Дружба в жизни Печорина. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
Смерть М.Ю.Лермонтова. Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея
 
Лермонтов в Петербурге. Из путеводителя "По лермонтовским местам" (на сайте "К уроку литературы")
 
 История создания романа "Герой нашего времени"
 
 Долинина Н. Г. Печорин и наше время
 
 Статья учебника «Максим Максимыч в романе "Герой нашего времени"»
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
 
 Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени
 
 Тест "Восстановите хронологию событий" (по роману "Герой нашего времени")
 
Уроки по лирике М. Ю. Лермонтова в 9 классе
 
Уроки по творчеству М. Ю. Лермонтова в 7 классе
 
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
Княжна Мери и Грушницкий. Иллюстрация М.А.Врубеля, 1890.
См. подробнее
на сайте "К уроку литературы"
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 51. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6


УРОК 55
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
ДРУЖБА В ЖИЗНИ ПЕЧОРИНА


Основное содержание урока
Главные и второстепенные герои. Печорин в системе мужских образов романа (Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич).

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Сопоставление персонажей романа и их сравнительная характеристика. Планируемые

I. Главные и второстепенные герои

Вступительная беседа:


— Перечислите главных героев романа.
Главными или второстепенными являются Максим Максимыч, Грушницкий, Вернер, Вулич? Обоснуйте свой ответ.

— Зачем в роман введены такие персонажи, как странствующий офицер, Казбич, Азамат, слепой мальчик, драгунский капитан, муж Веры и др.?

— Какие определения даются понятию дружба в психологическом или философском словарях? Прокомментируйте эти определения. Так ли вы понимаете дружбу?

— Печорин говорит о себе так: «…я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них себе в этом не признаётся».
В чём прав и неправ Печорин в этом высказывании?

II. Печорин в системе мужских образов романа
(Печорин и Максим Максимыч, Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий, Печорин и Вулич)

Групповая исследовательская работа:

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.


Прочитайте исповедь Печорина со слов «…у меня несчастный характер» («Бэла»).

Какие чувства исповедь вызвала у Максима Максимыча?

Докажите, что опустошённость души Печорина — это веяние времени.

Как автор показывает отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? («Максим Максимыч»).

Как образ Максима Максимыча помогает понять характер Печорина?

Выпишите из статьи учебника «Максим Максимыч» основные черты характера этого героя и сопоставьте его с Печориным, используя план сравнительной характеристики героев (см. таблицу в уроке 11).

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

Как Печорин относится к Грушницкому?

Проанализируйте детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).

Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого?

Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли.

Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?

Какова композиционная роль образа Грушницкого?

Выпишите из статьи учебника «Грушницкий» черты героя и сопоставьте его с Печориным (см. таблицу в уроке 11).

Группа 3. Печорин и доктор Вернер.

Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни Печорина и Вернера?

Подтвердите свою позицию цитатами (запись от 13 мая).

Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу.

В чём Печорин оказался морально выше Вернера?

Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Выпишите из статьи учебника «Вернер» черты характера этого героя и сопоставьте его с Печориным (см. таблицу в уроке 11).

Группа 4. Печорин и Вулич.

Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого героя?

Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью?

Дорожит ли жизнью Печорин? Оцените действия Печорина в сцене захвата пьяного казака.

Почему Вулич погибает, а Печорин остаётся жив?

Какова роль образа Вулича в романе?

Выпишите из статьи учебника «Вулич» черты характера героя и сопоставьте его с Печориным (см. таблицу в уроке 11).

Составление планов сопоставительного анализа мужских образов романа с Печориным может быть завершено дома.

III. Практическая работа.
Составление групповой характеристики мужских образов романа и опорной схемы для письменного высказывания.


Вариант плана групповой характеристики героев:

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.

2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).

3. «Говорящий» смысл их имён и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.

4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами мы их видели?

5. Пейзажи и интерьеры, связанные с героями (сходство — контраст).

6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.

7. Поступки героев, раскрывающие их характеры.

8. Функция смыслообразующих художественных деталей.

9. Герои в оценке других персонажей (в самооценке).

10. Прямые или косвенные способы авторской характеристики героев.

Составление опорной схемы «Дружба в жизни Печорина»:



Итоговые вопросы:

Можно ли отношения Печорина с кем-либо из мужчин романа назвать дружбой?

В чём преимущества Печорина перед другими мужчинами романа?
(Мужские образы ниже Печорина по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.)

Домашнее задание

Составить устное высказывание на одну из тем: «Печорин в системе мужских образов романа»
или «Сравнительная характеристика двух мужских образов романа» (по выбору учащихся).

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Прочитать статьи учебника «Изображение характера» и «Княжна Мери».

Индивидуальные задания.

Подобрать цитаты на тему «Печорин в системе женских образов романа», проанализировав его отношения с Бэлой, девушкой-ундиной, княжной Мери, Верой.

Найти в психологическом и философском словарях определение понятия любовь и выписать его

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина >>>


МАКСИМ МАКСИМЫЧ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Максим Максимыч — штабс-капитан, одно из главных действующих лиц романа, выполняющее функцию рассказчика и самостоятельного персонажа, противопоставленного Печорину. Максим Максимыч в отличие от других героев выведен в нескольких повестях («Бэла», «Максим Максимыч», «Фаталист»). Он служит здесь постоянно и хорошо знает местные обычаи, нравы, психологию горцев. У Максима Максимыча нет ни пристрастия к Кавказу, ни пренебрежения к горским народам. Он отдает должное коренным жителям, хотя многие их черты ему не по душе, он лишен романтического отношения к чуждому ему краю и трезво воспринимает природу и быт кавказских племен. Но это не значит, что он исключительно прозаичен и лишен поэтического чувства: его восхищает то, что достойно восхищения. Взгляд на Кавказ Максима Максимыча обусловлен тем, что он принадлежит к другому социально-культурному историческому укладу — русскому патриархальному быту. Горцы ему более понятны, чем рефлектирующие соотечественники типа Печорина, потому что Максим Максимыч — цельная и «простая» натура.

У него золотое сердце и добрая душа. Он склонен прощать и смиряться перед судьбой, более всего ценить душевное спокойствие и избегать приключений. В делах службы он исповедует опять-таки ясные и безыскусственные убеждения. На первом месте стоит для него долг, но с подчиненными он не чинится и ведет себя по-приятельски. Командир и начальник в нем берут верх только тогда, когда подчиненные, по его разумению, совершают дурные поступки. Сам Максим Максимыч свято верит в дружбу и готов оказать уважение любому человеку.

Кавказ предстает в бесхитростном описании Максима Максимыча как страна, населенная «дикими» народами со своим жизненным укладом, и это описание контрастно романтическим представлениям. Роль Максима Максимыча как персонажа и рассказчика состоит в том, чтобы снять ореол романтической экзотики с изображения Кавказа и взглянуть на него глазами «простого», не наделенного особым интеллектом человека и рассказчика-наблюдателя, не искушенного в словесном искусстве.

Простодушная позиция присуща Максиму Максимычу и в описании приключений Печорина. Интеллектуальный герой оценивается человеком обыкновенным, не привыкшим рассуждать, а принимающим судьбу как должное. Хотя Максим Максимыч может быть и обидчив, и строг, и решителен, и сметлив, но он все-таки лишен личностного самосознания и не выделился из того патриархального мира, в котором сложился его характер. С такой точки зрения Печорин и Вулич кажутся ему «странными». Максим Максимыч не любит метафизических прений, он действует по закону здравого смысла, четко различая порядочность и непорядочность, не понимая сложности современных ему людей и мотивы их поведения. Ему неясно, почему Печорин скучает, но он твердо знает, что с Бэлой тот поступил нехорошо и неблагородно. Уязвляет самолюбие Максима Максимыча и та холодная встреча, какой наградил его Печорин. По понятиям старого штабс-капитана, люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными. Печорин же вовсе не хотел обидеть Максима Максимыча, тем более что и обижать-то было не за что. Просто он ничего не мог сказать своему сослуживцу и никогда не считал его своим другом.

Благодаря Максиму Максимычу обнаружились и сильные, и слабые стороны печоринского типа: разрыв с патриархально-народным сознанием, одиночество, потерянность молодого поколения интеллектуалов. Смысл столкновения Максима Максимыча и Печорина не в преобладании и превосходстве личного начала над патриархально-народным или патриархально-народного над личным, но в их сближении.

Максим Максимыч очень понравился и Белинскому, и Николаю I. Оба увидели в нем здоровое народное начало. Однако Белинский не считал Максима Максимыча «героем нашего времени». Николай I, прочтя первую часть повести, ошибся и заключил, что Лермонтов имел в виду в качестве главного действующего лица старого штабс-капитана. Потом, прочитав вторую часть, император испытал настоящую досаду из-за того, что Максим Максимыч отодвинут с переднего плана повествования и вместо него выдвинут Печорин. Для понимания смысла «Героя нашего времени» такое перемещение значило: точка зрения Максима Максимыча на Печорина — одна из возможных, но далеко не единственная, и поэтому в его взгляде на Печорина заключена лишь часть правды.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ГРУШНИЦКИЙ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Грушницкий один из героев повести «Княжна Мери». Сюжет повести разворачивается через противостояние Грушницкого и Печорина в их притязаниях на внимание княжны Мери. В любовном треугольнике (Грушницкий — Мери — Печорин) Грушницкий играет сначала роль первого любовника, но затем оттесняется на второй план и перестает быть соперником Печорина в любви. Его незначительность как человека, известная Печорину с самого начала повествования, становится очевидной и для княжны Мери. Из приятеля и соперника Грушницкий превращается во врага Печорина и скучного, надоедливого собеседника Мери. Познание характера Грушницкого не проходит бесследно ни для Печорина, ни для княжны и кончается трагедией: убит Грушницкий, погружена в духовную драму Meри, Печорин находится на распутье и вовсе не торжествует победу.

Если характер Печорина остается неизменным, то Грушницкий претерпевает эволюцию: в недалеком и неумелом романтике обнажается подлая и злобная натура. Наконец, Грушницкий несамостоятелен ни в своих мыслях и чувствах, ни в своем поведении. Он легко подпадает под влияние внешних обстоятельств: то моды, то людей, становится игрушкой в руках Печорина, осуществляющего план дискредитации мнимого романтика. Возникает новая оппозиция — романтизм ложный и романтизм истинный, странность надуманная и странность действительная, исключительность иллюзорная и исключительность реальная.

Грушницкий представляет собой не только антигероя и антипода Печорина, но и его «кривое зеркало». Грушницкий занят только собой и не знает людей; он предельно самолюбив и самоуверен, потому не может посмотреть на себя критически и лишен рефлексии. Психологически он несамостоятелен, поскольку живет модными представлениями и привычками, «вписан» в стереотипное поведение «света»; наконец, он слабая натура. Все это вместе образует устойчивую совокупность черт.

Подчиняясь мнению «света», Грушницкий напускает на себя трагическую таинственность: он — избранная натура — не понят и не может быть понят людьми; его жизнь во всех ее проявлениях — тайна между ним и небесами. Выдуманность «страданий» проявляется в том, что юнкерство (т. е. короткий доофицерский срок службы) Грушницкий маскирует под разжалование. Приезд на Кавказ, как догадывается Печорин, стал следствием фанатизма. Герой всюду хочет казаться не тем, что он есть, и пытается стать выше в своих собственных и в чужих глазах.

Маски, надеваемые Грушницким, от мрачного, разочарованного романтика до обреченного на героизм легко узнаваемы и способны лишь на миг оказать влияние на окружающих. Грушницкий — обыкновенный недалекий малый. Его позерство легко разгадывается, и он становится скучным и терпящим крушение. Смириться с поражением Грушницкий не может, но сознание ущербности толкает к сближению с сомнительной компанией, с помощью которой он намеревается отомстить обидчикам. Тем самым он падает жертвой не только интриг Печорина, но и собственного характера.

В последних эпизодах в Грушницком многое меняется: он оставляет романтическое позерство, освобождается от зависимости перед драгунским капитаном и его шайкой. Однако он не может преодолеть слабость своего характера и условности «светского» этикета.

Гибель Грушницкого бросает тень на Печорина: стоило ли употреблять столько усилий, чтобы доказать ничтожность фанатичного романтика, маска которого скрывала слабого, заурядного и тщеславного человека?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВЕРНЕР
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Вернер — доктор, приятель Печорина, своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная для понимания как всего романа, так и Печорина. Подобно Печорину, он скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого». Вернер невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, но идеальное начало в нем не заглохло, он не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), живо чувствует их порядочность, их добрые наклонности. В нем есть внутренняя душевная красота, и он ценит ее в других. Вернер «мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна...». В этом отношении Вернер — антипод Печорина. В нем все дисгармонично: развитый ум, чувство красоты и телесное безобразие, уродливость. Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора.

Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофель, потому что наделен критическим зрением и злым языком. Дар предвидения помогает ему понять, какую интригу задумал Печорин, почувствовать, что Грушницкий падет жертвой. Философско-метафизические разговоры Печорина и Вернера приобретают характер словесной дуэли, где оба приятеля достойны друг друга.

В отличие от Печорина Вернер — созерцатель. Он лишен внутренней активности. Холодная порядочность — вот принцип поведения Вернера. Далее этого нравственность доктора не простирается. Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, заговоре, готовящемся преступлении (в пистолет Печорина «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого он отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения, и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. В тот момент, когда Печорин особенно нуждался в душевной поддержке, Вернер демонстративно отказал в ней. Однако внутренне он чувствовал себя не на высоте положения и желал, чтобы Печорин первым протянул руку. Доктор готов был ответить душевным порывом, но Печорин понял, что Вернер хочет уйти от личной ответственности, и расценил поведение доктора как измену и нравственную трусость.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВУЛИЧ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Вулич — поручик-бретер, с которым Печорин встретился в казачьей станице, один из героев «Фаталиста». По своей натуре Вулич замкнут, отчаянно храбр. Он предстает в повести страстным игроком не только в карты, но и в более широком смысле, расценивая жизнь как роковую игру человека со смертью. Когда среди офицеров заходит спор о том, есть или нет предопределение, т. е. подвластны люди некой высшей силе, управляющей их судьбами, или они являются полновластными хозяевами своей жизни, поскольку обладают рассудком, волей и на них самих лежит ответственность за их поступки, Вулич вызывается на себе проверить суть спора. Печорин отрицает предопределение, Вулич признает его. Пистолет, приставленный Вуличем ко лбу, должен решить спор. Выстрела не последовало.

Доказательство в пользу предопределения как будто получено, но Печорина не покидают сомнения относительно предопределения: «Верно... только не понимаю теперь...» Вулич, однако, в этот день погибает, но иначе. Следовательно, результат спора опять неясен. Мысль движется от сомнения к сомнению, а не от незнания через сомнение к истине. Вулич чужд сомнений. Его свободная воля служит подтверждением идеи фатализма. Храбрость, бретерство Вулича проистекают из того, что на жизнь, в том числе и на собственную, он смотрит как на роковую игру, лишенную смысла и цели. Заключенное им пари вздорно, капризно. Оно выдает желание Вулича выделиться среди других, подтвердить мнение о нем как об особенном человеке. Веских моральных доводов для поставленного опыта у Вулича нет. Его гибель также случайна и нелепа.

Вулич — антипод Печорина, который переводит отвлеченный метафизический спор и историю Вулича в конкретный философский и социально-психологический план. Храбрость Вулича лежит по ту сторону добра и зла: она не разрешает какой-либо нравственной задачи, стоящей перед душой. «Фатализм» Печорина проще, примитивнее и банальнее, но он держится на реальном знании, исключающем «обман чувств или промах рассудка».

Однако в пределах жизни человеку не дано знать, что его ожидает. Печорину дано лишь сомнение, не мешающее решительности характера и позволяющее сделать сознательный выбор, в котором этические категории добра и зла выдвигаются в качестве основных.

Фатализм Вулича противоположен и наивному «народному» фатализму Максима Максимыча («Впрочем, видно, уж так у него на роду было написано...»), означающему смиренное приятие судьбы, которое уживается и со случайностью, и с нравственной ответственностью человека за свои мысли и поступки.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
Иллюстрация к "Княжне Мери". Рисунок П. Павлинова, 1938 г.
Литературный музей, Москва.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 304–305.
См. Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману "Герой нашего времени"

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика