Повести "Бэла" и "Максим Максимыч" из "Героя нашего вресмени". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

9 класс[1]


Урок 51. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6


УРОК 52
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»:
(ГЛАВЫ «БЭЛА», «МАКСИМ МАКСИМЫЧ»):
ЗАГАДКИ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА


Основное содержание урока
Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны». Смысл смены рассказчиков.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Выявление характерных для реалистического романа тем, образов и приёмов изображения человека. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции.

I. Загадки образа Печорина: взгляд «со стороны».
Смысл смены рассказчиков

Вступительная беседа:


— Можно ли утверждать, что в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин показан человеком-загадкой? Обоснуйте своё мнение.

— От чьего лица ведётся повествование в главе «Бэла»? в главе «Максим Максимыч»?

Каков художественный смысл смены рассказчиков?

— Что в характере Печорина заставило Максима Максимыча сказать: «Неужто тамошняя молодёжь вся такова?» Прокомментируйте эту оценку.

II. Аналитическая беседа по главе «Бэла»:

— Прочитайте описание первого портрета Печорина.

Как в портрете показана противоречивость его характера?

Докажите, что для Максима Максимыча Печорин — загадка.

— Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым? Объясните психологические мотивы его поведения после смерти Бэлы.

— Как в поведении проявляется противоречивость характера Печорина? Какие художественные детали это подчёркивают?

— Какие кавказские впечатления Лермонтова отразились в главе?

— Какова роль пейзажа? (Сообщение учащегося.)

— Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Укажите детали его психологического портрета и объясните их смысл. (Сообщение учащегося.)

— Охарактеризуйте нравственную сущность горских обычаев. Дайте им оценку. (Сообщение учащегося.)

III. Аналитическая беседа по главе «Максим Максимыч»:

— Найдите детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.

— Найдите черты психологического портрета в описании внешности Печорина.

Почему второй портрет героя даётся глазами автора?

— Какое впечатление производит Печорин на читателя?

Какие черты его характера кажутся вам отрицательными?

Какие положительные качества героя показаны в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»?


IV. Групповая практическая работа:

Группа 1. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой
со слов «А где Печорин?..» до слов «…упала на постель и закрыла лицо руками».

В чём конфликт этого диалога? Какими средствами автор раскрывает психологические состояния героев?

Как в подтексте диалога характеризуется Печорин? Каково место этого эпизода в сюжете главы и в романе в целом?

Группа 2. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «…с помощью бурь и дурных дорог».

Сравните рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина.

Группа 3. Сопоставьте текст и настроение монолога Печорина со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Дума».

Какие слова и выражения из стихотворения можно считать оценками характера Печорина? Почему?

Группа 4. Проанализируйте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча…» до слов «Глаза его поминутно наполнялись слезами».

Какими средствами автор рисует психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча?

Прокомментируйте конфликт и подтекст их диалога.

Какова авторская оценка их поведения?

V. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский)
Обобщающая беседа:


Докажите, что уже в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» Печорин, по словам Белинского, «самый любопытный предмет своих наблюдений».

Какие черты в характере Печорина можно считать типическими, выражающими «портрет поколения»?

Почему в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» герой показан не умеющим сострадать, привыкшим исполнять только свои желания?

Какие отрицательные черты Печорина делают его малопривлекательным?

Можно ли утверждать, что Печорин — отрицательный герой? Обоснуйте свой ответ.

Что необходимо читателю, чтобы разобраться в этом образе?
(Нужно понять душу героя, его внутренний мир, мотивы его поведения и поступков. Разгадать эти загадки поможет «Журнал Печорина».)

VI. Чтение и обсуждение статьи учебника «Автор и герой» (см. статью ниже):

— Можно ли утверждать, что образ Печорина М. Ю. Лермонтов наделил своими собственными чертами? Обоснуйте свой ответ.

Итоговые вопросы:

Почему в романе даётся не один, а два портрета Печорина?

Какие загадки образа Печорина показывает автор в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»?

Домашнее задание

Перечитать новеллы «Тамань» и «Княжна Мери».

Выучить наизусть одно из описаний Кавказа (10—15 строк)
или создать монолог Максима Максимыча на тему «Загадки личности Печорина».

Письменно сопоставить два портрета Печорина или ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения:

«М. Ю. Лермонтов в Тамани», «Прототипы героев новеллы „Княжна Мери“» (по книге Н. Г. Долининой «Печорин и наше время»),
*«Интонации Печорина в его записях о природе и о людях: отличаются ли они?» (фрагменты записей от 11 мая, 13 мая, 16 мая, 3 июня, 10 июня, 12 июня и др.; границы цитат определяет учащийся).

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери") >>>


АВТОР И ГЕРОЙ
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Из повествования ясно, что Лермонтов не рисовал самого себя и не разоблачал своего героя. В предисловии к роману Лермонтов иронически писал о читателях-критиках: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека, как Герой Нашего Времени; другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка!» Объясняя свою задачу, которая состояла в том, чтобы воздержаться и от хвалы, и от хулы, чтобы не прослыть моралистом и «исправителем людских пороков», Лермонтов признавался: «Ему (автору.— Ред.) просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает и, к его и вашему несчастью, слишком часто встречал». Эти слова Лермонтова-сочинителя вызывают полное доверие. Следовательно, ни утверждающая, ни отрицающая Печорина точка зрения не может быть принята, в том числе и Максима Максимыча. Штабс-капитан — хороший служака, заслуженный офицер, добрый человек, но он совсем другого склада. Ему совершенно чужд самоанализ Печорина и сам герой, рожденный эпохой романтического индивидуализма. Максим Максимыч сохранил явные приметы старого, доромантического, патриархального сознания, которое еще не вычленилось из общенародной стихии.

Максим Максимыч — цельный человек, он способен на простые, не притязающие на глубину оценки. Однако в их свете личность Печорина только упрощается. Простосердечный Максим Максимыч не понимает героя, судит о нем и его поступках поверхностно.

К взгляду Лермонтова на Печорина значительно ближе странствующий офицер, который играет роль «посредника» между разными рассказчиками — Максимом Максимычем и Печориным. Он, как и Лермонтов, отделяет себя и от Максима Максимыча, и от Печорина. Как Лермонтов, он тоже наблюдатель и не отказывается от осуждения или восхваления. В «Предисловии к «Журналу Печорина», которое написано странствующим офицером, он соглашается с Лермонтовым, автором предисловия ко всему роману: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги.— «Да это злая ирония!» — скажут они.— Не знаю». Для Лермонтова и для странствующего офицера Печорин — герой нашего времени, но оба далеко не всегда держатся его взглядов. В заглавии романа слились утверждение и ирония, преклонение перед личностью Печорина и горькое сожаление, даже грустная насмешка над тем, что, будучи действительно героической личностью по своему масштабу, по своим богатейшим возможностям, он оказывается ниже своего предназначения.

Внутреннее нравственно-эстетическое задание Лермонтова, владевшее его пером, состояло в том, чтобы подвергнуть критике трагическое противоречие собственного сознания, громко сказать, что он, Лермонтов, не тождествен, не равен Печорину, что убийственный индивидуализм Печорина не имеет жизненной перспективы. Лермонтов, создавая Печорина, преодолевал себя, изживал в себе печоринское начало и отказывался, отстранялся от него в самом себе.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика