Философский смысл образа Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 79
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ.
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ
ОБРАЗА ПЛАТОНА КАРАТАЕВА

Цель:

показать гражданскую позицию писателя-патриота Л. Н. Толстого; анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: «В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 г.»; раскрыть философский смысл образа Платона Каратаева; совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа литературного произведения; развивать монологическую речь; формировать отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.

Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; раскрывают философский смысл образа Платона Каратаева; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли личности в истории.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Л. Н. Толстой говорил, что в романе «Война мир» он любил «мысль народную вследствие войны 12-го года». Раскройте содержание понятия «мысль народная». Почему Толстой связывал его с войной 1812 года?

• «Мысль народная» близка некоторым идеям революционных демократов. В чём проявляется эта близость?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Главной формой воплощения «мысли народной» в романе «Война и мир» является непосредственное изображение представителей народных масс.

Народ в романе предстает и как безымянная масса защитников родины на поле Бородина, и как партизаны Денисова, и как жители Москвы, как солдаты, которых встречает Пьер на Можайском шоссе. Всех этих людей объединяет всенародное чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма». Эта «скрытая теплота патриотизма» объединяет и рядовых солдат, и Андрея Волконского, и Пьера Безухова, и Наташу Ростову. Это воодушевление всеобщим чувством своеобразно проявляется в том, что, например, накануне Бородинского сражения солдаты, по древнему русскому обычаю, надевают чистые белые рубахи, а солдаты Тимохина отказываются от водки.

Но Толстой из этой огромной солдатской массы выделяет образы Тушина, Тимохина, Платона Каратаева и Тихона Щербатого.

IV. Работа над темой урока

1. Слово учителя (устный журнал)


— Под словом народ Л. Н. Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света.

Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. В этих образах Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты.

Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение, непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон — как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу, но лишь в критическое, исключительное для страны время Отечественной войны 1812 г.

Платон Каратаев — простой, обыкновенный солдат, который, однако, сыграл исключительную роль в духовном возрождении Пьера Безухова. Пьер встретился с Платоном Каратаевым в плену. После расстрела поджигателей в душе Пьера «всё завалилось в кучу бессмысленного сора»: «Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не в его власти». Когда же Пьер встретил Платона Каратаева, сблизился с ним, он почувствовал, «что разрушенный мир теперь с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». Это случилось в то время, когда из души Пьера была вдруг «выдернута… пружина, на которой всё держалось и представлялось живым». Встретив Каратаева, он понял, что власти этого порядка противостоит другой порядок, другая логика, логика жизни, которую нельзя уничтожить никакой силой. После огромного нервного напряжения и тяжелейшего морального по трясения (после сцены казни) Пьер вдруг попадает как бы в иной мир. И в этот момент Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира.

Для Пьера Безухова Каратаев стал олицетворением «всего русского, доброго и круглого». Интересно, что Толстой употребляет здесь слово круглое. Сразу ощущается что-то мягкое и ласковое. Таким, видимо, и был Платон Каратаев. Платон Каратаев появляется в романе совсем ненадолго, однако личность его настолько незаурядна и влияние на судьбу Пьера Безухова столь огромно, что его нельзя причислить просто к эпизодическим лицам. Ведь его нравственное воздействие на Пьера по силе можно сравнить лишь с тем воздействием, которое оказывала на Пьера Наташа.

Однако незлобивость, покорность, уступчивость и другие черты, присущие Платону Каратаеву, были свойственны значительной, но не всей части русского крестьянства и солдатства.

Вслед за сценами, знакомящими читателей с Платоном Каратаевым, идут сцены, рисующие партизанскую войну. В них Толстой описывает другого представителя русского крестьянства — народного мстителя — Тихона Щербатого. Этот персонаж является одним из тех, кто поднял на врага дубину народной войны, которую славит Лев Толстой. Так же, как и Платон Каратаев, Тихон Щербатый является простым русским мужиком, но, несомненно, его образ противостоит образу Каратаева. Тихон Щербатый оказался самым нужным и полезным бойцом в партизанском отряде Василия Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…». Он отличался ловкостью, силой и необычайной смелостью.

Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Мародёров точно два десятка побили, а то мы ничего не делали…». Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю чёрную работу: раскладку костров, уход за лошадьми,— но оказалось, что он способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в казаки. Тихон не просто овеществляет силу и мужество простого русского мужика. Он, как и многие другие «сквозные» герои романа, усиливает характеристику главных героев.

Именно потому, что произведение насыщено образами таких людей, как Каратаев и Щербатый, можно уверенно сказать — это не роман, описывающий, какие события происходили с людьми, как они жили и боролись; это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание. Именно народ победил в войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей.

2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

• Расскажите о «философии» Платона Каратаева.
Что это — оригинальная философская или морально-этическая система?
Выражение русской ментальности или свод христианских истин?
Свой ответ подтвердите цитатами из текста романа.

3. Комментированное чтение эпизодов романа (ч. 1 гл. 13; ч. 2 гл. 14; ч. 3 гл. 12) с последующей аналитической беседой

• Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? Какие черты русского народа показаны в нём?

• Расскажите, как жил Пьер в плену. Какое значение имела для него встреча с Платоном Каратаевым?

• Под влиянием событий, происходивших в занятой французами Москве, Пьер потерял веру в жизнь, в добро и справедливость. В таком состоянии и встречается он с Платоном Каратаевым. Объясните, как Каратаев помог Пьеру восстановить душевное равновесие, вернуться к жизни.

• Как менялось отношение Пьера к Платону Каратаеву? Чем объясняется эта перемена?

• Почему Пьер считает, что Каратаев одобрил бы его семейную жизнь, построенную по правилам деятельной добродетели, но не одобрил бы его попыток переустроить на тех же основаниях жизнь всего общества?

• Почему Пьер всё-таки пытается и, как видно, дальше будет пытаться переустроить общество по законам деятельной добродетели?

• Нередко литературоведы видят в образе Платона Каратаева предвестие поздних идей Толстого: непротивления злу насилием, религиозности. Иначе об этом образе высказался философ и литературовед А. Гулыга, оценивший его как «воплощение лучших народных черт добра, трудолюбия, человечности». А как вы оцениваете образ Каратаева?

4. «Под сенью дружных муз…»:
постановка и решение проблемных вопросов с опорой на иллюстрации к роману «Война и мир» художника А. Николаева

У ч и т е л ь.
Тушин и Тимохин — два маленьких человека, но на таких маленьких людях держится русская армия. Главное разделение в романе такое: близки и дороги люди искренние и естественные, ненавистны и чужды фальшивые. Это разделение пройдёт через всё произведение, и на войне, и в мире оно будет главным в нашем отношении к людям, с которыми знакомит нас Толстой.

Андрей Николаев — один из лучших современных иллюстраторов Л. Н. Толстого. Перед вами серия его работ — «“Война и мир” в цвете. Том первый». Рисунок прост и реалистичен, композиции естественны и логичны, колористическая гамма строга. Это тот самый стиль, при котором вы не должны замечать живопись, не должны задерживаться на поверхности картины, взглянув, вы сразу же уходите в глубину великой книги: в аллеи Отрадного, в сырой снег Шенграбена.

Однако тем интереснее проследить, как чисто живописная логика художника позволяет ему дать самостоятельное и последовательное прочтение книги. Война трактуется художником как тяжкий труд, как работа. В этом ключе решена тема «Батарея Тушина», и «Атака под Аустерлицем», и «Отступление под Шенграбеном».


Батарея Тушина.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.



Атака под Аустерлицем.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.



Отступление под Шенграбеном.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.


Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы.

• Как вы думаете, художник стремился максимально точно передать видение писателя или воссоздал образы героев романа такими, какими представлял их сам?

• Найдите в тексте романа отрывки, полностью соответствующие иллюстрациям.

• Что открыл вам эпизод Шенграбенского сражения в романе Толстого?
(Отступление под Шенграбеном.
«Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи…».
Батарея Тушина.
«В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перетяжкой убитых и раненных лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском…»)

• Чем особенно интересны Тушин и Тимохин? Почему автор подчёркивает невоенную, даже неказистую внешность Тушина, неприметность Тимохина?

• Почему под Аустерлицом русская армия потерпела поражение? Как на этот вопрос отвечает Толстой?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?

• Почему «мысль народная» — любимая мысль Л. Н. Толстого в романе? В чем её смысл?

• Осуждая войну как явление, делает ли Толстой исключение для Отечественной войны 1812 года и если да, то в каком смысле и почему?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, изображение народа в романе «Война и мир» не сводится только к фаталистическим выводам и идеям. В романе Толстой подчёркивает значение «дубины народной войны», действовавшей с простотой и целесообразностью.

Образ Платона Каратаева представляет собой одно из величайших художественных достижений Толстого, одно из «чудес» его искусства. Каратаев возникает в выстроенной уже цепи художественных лиц, живёт как бы на перекрестке разных судеб, освещая их по-своему и сам приобретая от них исключительную силу выразительности и своеобразной определённости, яркости.

Толстой поэтизирует в «Войне и мире» народ как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах. Человек, возглавляющий толпу, лишается у Толстого права считать себя героем. Любимая мысль писателя живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой эпопеи. Нет в русской литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были переданы мощь и величие русского народа.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать главы о Кутузове и Наполеоне. По ходу чтения проследить за участием полководцев в ходе боевых сражений; определить, как относятся к полководцам их воины: Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15; т. 3, ч. 2, гл. 16); Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33).

2. Перечитать главы, посвящённые Бородинскому сражению, и сравнить настроение рядовых солдат, офицеров и штабных офицеров (т. 3, ч. 2, гл. 20, 21, 22).

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)


 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика