимают смело».

2. Исследовательская работа (в группах)
Задания для групп

1-я группа.
Светское общество


• Проанализируйте сцену игры (действие первое, сцена первая, выход второй). Дайте общую характеристику Казарину и князю.
• Проанализируйте диалог баронессы и князя (действие второе, сцена первая, выходы пятый — восьмой). Каковы жизненные принципы представителей «света»?
• Проанализируйте диалог Казарина и Арбенина (действие второе, сцена вторая, выход пятый). Какие принципы светского общества утверждает Казарин? Согласен ли с ними Арбенин?

2-я группа.
Арбенин и Нина


• Проанализируйте диалог Арбенина и Нины (действие первое, сцена третья, выходы третий — пятый). Докажите, что Арбенин не принимает «мнений света» и одновременно живёт по его законам. В чём нравственное превосходство Нины?
• Проанализируйте диалог князя и Нины (действие второе, сцена первая, выход четвёртый) со слов князя «Вот время объясненья!..» до слов «И я своей достигну цели». Как в этой сцене показана искренность Нины и порочность князя?
• Проанализируйте диалог Арбенина и Нины перед смертью Нины (действие третье, сцена вторая, выход второй). Как в ней проявились характеры Арбенина и Нины?

3. Сообщение «Сценическая история драмы “Маскарад”»

У ч и т е л ь.
Путь Лермонтова-драматурга к зрителю был трудным и мучительным. Сценической истории «Маскарада» предшествовала долгая цензурная история. Поэт писал драму для театра и настойчиво добивался её сценического воплощения. Три раза пытался Лермонтов пробить глухую цензурную стену и не смог добиться разрешения на постановку драмы. Об этом свидетельствуют письма самого Лермонтова, воспоминания современников и, наконец, дело, возникшее по поводу «Маскарада» в драматической цензуре III отделения.

В истории постановок пьесы
явственно различимы три «этапа»:

1) «Маскарад» трактовали как мелодраму;
2) «Маскарад» ставили как символистско-мистическое зрелище;
3) «Маскарад» подвергали вульгарно-социологической «интерпретации».

Ещё при первом появлении на сцене (1852) «Маскарад» был поставлен как мелодрама. На первом спектакле были показаны, как помечено на цензурованной суфлёрской рукописи пьесы, «сцены, заимствованные из комедии Лермонтова», а не вся пьеса.

Что же было разрешено показать? По суфлёрской и закулисной рукописям пьесы видно, что были показаны сцена маскарада (с пропусками) и сцена послемаскарадного объяснения Арбениных. Была выпущена вся цепь интриг, опутывающих Арбенина и Нину. Можно сказать, что при первой постановке были показаны следствия и почти не показаны их причины. Яркий, бичующий показ петербургского общества, пёстрого маскарада жизни «большого света» из спектакля выпал. Монологи Арбенина, написанные стихом, «облитым горечью и злостью», повисали в воздухе, «стреляли мимо», казались беспредметными.

Пресса встретила первую постановку «Маскарада» молчанием: или запрещено было писать о «крамольной» пьесе, или редакторы петербургских газет и журналов «замолчали» постановку «Маскарада» из осторожности, неизвестно.

Но ни «дополнительная цензура», ни нападки консервативной печати не помогли: пьеса имела яркий успех у зрителей. В. Г. Белинский — свидетель необычайно стремительного роста поэта — приветствовал опубликование «Маскарада» — и не только потому, что «Маскарад» написал Лермонтов, а и потому, что Белинский увидел в произведении «драму современного общества», наполненную глубоким социальным содержанием.

4. «Театр на уроке»:
инсценирование отрывков из драмы «Маскарад»

заранее подготовленными учащимися (действие четвёртое, сцена первая, выход седьмой; действие четвёртое, сцена первая, выход восьмой)

Аналитическая беседа

• Какова смысловая роль образа Неизвестного в драме?
• Какую роль сыграл Неизвестный?
• Кто виноват в смерти Нины?

5. «Под сенью дружных муз…»:
прослушивание аудиозаписи фрагмента
А. И. Хачатуряна к спектаклю М. Ю. Лермонтова «Маскарад»

Комментарий.

Творчество М. Ю. Лермонтова особенно близко было композитору Араму Хачатуряну. Отмечая большой интерес композиторов всех эпох и народов к личности поэта, его произведениям, Хачатурян писал: «Лермонтов — один из тех великих русских гениев, чьё творчество будет вечно жить в музыке!».

Особенно известна музыка композитора к спектаклю «Маскарад», поставленному в 1941 г. Московским театром им. Евг. Вахтангова. «С трепетным волнением писал я музыку к драме Лермонтова “Маскарад”. Какая глубина чувств, всепобеждающая сила страстей!» — вспоминал Хачатурян.

По наблюдению И. Андроникова, «в музыке Хачатуряна к “Маскараду” всё отмечено той новизной, которая никогда не состарится». «Трудно представить себе музыку,— пишет он о знаменитом вальсе,— более отвечающую характеру романтической драмы Лермонтова», подчёркивая, что это «музыка глубоко современная и по фактуре и по ощущению поэзии Лермонтова, совершенно свободная от какой-либо стилизации, от попытки «подделаться» так, чтобы трудно было отличить эту музыку от подлинного произведения эпохи».

Беседа

• Понравилась ли вам прозвучавшая музыка?
• Каков характер произведения?
• Какова же музыкальная драматургия этого «Вальса»?
• К лёгкой или серьёзной музыке относится это произведение?

У ч и т е л ь. Вальс порывисто-мятежный, страстно-взволнованный, полный трагических предчувствий и переживаний. Это не столько танцевальная пьеса, сколько психологическая зарисовка, вводящая в поэтический мир одной из лучших пьес русской драматургии. Глубина содержания этого произведения позволяет отнести его к жанру серьёзной музыки. В «Вальсе» содержится глубокая музыкальная характеристика героев и событий.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Постановка и решение проблемного вопроса


• Почему судьба молодого и успешного человека оказывается трагичной? В чём его трагедия?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, мир — это маскарад. Мир — это карточная игра. Мир — это дуэль, поединок. Мир — это конфликт бала и маскарада, то есть случайности и закономерности. Для Лермонтова жизнь исполнена зла. И то чистое и святое, что попадает в пучину порока, неизбежно должно быть побеждено. Перевес явно на стороне тёмных сил. Низкое зло — это мир игроков, мир маскарада, сплетни, интриги, шулерства, это Казарин, баронесса Штраль, Шприх.

Арбенин же представляет собой высокое зло. Он — демонический персонаж, умеющий отличить порок от добродетели. Он стоит между Богом и дьяволом и восстаёт против мира низкого зла средствами зла. Поэтому, желая восстановить справедливость, он хочет очистить Нину от скверны, которой подверг её мир низкого зла.

Сцена сумасшествия Арбенина — закономерный финал драмы, лишний раз доказывающий, что жизнь — это извечная борьба Бога и дьявола, а гармония недостижима. Важна фраза доктора, который приходит к Арбенину: «Но если он сойдёт с ума, то я за жизнь его ручаюсь». В здравом рассудке невозможно выдержать те муки, которые ниспосланы человеку. Только будучи сумасшедшим можно выжить в этом страшном мире.

«Маскарад» — типичная романтическая пьеса, а романтизм в какой-то мере «трамплин» для реализма, что и доказал, в частности, Лермонтов. Оттолкнувшись от драмы «Маскарада», он создал роман «Герой нашего времени».

VI. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Мои размышления после прочтения драмы М. Ю. Лермонтова “Маскарад”».

Следующий урок: Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова) >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.



1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

 
Иллюстрации А. Д. Рейпольского
к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад». 2010

В конце 1990-х годов А. Д. Рейпольский задумал цикл литографий к драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад»: он включает пять больших разворотов и двенадцать полосных иллюстраций.

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика