Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 15
Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Цель:

дать учащимся понятие о молитве как речевом жанре; показать своеобразие молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; через молитвенную лирику поэта показать необходимость внутренней гармонии человека; формировать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие поэтического произведения; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений М. Ю. Лермонтова «Ангел», «Молитва», репродукция иконы А. Рублёва «Троица», репродукция росписи барабана Владимирского собора В. М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая».

Тип урока:
усвоение новых знаний, формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся имеют представление о молитве как речевом жанре, о своеобразии молитвенного жанра в творчестве М. Ю. Лермонтова; принимают участие в беседе, анализируют и интерпретируют поэтический текст, используя сведения из истории и теории литературы; выполняют сопоставительную работу в парах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»

У ч и т е л ь.
Известный поэт XX в. Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова — воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному». Займите позицию за, против этого мнения или «не определился». Аргументируйте свой выбор.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Молитва есть словесное выражение общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всевышнего, убеждённость в действенности молитвенного слова, познание себя, стремление к покаянию, очищению, спасению. Многие молитвы сложены в разные эпохи людьми, достигшими высот духовной жизни и обретшими дар религиозно-мистического творчества.

Потребность «говорить с Богом», открываться ему в том или ином душевном состоянии, присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики. В ней также есть переложения известных молитв, прежде всего «Отче наш…», что можно найти у Сумарокова, позже — у Кюхельбекера.

Великопостная молитва Ефрема Сирина превосходно переложена А. С. Пушкиным в стихотворении «Отцы пустынники и жёны непорочны…».

Молитвенная лирика движется от подражаний и стилизаций к сложному сочетанию религиозно-мистических, нравственных, эмоциональных элементов, не отрываясь от традиционной формы изложения содержания. Не оставила равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М. Ю. Лермонтова.

Или, если выразиться точнее, именно Лермонтов и не мог не обратиться к этой теме. Что молитва значит для поэта на разных этапах его жизни? Как духовные искания поэта отразились в его молитвенной лирике? Ответы на эти вопросы мы найдём сегодня во время урока.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений учащихся
о молитве как речевом жанре

1 - й у ч е н и к.
Молитва — это обращение к Богу. В современной лингвистике до сих пор нет ответа на вопрос, к какой форме речевого общения (диалогической или монологической) относится данный жанр. С одной стороны, молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом. С другой стороны, для каждого верующего человека молитва — это разговор с Богом. Говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен не вербально. Кроме того, читая молитву, человек анализирует и свои поступки, помыслы, чувства.

Молитва как жанр по своей природе очень близка к жанру лирики. Под лирикой понимается «поэзия, объектом которой являются личные или коллективные переживания человека в форме непосредственно выражаемых чувств» («Литературная энциклопедия»).

2 - й у ч е н и к. Поэтическая молитва является особым способом выражения в форме искусства религиозных чувств; обращение к данному жанру позволяет художнику раскрыть глубинные пласты своего творческого и человеческого «я», высказать то, что обычно относится к области несказанного.

В молитве индивидуализируется внутренняя боль или радость лирического персонажа. Поэтическая молитва наряду со многими чертами, роднящими молитву с лирикой, отличается от молитвы церковной. Речь идёт не о переложении псалмов или молитв, как, например, переложение Сумароковым и Кюхельбекером молитвы «Отче наш», а о стилизации духовной молитвы в лирике. Начиная с XVIII в., большое распространение получают так называемые «подражания» молитвам.

Церковная молитва имеет определённую структурную композицию:
«личное обращение,
изложение предмета
и оснований (просьбы, благодарности или прославления» («Культура русской речи»).

Такая композиция нередко повторяется и в поэтической молитве, однако лирический текст может не содержать всех элементов церковной молитвы.

2. Сопоставительная работа
«Сходство и различие между молитвой
поэтической и молитвой канонической»
в парах (запись на доске и в тетрадях)
«Сходство и различие между молитвой поэтической и молитвой канонической»
Сходство
Различие
Содержание
Адресат
Состояние мольбы
Некоторые поэтические приёмы
Деление на жанры
Средства художественной выразительности


3. Лекция учителя

— Чем больше соприкасаешься с лирикой М. Ю. Лермонтова и глубже погружаешься в неё, тем больше разных мыслей, чувств она вызывает у нас, живущих в XXI в. Несмотря на чувство «безочарования», на то, что временами Лермонтов не находил в себе веры в достижимость положительных ценностей жизни и даже самые эти положительные ценности, всё-таки в глубине души всегда теплилась и жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. Эта вера находила выражение в религиозно-философских идеалах.

Религиозные мотивы проявляются в с самых ранних лирических произведениях Лермонтова. Уже в 1829 г. он пишет стихотворение «Покаяние», которое заканчивается следующим четверостишием:

Если таешь ты в страданье,
Если дух твой изнемог,
Но не молишь в покаянье —
Не простит великий Бог!..

Тему молитвы, заявленную в юности, Лермонтов будет реализовывать не только в других стихотворениях, но даже сделает одним из его любимых жанров. Некоторые из стихотворений так и будут названы — «Молитва».

Душа поэта, раздвоенная и истерзанная, страстно искала, но никогда не достигала гармонии, единства, цельности. Часть его души стремится к Богу. Другая же, под влиянием мучивших поэта страстей и, прежде всего, гнездившейся в ней гордости, тянет его вниз, удаляет от Бога. Лермонтов осознаёт, что душа его одержима греховными страстями, что эти страсти мешают ему быть с Богом, преграждают ему путь на небо:

Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю…
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный…»)

Стихотворения — молитвы Лермонтова тоже отражают противоречивость религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. «Молитва» (1829) — это мольба — спор лирического героя с Господом; «Молитва» (1837) — чистое молитвословие и в то же время шедевр любовной лирики: лирический герой молит Бога о счастье любимой женщины, хотя сам он «странник с пустынной душой»; «Молитва» (1839) — это отдохновение поэта, светлая грусть и надежда; «Когда волнуется желтеющая нива…» — это единение с Богом, растворение в мире природы, а стихотворение «Выхожу один я на дорогу» — итог, философское размышление о жизни.

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Ангел»

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

3) Беседа


• Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
• Что значит слово «ангел»? В каком значении это слово употребляется в стихотворении?
• О чём это стихотворение? Когда оно было создано автором?
• Какой мир является «чудесным» для юного Лермонтова?
• Почему автор после вторых строк решил не ставить точки?
(Чтобы показать смысловую связь предложений внутри сложного предложения. Синтаксические конструкции здесь подчинены общему движению и передают его.)
• Какая картина возникает перед нами при чтении слов: «и месяц, и звёзды, и тучи толпой внимали той песне святой»?
• В чём секрет необыкновенного воздействия песни ангела на «душу младую»? Говорится ли об этом в стихотворении?
• Какой же мир — небесный или земной — ближе душе поэта?
• Какая музыкальная мелодия может соответствовать авторскому замыслу?
• Согласны ли вы с И. Н. Розановым, что название «песня ангела» гораздо точнее передаёт смысл этого произведения?

4) Работа с репродукциями картин
А. Рублёва «Троица» и
В. М. Васнецова «Радость праведных о Господе. Преддверие рая»)

У ч и т е л ь.
Читая стихотворение «Ангел», мы воспринимали его не только разумом, но и душой. Как тут не вспомнить афористические строки Ф. И. Тютчева: «Нам не дано предугадать, // как слово наше отзовётся. И нам сочувствие даётся, // как нам даётся благодать»…

Образ ангела с давних времён привлекал внимание художников. Живописное полотно дополнит, обогатит тот словесный образ, который у нас возник при прочтении стихотворения.

Перед вами знаменитая «Троица», созданная А. Рублёвым в 20-х гг. XV в. для иконостаса Троицкого собора. Тема выражает основной догмат христианской религии — единство трёх лиц божества. Всё произведение наполнено тишиной и задумчивостью. Прекрасны одухотворённые лица ангелов. Художник раскрывает их взаимопонимание, любовь друг к другу, единство. Композиция, линейный ритм, цвет — всё подчинено основному замыслу. Повторение плавных линий делает образы особо музыкальными. Средний ангел возвышается над боковыми, как Бог-отец над Сыном и Святым Духом.

Образы ангелов писал и В. М. Васнецов. В барабане Владимирского собора в Софии он создал композицию «Радость праведных о Господе. Преддверие рая».

Этот сюжет подсказан Елизаветой Григорьевной Мамонтовой — женой Саввы Ивановича Мамонтова. Образы ангелов художник писал с собственных детей.

Вчитываясь в текст стихотворения «Ангел», мы начинаем понимать, как художник с помощью обычных слов совершает волшебство: он превращает стихотворение в чудо, доставляющее читателю эстетическое наслаждение. Поэт хочет, чтобы мы пережили вместе с ним движение души, которая «желанием чудным полна». Вместе с поэтом мы проникаемся чувством покоя, чудодейственной силы песни.

5. Аналитическая работа с текстом
стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)


1) Выразительное чтение наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Сообщение об истории создания стихотворения

3) Беседа


• Каков смысл обращения лирического героя с просьбой уже не к Богу, а к Богородице?
• Почему лирический герой молится не о себе, а о душе «девы невинной»?
• На каких противопоставлениях основана композиция стихотворения?
• Как в стихотворении отражаются изменения души лирического «я»?
• Что, по мнению поэта, может сделать человека счастливым?
• Какой смысл заключён в употреблении всех эпитетов стихотворения в своих прямых значениях или в составе устойчивых выражений?

4) Обобщение учителя

— Перед нами — монолог, исполненный истинного христианского чувства.

М. Дунаев видит в этом стихотворении «самоотречение любви». По преданию, Лермонтов сочинил это произведение в камере, когда в феврале 1837 г. сидел под арестом за распространение стихов на смерть Пушкина. Михаил Юрьевич велел камердинеру, приносившему еду, заворачивать хлеб в серую бумагу,— и на ней, с помощью вина, печной сажи и спички, записывал стихи. Главной темой стихотворения становится противостояние небесного «тепла» и земного «холода».

Это стихотворение помогает нам увидеть переломный момент в мировоззрении Лермонтова. Уходит эгоцентризм, присущий романтикам. Эта молитва не о себе (лирический герой отвергает традиционные формы обращения к Богу с молитвой о себе, о чём свидетельствует ряд отрицаний в начале стихотворения). Мольба за «деву невинную» освещает с новой стороны образ лирического героя: трагедия духовного одиночества (лирический герой ощущает себя «странником», душа его «пустынна») не разрушила его глубокого участия и заинтересованности в судьбе другого человека.

6. Сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») с другими «Молитвами». Можно ли утверждать, что от «молитвы» к «молитве» у лирического «Я» всё меньше просьб к Богу? Подтвердите или опровергните это мнение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Итак, влияние Библии сказалось не только на содержании произведений Лермонтова (использование библейских имён, образов, сюжетов и т. п.), но и на форме его литературных творений. Молитвенный жанр получил у Лермонтова новое, особое развитие. Он не был его открытием, но стал важным звеном его поэтической системы.

VI. Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

2. Опережающее задание
а) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Валерик», «Сон».
б) Подготовить сообщения об истории создания указанных стихотворений.

Следующий урок: Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.



1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

 
А. Рублёв. «Троица». 1411 год или 1425—1427.
Дерево, темпера. 142 × 114 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Икона «Троица» – самое знаменитое произведение гениального русского художника Андрея Рублева. По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона.
В основе иконографии – библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов. Авраам с женою Сарой угощали ангелов под сенью Мамврийского дуба, и Аврааму дано было понять, что в ангелах воплотилось божество в трех лицах.
Избегая подробностей, обычных в сюжете «Гостеприимство Авраамово», Андрей Рублев достигает исключительной символической глубины своего творения. В рублевской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.
Содержание «Троицы» не однозначно, памятник многогранен по своим темам, в первую очередь он воплощает идею о троичности Божества. Во времена Сергия Радонежского и Андрея Рублева тема Троицы воспринималась как символ духовного единства, взаимной любви, мира и готовности принести себя в жертву.
 
В. М. Васнецов. Радость праведных о Господе. Преддверие рая. 1885-1896.
Эскизы росписи Владимирского собора в Киеве
(Барабан главного купола Владимирского собора в Киеве). Триптих, левая часть
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика