Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»
Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе
Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского
Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова
Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе
Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных
Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее
Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе.
Философский смысл образа Платона Каратаева
Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны
Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление
добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества
Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней
и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя
Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
УРОК 82
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
ОПИСАНИЯ ПРИРОДЫ
И ИХ СВЯЗЬ С ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ
ЖИЗНЬЮ ЧЕЛОВЕКА
Цель:
продолжить работу по развитию навыков аналитического чтения; совершенствовать; совершенствовать навыки и умения анализировать эпизоды художественного
произведения, обобщать прочитанное; воспитывать духовно богатую личность; раскрыть всемирное значение творчества Л. Н. Толстого.
Оборудование:
учебник, текст романа, иллюстрации к роману, раздаточный материал, репродукция картины И. Левитана «Дуб».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание романа; анализируют эпизоды романа, определяют их роль в раскрытии образов персонажей и художественного замысла Л. Н. Толстого;
делают обобщающие выводы об идейном содержании романа и его художественных достоинствах; отмечают значение
романа Л. Н. Толстого для развития русской и мировой литературы.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание устных сочинений (см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Чтение наизусть заранее подготовленными учащимися отрывков
из романа «Война и мир» (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» много ярких эпизодов, отдельных картин, каждая из которых сама по себе много значит. Лунная ночь в Отрадном,
первый бал Наташи, охота… Все эпизоды служат общей связи романа, представляют единое целое, но и каждый в отдельности — завершён и по-сво ему интересен.
Роль пейзажных описаний в романе очень велика.
По Толстому, сила жизни, сила природы — в вечном развитии. В природе он видит некую норму жизни. Пейзажи в романе помогают осмыслить внутренний мир героев.
Курагины, лишённые внутренней душевной жизни, не изображаются в единстве с природой.
В противовес им князь Андрей, Наташа, Пьер понимают и любят природу. Картины природы помогают глубже понять внутренний мир того или иного героя,
они как бы дополняют его характеристику, нередко сопутствуют ему. Каждому из любимых толстовских героев в своё время открывается «высокое бесконечное
небо» — символ возвышенных стремлений, вечных духовных поисков.
Пейзаж обретает философский смысл и играет важную композиционную роль в раскрытии авторского замысла в романе «Война и мир». Природа для автора эпопеи —
это высшая мудрость, олицетворение нравственных идеалов и истинных ценностей. Идеалом писателя был человек «естественный», близкий к природе. Поэтому одной
из важных характеристик героев Толстого является их отношение к природе. И сегодня на уроке мы убедимся в этом.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
(Учащиеся составляют тезисы.)
— Эпизод — относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе эпического, лиро-эпического и драматического произведений, фиксирующая
происшедшее в легко обозримых границах пространства и времени.
Расположение эпизода в тексте — важная грань композиции произведения.
С одной стороны, он является некоторым законченным целым: автор эпического произведения стремится охватить всю полноту бытия в каждом эпизоде, а не
только в целом произведении. Все композиционные элементы в эпическом произведении стремятся к завершённости и относительной замкнутости. С другой
стороны, эпизод — только звено в цепи художественного произведения, связанное с другими звеньями разнообразными связями.
Чтобы определить место и роль рассматриваемого эпизода в сюжете произведения, нужно понять внутреннюю логику его развития — его микросюжет, раскладывающийся
на те же составляющие, что и «классический» порядок частей в композиции художественного произведения: экспозицию, завязку, развитие
действия, кульминацию и развязку.
Прежде всего нужно установить «ближайшие» связи эпизода: что ему предшествует, что следует за ним, а затем определить, какую функцию он выполняет.
Исследуя эпизод, надо постоянно ставить перед собой вопросы: какую задачу решает автор, вводя художественные детали в произведение? Как деталь
характеризует героев и их отношения? Встречаются ли эти детали в других эпизодах? Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?
Особенно часто встречаются в эпизодах описания интерьера и пейзажа. Это своего рода ключ, при помощи которого писатель помогает через деталь выйти
на героя, его характер, авторскую позицию.
Пейзаж — один из содержательных и композиционных элементов художественного произведения: описание природы, шире — любого незамкнутого пространства внешнего мира.
Пейзаж может даваться через восприятие персонажа по ходу его передвижения. Описание пейзажа может выполнять ещё более сложную функцию — объяснить характер героя.
Именно поэтому внутреннюю жизнь своих любимых героев Толстой часто соединяет с жизнью природы. Такой параллелизм — характерная черта художественного метода писателя.
Любит ли Толстой природу? Скорее всего, его чувство сильнее, глубже того, что называют любовью, ибо он любит человека в ней, любит без восторженного трепета,
без опьянения, он любит той великой и трезвою любовью, как можно любить «живую колесницу мирозданья», неразделимую с человеком. Во
взглядах Л. Н. Толстого на природу в романе «Война и мир» нет ничего таинственного, призрачного, сумеречно-звёздного, сказочного и чудесного: природа
у него — плоть от плоти народа, как, впрочем, и весь роман проникнут «мыслью народной». Рассмотрим несколько эпизодов.
2. Аналитическая беседа
• Зачем писатель даёт описание дуба в весеннем лесу?
• Что изменилось в мыслях князя Андрея после второй встречи с дубом? Какова роль дуба в этой сцене? Какую ещё роль играет эта сцена?
• Перед вами картина И. И. Левитана «Дуб» (см. репродукцию ниже).
Как вы считаете, можно ли её считать иллюстрацией к строкам, которые вы только что услышали?
• В чём, по-вашему, разница в создании пейзажа у художника и писателя?
• Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (т. 2, ч. 3, гл. 1–3). Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?
• Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их задавленными, мёртвыми, а их зелень грубой?
• Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?
• Вспомните другие сцены, где автор также подчёркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?
• Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?
• 9 глава 4-й части 4-го тома романа завершается картиной звёздного неба:
«Звёзды, как будто зная, что теперь никто не увидит их, разыгрались в чёрном небе. То вспыхивая, то потухая, то вздрагивая, они хлопотливо о чём-то
радостном, но таинственном, перешёптывались между собой…».
Раскройте связь этой картины с содержанием всей 9-й главы. Какая авторская мысль заключена в этой зарисовке звёздного неба?
• В каких других эпизодах романа авторские мысли находят выражение в картинах неба, простирающегося над землёй и людьми?
3. Самостоятельный (письменный) анализ описаний природы (по вариантам)
1-й вариант.
«Описание елей в лесу» (т. 2, ч. 3, гл. 1).
(Главное — автор видел и ценил в природе, как и в людях, развитие.)
2-й вариант.
«Небо Аустерлица».
(Болконский видит небо, для него это — символ нового, высокого понимания жизни.)
3-й вариант.
«Встречи князя Андрея с дубом».
(Природа — это олицетворение высшей мудрости.)
4-й вариант.
Природа перед Бородинским сражением.
(Выводы о приёмах изображения природы.)
4. Презентация результатов письменного анализа эпизодов
5. Мини-дискуссия «Размышления после прочитанного»
• Можно ли считать актуальными слова Л. Н. Толстого в романе «Война
и мир»: «…воевать с таким народом, как вы,— преступление». Кому принадлежат эти слова и по какому поводу они сказаны?
• Согласны ли вы со словами Пьера Безухова: «Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же
самое. Ведь это так просто…» Просто ли это? Где и по какому поводу сказаны эти слова?
• Для чего Л. Н. Толстой дважды стремится породнить Ростовых и Болконских? Чего у каждой семьи в избытке, а чего не хватает? Будь на то ваша
воля, в какой из семей вы предпочли бы родиться, воспитываться и жить — и почему?
• Княжна Марья, и особенно, Наташа разочаровали многих читателей тем, какими они стали в эпилоге романа. Если эти героини разочаровали вас, то чем
именно? Если нет, аргументируйте своё мнение.
• Едина ли семья Ростовых? Чем объяснить в ней особое положение Веры и Сони? В какие моменты и почему не согласна с мужем и детьми мать
и к чему её приводит Толстой в старости? Каким бы стал Петя, дожив до возраста Николая?
• Монолитно ли семейство Болконских? Всё ли вы принимаете в его устоях? Хотели бы вы иметь такого отца, мужа, брата или сестру?
6. Выразительное чтение учащимися любимых отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»
Рекомендации.
По ходу изучения романа учащиеся читали эпизоды, связанные с их любимыми героями. Но теперь любимых эпизодов стало больше,
и они стали разнообразнее. Это позволяет учащимся снова пережить волнующие места великого произведения, ощутить его силу.
7. Самостоятельное ознакомление со статьёй учебника
«Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя. Интерес к Толстому в современном мире»
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Заключительное слово учителя
— Высокий нравственный пафос «Войны и мира» волнует писателей ХХ в., свидетелей новых опустошительных войн, в гораздо большей степени, чем современников
Л. Н. Толстого. Немецкий писатель Леонард Франк в книге «Человек добр» назвал создателя «Войны и мира» величайшим борцом за те условия
человеческого существования, при которых человек действительно может быть добр. В романе Л. Н. Толстого он увидел страстное участие к страданиям, которые
война принесла всем людям и, прежде всего, русским людям.
В 1887 г. американец Джон Форест писал Л. Н. Толстому: «Ваши персонажи для меня — живые, настоящие люди, такие же, как и Вы сами, и составляют
столь же неотъемлемую часть русской жизни. За последние годы вы, Достоевский и Гоголь населили то пространство, которое раньше было для меня безлюдной пустыней,
отмеченной лишь географическими названиям. Приехав теперь в Россию, я стал бы разыскивать Наташу, Соню, Анну, Пьера и Левина с большей уверенностью, что
встречусь с ними, чем с русским царём. И если бы мне сказали, что они умерли, я очень огорчился бы и сказал: “Как? Все?”».
Художественные законы, открытые Л. Н. Толстым в «Войне и мире», составляют и поныне непререкаемый образец. Голландский писатель Тойн де Фрис
выразился об этом так: «Больше всего захватывает меня всегда роман “Война и мир”. Он неповторим».
В наш век трудно найти человека, на каком бы языке он ни говорил, который не знал бы «Войну и мир». В книге ищут вдохновения художники, композиторы, перевоплощающие
её в традиционных (опера С. Прокофьева) и в новых, неизвестных во времена Л. Н. Толстого, формах искусства, подобных кино и телевидению. Помочь читателю глубже,
яснее, тоньше понять поэтическое слово, его силу и красоту — в этом главная задача и условие их успеха. Они дают возможность как бы увидеть своими глазами ту
действительную жизнь, любовь к которой мечтал пробудить Л. Н. Толстой своей книгой.
В начале XX в. поэт Константин Бальмонт проводил лекции о классиках литературы XIX в. Чтобы показать величие гения Л. Толстого, К. Бальмонт начал
свою лекцию о нём в абсолютно тёмном зале. Затем зажёг одну лампу со словами: «Это загорелась звезда Пушкина». Затем включил вторую: «А это звезда
Лермонтова». А потом, подойдя к окну, одним махом сдёрнул штору — и в зал хлынул солнечный свет, который заполнил всё пространство: «А вот это Толстой!»
Сегодня мы ещё раз соприкоснулись с творчеством гения, величайшим талантом, мощь которого по силам осознать не каждому.
Я надеюсь, что в дальнейшем вы ещё не один раз вернётесь к произведениям Л. Н. Толстого, чтобы открыть в них для себя что-то важное. Спасибо вам за активную
работу, за глубокое знание текста, за умение мыслить и рассуждать, за то, что вы полюбили героев Толстого, сопереживали им.
VI. Домашнее задание
Подготовить рабочие материалы к сочинению на одну из тем:
«Война и мир в кавычках и без кавычек»;
«Кутузов и Наполеон как “информация к размышлению”»;
«Любимые страницы романа “Война и мир”»;
«В поисках смысла жизни» («Путь идейно-нравственных исканий Андрея Болконского»);
«Человек и природа в романе “Война и мир”;
«Наташа Ростова на пути к счастью».
Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Урок развития речи. Контрольное сочинение
по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» >>>
|