Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»
Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе
Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского
Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова
Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе
Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных
Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее
Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе.
Философский смысл образа Платона Каратаева
Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны
Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление
добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества
Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней
и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя
Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»
УРОК 79
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ.
ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ
ОБРАЗА ПЛАТОНА КАРАТАЕВА
Цель:
показать гражданскую позицию писателя-патриота Л. Н. Толстого; анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: «В “Войне
и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 г.»; раскрыть философский смысл образа Платона
Каратаева; совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа литературного произведения;
развивать монологическую речь; формировать отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.
Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы,
поднятые автором в романе-эпопее; раскрывают философский смысл образа Платона Каратаева; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли
личности в истории.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Л. Н. Толстой говорил, что в романе «Война мир» он любил «мысль народную вследствие войны 12-го года». Раскройте содержание понятия «мысль
народная». Почему Толстой связывал его с войной 1812 года?
• «Мысль народная» близка некоторым идеям революционных демократов. В чём проявляется эта близость?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Главной формой воплощения «мысли народной» в романе «Война и мир» является непосредственное изображение представителей народных масс.
Народ в романе предстает и как безымянная масса защитников родины на поле Бородина, и как партизаны Денисова, и как жители Москвы, как солдаты, которых
встречает Пьер на Можайском шоссе. Всех этих людей объединяет всенародное чувство, которое Толстой называет «скрытой теплотой патриотизма». Эта
«скрытая теплота патриотизма» объединяет и рядовых солдат, и Андрея Волконского, и Пьера Безухова, и Наташу Ростову. Это воодушевление всеобщим
чувством своеобразно проявляется в том, что, например, накануне Бородинского сражения солдаты, по древнему русскому обычаю, надевают чистые белые
рубахи, а солдаты Тимохина отказываются от водки.
Но Толстой из этой огромной солдатской массы выделяет образы Тушина, Тимохина, Платона Каратаева и Тихона Щербатого.
IV. Работа над темой урока
1. Слово учителя (устный журнал)
— Под словом народ Л. Н. Толстой понимал всё патриотически настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту,
и дворянство, и торговое сословие. Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность народа, противопоставляет их фальши, лицемерию света.
Толстой показывает двойственную психологию крестьянства на примере двух его типичных представителей: Тихона Щербатого и Платона Каратаева. В этих образах
Толстой сосредоточил основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, партизан, дворовых, мужиков, городской бедноты.
Оба героя дороги сердцу писателя: Платон как воплощение «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств (патриархальность, незлобивость, смирение,
непротивление, религиозность), которые писатель высоко ценил у русского крестьянства; Тихон — как воплощение народа-богатыря, поднявшегося на борьбу,
но лишь в критическое, исключительное для страны время Отечественной войны 1812 г.
Платон Каратаев — простой, обыкновенный солдат, который, однако, сыграл исключительную роль в духовном возрождении Пьера Безухова. Пьер встретился с Платоном
Каратаевым в плену. После расстрела поджигателей в душе Пьера «всё завалилось в кучу бессмысленного сора»: «Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь — не
в его власти». Когда же Пьер встретил Платона Каратаева, сблизился с ним, он почувствовал, «что разрушенный мир теперь
с новою красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его
душе». Это случилось в то время, когда из души Пьера была вдруг «выдернута… пружина, на которой всё держалось и представлялось живым». Встретив
Каратаева, он понял, что власти этого порядка противостоит другой порядок, другая логика, логика жизни, которую нельзя уничтожить никакой силой. После огромного
нервного напряжения и тяжелейшего морального по трясения (после сцены казни) Пьер вдруг попадает как бы в иной мир. И в этот момент
Пьер ощутил новую красоту недавнего разрушенного мира.
Для Пьера Безухова Каратаев стал олицетворением «всего русского, доброго и круглого». Интересно, что Толстой употребляет здесь слово круглое. Сразу ощущается
что-то мягкое и ласковое. Таким, видимо, и был Платон Каратаев. Платон Каратаев появляется в романе совсем ненадолго, однако личность его настолько незаурядна
и влияние на судьбу Пьера Безухова столь огромно, что его нельзя причислить просто к эпизодическим лицам. Ведь его нравственное воздействие на Пьера
по силе можно сравнить лишь с тем воздействием, которое оказывала на Пьера Наташа.
Однако незлобивость, покорность, уступчивость и другие черты, присущие Платону Каратаеву, были свойственны значительной, но не всей части русского
крестьянства и солдатства.
Вслед за сценами, знакомящими читателей с Платоном Каратаевым, идут сцены, рисующие партизанскую войну. В них Толстой
описывает другого представителя русского крестьянства — народного мстителя — Тихона Щербатого. Этот персонаж является одним из тех, кто поднял на
врага дубину народной войны, которую славит Лев Толстой. Так же, как и Платон Каратаев, Тихон Щербатый является простым русским мужиком, но, несомненно, его
образ противостоит образу Каратаева. Тихон Щербатый оказался самым нужным и полезным бойцом в партизанском отряде Василия Денисова:
«Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…». Он отличался ловкостью, силой и необычайной смелостью.
Тихон Щербатый — простой мужик, самостоятельно начавший войну с французами. Он объяснял Денисову: «Мародёров точно два десятка побили,
а то мы ничего не делали…». Оставшись у Денисова, Тихон сначала делал всю чёрную работу: раскладку костров, уход за лошадьми,— но оказалось, что он
способен на большее. По ночам он уходил на добычу, принося платье и оружие французское, а когда приказывали, то приводил и пленных. Вскоре он был зачислен в
казаки. Тихон не просто овеществляет силу и мужество простого русского мужика. Он, как и многие другие «сквозные» герои романа, усиливает характеристику
главных героев.
Именно потому, что произведение насыщено образами таких людей, как Каратаев и Щербатый, можно уверенно сказать — это не роман, описывающий,
какие события происходили с людьми, как они жили и боролись; это роман о том, что случилось с народом, как изменялось народное самосознание. Именно народ
победил в войне, именно народ стал носителем главных духовных ценностей.
2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса
(работа в парах)
• Расскажите о «философии» Платона Каратаева.
Что это — оригинальная философская или морально-этическая система?
Выражение русской ментальности или свод христианских истин?
Свой ответ подтвердите цитатами из текста романа.
3. Комментированное чтение эпизодов романа (ч. 1 гл. 13; ч. 2 гл. 14; ч. 3
гл. 12) с последующей аналитической беседой
• Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? Какие черты русского народа показаны в нём?
• Расскажите, как жил Пьер в плену. Какое значение имела для него встреча с Платоном Каратаевым?
• Под влиянием событий, происходивших в занятой французами Москве, Пьер потерял веру в жизнь, в добро и справедливость. В таком состоянии
и встречается он с Платоном Каратаевым. Объясните, как Каратаев помог Пьеру восстановить душевное равновесие, вернуться к жизни.
• Как менялось отношение Пьера к Платону Каратаеву? Чем объясняется эта перемена?
• Почему Пьер считает, что Каратаев одобрил бы его семейную жизнь, построенную по правилам деятельной добродетели, но не одобрил бы его попыток
переустроить на тех же основаниях жизнь всего общества?
• Почему Пьер всё-таки пытается и, как видно, дальше будет пытаться переустроить общество по законам деятельной добродетели?
• Нередко литературоведы видят в образе Платона Каратаева предвестие поздних идей Толстого: непротивления злу насилием, религиозности. Иначе
об этом образе высказался философ и литературовед А. Гулыга, оценивший его как «воплощение лучших народных черт добра, трудолюбия, человечности». А как вы
оцениваете образ Каратаева?
4. «Под сенью дружных муз…»:
постановка и решение проблемных вопросов с опорой на иллюстрации к роману «Война и мир» художника А. Николаева
У ч и т е л ь. Тушин и Тимохин — два маленьких человека, но на таких маленьких людях держится русская армия. Главное разделение в романе такое:
близки и дороги люди искренние и естественные, ненавистны и чужды фальшивые. Это разделение пройдёт через всё произведение, и на войне, и в мире оно
будет главным в нашем отношении к людям, с которыми знакомит нас Толстой.
Андрей Николаев — один из лучших современных иллюстраторов Л. Н. Толстого. Перед вами серия его работ — «“Война и мир” в цвете. Том первый». Рисунок прост
и реалистичен, композиции естественны и логичны, колористическая гамма строга. Это тот самый стиль, при котором вы не должны замечать живопись, не должны
задерживаться на поверхности картины, взглянув, вы сразу же уходите в глубину великой книги: в аллеи Отрадного, в сырой снег Шенграбена.
Однако тем интереснее проследить, как чисто живописная логика художника позволяет ему дать самостоятельное и последовательное прочтение книги. Война трактуется
художником как тяжкий труд, как работа. В этом ключе решена тема «Батарея Тушина», и «Атака под Аустерлицем», и «Отступление под Шенграбеном».
Батарея Тушина.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.
Атака под Аустерлицем.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.
Отступление под Шенграбеном.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1971–75 гг.
Рассмотрите иллюстрации и ответьте на вопросы.
• Как вы думаете, художник стремился максимально точно передать видение писателя или воссоздал образы героев романа такими, какими представлял
их сам?
• Найдите в тексте романа отрывки, полностью соответствующие иллюстрациям.
• Что открыл вам эпизод Шенграбенского сражения в романе Толстого?
(Отступление под Шенграбеном.
«Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадочной дрожи…».
Батарея Тушина.
«В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин, не выпуская
своей носогрелки, бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перетяжкой убитых и раненных лошадей, и
покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском…»)
• Чем особенно интересны Тушин и Тимохин? Почему автор подчёркивает невоенную, даже неказистую внешность Тушина, неприметность Тимохина?
• Почему под Аустерлицом русская армия потерпела поражение? Как на этот вопрос отвечает Толстой?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Каким героям романа наиболее присущи черты русского национального характера?
• Почему «мысль народная» — любимая мысль Л. Н. Толстого в романе? В чем её смысл?
• Осуждая войну как явление, делает ли Толстой исключение для Отечественной войны 1812 года и если да, то в каком смысле и почему?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, изображение народа в романе «Война и мир» не сводится только к фаталистическим выводам и идеям. В романе Толстой подчёркивает значение
«дубины народной войны», действовавшей с простотой и целесообразностью.
Образ Платона Каратаева представляет собой одно из величайших художественных достижений Толстого, одно из «чудес» его искусства. Каратаев возникает в
выстроенной уже цепи художественных лиц, живёт как бы на перекрестке разных судеб, освещая их по-своему и сам приобретая от них исключительную
силу выразительности и своеобразной определённости, яркости.
Толстой поэтизирует в «Войне и мире» народ как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает
толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах. Человек, возглавляющий толпу, лишается у Толстого права считать себя
героем. Любимая мысль писателя живет в каждом образе, в каждой сцене, в каждой детали созданной им великой эпопеи. Нет в русской
литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были переданы мощь и величие русского народа.
VI. Домашнее задание
1. Перечитать главы о Кутузове и Наполеоне. По ходу чтения проследить за участием полководцев в ходе боевых сражений; определить, как относятся
к полководцам их воины: Кутузов (т. 3, ч. 2, гл. 15; т. 3, ч. 2, гл. 16); Наполеон (т. 3, ч. 1, гл. 2, 6; т. 3, ч. 2, гл. 26, 27, 33).
2. Перечитать главы, посвящённые Бородинскому сражению, и сравнить настроение рядовых солдат, офицеров и штабных офицеров (т. 3, ч. 2, гл. 20,
21, 22).
Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года,
смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны >>>
|