Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»
Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе
Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского
Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова
Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе
Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных
Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее
Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе.
Философский смысл образа Платона Каратаева
Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны
Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление
добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества
Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней
и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя
Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
УРОК 80
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
КАРТИНЫ ВОЙНЫ 1812 ГОДА,
СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА.
ОСУЖДЕНИЕ ВОЙНЫ
Цель:
продолжить работу по развитию навыков аналитического чтения; проследить изображение Отечественной войны,
исходя из взглядов Л. Н. Толстого, раскрыть их силу и слабость; показать значение Бородинской битвы как
кульминации всего действия; развивать умение сравнивать героев литературного произведения (Кутузов и Наполеон);
помочь убедиться в силе духа как отдельного человека, так и целого народа при достижении поставленной цели.
Оборудование:
учебник, таблица, опорно-смысловой конспект, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы,
поднятые автором в романе-эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; читают и комментируют фрагменты
текста, содержащие портретные характеристики; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли личности в истории.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
• Л. Н. Толстой говорил, что в романе «Война мир» он любил «мысль народную вследствие войны 12-го года».
Раскройте содержание понятия «мысль народная». Почему Толстой связывал его с войной 1812 года?
— До сих пор в истории нет единого мнения о том, что же руководит историческим процессом: великие личности, народ, случайности, высший разум?
Решение этой проблемы не имеет однозначного ответа. Каждый теоретик, писатель, поэт, историк доказывает свою точку зрения. Так и Толстой
в своём романе-эпопее, опираясь на исторические события и факты, высказывает своё видение данной проблемы.
Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живёт для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических,
общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми
он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределённость и неизбежность каждого его поступка». Писатель рассуждает
о роли личности в истории на примере двух полководцев: Кутузова и Наполеона.
Давайте и мы сравним историческую правду и видение автором этих двух великих людей
ІІІ. Работа над темой урока
1. Выполнение интерактивного упражнения «Закончи цитату…»
1) Перед Бородинским сражением Кутузов вызвал князя Андрея, чтобы «оставить при себе». Князь Андрей отказался со словами: «Благодарю вашу светлость,
но я боюсь, что не гожусь больше для штабов. А главное…
(я привык к полку, полюбил офицеров, и люди меня, кажется, полюбили. Мне бы жалко было оставить полк»);
2) Кутузов говорил Болконскому: «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть. А для этого не нужно штурмовать и атаковать, а нужно…
(терпение и время)»;
3) Андрей Болконский: «Говорят, что война подобна шахматной игре. Да, только с тою маленькой разницей, что в шахматах…
(ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и ещё с тою разницей, что конь всегда сильнее пешки, и две пешки всегда сильнее одной, но
на войне один батальон иногда сильнее дивизий, а иногда слабее роты…)».
2. Слово учителя
— В ходе работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич использовал подлинные исторические документы — приказы, распоряжения, диспозиции
и планы сражений, письма и т. д. Так он внёс в текст романа письма Александра I и Наполеона, которыми русский и французский императоры обменялись перед
началом войны 1812 года. Мы находим в «Войне и мире» путаную диспозицию Аустерлицкого сражения, разработанную немецким генералом на русской
службе Вейротером, и «гениальную» диспозицию Бородинского сражения, составленную Наполеоном (Толстой показывает, что ни один из её пунктов не был
выполнен в ходе сражения).
Исключительно интересны подлинные письма Кутузова, включенные в главы «Войны и мира». Они служат блестящим подтверждением характеристики
фельдмаршала, которая дана ему автором романа. Вводя в своё повествование подлинные документы, позаимствованные в трудах историков или найденные
в архивах, Толстой, как правило, не меняет в их тексте ни одного слова. Но все они служат одной цели — глубокому раскрытию смысла исторических лиц,
ставших действующими лицами «Войны и мира».
Характеризуя свою работу над документальными источниками, писатель указывал: «Везде, где в моём романе говорят и действуют исторические лица,
я не выдумывал, а пользовался материалами…»
3. Анализ глав, посвящённых Бородинскому сражению (т. 3, ч. 2, гл. 19–39)
Постановка и решение проблемных вопросов
• Докажите, что Бородинское сражение является кульминационным эпизодом в изображении войны в романе (как связан этот эпизод с изображением
войны 1805–1807 годов и с последующим описанием войны 1812 г.).
• Почему сражение подаётся через восприятие Пьера? Что поражает Пьера накануне сражения? Какие открытия он делает на поле Бородина?
• Сопоставьте эпизоды «Пьер на батарее» (сравните: «Батарея Тушина»,
том 1) и «Князь Андрей в резерве». Почему Толстой так распорядился судьбой героев на Бородинском поле?
• Как Толстой противопоставляет Кутузова и Наполеона?
• Какие приёмы использует Толстой для раскрытия характеров Наполеона и Кутузова до начала сражения? На какие детали внешности и поведения
обращает внимание?
• Как ведут себя Кутузов и Наполеон во время сражения? Покажите, что они противопоставляются как полководцы и как личности.
• Почему Толстой считал поступки Наполеона противоположными добру и правде («Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»)?
• Почему, описывая Бородинское сражение, Толстой чередует сцены, в которых участвуют полководцы и генералы, с теми, в центре которых простые
солдаты или знакомые нам вымышленные персонажи?
• Как сочетается в описании сражения стремление Толстого к предельному обобщению, масштабности, с одной стороны, и к детализации, конкретности — с другой?
• Покажите, что Толстой, изображая Бородинское сражение, выступает как историк, как философ, как художник-реалист и психолог.
4. Творческая работа (в группах, с опорой на текст романа)
1-я группа.
Пересмотрите главы описания Бородинского сражения; вспомните основной принцип, положенный в основу композиции романа и сделайте выводы.
2-я группа.
«Изображение войны 1812 года». Используя текст романа и знания, полученные на уроках истории, ответьте, кому всецело принадлежит заслуга победы в войне 1812 года.
3-я группа.
Каков характер войн, которые ведут Кутузов и Наполеон, и каковы цели каждого из них? Для чего нам сегодня нужно понять, в чём смысл
противостояния двух типов полководцев (и шире — руководящих лиц)?
5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Как объяснить слова Толстого: «Наполеон дал, а Кутузов принял это сражение» (т. 3, ч. 2, гл. 19).
• По каким основным нравственным принципам Л. Н. Толстой противопоставляет Кутузова и Наполеона? Свой ответ аргументируйте.
6. Составление сопоставительной таблицы «Кутузов и Наполеон»
• Работая с таблицей (запись на доске и в тетрадях), приведите примеры из текста романа
(описание Кутузова и Наполеона, речь героев произведения, цитирование).
Кутузов и Наполеон |
Кутузов |
Наполеон |
1. «Простота, доброта и правда» во внешнем облике Кутузова
|
1. Сатирические краски при описании портрета Наполеона |
2. Речь Кутузова |
2. Речь Наполеона |
3. Полное подчинение интересам России и народа:
•скромность и простота;
•искренность и правдивость;
•близость к простым людям, знание и понимание их чувств;
•проявление мудрости и таланта полководца;
•гуманное отношение к побеждённым |
3. Законченное проявление культа личности, мания величия:
•высокомерие, тщеславие, самовлюблённость;
•лицемерие, фальшь, позёрство;
•равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;
•война — игра, люди — пешки, которых лишь надо правильно расставить, и затем двигать ими;
•жестокость и вероломство Наполеона и его армии |
4. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического
чувства |
4. Командующий армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшее орудие
истории», «человек с помрачённой совестью» |
|
7. Работа над составлением опорно-смыслового конспекта (в парах)
1-й вариант — образ Кутузова
Пояснение к ОСК (формулируют учащиеся).
В 1805 г.
Кутузов как могучая пружина, которая готова в любую минуту победно распрямиться, но пока
постоянно сдерживается, так как полководец не видит целесообразности в участии русской армии в войне 1805–1807 гг.
В 1812 г.
Отечество в опасности. Происходит подлинный взрыв полководческого таланта Кутузова. Именно в это
время происходит максимальное растяжение пружины полководческого дара.
А с изгнанием врагов с территории России и вступлением русских войск в Европу (с началом европейской кампании 1813 г.) пружина ослабевает, так как
Россия освобождена и поставлена на высшую ступень своей славы, русскому человеку делать больше нечего. И Кутузов умер.
2-й вариант — образ Наполеона
Пояснение к ОСК (формулируют учащиеся).
Наполеоновская тема в романе соединена с курагинской.
Наполеон в судьбе народов играет ту же роль, что Курагины — в частной жизни людей. Как в первом, так и во втором случае
«нельзя было знать что хорошо, что дурно, что разумно и что безумно».
Но Анатоль Курагин — глупец. Самое же страшное, когда с таким же сердцем окажется человек умный и хитрый, то есть Наполеон. Он, провозгласивший высокие
идеалы равенства и братства, идеалы республики, начнёт триумфальное шествие по территории других государств, как бы совершая круг почёта по Европе.
Но, в конце концов, захочет абсолютной власти и погубит свою армию, ввергнет свой народ в катастрофу, заведёт в тупик. Такое крутое падение ему придётся
пережить.
А причиной всему, вглядитесь в конспект,— огромное «Я» во всех проявлениях, амбиции, эгоизм.
IV. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Мини-дискуссия
• Какова, по мнению Л. Н. Толстого, роль личности в истории?
• Вы обратили внимание, что приём антитезы использован автором и при изображении Кутузова и Наполеона. Объективен ли автор, показывая этих двух
исторических личностей?
2. Заключительное слово учителя
— Ещё в молодости писатель пришёл к мысли, что «каждый исторический факт необходимо объяснять человечески…». В эпилоге романа Л. Н. Толстой
говорит о том, что невозможно описывать движение человечества без понятия о силе, заставляющей людей направлять свою деятельность к одной цели, а эта
сила есть движение «всех, без одного исключения всех людей».
По Толстому, содержание исторического процесса составляет движение народных масс, их действия, их могучая, неостановимая сила и величие личности заключаются в том,
чтобы стать частью этой силы.
V. Домашнее задание
1. Перечитать полюбившие эпизоды романа «Война и мир».
2. Подготовиться к беседе «Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества в романе».
Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление
добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества >>>
|