Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
Джордж Гордон Байрон
на картине Ричарда Весталла (1813)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. М. Ю. Лермонтов. «Маскарад» как романтическая драма. Конфликт героя со светским обществом

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 14
Компаративный анализ образов лирических героев
в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Цель:

сопоставляя лирику Байрона и Лермонтова, углубить знания учащихся о романтизме как литературном направлении; раскрыть общность настроений лирических героев Байрона и Лермонтова; определить влияние байронизма на раннее творчество русского поэта; на примере поэтических текстов показать особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла; развивать творческие способности учащихся; эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
портреты Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова, тексты стихотворений, раздаточный материал для работы в парах, группах.

Тип урока:
комбинированный урок; урок — компаративный анализ.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают о романтизме как литературном направлении; определяют общность настроений лирических героев Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова, сущность влияния байронизма на раннее творчество русского поэта; на примере поэтических текстов описывают особенности художественных средств, способствующих раскрытию авторского замысла.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Вера во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления — главная особенность романтического ощущения жизни.

Заслуги романтиков в развитии мирового искусства трудно переоценить. Они расширили и обновили старые художественные формы, разработали и утвердили жанры исторического романа и фантастической повести, лироэпической поэмы, создали новые формы драмы, достигли небывалого мастерства в лирической поэзии. Романтизм выдвинул блестящую плеяду классиков мировой литературы.

Среди них — великий англичанин Дж. Г. Байрон и русский гений М. Ю. Лермонтов. Творчество Байрона имело огромное значение для своей эпохи и передовых людей того времени. Вот как об этом сказал Ф. М. Достоевский: «В его (Байрона) звуках звучала тогдашняя тоска человечества и мрачное разочарование его в своём предназначении и в обманувших его идеалах. Это была новая и неслыханная ещё тогда муза мести и печали, проклятия и отчаянья. Дух байронизма вдруг пронёсся как бы по всему человечеству, всё оно откликнулось ему…»

Первые переводы Байрона в России появились в 1815 г., и он сразу стал властителем душ. Но ни для кого из поэтов он не стал тем, кем был для Лермонтова:

У нас одна душа, одни и те же муки.
О, если б одинаков был удел.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений учащихся
(по книге П. А. Висковатого
«М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество»)

1 - й у ч е н и к.
В личной судьбе обоих было особенно много сходства. У того и другого отцы, по-видимому, были схожие натуры. Оба жили вдали от сыновей, а когда приезжали, то дети бывали свидетелями страшных скандалов между отцами и воспитывавшими их матерью и бабушкою. Мать Байрона любила сына, но из-за своего экспрессивного характера то баловала его не в меру, то устраивала сцены. То же можно сказать и о воспитывавшей Лермонтова бабушке, заменившей ему рано умершую мать.

Обе женщины были богаты, отцы поэтов нуждались. Сходство есть во внешней обстановке, в нравственных свойствах, физических недостатках и в том, как недостатки эти действовали на формирование характеров. Рассказывают, что Байрон в детстве страдал от того, что одна его нога, повреждённая при рождении, была искалечена и его называли «уродом». Он мучился, что не мог, как ему казалось, из-за этого недостатка нравиться женщинам. Пятнадцатилетним юношей он влюбился в семнадцатилетнюю Мери Ховарт. Когда она кружилась в вихре бала в объятиях других, он только со стороны мог наблюдать за ней. Ударом стала для него случайно услышанная фраза, которую обожаемая им девушка сказала своей горничной: «Не полагаешь ли ты, что я могу интересоваться хромым мальчишкой?». Тринадцать лет спустя на вилле Диодати, на Женевском озере, поэт вспоминает этот случай в стихотворении «Сон». В молодости намёки на его физический недостаток порою доводили его до бешенства, порою он сам отзывался о нём с юмором и сарказмом.

2 - й у ч е н и к. То же бывало с Лермонтовым. «Он был дурён собой,— говорит про нашего молодого поэта графиня Ростопчина,— эта некрасивость… порешила образ мыслей молодого человека с пылким умом и неограниченным честолюбием». Он был сутуловат и кривоног вследствие болезни в детстве, а потом, разбитый лошадью, всю жизнь слегка прихрамывал. Он сердился, когда указывали ему на его физические недостатки, но подчас и сам над ними смеялся и рисовал на себя карикатуры или выставлял самого себя в произведениях с именем, данным ему товарищами в насмешку. В юношеской повести он воспроизводит себя в образе Вадима-горбача и описывает жестокие страдания из-за того, что его, урода, не любит любимая им девушка.

Физический недостаток молодой человек пытался восполнить ловкостью и совершенствовал себя во всевозможных телесных упражнениях так же, как и Байрон, искавший славы хорошего ездока, бойца, пловца и пр.

Оба поэта не выносили несправедливого обращения со слабыми. Байрон заступался за обиженных, покровительствовал им. Лермонтов в детстве напускался на бабушку, когда она бранила крепостных, выходил из себя, когда провинившегося вели наказывать, и бросался на отдавших приказ с палкой, с ножом,— что под руку попадало. Оба поэта не в меру рано созрели. Рано сказалась в них субъективная сила и индивидуальное развитие, сделавшие их одинокими. Чем более чувствовал каждый из них себя одиноким, тем более прибегал он к бумаге, поверяя ей все движения зыбкой души.

2. Объяснение учителя с элементами беседы
(Учащиеся составляют тезисы.)

Байронизм — свойство эпохи, и печать его лежит на ранних стихотворениях Лермонтова. Джордж Гордон Ноэль Байрон — воплощение романтизма. Романтизм же — это не только литературное направление, это мироощущение, в основе которого — несоответствие между действительностью и идеалом. Разрыв между ними в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения, в этом он близок к Байрону. Они оба не могли примириться с тупой и косной действительностью, где нет места действию. Уйти от действительности совсем они не могли — это было недостойно для них. Беспощадность отрицания и могучий полёт мечты сближают этих двух поэтов.

Байрон нашёл возможность выразить себя не только в поэзии — он погиб за свободу Греции. Лермонтов тоже воин по своей природе; может быть, это его главное качество. Ему нужно много — весь мир. И прежде всего нужно действие. Не мода заставила Лермонтова обратиться к творчеству Байрона,— он выбрал его в учители сознательно, так же как и Пушкина, и поэтов-декабристов.

На первых порах, в самом начале, художник, естественно, подражает кому-то. О том, чем для большого поэта является подражание, есть замечательное свидетельство Пушкина: «Талант неволен, и его подражание не есть постыдное похищение — признак умственной скудости, но благородная надежда открыть новые миры, стремясь по следам гения…»

Прочитайте следующие строки
из стихотворения "К***" («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...»)[2]:

Не думай, чтоб я был достоин сожаленья,
Хотя теперь слова мои печальны; — нет,
Нет! Все мои жестокие мученья —
Одно предчувствие гораздо больше бед.

Я молод; но кипят на сердце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел;
У нас одна душа, одни и те же муки,—
О если б одинаков был удел!..

Как он, ищу забвенья и свободы,
Как он, в ребячестве пылал уж я душой,
Любил закат в горах, пенящиеся воды,
И бурь земных, и бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно,
Гоним повсюду мыслию одной.
Гляжу назад — прошедшее ужасно;
Гляжу вперёд — там нет души родной!

• Какая строка является кажущимся противоречием? Что роднит Лермонтова и Байрона?

• Как поэты понимают спокойствие?

3. Творческая работа:
компаративный анализ стихотворений
Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова
(в мини-группах)

• I группа — выполнить анализ
стихотворения Дж. Байрона «Хотел бы жить снова в горах…»
(Дж. Байрон откровенно говорит о своём одиночестве, отчуждённости);

• II группа — выполнить анализ
стихотворения Дж. Байрона «Хочу я быть ребёнком вольным…»
(поэт говорит о несоответствии мечты и жизненных реалий);

• III группа — выполнить анализ
стихотворения Дж. Байрона «Темнота»
(поэт показывает нам картину космического хаоса, который влияет на законы человеческой жизни);

• IV группа — выполнить анализ
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»
(осознание собственного одиночества, поэт не видит смысла в активной жизни);

• V группа — выполнить анализ
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»
(настроение лирического героя в согласии с природой. Наблюдая её, поэт ощущает досаду, разочарование);

• VI группа — выполнить анализ
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Никто моим словам не внемлет... я один»
(разочарование в сегодняшнем дне).

4. Презентация творческих работ
представителями групп

(с рецензированием и комментариями учителя)

5. Выполнение интерактивного упражнения
«Ассоциативный ряд»
(работа в парах)

Задание. Вы заметили схожесть мотивов в лирике Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова. Благодаря каким художественным средствам это достигается?
(Аллегория, ассоциация, художественный параллелизм)

Мы также воспользуемся ассоциациями для лучшего понимания поэзии. С чем у вас ассоциируются слова «погасло солнце» из стихотворения Байрона или «пустыня внемлет Богу» Лермонтова? Подберите собственные ассоциации, с помощью которых вы имели бы возможность передать состояние душевного покоя или тревоги, радости или печали. Это может быть любой предмет, живое лицо, картина природы и др., важно, чтобы мы поняли ваше настроение.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• Почему, говоря о Байроне, мы вспоминаем М. Ю. Лермонтова, а не А. С. Пушкина? Аргументируйте своё мнение.

2. Обобщающее слово учителя

— Итак, в ранних романтических произведениях Лермонтова ярко прослеживается влияние английского романтика. Поэмы Лермонтова (некоторые из них он называет «восточными повестями») или отдельные их главы часто предваряют стихи Байрона, взятые в качестве эпиграфа. В произведениях Лермонтова тоже характерная для «восточных поэм» ситуация: непримиримая вражда, месть (иногда, как у Байрона,— своей родной стране, надругавшейся над его чувствами — сравните произведения «Осада Коринфа» и «Измаил-беи»), самоотверженная любовь женщины, которая приходит на помощь герою.

Аналогичную роль играет местный колорит — изображение далёкого от цивилизации Кавказа.

Главное, однако, в творчестве Лермонтова — байронический герой, испытывающий «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть». Он с болью осознаёт неосуществимость своих надежд, и отсюда проистекает его разрыв со всем человечеством, его индивидуализм, утверждающийся как форма протеста против чуждого ему мира. Он всецело погружается в созерцание своих «непризнанных мучений», не признавая, в свою очередь, «трудов и бед толпы людской».

По своему складу герой лучшей из лермонтовских поэм — «Демон» — повторяет героя драматической поэмы Байрона «Манфред», представляющей апофеоз байроновского протестантского индивидуализма:

От самых юных лет
Ни в чём с людьми я сердцем не сходился
И не смотрел на землю их очами,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Мои печали, радости и страсти
Им были непонятны. Я с презреньем
Взирал на жалкий облик человека.
(Перевод И. А. Бунина)

Лермонтов переосмысливает традиционный образ лирического героя, подвергая критике его оторванность от людей, подчёркнутый индивидуализм. Одиночество у Лермонтова становится не столько преимуществом, сколько проклятием, от которого его романтический герой пытается избавиться.

Правда, всё это наиболее отчётливо проявится в последний период творчества Лермонтова. Но характерно уже то, что в 1832 году он, не отвергая своего внутреннего родства с английским поэтом, провозгласил:

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый в мире странник,
Но только с русскою душой…

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание
(по уровням)

I уровень. Написать эссе (миниатюру) «Мотивы Дж. Байрона в лирике М. Лермонтова».
II уровень. Составить сравнительную таблицу «Общее и отличительное в лирике Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова».

2. Индивидуальное опережающее задание (по 2 учащихся)
а) Подготовить сообщение о молитве как речевом жанре.
б) Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Ангел», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Следующий урок: Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.



1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

2. К*** («Не думай, чтоб я был достоин сожаленья...») — впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1859, т. 127, № 11, отд.1, стр. 255).
В автографе — приписка Лермонтова в скобках: «Прочитав жизнь Байрона (<написанную> Муром)». Под текстом дата в скобках: «1830».
Письма и дневники Байрона с подробными биографическими примечаниями, изданные поэтом Томасом Муром, вышли в Лондоне в 1830 году; в том же году в Париже вышел французский перевод этой книги. Очевидно, одно из этих изданий (трудно сказать, какое именно) и имеет в виду Лермонтов. (вернуться)

 
Теодорос Вризакис. Прибытие лорда Байрона в Месолонгион.
Афины. Национальная художественная галерея

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика