«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Урок 77. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных

Урок 78. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Народ и личность — одна из главных проблем в романе-эпопее

Урок 79. Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева

Урок 80. Л. Н. Толстой «Война и мир». Картины войны 1812 года, смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Осуждение войны

Урок 81. Л. Н. Толстой «Война и мир». Нравственно-философское осмысление добра и зла, чести и бесчестия, величия и низости человека, долга, дружбы, товарищества

Урок 82. Л. Н. Толстой «Война и мир». Описания природы и их связь с внешней и внутренней жизнью человека. Анализ эпизода. Всемирное значение Толстого-художника и мыслителя

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 78
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ.
НАРОД И ЛИЧНОСТЬ —
ОДНА ИЗ ГЛАВНЫХ ПРОБЛЕМ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ

Цель:

показать гражданскую позицию писателя-патриота Л. Н. Толстого; анализируя эпизоды романа, выяснить, какое понятие вложил автор в признание: «В “Войне и мире” я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года»; совершенствовать навыки аналитического чтения, текстуального анализа литературного произведения; развивать монологическую речь; формировать отношение к художественному тексту как источнику исторических знаний.

Оборудование:
учебник, таблица, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; комментируют отрывки из них; анализируют текст, содержащий описание военного времени, определяя проблемы, поднятые автором в романе-эпопее; пересказывают описание батальных сцен, выражая собственное отношение к изображаемому; делают выводы об авторской позиции писателя в изображении народа и роли личности в истории.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа


• Почему вопрос о народе занимал центральное место в литературе ХIХ в.?

• Как Л. Н. Толстой понимает слово народ?

• Как проявляет себя народ в войне 1812 г.? Какие герои вам запомнились?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— А. С. Пушкин отмечал, что произведение, основанное на историческом материале, должно отражать «судьбу человеческую, судьбу народную». Эту задачу блестяще осуществил Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир».

Опираясь на опыт Пушкина («Арап Петра Великого», «Борис Годунов», «Капитанская дочка»), Толстой создал совершенно новую форму исторического повествования. Развитие событий определяется движением самой истории, все действующие лица вовлечены в исторический поток, отдельные судьбы переплетаются с судьбами народа, философские размышления автора сочетаются с семейной хроникой, картинами природы, сценами сражений. И весь этот разнообразный огромный материал связан единой мыслью, которую писатель определил как «мысль народную».

Раскрыть народное значение Отечественной войны 1812 года, показать роль масс и отдельных людей в ходе исторических событий, понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов,— вот к чему стремился Толстой.

IV. Работа над темой урока

1. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Роман «Война и мир» первоначально был задуман автором как роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из ссылки. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше понимал, что, не рассказав о самом восстании и ещё глубже — о войне 1812 г., нельзя написать роман на необходимом для масштабов такого замысла уровне. Так замысел писателя постепенно трансформировался, углублялся, и результатом его явилось создание грандиозной эпопеи. Это рассказ о подвиге русского народа, о победе народного духа в войне 1812 г.

Позже, говоря о романе, Л. Н. Толстой писал, что главная мысль произведения — «мысль народная». Тема народа и цель «писать историю народа» определили и жанр «Войны и мира» — роман-эпопея.

«Война и мир» — русская национальная эпопея. Писатель представлял себе сотни тысяч людей — творцов истории — не как безликую массу, он изображал неповторимо своеобразные черты каждого человека. Все герои Толстого — настолько живые люди, что читатель видит их лица, слышит их голоса, проникает в их внутренний мир, узнаёт их тайные мысли, любит или ненавидит их. «Без ложной скромности, это — как “Илиада”,— говорил Л. Н. Толстой М. Горькому.

Сравнение с эпосом Гомера могло иметь только один смысл: в «Войне и мире» нашли своё отражение национальный характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы.

Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъём, который в 1812 г. испытали русские люди. И всем содержанием романа-эпопеи писатель показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу. Толстой смотрит на всё изображаемое им не с позиции той или иной социальной группы, но народа, как сложного и целостного единства, как решающей исторической силы, и любит он в своём творении не себя самого, а те народные начала, которые удалось ему выразить силой искусства. «Мысль народная» пронизывает в романе и те сцены, где народ непосредственно не изображается. Она незримо присутствует при описании персонажей не из народной среды, поэтому одна из важнейших идей романа может быть сформулирована так: чем ближе жизнь к народу, природе, естественным человеческим потребностям, тем она симпатичнее автору, и, наоборот, чем дальше от народа и природы, фальшивее, искусственнее человеческая жизнь, тем она противнее вообще и автору романа в частности. Уже в эпоху написания романа Толстой считал, что народ — решающая сила истории, и достоинство человека дворянской среды прежде всего в том, насколько полно его нравственное единение с народом. Это первая форма воплощения «мысли народной».

Вторая форма — деятельность исторических лиц — также проверяется мыслью народной. Наполеон отвергается потому, что он избрал для себя роль палача народа. Кутузов велик потому, что умел подчинить все мысли и действия народному чувству. «Умные» предначертания Сперанского отвергаются на том основании, что они не применимы к народной жизни.

Следующей формой воплощения «мысли народной» является протест против захватнической войны Наполеона, благословение освободительной войны. Такое отношение к войне усваивают все лучшие герои романа. Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий. Он считал, что произведение может быть хорошим только тогда, когда писатель любит в нём свою главную мысль. В «Войне и мире» писатель, по его признанию, любил «мысль народную». Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа связывает свою судьбу с судьбой нации.

2. Ознакомление с таблицей
«Развитие темы народа в романе “Война и мир”»
(работа в группах)



3. Работа с текстом романа: анализ эпизодов

1) «Смотр под Браунау»


• Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?

• Сравните сцены «Вечер у А. П. Шерер» и «Смотр под Браунау». Как меняется интонация, позиция автора?

• Почему сценой «Смотр под Браунау» Л. Н. Толстой вводит тему народа?

• В чём особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?

• Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?

• Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?

• Почему так детально выписывает Толстой сцену, изображающую поющих песню солдат? Проанализируйте сцену и определите, какие слова говорят об отношении автора к этой сцене и о высоком духе русской армии.

2) «Переправа через Энс»

• Почему в развитии военной темы переправа через Энс — вторая?

• Сравните эту сцену с «Вечером у А. П. Шерер» и найдите общее и отличное. Где здесь мир Курагиных, а где простой человек, готовый жертвовать собой?

• Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?

• Как ведёт себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры — Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?

• Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман». Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?

4. Краткий пересказ учащимися эпизода «На мосту через Дунай» (т. 1, ч. 2, гл. 7–8)

5. Аналитическая беседа

• В чём своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске зарождается единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?

• Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?

• Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?

• Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?

• Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?

• Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа.

• Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?

6. Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений:
коллективная работа над составлением таблицы

(запись на доске и в тетрадях)

Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений
Шенграбенское сражение
Аустерлицкое сражение
Решающее сражение в кампании 1805–1807 гг. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырёхтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, то есть, по сути, сохранить армию
Аустерлиц — «сражение трёх императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжества Наполеона-победителя»
Цель сражения благородна и понятна солдатам
Цель сражения не понята солдатами
Героизм, подвиги
Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея
Победа
Поражение



IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Мини-дискуссия с использованием интерактивного приёма «Микрофон»


• Прав ли Лев Толстой в размышлении о движущих силах истории?

2. Заключительное слово учителя

— Героизм и трусость, простота и тщеславие переплелись в помыслах и поступках участников сражений в Отечественной войне 1812 г. Но мы не можем не видеть, что решающей силой явилось единство и воодушевление тысяч рядовых воинов, не думающих о славе и награде. И мы приходим к мысли, что на войне, как и вообще в истории человечества, деятельность людских масс, объединённых чувствами и стремлениями, определяет ход событий.

Надеюсь, сегодняшний урок убедил вас: «мысль народная» проявляется в романе в великом утверждении о том, что народ — ведущая сила истории, движимая теплотой патриотизма, что он — носитель высших нравственных качеств, создатель материальных и духовных ценностей. Однако в романе-эпопее Толстого есть ещё одна грань, делающая её удивительно созвучной нашему времени, когда одним из самых жгучих вопросов, волнующих всех людей доброй воли, стал вопрос о сохранении мира на земле…

VI. Домашнее задание

1. Составить план развёрнутого ответа: «Народ в романе “Война и мир”».

2. Опережающее задание
Подготовить цитатный материал к раскрытию образов Платона Каратаева, Тихона Щербатого, Тимохина, Тушина.

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль народная» в романе. Философский смысл образа Платона Каратаева >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Бой за деревню Семеновская.
Фрагмент панорамы "Бородинская битва". Ф. А. Рубо
(сайт "К уроку литературы")

У барабана – генерал Дохтуров. Он только что вступил в командование
левым флангом русской армии, заменив тяжелораненого П.И.Багратиона.
Источник: Открытки. Музей-панорама "Бородинская битва". – М.: Планета, 1975.

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика