Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 17. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Мечта о гармоничном и прекрасном в мире человеческих отношений

Урок 18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 17
Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова
Мечта о гармоничном и прекрасном
в мире человеческих отношений

Цель:

ознакомить учащихся с философскими мотивами в лирике М. Ю. Лермонтова на примере стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»; проанализировать композицию стихотворений «Выхожу один я на дорогу…» и «Парус», определить их специфику; развивать умения проникать в подтекст лирического стихотворения; совершенствовать навыки выразительного чтения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
портрет М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, таблица, иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Аналитическая работа с отрывками
из литературоведческих текстов

(работа в парах)

• Прочитайте высказывания критиков, философов о лирике М. Ю. Лермонтова. Определите позицию каждого из них. Согласитесь или опровергните одно из мнений.

а) Педагогический успех поэзии Лермонтова может показаться неожиданным. Принято думать, что Лермонтов — поэт байроновского направления, певец разочарования, а разочарование — настроение, мало приличествующее школьному возрасту и совсем неудобное для педагога как воспитательное средство. Между тем после старика Крылова, кажется, никто из русских поэтов не оставил после себя столько превосходных вещей, доступных воображению и сердцу учебного возраста без преждевременных возбуждений, и притом не в наивной форме басни, а в виде баллады, легенды, исторического рассказа, молитвы или просто лирического момента…
(В. О. Ключевский)

б) Миссия Лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.
…В личности и творчестве Лермонтова различаются, без особого усилия, две противоположные тенденции. Первая: линия богоборческая, обозначающаяся уже в детских его стихах и поверхностным наблюдателям кажущаяся видоизменением модного байронизма. Если байронизм есть противопоставление свободной, гордой личности окованному цепями условностей и посредственности человеческому обществу, то, конечно, здесь налицо и байронизм…
В интеллектуальном же плане эта бунтарская тенденция приобрела вид холодного и горького скепсиса, вид скорбных, разъедающе-пессимистических раздумий чтеца человеческих душ… И, наряду с этой тенденцией, в глубине его стихов, с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой до неповторимо дивных звучаний, вторая струя: светлая, задушевная, тёплая вера…
(Д. Л. Андреев)

в) Романтический пафос в значительной мере определил направление всей лермонтовской поэзии, при этом литературные истоки её были далеко не однородными. В стихах Лермонтова — особенно ранних — есть отзвуки произведений Рылеева и русских поэтов философско-романтического направления; в творчестве Лермонтова заметно сильное воздействие романтических произведений Пушкина и романтической поэзии Байрона. Молодой Лермонтов был похож на многих, но даже в молодости больше всего он походил на самого себя. Его связи с разнообразными романтическими литературными традициями совсем не мешали резкой определённости и индивидуальности его поэтических исканий.
В русской литературе Лермонтов принадлежит к числу тех поэтов, кто более других отличался «лица не общим выраженьем», отличался характерно стью поэтического почерка, неповторимостью поэтического голоса…
(Е. А. Маймин)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Лирическое произведение чаще всего изображает не события и поступки, а выражает чьи-то чувства, мысли и настроения. Эти чувства, мысли и настроения автора заражают и нас, и в этом заключена особенность поэзии великого поэта. Поэтические образы лермонтовских стихов глубоки и многообразны, часто связаны с биографией поэта.

В сложной, интересной, интеллектуальной лирике Лермонтова тесно переплетаются гражданские, философские и личные переживания. В его стихах всегда обнаруживается сложная психологическая, этическая и религиозная проблематика. Лермонтов воплощает и «поэзию мысли», и «поэзию чувства» одновременно, его лирика представляет как бы синтез этих двух начал.

И сегодня на уроке мы постараемся увидеть за поэтическими образами лермонтовских стихотворений самого поэта, передавшего в них тоску, отчаяние и боль своего времени…

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Всё творчество поэта — это размышления о смысле жизни, судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, смерти и бессмертии, вечности и природе. Душа и личность интересуют Лермонтова как главные реальности бытия. Тайна жизни и смерти воспринимается им в рамках вечной жизни духа.

Его духовный мир и мир внешний поражают своей раздробленностью, принципиальным нарушением взаимосвязей. Исследуя истоки добра и зла, Лермонтов приходит к пониманию важнейшего жизненного закона: и добро, и зло находятся вне человека, но внутри него, в его душе. И нельзя, совершенствуя окружающий мир, ожидать, что он, изменившись к лучшему, изменит людей. Поэтому всё внимание поэта сконцентрировано на духовном пути героя, который всегда стремится к гармонии с миром.

Человек, по Лермонтову, должен:

• сознавать, чувствовать, культивировать в себе это высшее начало, понять его соотношение с другими силами своей души;
• свято хранить это высшее начало наперекор житейским нуждам, заботам, тревогам в безнадёжных и трагических ситуациях, проявляя нравственную составляющую и верность себе;
• должен отстаивать высшие нравственные ценности;
• быть готовым к самопожертвованию и борьбе во имя их утверждения, проявляя жажду деятельности:

Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать…
(«1831-го июня 11 дня»)

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»

1) Сообщение об истории создания стихотворения

У ч е н и к.
Пейзажная лирика раскрывает ещё одну грань раздумий Лермонтова — о роли природы в духовной жизни человека. Поэт испытывает воздействие умиротворяющих картин — румяного вечера, «златого» утреннего часа, когда волнуется нива, кивают головой ландыши, играет по оврагу ключ.

Но поэт, ощущая трагический характер своего одиночества, порой не чувствует слияния и с природой. Особенно выразительно это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», относящемся к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Состояние души, которое, казалось бы, трудно выразить словами, занимает главное место в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…».

Философское содержание этого произведения заключено в сопоставлении спокойной и величественной природы и страдающего человека, задающегося извечными вопросами.

Стихотворение написано за несколько дней до 15 июля 1841 г., за несколько дней до дуэли и смерти… В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В небесах — южная голубая ночь, в туманном синем свете — земля.

Звёзды мерцают, их далёкие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, ведётся таинственная беседа.

2) «В Литературной гостиной»:
выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»

(В качестве музыкального сопровождения звучит «Лунная соната» Л. ван Бетховена (06:10).)

3) Беседа

• Как вы думаете, почему в качестве музыкального сопровождения звучала «Лунная соната» Л. ван Бетховена?
• Какое чувство доминирует в этом стихотворении?
• Что, на ваш взгляд, в этом стихотворении символизирует образ дороги?
• Как соотносятся в стихотворении состояние природы и психологическое состояние лирического героя?
• Какие образы-символы созданы поэтом в стихотворении? Попытайтесь объяснить их смысл.

4) Обобщение учителя

— В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» показана красота окружающего мира. Мир принимается Лермонтовым, но лишь в согласии любви, свободы и покоя. Состояние души уподоблено гармонии природы. Поэт отвергает смерть, потому что трепет жизни для него прекрасен и таинственен. И потому просветление, а не горечь несёт читателю это грустное стихотворение. В нём в полной мере проявилось мастерство поэта. Особую выразительность стихотворению придают перекличка вопросов и ответов, повтор выражений, неизбежный в диалоге даже с самим собой.

3. Сопоставительный анализ стихотворений
«Парус» и «Выхожу один я на дорогу…»

(работа в парах)
Сопоставительный анализ стихотворений
Критерии
     «Парус»     
Состояние пейзажа и поэтика цвета
        
        
Состояние лирического героя
        
        
Особенности синтаксиса
        
        


Образец анализа

«Парус» относится к ранним стихотворениям Лермонтова (1832), «Выхожу один я на дорогу…» — к самым поздним (1841).

Мы имеем возможность рассмотреть один из сквозных образов, значимых для поэта на протяжении всего творчества;

1) в пейзаже
выражена мысль о гармонии и покое, ощущаемых в природе:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
(«Парус»)

В небесах торжественно и чудно,
Спит земля в тумане голубом…
(«Выхожу один я на дорогу…»)

Характерна гамма красок (белый, золотой, голубой) и космический масштаб пейзажа — вид от земли до неба и пространство между ними как «туман».

Туман — романтический образ (мир, видимый как бы сквозь дымку);

2) одинокая фигура, странствующая в тумане:

в «Парусе» — парус, то есть корабль — романтическая эмблема лирического героя. Начало стихотворения:

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом…

В «Выхожу один я на дорогу…» — сам лирический герой, говорящий от первого лица. Начало стихотворения:

Выхожу один я на дорогу,
Сквозь туман кремнистый путь блестит…

В заключительной части каждого из стихотворений появляется указание на романтический идеал, которого нет в реальности.

Этот идеал внутренне противоречив, подчёркнуто парадоксален: «буря» («свобода») — но в ней «покой»; «сон» — но волшебный, вечный, не жизнь и не смерть. Такое понимание идеала характерно для Лермонтова;

3) философский конфликт
задаётся в форме двух одинаковых по синтаксису риторических вопросов о месте героя в пространстве:

Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
(«Парус»)

или во времени:

Жду ль чего? Жалею ли о чём?
(«Выхожу один я на дорогу…»)

На эти вопросы получаем трагический ответ: идеала нет ни в прошлом, ни в будущем, ни в начале, ни в конце пути:

Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит…
(«Парус»)

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
(«Выхожу один я на дорогу…»)

Лирический герой Лермонтова не находит себе места в этом мире, он чужд жизни в целом.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— У поэтессы М. И. Цветаевой, которая с детства была увлечена музыкой, есть такие слова: «Книга должна быть исполнена, как соната. Знаки — ноты. В воле читателя осуществить или исказить…»

Любое поэтическое произведение — это диалог с читателем. Общение это обычно предопределяется степенью духовного настроя читателя на сопереживание, его желанием и умением «осуществить», а не «исказить».

Сегодня вы ещё раз убедились в том, что восприятие поэтического текста как процесс творческий находится в зависимости от читательского искусства, от умения вступать в диалог в процессе общения с текстом, а поэзия Лермонтова — это вечные поиски смысла жизни, истины и счастья, неразделимые с разочарованием и страданием. Мы прикоснулись к «словесной ткани» стихотворений «Парус» и «Выхожу один я на дорогу…», искали путь к постижению его содержания, авторского замысла.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Какое из изученных стихотворений М. Ю. Лермонтова вы бы предложили в качестве визитной карточки поэта?». Своё мнение аргументируйте.

2. Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

Следующий урок: Урок 18. Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика