Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 - 1878)


10 класс[1]
 

Урок 59. Н. А. Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта

Урок 60. Н. А. Некрасов. Героическое и жертвенное в образе разночинца-демократа

Урок 61. Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу

Урок 62. Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Её психологизм и бытовая конкретизация

Уроки 63-66. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Урок 67. Контрольная работа за III четверть. Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова


УРОК 61
Н. А. НЕКРАСОВ О ПОЭТИЧЕСКОМ ТРУДЕ.
ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
КАК СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ

Цель:

выявить своеобразие лирики Н. А. Некрасова о поэтическом творчестве как служении народу; раскрыть идейно-художественное содержание стихотворений о поэтическом труде; совершенствовать навыки анализа и выразительного чтения стихотворного текста; расширять и углублять предметную компетенцию; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, тексты стихотворений Н. А. Некрасова, иллюстративный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся определяют своеобразие лирики Н. А. Некрасова, рассуждают о поэтическом творчестве как служении народу; раскрывают идейно-художественное своеобразие стихотворений поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения; участвуют в беседе, дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Постановка и решение проблемных вопросов


• Принято считать, что роль Н. А. Некрасова в развитии русской поэзии так же значительна, как и роль Н. В. Гоголя в развитии русской прозы. В чём новаторство лирики Н. А. Некрасова? Какие темы раскрывает поэт в стихотворениях?

• Как относился Н. А. Некрасов к творчеству А. С. Пушкина? Можно ли считать его строки:

Ещё стыдней в годину горя
Красу небес, долин и моря
И ласки милой воспевать

полемическими по отношению к позиции А. С. Пушкина, выраженной в стихотворении «Поэт и толпа»?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, «в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между “гражданской” и “чистой” поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н. А. Некрасова — явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Н. А. Некрасов полностью переосмысляет роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Муза Н. А. Некрасова — муза «мести и печали», «сестра народа» — так называл её поэт. Поэзия Некрасова продолжала развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Пушкиным, Лермонтовым. Как и его предшественники, Некрасов был прежде всего поэтом-гражданином, но он жил и творил в иное время, тогда, когда освободительное движение набирает новый виток. Н. А. Некрасов стал певцом народа, поэтическим глашатаем поколения революционеров-демократов 50–70-х годов XIX в. Он вновь и вновь возвращается к вопросу о назначении поэта и его месте в общественной борьбе.

В стихотворении «Поэт и гражданин» (1856) Некрасов изложил свою поэтическую программу, выразил свои взгляды на долг поэта, требовал, чтобы поэт был гражданином, верным сыном своей родины и своего народа:

Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.

Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно.

Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли отклик в сердцах передовой молодёжи России.

Мыслям, высказанным в стихотворении «Поэт и гражданин», Н. А. Некрасов оставался верен до конца своей жизни. Судьба истинного поэта, по его мнению, должна быть неразрывно связана с судьбой народа. Эту мысль он развивает и в стихотворении «Элегия» (1874), которое было для поэта самым задушевным и любимым из написанных в последние годы:

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая — «страдания народа»
И что поэзия забыть её должна —
Не верьте, юноши! Не стареет она.

Н. А. Некрасов выступает против тех, кто из моды проявлял сочувствие народу, но отвернулся от него в годы реакции. В служении народу поэт видел цель и смысл своего творчества.

В стихотворении «Сеятелям» Н. А. Некрасов призывает молодёжь сеять «разумное, доброе, вечное», так как семена разума, просвещения обязательно дадут всходы, за которые «спасибо вам скажет сердечное русский народ». В произведениях творца очень часто встречаются размышления о Музе, которая вдохновляла его творчество и которой он служил («Муза», «Вчерашний день часу в шестом…», «О Муза! Я у двери гроба…» и др.). Эта «Муза мести и печали» проходит через всё творчество поэта. Отныне и навсегда в сознание Некрасова войдёт мысль о кровной связи его поэзии, его Музы с этой истязаемой молодой крестьянкой и всем многострадальным народом. Поэт снова и снова будет повторять, что его Муза — «сестра народа и моя» («Муза»), что она «свой венец терновый приняла не дрогнув… И под кнутом без звука умерла» («Безвестен я…»). А в своём последнем предсмертном стихотворении «О Муза! я у двери гроба…» Н. А. Некрасов скажет:

Нерусский — взглянет без любви
На эту бледную в крови,
Кнутом иссеченную Музу…

Некрасовская муза — страдающая, воспевающая народ, зовущая к борьбе, протестующая, сочувствующая народу.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…»
(см. текст ниже:)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Кто такая муза?

• Кто является Музой творчества Н. А. Некрасова?

• Каков символический смысл образов стихотворения?

• Есть ли аналогия между образом крестьянки и иссечённой Музой поэта?

3) Обобщение учителя

— Это стихотворение является первым поэтическим манифестом Н. А. Некрасова. Необычность его заключается в том, что ни в русской, ни во всей мировой поэзии мы не встретим примера, когда поэт осмелился бы назвать свою Музу сестрой истязаемой крестьянки. Н. А. Некрасов был первым, кто низвёл свою Музу с небесной высоты на землю и привел её на торговую площадь, где подвергалась жестокому наказанию «молодая крестьянка», и провозгласил:
«Гляди! Сестра твоя родная!»

3. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Элегия»
(см. текст ниже:)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• Докажите, что это стихотворение — элегия.

• Кому адресована «Элегия»?

• Почему поэт обращается именно к молодому поколению?

• Как развивается тема поэта и поэзии во второй части «Элегии»?

• В первой части стихотворения речь шла о реальной судьбе народа. А вторая начинается словами: «Я лиру посвятил народу своему…». А какой народ поэт называет «своим»?

• Что значит служить народу с точки зрения лирического героя «Элегии»?

3) Обобщение учителя

— Н. А. Некрасов назвал это стихотворение самым задушевным и любимым из написанных им в последнее время. «Я видел красный день: в России нет раба!» — Некрасов говорит о реформе, провозглашённой 6 марта 1861 г.— освобождении крестьян от крепостничества. «Современник» в лице своих публицистов, и главным образом Н. Г. Чернышевского, скептически отнёсся к освобождению крестьян, коль скоро оно оказалось одновременно по сути «освобождением» от земли. И всё же Н. А. Некрасов приветствует даже это половинчатое освобождение.

«Элегия», написанная через 13 лет после начала реформы, как бы подводит итоги этим надеждам.

4) «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

• Сопоставьте стихотворение «Элегия» с одним из стихотворений А. С. Пушкина: «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Из Пиндемонти».
Как в них решается проблема взаимоотношений поэта и народа?

4. Аналитическая работа с текстом
стихотворения «Поэт и гражданин»
(см. текст ниже:)

1) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

2) Аналитическая беседа

• О чём спорят герои стихотворения «Поэт и гражданин»?

• Какова идея этого произведения?

• Чья позиция ближе Некрасову?

• Почему, по вашему мнению, именно стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник «Стихотворения Н. Некрасова» (1856)?

• С какой целью поэт обращается к форме диалога? Насколько традиционна эта форма для русской лирики?

• Найдите в стихотворении «Поэт и гражданин» афористические выражения и строки, раскрывающие гражданские чувства Н. А. Некрасова, его взгляды на назначение поэзии.

• Воссоздайте по монологу Поэта его жизненную и творческую судьбу. В чём её драматизм? Что заставляет Поэта назвать себя «больным сыном больного века»?

• Вам уже знакомы стихотворения «Рыцарь на час», «Элегия», «Блажен незлобивый поэт…». В чём вы видите связь этих стихотворений с поэтической декларацией «Поэт и гражданин»?

3) Обобщение учителя

— Раздумьям о соотношении высокой гражданской позиции с поэтическим искусством посвящено стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога.

Некрасов, посвятивший всю свою поэзию служению народу, убеждён, что поэт должен использовать свой божий дар не для сладких пустословий. Истинная поэзия должна быть отражением современности, набатом, поднимающим в бой за отчизну, за народ. Только поэт, отдающий себя народу, может стать бессмертным.

Поза созерцательного поэта, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Н. А. Некрасова. Он утверждает необходимость быть не просто творцом, (а прежде всего!) гражданином:

Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…

Такова главная тема поэтической декларации Н. А. Некрасова — стихотворения «Поэт и гражданин».

5. «Из тайников искусства слова…»: мини-конкурс чтецов
(несколько учащихся)

Комментарий.
Учащиеся читают наизусть стихотворения Н. А. Некрасова «Сеятелям», «Музе», «Праздник жизни — молодости годы…», «О Муза! Я у двери гроба…».
Жюри (учитель, учащиеся — представители каждого ряда) оценивают способность каждого чтеца донести до слушателя смысл стихотворения, умение правильно расставить логические паузы и акценты.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия


• Способна ли поэзия Н. А. Некрасова согреть душу человека сегодня, есть ли в ней то «вечное и прекрасное», что составляет суть истинного искусства?»

Комментарий.
Для направления деятельности вопрос конкретизируется в виде ряда тезисов «Есть мнение…». Учащиеся должны согласиться с данными тезисами или опровергнуть их.

Есть мнение, что:

• поэзия Н. А. Некрасова устарела, осталась в прошлом и не может вызвать интереса у сегодняшнего читателя»;

• Н. А. Некрасов отказался от светлых сторон жизни и поэзии: как можно писать о радости и счастье, о природе и любви, когда бедствует народ;

• Н. А. Некрасов стал поэтом «мести и печали» и попытался соединить любовь и ненависть, и его стихи переполнены злобой, а вместо любви выходит сентиментальность;

• стихи Н. А. Некрасова — это газетная поэзия, репортаж в стихах.

2. Заключительное слово учителя

— В поэзии Н. А. Некрасова получала воплощение тема народных страданий, но и отразились в той или иной степени почти все стороны народного бытия и важнейшие стороны человеческого существования вообще. Эта неоднородность, многогранность поэтического мира Н. А. Некрасова давали и дают возможность по-разному «прочитывать» как всё его творчество в целом, так и по чти каждое некрасовское произведение в отдельности, позволяют выделить самые различные аспекты в их содержании. Да и сама поэзия Н. А. Некрасова как живое, немеркнущее явление русской культуры по-разному соотносилась с духом того или иного времени, с реалиями той или иной эпохи.

VI. Домашнее задание

1. Выполнить сравнительный анализ (письменно) стихотворения К. Рылеева «Гражданин» и стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин».

2. Опережающее задание (2 учащихся)
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений «Мы с тобой бестолковые люди…», «Ты ещё на жизнь имеешь право…».

Следующий урок: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Её психологизм и бытовая конкретизация >>>


Вчерашний день, часу в шестом…
Н. А. Некрасов
[2]

Вчерашний день, часу в шестом,‎
Зашел я на Сенную;‎[3]
Там били женщину кнутом,‎
Крестьянку молодую.‎

Ни звука из ее груди,‎
Лишь бич свистел, играя...‎
И Музе я сказал: "Гляди!‎
Сестра твоя родная!"‎
1848‎
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг. (вернуться к уроку)

ЭЛЕГИЯ
Н. А. Некрасов
[4]

А.Н.Еракову [5]

Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая "страдания народа"
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!... Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!...
Толпе напоминать, что бедствует народ
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?...

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил - и сердцем я спокоен...
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба...
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленьи...
"Довольно ликовать в наивном увлеченьи,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ?..

Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы -
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: "В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода, наконец, внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев?.."

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье:
Народному врагу проклятие сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся... Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он - и не дает ответа...
15-17 августа 1874
Источник: Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. – Л.: «Наука», 1981. Т. 3. С. 151-152.
(вернуться к уроку)

ПОЭТ И ГРАЖДАНИН
Н. А. Некрасов
[6]

ГРАЖДАНИН
(входит)

Опять один, опять суров,
Лежит - и ничего не пишет.

ПОЭТ

Прибавь: хандрит и еле дышит -
И будет мой портрет готов.

ГРАЖДАНИН

Хорош портрет! Ни благородства,
Ни красоты в нем нет, поверь,
А просто пошлое юродство.
Лежать умеет дикий зверь...

ПОЭТ

Так что же?

ГРАЖДАНИН

Да глядеть обидно.

ПОЭТ

Ну, так уйди.

ГРАЖДАНИН

Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...

ПОЭТ

Положим, я такая редкость,
Но нужно прежде дело дать.

ГРАЖДАНИН

Вот новость! Ты имеешь дело,
Ты только временно уснул,
Проснись: громи пороки смело...

ПОЭТ

А! знаю: "Вишь, куда метнул!"[7]
Но я обстрелянная птица.
Жаль, нет охоты говорить.

(берет книгу)

Спаситель Пушкин! - Вот страница:
Прочти и перестань корить!

ГРАЖДАНИН
(читает)

"Не для житейского волненья,[8]
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв".

ПОЭТ (с восторгом)

Неподражаемые звуки!..
Когда бы с Музою моей
Я был немного поумней,
Клянусь, пера бы не взял в руки!

ГРАЖДАНИН

Да, звуки чудные... ура!
Так поразительна их сила,
Что даже сонная хандра
С души поэта соскочила.
Душевно радуюсь - пора!
И я восторг твой разделяю,
Но, признаюсь, твои стихи
Живее к сердцу принимаю.

ПОЭТ

Не говори же чепухи!
Ты рьяный чтец, но критик дикий.
Так я, по-твоему, - великий,
Повыше Пушкина поэт?
Скажи пожалуйста?!.

ГРАЖДАНИН

Ну, нет!
Твои поэмы бестолковы,
Твои элегии не новы,
Сатиры чужды красоты,
Неблагородны и обидны,
Твой стих тягуч. Заметен ты,
Но так без солнца звезды видны.
В ночи, которую теперь
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо, -
Ты твердо светоч свой держал,
Но небу было неугодно,
Чтоб он под бурей запылал,
Путь освещая всенародно;
Дрожащей искрою впотьмах
Он чуть горел, мигал, метался.
Моли, чтоб солнца он дождался
И потонул в его лучах!

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,
Не видно солнца ниоткуда,
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной
В сияньи спорят небеса,
И ветер ласковый и сонный
Едва колеблет паруса, -
Корабль бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Но гром ударил: буря стонет,
И снасти рвет, и мачту клонит, -
Не время в шахматы играть,‎
Не время песни распевать!‎
Вот пес - и тот опасность знает‎
И бешено на ветер лает:‎
Ему другого дела нет...‎
А ты что делал бы, поэт?‎
Ужель в каюте отдаленной‎
Ты стал бы лирой вдохновленной‎
Ленивцев уши услаждать‎
И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,‎
Но легче ль родине твоей,‎
Где каждый предан поклоненью‎
Единой личности своей?‎
Наперечет сердца благие,‎
Которым родина свята.‎
Бог помочь им!.. а остальные?‎
Их цель мелка, их жизнь пуста.‎
Одни - стяжатели и воры,‎
Другие - сладкие певцы,‎
А третьи... третьи - мудрецы:‎
Их назначенье - разговоры.‎
Свою особу оградя,‎
Они бездействуют, твердя:‎
"Неисправимо наше племя,‎
Мы даром гибнуть не хотим,‎
Мы ждем: авось поможет время,‎
И горды тем, что не вредим!"‎
Хитро скрывает ум надменный‎
Себялюбивые мечты,‎
Но... брат мой! кто бы ни был ты,‎
Не верь сей логике презренной!‎
Страшись их участь разделить,‎
Богатых словом, делом бедных,‎
И не иди во стан безвредных,‎
Когда полезным можешь быть!‎
Не может сын глядеть спокойно‎
На горе матери родной,‎
Не будет гражданин достойный‎
К отчизне холоден душой,‎
Ему нет горше укоризны...‎
Иди в огонь за честь отчизны,‎
За убежденье, за любовь...‎
Иди, и гибни безупречно.‎
Умрешь не даром, дело прочно,‎
Когда под ним струится кровь. . .

А ты, поэт! избранник неба,[9]‎
Глашатай истин вековых,‎
Не верь, что не имущий хлеба‎
Не стоит вещих струн твоих!‎
Не верь, чтоб вовсе пали люди;‎
Не умер бог в душе людей,‎
И вопль из верующей груди‎
Всегда доступен будет ей!‎
Будь гражданин! служа искусству,[10]‎
Для блага ближнего живи,‎
Свой гений подчиняя чувству‎
Всеобнимающей Любви;‎
И если ты богат дарами,‎
Их выставлять не хлопочи:‎
В твоем труде заблещут сами‎
Их животворные лучи.‎
Взгляни: в осколки твердый камень‎
Убогий труженик дробит,‎
А из-под молота летит‎
И брызжет сам собою пламень!

ПОЭТ

Ты кончил?.. чуть я не уснул.‎
Куда нам до таких воззрений!‎
Ты слишком далеко шагнул.‎
Учить других - потребен гений,‎
Потребна сильная душа,‎
А мы с своей душой ленивой,‎
Самолюбивой и пугливой,‎
Не стоим медного гроша.‎
Спеша известности добиться,‎
Боимся мы с дороги сбиться‎
И тропкой торною идем,‎
А если в сторону свернем -‎
Пропали, хоть беги со света!‎
Куда жалка ты, роль поэта!‎
Блажен безмолвный гражданин:‎
Он, музам чуждый с колыбели,‎
Своих поступков господин,‎
Ведет их к благородной цели,‎
И труд его успешен, спор...

ГРАЖДАНИН

Не очень лестный приговор.‎
Но твой ли он? тобой ли сказан?‎
Ты мог бы правильней судить:‎
Поэтом можешь ты не быть,‎
Но гражданином быть обязан.[11]‎
А что такое гражданин?‎
Отечества достойный сын.‎
Ах! будет с нас купцов, кадетов,‎
Мещан, чиновников, дворян,‎
Довольно даже нам поэтов,‎
Но нужно, нужно нам граждан!‎
Но где ж они? Кто не сенатор,‎
Не сочинитель, не герой,
Не предводитель,[12] не плантатор,[13]‎
Кто гражданин страны родной?‎
Где ты, откликнись? Нет ответа.‎
И даже чужд душе поэта‎
Его могучий идеал!‎
Но если есть он между нами,‎
Какими плачет он слезами!!.‎
Ему тяжелый жребий пал,‎
Но доли лучшей он не просит:‎
Он, как свои, на теле носит‎
Все язвы родины своей.‎
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .‎
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .‎
Гроза шумит и к бездне гонит‎
Свободы шаткую ладью,‎
Поэт клянет или хоть стонет,‎
А гражданин молчит и клонит‎
Под иго голову свою.‎
Когда же... Но молчу. Хоть мало,‎
И среди нас судьба являла‎
Достойных граждан...[14] Знаешь ты‎
Их участь?.. Преклони колени!..‎
Лентяй! смешны твои мечты‎
И легкомысленные пени!‎
В твоем сравненье смыслу нет.‎
Вот слово правды беспристрастной:‎
Блажен болтающий поэт,‎
И жалок гражданин безгласный!

ПОЭТ

Не мудрено того добить,
Кого уж добивать не надо.
Ты прав: поэту легче жить -
В свободном слове есть отрада.
Но был ли я причастен ей?
Ах, в годы юности моей,
Печальной, бескорыстной, трудной,
Короче - очень безрассудной, -
Куда ретив был мой Пегас!
Не розы - я вплетал крапиву
В его размашистую гриву
И гордо покидал Парнас.
Без отвращенья, без боязни
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил.
Не повторю, что там я видел...
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил![15]
И что ж?.. мои послышав звуки,
Сочли их черной клеветой;
Пришлось сложить смиренно руки
Иль поплатиться головой...
Что было делать? Безрассудно
Винить людей, винить судьбу.
Когда б я видел хоть борьбу,
Бороться стал бы, как ни трудно,
Но... гибнуть, гибнуть... и когда?
Мне было двадцать лет тогда!
Лукаво жизнь вперед манила,
Как моря вольные струи,
И ласково любовь сулила
Мне блага лучшие свои -
Душа пугливо отступила...
Но сколько б не было причин,
Я горькой правды не скрываю
И робко голову склоняю
При слове: честный гражданин.
Тот роковой, напрасный пламень
Доныне сожигает грудь,
И рад я, если кто-нибудь
В меня с презреньем бросит камень.
Бедняк! и из чего попрал
Ты долг священный человека?
Какую подать с жизни взял
Ты - сын больной больного века?..
Когда бы знали жизнь мою,
Мою любовь, мои волненья...
Угрюм и полон озлобленья,
У двери гроба я стою...

Ах! песнею моей прощальной
Та песня первая была!
Склонила Муза лик печальный
И, тихо зарыдав, ушла.
С тех пор не часты были встречи:
Украдкой, бледная, придет
И шепчет пламенные речи,
И песни гордые поет.
Зовет то в города, то в степи,
Заветным умыслом полна,
Но загремят внезапно цепи -
И мигом скроется она.
Не вовсе я ее чуждался,
Но как боялся! как боялся!
Когда мой ближний утопал
В волнах существенного горя -
То гром небес, то ярость моря
Я добродушно воспевал.
Бичуя маленьких воришек
Для удовольствия больших,
Дивил я дерзостью мальчишек
И похвалой гордился их.
Под игом лет душа погнулась,
Остыла ко всему она,
И Муза вовсе отвернулась,
Презренья горького полна.
Теперь напрасно к ней взываю -
Увы! сокрылась навсегда.
Как свет, я сам ее не знаю
И не узнаю никогда.
О Муза, гостьею случайной
Являлась ты моей душе?
Иль песен дар необычайный
Судьба предназначала ей?
Увы! кто знает? рок суровый
Всё скрыл в глубокой темноте.
Но шел один венок терновый
К твоей угрюмой красоте...
1855 - июнь 1856
Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 2. Стихотворения 1855—1866 гг.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

2. Вчерашний день, часу в шестом... – впервые опубликовано: Album do m-me Olga Kozlov (M., 1883, с 171), в составе альбомной записи Некрасова: "Не имея ничего нового, я долго рылся в моих старых бумагах и нашел там исписанный карандашом лоскуток. Я ничего не разобрал (лоскуток, сколько помню, относится к 1848 году), кроме следующих осьми стихов <...> Извините, если эти стихи не совсем идут к вашему изящному альбому. Ничего другого не нашел и не придумал. Ник. Некрасов. 9 ноября 1873 г. СПб.".
О. А. Козлова - жена дипломата и поэта-переводчика П. А. Козлова. Альбом О. А. Козловой был выпущен очень малым тиражом.
В последнее время высказано серьезное сомнение в том, что стихотворение написано в 1848 г. (см. Элъзон М. Д. О датировке стихотворения "Вчерашний день, часу в шестом..." - Некр. сб. VII с 123-130).
При жизни Некрасова стихи эти не публиковались.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1920.
Автограф не найден.
Положено на музыку (М. В. Коваль, 1935). (вернуться)

3. Сенная — рыночная площадь в Петербурге, была местом публичных телесных наказаний по приговору суда. (вернуться)

4. Элегия – впервые опубликовано: ОЗ, 1875, No 2, с. 495-496, с подписью: "Н. Некрасов", урезанным ст. 7 ("Влачатся в нищете...........") и заменой ст. 8 строкой точек (перепечатано: Р. б-ка, с. 225-227, с датой: "1874", без цензурного пропуска).
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1879, т. III. В прижизненные издания "Стихотворений" Некрасова не входило.
Автографы: 1) черновой автограф без заглавия и даты (ст. 1- 14, 25-36) - ИРЛИ, ф. 203, No 41; 2) наброски (на л. 2 черновой рукописи стихотворения "На постоялом дворе") - ИРЛИ, ф. 203, К 31; 3) наборная рукопись с заглавием и посвящением, без даты, с подписью: "Н. Некрасов" - ИРЛИ, ф. 203, No 40. Известна также копия А. А. Буткевич, сохранившаяся среди писем ее к С. И. Пономареву, с*** вместо заглавия и датой: "15-17 августа 1875 ", с небольшими разночтениями, одно из которых в ст. 8 ("по выжженным лугам" вместо "по скошенным лугам") принято во втором и третьем посмертных изданиях (Стихотворения Н. А. Некрасова. Полн. собр. в одном томе. 1842-1872. СПб., 1881; переиздание: СПб., 1882),- ИРЛИ, Р. II, оп. 1, No 40.
Датируется 15-17 августа 1874 г. по копии, с исправлением ошибочно проставленного в ней года.
Решив повременить с печатанием столь острого в политическом отношении стихотворения и опасаясь заранее привлечь к нему внимание цензуры, поэт писал 29 августа 1874 г. из Чудовской Луки мужу своей сестры А. Н. Еракову по поводу "Элегии": "Посылаю тебе стихи; так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы, то и посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу. Одна просьба - не давай их никому списывать, а читать можешь, коли они тебе понравятся, кому угодно".
В черновой рукописи стихотворение начиналось строками:
Старо, не правда ли, печь хлебы из муки?
Однако ж из песку попробуй испеки! -
которые являлись стихотворным переложением афоризма, сформулированного Некрасовым в "Заметках о журналах" за октябрь 1855 г.: "Очень однообразная вещь печь хлеб всё из муки да из муки; он даже не всегда и удается,- однако ж никому не приходит в голову начать печь его из песку" (ПСС, т. IX, с. 339). Отказавшись от этого наглядного бытового сравнения, противоречащего общей высокой тональности стихотворения, Некрасов прямо начинает с утверждения актуальности темы "страданий парода", полемически направленного против претензий, предъявлявшихся к его поэзии современным либеральным историком литературы О. Ф. Миллером, который считал, что "непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков" уже Некрасовым "исчерпано" и что "поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему" (Миллер О. Публичные лекции. Некрасов. Произведения второго периода... СПб., 1874, с. 144-145; см. об этом: Гин 1971, с. 166-169).
Написанная в период, когда "хождение в народ" приобрело особенный размах, "Элегия" заключала в себе обращенный к молодежи замаскированный призыв бороться за подлинное освобождение крестьянства (черновой вариант: "О русский юноша! Есть темы выше моды: Не старят их века!.."). Вместе с тем в стихотворении говорится и о бедствии "народов" (во множественном числе), т. е., как и в созданных в том же 1874 г. стихотворениях "Страшный год" и "Смолкли честные, доблестно павшие...", о торжестве реакции в Европе, наступившей после франко-прусской войны и разгрома Парижской Коммуны (см.: Гаркави А. М. К изучению "Элегии" Н. А. Некрасова в 9-м классе. - В кн.: Проблемное изучение литературы в школе. Сб. Калинингр. гос. ун-та. Калининград, 1969, с. 63).
Вопрос о положении народа сливается в "Элегии" с вопросом о роли поэта в обществе. Развивая собственную программу гражданственности искусства, Некрасов опирался в этом стихотворении на тенденции вольнолюбивой лирики Пушкина. Исследователями отмечалась перекличка со стихотворениями Пушкина "Деревня", "Эхо", "Памятник" (см. об этом: Гиппиус В. Некрасов в истории русской поэзии XIX века. - ЛН, т. 49-50, с. 10, а также названные работы А. М. Гаркави и М. М. Гина). В свой итоговый сборник "Последние песни" Некрасов не ввел "Элегию" безусловно лишь по цензурным соображениям. Это образец нового типа элегии, возникшего в творчестве Некрасова, элегии социальной, в которой в связи с изменением объекта изображения традиционные поэтические средства насыщались новыми жанровыми признаками (см. об этом: Фризман Л. Г. Жизнь лирического жанра. М., 1973, с. 146-147). Отмечалось, в частности, своеобразное использование в ней типичного для старых медитативных элегий Жуковского ритмико-синтаксического построения. (вернуться)

5. Александр Николаевич Ераков (1817—1886) — русский инженер; близкий знакомый Н. А. Некрасова, гражданский муж Анны Буткевич (1823 — 1882) – родной сестры поэта.
После разрыва с мужем Анна Алексеевна устроилась в семью овдовевшего Еракова гувернанткой, однако вскоре стала его гражданской женой. Сам Александр Николаевич был большим любителем литературы, близким другом Н. А. Некрасова, его душеприказчиком и исполнителем его завещания. Николай Алексеевич посвятил ему несколько стихотворений, в том числе знаменитую "Элегию". (вернуться)

6. Поэт и гражданин – впервые опубликовано и включено в собрание сочинений: Ст 1856, с. V-XVI. Перепечатывалось во 2-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений" и в Р. б-ке.
Автограф всего стихотворения не найден. Автограф ст. 52 (начиная со слов "Заметен ты" - 65 в виде отдельного текста в цикле "Заметки" (под N 1) с заглавием "Самому себе" (первоначальный, зачеркнутый вариант заглавия: "Современному поэту") - ГБЛ (Зап. тетр. N 2, л. 42); факсимильно воспроизведен в издании: Некрасов Н. А. Соч., т. 1. М., 1954, между с. 160 и 161; опубликован Некрасовым без заглавия в составе "Заметок о журналах за февраль 1856 года": С, 1856, N 3 (ценз. разр. - 29 февр. и 3 марта 1856 г.), отд. V, с. 79. Автограф ст. 136-147 - ЦГАЛИ (Зап. Тетр., л. 4, в составе поэмы "В. Г. Белинский"). Эти строфы вошли в стихотворение "Русскому писателю" (С, 1855, N 6 (ценз. разр. - 31 мая 1855 г.), с. 219, с подписью: "Н. Некрасов"). См.: Другие редакции и варианты, с. 265. Черновые наброски, относящиеся к ст. 191-197, 204-207, - ГБЛ (Зап. тетр. N 1, внутренняя сторона задней обложки).
В Экз. авт. ГБЛ Некрасов от руки заполнил цензурные купюры в ст. 227-229, 267. В Экз. авт. ГПБ Некрасов, устраняя цензурные искажения, в ст. 211 зачеркнул "правдивом" и надписал "свободном", а также заполнил цензурную купюру в ст. 227-229.
В корректуре Ст 1856 Н. X. Кетчер вписал от руки два дополнительных четверостишия (после ст. 131 и после ст. 135), не вошедших в печатный текст (Кор. Кетчера, л. 58 об., 59). В прижизненных изданиях "Стихотворений" (начиная со Ст 1861) датировано: "1856". Однако некоторые фрагменты монологов Гражданина были созданы раньше. Ст. 136-147, написанные весной 1855 г., как уже говорилось, были первоначально опубликованы в составе стихотворения "Русскому писателю".
Несколько позже были написаны ст. 52-65: упомянутый выше их автограф датируется (по положению в Зап. тетр. N 2) концом 1855 или началом 1856 г.
Работу над "Поэтом и гражданином" Некрасов завершил лишь летом 1856 г., находясь на даче близ Ораниенбаума. "Пишу длинные стишищи и устал", - сообщил он И. С. Тургеневу 27 июня 1856 г.
Некрасов торопился закончить "Поэта и гражданина", чтобы ввести его (в качестве предисловия) в издание Ст 1856, прошедшее уже через цензуру (ценз. разр. - 14 мая 1856 г.). В Ст 1856 "Поэт и гражданин" был напечатан более крупным шрифтом и с особой пагинацией (римскими цифрами). Последнее обстоятельство, возможно, объясняется тем, что эти страницы были присоединены к уже сверстанной книге.
Когда сборник Ст 1856 вышел из печати (19 октября 1856 г.), Некрасов находился за границей. Об огромном успехе книги у передовых читателей ему сообщал Чернышевский 5 ноября 1856 г.: "Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли "Ревизор" или "Мертвые души" имели такой успех, как Ваша книга" (Чернышевский, т. XIV, с. 321).
В N 11 "Современника" за 1856 г., в рецензии Чернышевского на Ст 1856 были целиком перепечатаны три стихотворения: "Поэт и гражданин", "Отрывки из путевых записок графа Гаранского" и "Забытая деревня". Перепечатка была замечена в великосветских кругах, и о "крамольной" книге Некрасова было доложено Александру II (Чернышевский, т. I, с. 752; Колокол, 1857, 1 авг., л. 2, с. 14-15). Возникло громкое цензурное дело, причем наиболее яростные нападки вызвало стихотворение "Поэт и гражданин", "... тут идет речь, - указывал товарищ министра народного просвещения П. А. Вяземский в проекте распоряжения по цензурному ведомству, - не о нравственной борьбе, а о политической <...> здесь говорится не о тех жертвах, которые каждый гражданин обязан принести отечеству, а говорится о тех жертвах и опасностях, которые угрожают гражданину, когда он восстает против существующего порядка и готов пролить кровь свою в междоусобной борьбе или под карою закона" (ЛН, т. 53-54, с. 215-216).
В распоряжении министра народного просвещения А. С. Норова от 30 ноября 1856 г. говорилось, что в стихотворении, "конечно не явно и не буквально, выражены мнения и сочувствия неблагонамеренные. По всему ходу стихотворения и по некоторым отдельным выражениям нельзя не признать, что можно придать этому стихотворению смысл и значение самые превратные" (Лемке М. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1904, с. 312); здесь же были выписаны из "Поэта и гражданина" ст. 54-61, 123-127, причем слова "Чтоб он под бурей запылал, Путь освещая всенародно..." и "... дело прочно, Когда под ним струится кровь..." были подчеркнуты как наиболее "неприличные и неуместные" (там же, с. 312-313). В том же распоряжении предписывалось, "чтобы впредь не было дозволяемо новое издание "Стихотворений Н. Некрасова" и чтобы не были печатаемы ни статьи о сей книге, ни выписки из оной"; редакции "Современника" было объявлено, что "первая подобная выходка подвергнет <...> журнал совершенному прекращению" (там же, с. 313).
Выпустить новое издание "Стихотворений" Некрасову удалось лишь после долгих хлопот, в 1861 г. При перепечатке в Ст 1861 многие стихотворения были сильно искажены цензурой. Особенно пострадал "Поэт и гражданин". При дальнейших перепечатках Некрасов восстановил в этом стихотворении ряд ярких строк, но отдельные искажения так и остались в тексте всех последующих прижизненных изданий (см.: Другие редакции и варианты, с. 267-268).
Упрощенно трактуя стихотворение, Е. А. Ляцкий писал, что оно воспроизводит, "без сомнения, одну из типичнейших бесед Чернышевского с Некрасовым" (Современный мир, 1911, N 10, с. 170). Конечно, в монологах Гражданина воплощены взгляды на назначение искусства, которые в ту пору пропагандировал Чернышевский (в "Эстетических отношениях искусства к действительности" и в других работах). Но в монологи того же Гражданина включены и ст. 136-147, которые в черновике поэмы "В. Г. Белинский" были вложены в уста Белинского, а также ст. 52-65, оформленные в рукописи как автопризнание Некрасова и озаглавленные "Самому себе". Очевидно, что в монологах Гражданина отражены взгляды Чернышевского, Белинского, Некрасова и других революционных демократов. В образе Поэта, видимо, есть какие-то черты характера Некрасова, но несомненно резкое различие творческих установок автора и героя; см. особенно ст. 208-294, где Поэт рассказывает, что его "душа пугливо отступила", испугавшись борьбы ("Но... гибнуть, гибнуть... и когда? Мне было двадцать лет тогда!"), и он отошел от больших социальных тем, стал "добродушно" воспевать красоту природы и т. п.
Гражданин и Поэт - образы, имеющие обобщенный характер. Поскольку в прижизненных изданиях Некрасова текст "Поэта и гражданина" печатался с цензурными искажениями и купюрами, читатели восстанавливали доцензурные варианты в своих экземплярах книги Некрасова (иногда с разночтениями) - см. Экз. Васильковского, Экз. ГБЛ, Экз. Гербеля, Экз. Евгеньева-Максимова, Экз. Ефремова 1859, Экз. ИРЛИ б, Экз. Лазаревского, Экз. Музея Н., Экз. Чуковского.
Некоторые бесцензурные варианты были восстановлены также в Списке Модзалевского и в заграничной контрафакции - Ст 1862. Призывая своего друга М. И. Шемановского к "внутренней работе над собою" (т. е. к воспитанию в себе стойких революционных убеждений), Н. А. Добролюбов в письме К нему от 6 августа 1859 г. цитировал "Поэта и гражданина"; он писал: "С потерею внешней возможности для такой деятельности мы умрем, - но и умрем все-таки не даром... Вспомни: Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной... и т. д. Прочти стихов десять, и в конце их ты увидишь яснее, что я хочу сказать" (Добролюбов, т. IX, с. 378).
В последней фразе Добролюбов обращал внимание своего друга на строки, считавшиеся в то время особенно "крамольными": Иди в огонь за честь отчизны, За убежденье, за любовь... Иди и гибни безупречно. Умрешь не даром: дело прочно, Когда под ним струится кровь... (вернуться)

7. "Вишь, куда метнул!" — скрытая цитата из Гоголя (в "Ревизоре", д. 2, явл. 8: "Эк, куда метнул!"). (вернуться)

8. "Не для житейского волненья..." — цитата из стихотворения Пушкина "Поэт и толпа" (1828). (вернуться)

9. А ты, поэт! избранник неба... — Некрасов использует пушкинскую характеристику Поэта (из того же стихотворения): "небес избранник". (вернуться)

10. Будь гражданин! служа искусству... — первоначально (в составе стихотворения "Русскому писателю") эта строка имела другую редакцию: "Служи не славе, не искусству", - и вызвала замечание И. С. Тургенева, который писал И. И. Панаеву 10 июля 1855 г.: "Желал бы я знать - стих Некрасова (в стихотворении "К русскому писателю"): Служи не славе, не искусству - вероятно, опечатка вместо: но искусству?" (Тургенев, Письма, т. II, с. 298).
Предложенную Тургеневым поправку Некрасов не принял, но переделал строку так, чтобы в ней нельзя было усмотреть пренебрежительного отношения к искусству. (вернуться)

11. Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. — Некрасов перефразирует формулу К. Ф. Рылеева (из посвящения к поэме "Войнаровский", 1823-1825): "Я не поэт, а гражданин".
Эту формулу (не называя Рылеева из-за цензуры) привел Н. Г. Чернышевский в 4-й статье из цикла "Очерки гоголевского периода русской литературы" (С, 1856, N 4). Возможно, что эта статья, хорошо известная Некрасову (он хлопотал о ее публикации перед цензором В. Н. Бекетовым), и напомнила ему о рылеевской формуле (см.: Гаркави А. М. Чернышевский и стихотворение Некрасова "Поэт и гражданин". - В кн.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, вып. 5. Саратов, 1968, с. 54-57). Кадеты - воспитанники дворянских военно-учебных заведений. (вернуться)

12. Предводитель — губернский или уездный предводитель дворянства, выборные административные должности. (вернуться)

13. Плантатор — здесь: помещик, живущий в своем имении. (вернуться)

14. Хоть мало, И среди нас судьба являла Достойных граждан... — против этих строк (печатавшихся с вариантом: вместо "среди нас" - "в наши дни") в Экз. авт. ГПБ переписчик сделал пометку: "Здесь видели намек на судьбу декабристов". Впрочем, надо полагать, что Некрасов имел в виду не только декабристов, но и петрашевцев и других революционеров, подвергшихся репрессиям со стороны царского правительства. (вернуться)

15. Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! — Н. Г. Чернышевский, усмотревший в этих стихах автопризнание Некрасова, писал ему 5 ноября 1856 г.: "... Вы говорите не о любви К женщине, а о любви к людям - но тут еще меньше права имеете Вы унывать за себя: Клянусь, я честно ненавидел! Клянусь, я искренно любил! - не вернее ли будет сказать Вам о себе: ... я честно ненавижу! ... я искренно люблю!" (Чернышевский, т. XIV, с. 324). (вернуться)

 
Некрасов и Панаев. Карикатура Н. А. Степанова.
«Иллюстрированный альманах», запрещенный цензурой. 1848.

Источник: Лотман Л. М. Проза сороковых годов [XIX века]
// История русской литературы:
В 10 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). —
М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.
Т. VII. Литература 1840-х годов. — 1955.

 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика