Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова). Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
Картины, акварели
и рисунки Лермонтова

(сайт "К уроку литературы")
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 21
Развитие умений работы над текстом
художественного произведения.
Обучение написанию реферата на литературную тему
(по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Цель:

ознакомить учащихся с отличительными признаками реферата как жанра научной литературы, со структурными особенностями реферата; формировать умения и навыки определять и формулировать цели и задачи реферата, осмысленно читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию, опорные слова и ключевые предложения; учить создавать на основе первичных текстов новый вторичный текст; обогащать речь учащихся языковыми клише, характерными для научного стиля; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, способной убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Оборудование:
раздаточный материал.

Тип урока:
урок применения знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают отличительные признаки реферата как жанра научной литературы, структурные особенности реферата; определяют и формулируют цели и задачи реферата; осмысленно читают и анализируют тексты-первоисточники, определяют их тему и проблематику, выделяют главную и второстепенную информацию, опорные слова и ключевые предложения; создают на основе первичных текстов новый вторичный текст.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• С какой целью пишут рефераты?
• Чем реферат отличается от других форм выполнения письменных заданий?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя


— Вы много раз самостоятельно осуществляли углублённое (комментированное) чтение художественного произведения, его отдельных глав, поиск ответов на вопросы по тексту произведения, написание творческих работ разного характера. Это аналитический метод исследования, цель которого — глубже, полнее узнать поэтический мир и мастерство писателя, идейно-тематическое содержание художественного произведения.

Аналитический метод использовался и в работе с историко-биографическим материалом (например, исследование обстоятельств гибели Пушкина). Анализ мемуарной литературы (писем, воспоминаний и др. документов эпохи) позволяет по-новому увидеть и оценить жизнь, творчество, личность того или иного деятеля культуры, науки, почувствовать живое дыхание давно ушедших времён.

Вы ознакомились впервые с рефератом — описательным методом исследования, который иcпользуют для усвоения и оценки уже имеющейся информации.

Работа над рефератом, предполагающая, в том числе, и владение умением сокращать текст, отделять главную информацию от второстепенной, помогает в подготовке к сжатому изложению, которое является одной из составных частей экзаменационной работы по русскому языку.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся конспектируют основные положения.)

Что же такое реферат? Слово «реферат» происходит от латинского referre, означающего «докладывать», «сообщать», и имеет несколько значений. Основное значение этого слова относится к краткому изложению содержания книги, статьи или какой-либо другой работы.

Нам важнее другое значение этого слова — под рефератом мы будем понимать теоретическую, основанную на уже известных фактах работу, в которой более или менее полно раскрывается какая-либо тема. Фактически это статья, в краткой форме излагающая уже известные (опубликованные) сведения по выбранной теме, предмету, направлению. Поэтому реферат предполагает использование литературных источников.

Реферат-доклад.
Рассмотрим, как пишется реферат-доклад на литературную тему с включением обзора соответствующих источников. Выбирают и записывают тему. В кратком изложении перечисляют, что написано по этой теме, то есть приводят обзор литературы. Рассказывают, как будут освещать тему. Определяют основную мысль доклада, иными словами, формулируют поставленную проблему. Решение проблемы доказывают с помощью текста художественного произведения, необходимого комментария, литературной критики, исторических фактов и другого материала. Делают выводы и обобщения.

В докладе на литературную тему вы должны показать знание художественного текста, литературной критики, теоретико-литературных понятий. Всё это определяет содержательность и глубину работы. Причём вы можете использовать известные в литературоведении взгляды и оценки, однако рассуждения и доказательства должны быть вашими. Именно такой реферат является самостоятельным. Цитаты подтверждают выдвинутые положения, но не стоит перегружать реферат цитированием. Он должен быть изложен связно, логично, последовательно.

В соответствии со смысловыми частями выделяют абзацы.

Композиция (план) реферата определяется исследователем.
Но в реферативной работе желательно иметь следующие компоненты (части):


• краткие сведения об авторе реферируемого материала (если это диктуется темой реферата);
• сжатое, но достаточно полное и точное изложение сущности информации по теме (основная часть реферата);
• замечания, обобщения, выводы референта об изложенной информации, её значении.

Написанный реферат становится основой для устного сообщения.

Очень важный раздел реферата — библиография, а проще — литература, использованная при написании реферата.

Вся эта литература должна быть перечислена в конце реферата в разделе, который так и называется: «Литература», или «Библиография», или «Использованная литература». Все книги, учебники, журнальные статьи или газетные заметки, которые были использованы в качестве источника информации, должны быть не просто перечислены, но на каждый из них должна быть дана полная библиографическая ссылка.

Что такое библиографическая ссылка? Это, образно говоря, адрес, по которому эту книгу (статью, заметку) можно отыскать. Он должен содержать фамилию и инициалы автора, полное название книги, место издания (если это Москва, то пишется М., если Санкт-Петербург, то — СПб., названия других городов пишутся полностью, например, Вологда), далее после двоеточия указывают издательство, затем через запятую год издания цифрами без написания слова «год» и страницы, на которых изложена использованная информация, например, с. 8–11 (обратите внимание: слово «страница» не пишется полностью, а только буква «с» и точка).

Например: Михайлова С. Ю., Нефёдова P. M. Конспекты, рефераты, изложения. — М.: Просвещение, 1998. — 256 с.

2. Ознакомление с памяткой
«Оформление реферата» (работа в парах, с раздаточным материалом)

Оформление реферата


Оптимальный объём реферата — 5 страниц, но основное содержание реферата должно занимать не менее двух страниц. Текст реферата пишется или печатается на одной стороне стандартных листов белой бумаги (формат А4). Размеры полей: левое — не менее 30 мм, правое — не менее 10 мм, верхнее и нижнее — по 25 мм.

Реферат должен иметь титульный лист, который оформляется следующим образом:

• в самом верху листа, отступив от верхнего края на 25 мм, пишем название учреждения, в котором выполнялась работа, то есть полное название школы;
• в центральной части страницы прописными буквами пишем:
РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
• строкой ниже — слова на тему, после которых ставим двоеточие;
• ещё ниже приводим полное название темы реферата прописными буквами без кавычек и без точки в конце;
• в нижней трети листа слева пишем: Исполнитель, справа — имя и фамилию ученика, класс;
• ещё ниже слева: Руководитель, справа — инициалы и фамилия учителя;
• в конце страницы указываем место написания реферата и учебный год.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц, НО номер страницы на нём НЕ проставляют.
За титульным листом следует план реферата, в котором перечисляют все его разделы в порядке их следования.
Заголовки крупных разделов пишут прописными буквами без точки в конце, не подчёркивая, и размещают симметрично относительно центра строки.
Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, начиная с прописной, вразрядку, не подчёркивая, без точки в конце.
Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между заголовком основных разделов и текстом должно иметь дополнительный интервал.

3. Составление реферата на литературную тему

• Ознакомьтесь с рефератом, написанным учащимся.
Прокомментируйте структуру данной работы.
Составьте её план и тезисы.


Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.

Для каждого большого поэта вопрос о назначении поэта и поэзии не просто одна из традиционных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своём предназначении. И все поэты решают его по-разному, потому что по-разному понимают саму природу поэзии, потому что их творческий путь приходится на разные исторические эпохи. Пушкина мы привыкли связывать с эпохой декабризма, а его поэзию считать поэтическим выражением декабристских идей.

И действительно, идеалы, выраженные в ранней лирике Пушкина, во многом сходны с идеалами его друзей, поднявших восстание 14 декабря. Вдохновляемый идеей гражданского служения, поэт стремится посвятить свою поэзию делу освобождения родины.

Творческий процесс, по Пушкину, невозможен без вдохновения, именно оно способно пробудить в душе человека поэзию. Эта мысль символически воплощена в стихотворении «Поэт» (1827). Поэзия, по мнению Пушкина, не может быть подчинена практическим задачам, даже если эта задача кажется благородной. Об этом с удивительной прямотой поэт заявит в стихотворении «Поэт и толпа» (1828). Можно с уверенностью сказать, что А. С. Пушкин внёс достойный вклад в развитие русской классической литературы. С одной стороны, он органически впитал в себя и глубоко переработал достижения предшествовавшей ему литературы, а с другой — явился гениальным художником-новатором. Такого поэта, наследника всего литературного прошлого и родоначальника последовавшей за ним русской литературы, не могли не волновать вопросы происхождения и назначения поэтического дара; взаимоотношения поэта и общества, вдохновения, славы и бессмертия.

С Пушкиным Лермонтов знаком не был и не входил в его окружение. Но его стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное сразу после получения известия о гибели Пушкина на дуэли, сделало молодого поэта как бы наследником и продолжателем пушкинских традиций в русской литературе. Лермонтов говорил о Пушкине как бы от лица всего поколения, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов. Стихотворение «Смерть поэта» мгновенно распространилось в списках и принесло Лермонтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушкина.

Продолжая тему роли поэта в обществе, Лермонтов пишет стихотворение «Пророк» (1841), в котором развивает мысли одноимённого пушкинского произведения. Если Пушкин основное внимание сосредоточил на том, какими качествами должен обладать поэт-пророк и как они мучительно даются, то лермонтовский герой уже обладает «всеведеньем», которое даёт ему право провозглашать людям «любви и правды чистые ученья». Он хочет пробудить в них стремление к лучшей жизни, желание избавиться от «злобы и порока».

В эпоху деградации общества Лермонтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остаётся носителем и хранителем высоких истин. Идеалы его поэзии соотносимы с идеалами пушкинского времени. Поэзия Лермонтова отразила в себе все отзвуки той эпохи. Его стихи по праву занимают ведущее место в русской поэзии.

Пушкин и Лермонтов являлись поэтами, которые изменили в корне русскую литературу. Пушкин начал это новаторство и пронёс через всю свою жизнь «неугасимый огонь», который воплощал собой стремление к свободе. Лермонтов подхватил это знамя; за свою короткую жизнь он оставил в сердцах людей неизгладимый след.

Бесспорно, Пушкин и Лермонтов были гениями. В этом их величие, поэзия их будет вечной. Их стихи являются подлинным манифестом искусства, не потерявшим значение до сих пор.
(Из школьного реферата)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Читать вообще — пользы мало. Необходимо понять мысли автора, их движение, последовательность развития событий, способы и приёмы доказательства. Для этого и применяют такие формы работы с текстом, как составление плана, тезисов, реферата.

VI. Домашнее задание

Опираясь на тезисы статьи, составленные на уроке, привлекая дополнительные источники информации и предложенный план, написать реферат на тему «А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов о назначении поэта и поэзии».

Следующий урок: Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.



1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

 
Эпизод из сражения при Валерике. Худ. М. Ю. Лермонтов, Г. Г. Гагарин. 1840
Русский музей, Санкт-Петербург

Дата сражения: 11 (23) июля 1840.
У реки Валерик: 30 км юго-западнее крепости Грозная (ныне город Грозный).
Написанное М. Ю. Лермонтовым стихотворение «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право») впервые было опубликовано (с пропусками) в 1843 г. в альманахе «Утренняя заря».
Это стихотворное послание до мелочей совпадает с записями в «Журнале» отряда Галафеева.
Кроме того М. Ю. Лермонтовым были сделаны несколько рисунков, изображающих эпизоды сражения на Валерике.

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика