1. Лекция учителя (с элементами аналитической беседы)
(Учащиеся составляют тезисы, участвуют в беседе.)
— Два пути есть в жизни — путь погони за внешними благами (богатство, чины, власть, возможность жить, развлекаясь и ничего не делая, ничего не давая
жизни) и путь поиска ценностей духовных — стремление внести в жизнь что-то хорошее, доброе, быть нужным, полезным. На обеих дорогах — свои трудности,
горести и свои радости. Истинная и ложная красота человека заключена в оценке исторических событий, характеров людей.
Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления
между действиями, образами героев произведения. Характеризуя действующих лиц, оценивая их поступки, он сравнивает Наташу Ростову и Элен Безухову,
княжну Марью и Жюли Карагину, Николая Ростова и Бориса Друбецкого и др.
• Каковы радости главных, любимых героев Толстого, недоступны князю Василию, Анатолю, Элен, Бергу, завсегдатаям салона Шерер?
• Чем похожи семейные ситуации Бориса Друбецкого и Фёдора Долохова? Каковы характеры этих двух персонажей?
• Каким образом каждый из них выходит из «ситуации кризиса»?
С первых же страниц романа в облике, манерах, движениях каждого из героев обнаруживается и затаённая суть этих людей, и авторское отношение к ним.
Многое в их будущей судьбе нам ещё неизвестно, многое даже окажется непредвиденным. Но контраст фальшивого, показного и человечески подлинного возникает
с самого начала. Знакомя нас с блистательным салоном Анны Павловны Шерер, Толстой противопоставляет растлённую жизнь петербургской аристократии естественной
жизни людей, близких народу. Это и Наташа Ростова, и её брат Николай, и Пьер, и княжна Марья.
• Почему сам Толстой считал центральным узлом эпопеи, в котором сходятся все её сюжетные линии, эпизоды увлечения Наташи Ростовой Анатолем Курагиным и
её раскаяния в этом своём увлечении?
Жизнь, настоящая жизнь состоит в искании истины, а истина — в единении людей. Весь роман «Война и мир» — это гимн человеческому единению. К осознанию
этого любимых героев Толстого приблизила война 1812 г. Она перевернула все их представления о жизни, она была великим испытанием для всей нации.
Название эпопеи многозначно: «Война и мир» — два состояния общественной жизни — тесно связаны между собой. В мирное время человек формируется,
частично раскрывается; а в военное время, время великого испытания, окончательно определяется его суть. Истинный герой Толстого гармоничен. Автор
«Войны и мира» верил в то, что нравственное усовершенствование человека — единственный путь к справедливости и правде. Сам мыслитель делает лучших
своих героев не только глубоко чувствующими, но и мыслящими людьми.
Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей
раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности или изменяемости.
• В чём же, по мнению Толстого, человек может найти утешение?
Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному
поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны.
Психологический рисунок статичных предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но красивы мертвенной, застывшей
красотой. Для психологического анализа этих героев автор использует повторяющиеся детали, и много раз появляются перед читателем, вызывая раздражение: плоское
самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнажённые плечи Элен.
В отличие от нелюбимых любимые герои Толстого обычно некрасивы внешне, но наделены внутренней красотой. Они способны к самоусовершенствованию, к нравственным,
духовным исканиям. Вспомним поведение героев романа во время Шенграбенского сражения. Настоящие герои для Толстого те, в чьей
внешности подчёркнуто всё негероическое, кто винит себя, а не других, кто скромен и честен. Тушин, Тимохин, князь Андрей, преодолевающий свой страх,—
герои. Хвастливый и самоуверенный Жерков только кажется героем.
Способность к самосовершенствованию показана автором на примере Пьера и Андрея. В процессе поиска истинного, важного, непреходящего в жизни они постепенно
выходят из-под влияния системы ложных ценностей. Пьер разочаровывается в масонстве, князь Андрей — в государственной службе. Важным для раскрытия психологии
героев является для Толстого их отношение к другим людям, способность отречься от себя, по-каратаевски разлившись маленькой каплей
в море человеческих жизней, а также отношение людей к вечным человеческим ценностям: любви, природе, искусству, семье.
• Какие ценности Толстой считает незыблемой и вечной мерой измерения хорошего и дурного, отвергающей всякие претензии великой личности на неизмеримость
её дел и поступков?
Итак, герои Толстого, в конце концов, утрачивают свои иллюзии: князь Андрей понимает, как ничтожна слава, ничтожно счастье одного, построенное на
несчастье многих, Николай Ростов не находит мира там, где его искал, у Пьера Безухова раскрываются глаза на окружающее общество. Утрата иллюзий потрясла
внутренний мир этих людей. Но каждый из них по-своему, в соответствии со складом своего характера, с особенностями своего интеллекта начал
искать выход, формировать своё жизнеощущение, жизнепонимание.
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм»
• Обсудите в группах и дайте аргументированные ответы на вопросы.
1-я группа.
В 60-е гг. XIX в. в русской литературе герой из дворянской среды изображался преимущественно как «лишний» человек, как личность, неспособная на активное действие
в жизни общества. Центральные герои романа «Война и мир» — Пьер Безухов и Андрей Болконский — дворяне. Можно ли их считать
«лишними» людьми? Почему Толстой изобразил героя из дворянской среды ищущим своё место в жизни?
2-я группа.
Л. Н. Толстой долго работал над началом романа «Война и мир» и остановился только на 15-м варианте. Он стремился, чтобы уже в самом начале повествования
проявились, заявили о себе главные темы произведения. Докажите, что писатель решил эту задачу.
3-я группа.
Объясните, как вы понимаете главный принцип поэтики Л. Н. Толстого: «диалектика души». Обоснуйте свой ответ примерами из прочитанных вами произведений писателя,
в которых этот принцип проявился с наибольшей силой.
|
3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Какие принципы порядочности, чести важны для автора «Войны и мира» при оценке им человека? Можно ли сказать, что эти принципы являются той
разграничительной линией, по отношению к которой все персонажи его эпопеи строго располагаются по ту либо по эту сторону, то есть чётко делятся на
положительных и отрицательных? Если да, назовите положительных и отрицательных героев эпопеи. Если нет, приведите примеры так называемых
промежуточных персонажей.
4. «В творческой лаборатории режиссёра»:
работа с иллюстрациями-кадрами из фильма С. Бондарчука «Война и мир»
(размещены на доске или в виде раздаточного материала)
Наташа Ростова (актриса Людмила Савельева)
Князь Болконский (Вячеслав Тихонов) и Наполеон Бонапарт (Владислав Стржельчик)
• Совпадает ли ваше представление о героях с тем, которое предложил зрителям режиссёр?
• Если бы режиссёром фильма были вы, каких актёров предложили бы на роли Пьера, князя Андрея, Наташи? Аргументируйте свою точку зрения.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Что в романе-эпопее Л. Н. Толстого особенно волнует нас, читателей XXI в.?
• Какие традиции Л. Н. Толстого как автора «Войны и мира» вы считаете самыми жизнеспособными и плодотворными?
• В каких произведениях современных писателей вы больше всего ощущаете воздействие Л. Н. Толстого и в чём именно?
2. Заключительное слово учителя
— По Л. Н. Толстому, нарушение вечных общечеловеческих законов нравственности как в жизни отдельного человека, так и в жизни народов — наказывается. Умирает
в полном одиночестве Элен; с потерей ноги кончена жизнь Анатоля Курагина, так как духовной, внутренней жизни он не знает; терпит поражение Наполеон.
А человечество в целом? Разве по правде, по совести оно живёт? Разве не устраивает войн из-за корысти, из-за честолюбия? Расплата — все ужасы войны.
В том числе — гибель лучших людей, таких, как князь Андрей и Петя Ростов.
Проблемы, поднятые Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам М. Горького,— «документальное
изложение всех исканий, которые предприняла в XIX в. личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…»
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание (по выбору учащихся)
а) Составить устное сочинение на одну из тем: «Мой любимый герой романа» или «Что я открыл для себя в романе…».
б) Составить краткие тезисы концепции мировосприятия одного из героев романа.
2. Опережающее задание (3 учащихся)
Выучить наизусть отрывки из романа «Князь Андрей в весеннем лесу…»;
«Описание елей в лесу» (т. 2, ч. 3, гл. 1); «Описание дуба» (т. 2, ч. 3, гл. 3).
Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека.
Анализ эпизода. >>>
|