Повесть "Фаталист" из романа "Герой нашего времени". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
Смерть М.Ю.Лермонтова. Из воспоминаний А.П.Шан-Гирея
 
Лермонтов в Петербурге. Из путеводителя "По лермонтовским местам" (на сайте "К уроку литературы")
 
 История создания романа "Герой нашего времени"
 
 Долинина Н. Г. Печорин и наше время
 
 Статья учебника «Печорин в романе "Герой нашего времени"»
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
 
 Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени
 
 Тест "Восстановите хронологию событий" (по роману "Герой нашего времени")
 
Уроки по лирике М. Ю. Лермонтова в 9 классе
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 51. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа

Урок 52. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла", "Максим Максимыч"): загадки образа Печорина

Урок 53. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань", "Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера

Урок 54. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско-композиционное значение новеллы

Урок 55. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина

Урок 56. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина

Урок 57. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков

Урок 58. М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени". Контрольная работа: письменный ответ на проблемный вопрос. Урок развития речи 6


УРОК 54
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
(ГЛАВА «ФАТАЛИСТ»):
ФИЛОСОФСКО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ НОВЕЛЛЫ


Основное содержание урока
Мотив предопределения и судьбы. Образ Печорина в новелле и в романе.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Формулировка выводов о характере героя. Анализ ключевого эпизода новеллы. Обсуждение иллюстраций к роману.

I. Мотив предопределения и судьбы

Вступительная беседа:


— Зачем в романе новелла «Фаталист», если характер Печорина понятен, а его жизненная философия потерпела крах? Обоснуйте свой ответ.

— Почему «насыщенная гордость» не принесла Печорину счастья?

— Докажите, что в «Фаталисте» М. Ю. Лермонтов предстаёт как писатель-философ.

— Можно ли утверждать, что в новелле «Фаталист» автор стремится разгадать загадки самой Судьбы? Обоснуйте свой ответ.

II. Групповая работа:

Группа 1.
Проанализируйте эпизод игры в карты
с начала новеллы до слов «перестреливался с чеченцами».

Какую роль в раскрытии характера Вулича играет его портрет?

Какие черты его характера выделены автором?

Связана ли страсть героя к игре с верой в предопределение? Аргументируйте свою позицию.

Какие чувства вызывает образ Вулича: восхищение, удивление, страх, недоумение, любопытство? Обоснуйте свой ответ.

Группа 2.
Проанализируйте эпизод заключения пари между Печориным и Вуличем
со слов «Когда поручик Вулич подошёл к столу…» до слов «…не мог найти удобного случая».

*Почему Печорин предложил такое странное пари, а Вулич нашёл такое необъяснимое решение, как самоубийство?

С какой целью автор подчёркивает, что Печорин видел в лице Вулича «печать смерти»?

Ищет ли Вулич смерти? А Печорин? Почему?

Группа 3.
Проанализируйте эпизод возвращения Печорина на свою квартиру
со слов «Я возвращался домой пустыми переулками…» до слов «Она хотела что-то отвечать, но только вздохнула».

Какую роль играет в эпизоде пейзаж?

Докажите, что рассуждения Печорина о ночном небе носят философский характер.

Почему герой не верит, что небесные светила влияют на судьбу человека?

Какие чувства вызвал в его душе случай с Вуличем?

Группа 4.
Проанализируйте сцену захвата пьяного казака
со слов «Я затворил за собою дверь…» до конца новеллы.

Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу?

Почему, зная, что предопределение существует, герой хочет испытать судьбу?

Какие черты Печорина показаны в сцене захвата пьяного казака?

Каково отношение Вулича (Печорина, автора) к предопределению? У кого из них оно неоднозначно и почему?

Аналитическая беседа:

— К кому из героев относится название новеллы? Обоснуйте свою позицию.

Какой смысл при этом выявляется?

— Какие вечные проблемы автор ставит в новелле «Фаталист»?

— Какие качества характера героя помогают ему, веря в судьбу, всё же бросить ей вызов и победить?

— Чем различаются фатализм Вулича и фатализм Печорина?

III. Сообщения учащихся о выполнении индивидуальных домашних заданий:

— Сопоставить Вулича с пушкинскими героями Сильвио («Выстрел») и Германном («Пиковая дама»).

— Сопоставить язык и стиль начала повести «Фаталист» с первыми абзацами «Пиковой дамы» Пушкина.

IV. Образ Печорина в новелле и в романе

Чтение статьи учебника «Печорин» и составление её плана (тезисов).
Cм. текст статьи ниже:

Примерный вариант плана статьи:

1. Три аспекта воспроизведения истории души героя.

2. Объективность изображения героя с помощью перемены рассказчиков и оценок других персонажей. Отображение души героя через его портрет.

3. Отражение в образе героя традиций европейского психологического романа: неисчерпаемый потенциал души героя при ничтожности духовных результатов. Печорин как жертва судьбы.

4. Раскрытие истории души Печорина не через социальные функции личности, а через родовые свойства человека и стороны его частной жизни. Статичность характера героя и его устойчивое отношение к миру.

5. Неспособность героя к любви и дружбе вследствие приоритета рассудка над чувствами. Принцип жизненного поведения Печорина — свободная воля, перерастающая в индивидуализм.

6. Противоречие необъятных сил и великого предназначения героя лермонтовской эпохи и ничтожности его жизненных итогов.

7. Сущность образа Печорина как духовного завещания автора читателю.

V. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Образ Печорина в романе».


Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Образ Печорина в романе»
Черты героя
Примеры
Происхождение и социальное положение героя
         
Прошлое героя
         
Смысл его имени и фамилии
         
Первое появление в романе
         
Портрет героя, динамика портрета
         
Мир вещей, характеризующий героя
         
Поступки, отражающие внутренний мир героя
         
Речь героя как средство его характеристики
         
Оценка героя другими персонажам
         
Авторское отношение к герою
         
*Оценка образа героя в литературоведении
         
Выводы
         

Заполнение таблицы завершается на следующих уроках и дома.

Обобщающая беседа:

Каким предстаёт Печорин в его «Журнале»?

Почему Печорин — жертва судьбы?

В чём проявилось мастерство автора в создании психологического портрета Печорина?

VI. Обсуждение иллюстраций к роману.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Итоговый вопрос:

Почему новелла «Фаталист» — это философское произведение?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Составить письменную характеристику образа Печорина или ответить на итоговый вопрос урока.

Прочитать статьи учебника «Грушницкий», «Вернер», «Вулич», «Максим Максимыч» и определить их главные мысли.

Индивидуальные задания.

Выполнить задание из раздела учебника «Развиваем дар слова»; охарактеризовать Печорина, используя приведённые в задании слова и выражения.

Подобрать цитаты на тему «Печорин в системе мужских образов романа», проанализировав его отношения с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем.

*Сопоставить характеры и судьбы Печорина и Онегина.

Найти в психологическом и философском словарях определение понятия дружба и выписать его .

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина >>>


ПЕЧОРИН
В РОМАНЕ
«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Печорин Григорий Александрович — главный герой романа. История его души составляет содержание произведения. Эта задача прямо названа в «Предисловии к «Журналу Печорина». История души воспроизводится в трех аспектах: во-первых, с точки зрения «внутреннего человека», когда утаенные от посторонних, но открываемые для себя мотивы поведения через цепь внешних поступков, приключений приобретают ясный, хотя и противоречивый характер; во-вторых, герой отдает себе полный отчет в мотивах и душевных движениях, служащих осознанию собственной личности и определяющих принципы ее самопостроения; в-третьих, история души отображается как объективное описание: Печорин записывает свои впечатления для себя и воспринимает свой дневник в виде объективного документа, отстраняясь от субъективных пристрастий, создавая дистанцию между собой действующим, мыслящим и автором. Как автор «Журнала...»? Печорин не страшится рассказать ни об идеальных порывах, присущих ему, ни о темных сторонах души, ни о противоречиях сознания.

Объективность письма достигается и присутствием других рассказчиков — Максима Максимыча, странствующего офицера, отдаленных от Печорина и приближенных к нему интеллектуально. Печорин воспроизводит и мнения о себе других лиц — Веры, княжны Мери, Грушницкого, Вернера. Все они с разной степенью проникновения в его внутренний мир создают объемный образ его личности. Задача Лермонтова заключалась не только в том, чтобы история души раскрывалась извне и изнутри, но и в том, чтобы дать возможно полное о ней представление. Все описания внешности героя тоже направлены на отображение души (через лицо, глаза, руки, фигуру и детали одежды). Печорин интересен Лермонтову в качестве обобщенного лица, а не как некоего казуса, изображенного иронически. Ирония как субъективное художественное намерение исключена, и если она становится результатом изображения, то повинна в этом не авторская воля, но сам тип личности, возникший в определенное время и в определенных обстоятельствах. В такой же мере несостоятельно мнение, отведенное самим Лермонтовым, будто Печорин — портрет автора романа.

Традиция, к которой непосредственно примыкает «Герой нашего времени»,— психологические романы Шатобриана («Рене»), Бенжамена Констана («Адольф»), Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»), незаконченный роман Карамзина («Рыцарь нашего времени») и роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин». Хотя психология героя все более углубляется от приключения к приключению, которые вносят новые штрихи в его внутренний портрет, духовно Печорин не растет. Его жизненный опыт существен не тем, что он каждый раз выходит из того или иного приключения обновленным, а тем, что он остается одинаковым. Однако при неизменности духовных результатов каждый эпизод всякий раз бросает свет на неисчерпаемый потенциал души. В этом состоит история души, ее загадочность, странность и нравственность. Равная самой себе, душа не поддается изменению и не имеет предела в своем углублении. Отсюда возникает видимое противоречие между богатыми внутренними возможностями к духовному самопо-строению, развитию, обновлению и скромными успехами героя, как правило кончающимися ощущением «скуки» и неудовлетворенности собой.

Печорин всегда чувствует над собой власть судьбы, которая выступает преградой, ограничивающей итоги его душевной деятельности и превращающей их в ничтожные, бесполезные и катастрофические по своим последствиям, угрожающие как самому герою («Тамань»), так и другим персонажам («Бэла», «Княжна Мери»). Печорин, ощущающий перст судьбы, воспринимает себя едва ли не демоническим существом, злым орудием судьбы, наказующей силой. Она выступает в его глазах проклятием, а он становится ее жертвой.

История души Печорина раскрывается через конкретные эпизоды, имеющие отношение не к его служебной или социальной сфере, но к родовым свойствам человека и интимным сторонам частной жизни (любовь, дружба, испытание воли, личная храбрость). Читатель всюду наблюдает, как проявляются человеческие качества Печорина и при этом намеренно отодвинуты социально-общественные функции личности (дворянин, светский человек, офицер).

Характер Печорина дан сложившимся и с устойчивым мироотношением. Из жизненного опыта герой вынес скептическое отношение к действительности и к окружающим людям. Всюду он видит одну и ту же банальность, тривиальность, но продолжает гоняться за жизнью, каждый раз думая, что очередное приключение окажется новым и необычным, освежит его чувства и обогатит его ум. Искренне отдаваясь новому влечению, он, однако, включает рассудок, уничтожающий непосредственное чувство. Скепсис Печорина становится как бы абсолютным: важна не любовь, не правда и искренность чувства — власть над женщиной. Любовь для него не поединок равных, но подчинение себе. Он видит удовольствие и наслаждение в том, чтобы быть «причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права».

Точно так же он не способен к дружбе, ибо не может поступиться частью свободы, что означало бы для него стать «рабом». С Вернером он сохраняет дистанцию в отношениях. Свою отстраненность он дает почувствовать и Максиму Максимычу, избегая дружеских объятий.

Свободная воля, перерастающая в индивидуализм, служит для Печорина принципом жизненного поведения. Она влечет героя к новым и новым впечатлениям. Он полон интереса и к людям, и к природе, ищет и находит приключения, создавая выгодные для себя ситуации, где его ум мог торжествовать победу. При этом герой испытывает не только других, зная их слабости и угадывая возможные реакции на его слова и поступки, но и себя, часто рискуя и подвергаясь опасности. Конечной целью жизненной активности становится познание смысла действительности и своей личности. Эта устремленность к высшим целям выделяет Печорина из среды, сообщает масштабность его личности и характеру. Однако опыты Печорина каждый раз демонстрируют ему бессмысленность бытия и роковую неопределенность цели его жизни.

Ничтожность итогов и повторяемость их образует духовный круг, в котором замкнут герой. Отсюда вырастает мысль о смерти как наилучшем исходе из порочного и заколдованного, будто заранее предопределенного круговращения. В итоге Печорин чувствует себя бесконечно несчастным и обманутым судьбой. Великое предназначение, уготованное ему, необъятные силы, ощущаемые им, не только не стали для него благом, но обернулись страданием и мукой. Он мужественно несет этот крест и не может примириться с ним, предпринимая все новые и новые попытки изменить свою участь, придать глубокий и серьезный смысл своему пребыванию в мире. Вот эта непримиренность Печорина с самим собой, со своей долей свидетельствует о неуспокоенности и значительности его личности.

В романе сообщается о новой попытке найти пищу для души — Печорин отправляется на Восток. Его развитое критическое сознание обращено к сущностным проблемам жизни человека и мира. Оно не завершилось и не обрело гармоничной цельности. Лермонтов дает понять, что в России Печорин обречен на прежнее состояние. Путешествие в экзотические, неведомые страны также мнимо, ибо убежать от себя герой не может.

В истории души дворянского интеллигента середины XIX века изначально заключена двойственность: сознание личности ощутило свободу воли как непреложную ценность, но приняло болезненные формы, личность противопоставила себя окружающему и столкнулась с такими внешними обстоятельствами, которые рождали скучное повторение норм поведения, сходных ситуаций и ответных реакций на них, способных привести в отчаяние, обессмыслить жизнь, иссушить ум и чувства, подменить непосредственное восприятие мира холодным и рассудочным, вынести из всего этого горького опыта лишь отрицательный взгляд на мир.

К чести Печорина, он ищет в жизни положительное содержание, верит, что оно есть и только ему не открылось, сопротивляется негативному жизненному опыту и надеется на то, что история его души обогатится и обретет способность к свежему и здоровому восприятию бытия. В этом побудительном мотиве, относящемся в большей мере к читателю романа, чем к его герою, и состоит то духовное завещание, которое передано нам Лермонтовым.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)



1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 
 
Иллюстрация к "Княжне Мери". Рисунок П. Павлинова, 1938 г.
Литературный музей, Москва.
Источник: Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."
– М.: Сов. Энцикл., 1981. Тетрадь между стр. 304–305.
См. Иллюстрации П.Я.Павлинова к роману "Герой нашего времени"

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика